Альтернативная теория фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 13:59, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявления сущности теории фирмы, его положения в экономике и выявление альтернативной теории фирмы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-выявить основные теоретические подходы к определению понятия «фирма»;

Файлы: 1 файл

Альтернативная теория фирмы.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

При диверсификации слияния и поглощения преследует цель рассредоточить риск, распределив капитал по разным отраслям; освоить новые рынки, образующиеся на стыке прежних видов производства; занять даже самые мелкие ниши на рынке; максимально эффективно использовать достижения науки и техники; применяя их одновременно в разных областях (так называемое "перекрестное опыление технологии"). В результате приобретенные компании вписываются в общую структуру фирмы и образуют с ней единую схему, устойчивость которой зависит от эффективности управления. Основной организационной формой таких объединений являются концерн. Если же конгломерат образуется в спекулятивных целях, когда предприятия приобретаются и продаются лишь на том основании, что конъюнктура на фондовом рынке обеспечивает выигрыш соответственно при покупке или продаже. Такие объединения не являются устойчивыми, носят аморфный характер, легко распадаются. В 60-е годы наблюдался бум объединений конгломеративного типа, однако уже в 70-е годы многие из них показали себя "колоссами на глиняных ногах" и распались. В начале 90-х годов около 10% новых слияний и объединений можно было отнести к категории конгомеративных. Одна из важных тенденций последнего десятилетия - это тенденция деконцентрации и децентрализации. В условиях быстро меняющейся рыночной конъюнктуры, обострившейся конкуренции, принявшей и на внутренних рынках международный характер, динамично обновляющейся технологии выживание фирмы зависит от ее маневренности, гибкости, адаптивности. Добиться этого легче при децентрализации производства и управления. В связи с этим наблюдается процесс распада крупных фирм на более мелкие составляющие, каждая из которых становится независимым юридическим лицом и самостоятельно регистрирует свои акции на фондовой бирже. Характерной чертой последних лет становится выкуп отдельных структурных подразделений фирмы их менеджерами. Примером может служить объявление в 1992 году о выделении из структуры британского концерна "Империал Кемикл Индастриз" ряда подразделений в целях освоения новых рынков сбыта. Современный менеджмент делает ставку на качество и гибкость.

Теперь рассмотрим еще одну теорию фирмы - поведенческие теории фирмы: множественность цели.

 

2.4.           Поведенческие теории фирмы: множественности цели.

 

Рассмотренные выше теории предполагали, что у фирмы существует лишь одна цель (P, V продукции, рост), которая максимизируется. Другие теории - поведенческие - из посылки, что у фирмы существует множество целей. Эта посылка опирается на трактовку корпорации как сложной системы, в которой иерархии субъектов и объектов управления соответствует иерархия интересов и целей. Эта совокупность интересов и целей включает в себя:

                       интересы рабочих, стремящихся к высокой зарплате, хорошим условиям труда, технологической безопасности, интересному содержанию труда, повышению квалификации и профессиональному росту и т.д.;

                       интересы менеджеров, стремящихся к власти, повышению своего социального статуса, карьере, росту доходов;

                       интересы акционеров, желающих получить высокие дивиденды;

                       интересы высшего руководства фирмы, которое стремится улучшить экономические показатели функционирования компании, повысить престиж фирмы.

Чтобы фирма могла существовать как единое целое, быть устойчивым жизнеспособным организмом, высшее руководство должно уметь согласовывать эти частные интересы и общие стратегические интересы фирмы как таковой. От умения администрации гасить разногласия интересов, разрешать наиболее безболезненным образом их конфликты, поддерживать стабильную социальную обстановку в коллективе зависит процветание фирмы.

Поведенческие теории (данное направление называется "бихевиоризм") получили большое применение в практике японских фирм. Кредо японских менеджеров состоит в следующем: "Залог успеха - высокий моральный дух работников фирмы. Высокий моральный дух - результат удовлетворения заинтересованности работника. Заинтересованный и удовлетворенный работник - хороший работник. Не может быть хорошей фирмы, у которой есть плохие, т.е. незаинтересованные и не удовлетворенные работники. Задача администрации гармонизировать интересы работников и фирмы".

Существует множество частных вариантов поведенческих теорий, предлагающих разные рецепты согласования частных и общих интересов в рамках корпорации. Многие из них уже достаточно апробированы практикой и показали высокую результативность.

Один из рекомендуемых способов, предложенный Х.А. Саймоном в 1959 г., состоит в искусстве компромисса. Невозможно одновременно максимизировать все цели: прибыль, объем продаж, рост, зарплату и прочее. Необходимо выбрать такую комбинацию целевых установок, которая, не будучи максимальной, по каждой цели в отдельности, тем не менее, удовлетворяла бы все заинтересованные стороны.

Рекомендуемая техника выработки такого компромисса состоит в ведении переговоров и в постоянном отслеживании процесса реализации каждой цели. В случае возникновения на каком-либо этапе конфликтов, сбоев и разногласий администрация должна активно вмешаться и урегулировать конфликт наименее болезненным способом.

К числу предлагаемых советов относятся такие, как:

                  установление временных ограничителей для выработки компромисса;

                  установление бюджетных ограничителей для каждой заинтересованной группы;

                  четкое распределение обязанностей, прав каждой структурной группы и др.

Большое внимание в поведенческих теориях отводится учету влияния внешней среды, в которой существует и функционирует один из теоретиков бихевиоризма, Ансофф, отмечал в 1984году, что существуют более 2-ух тысяч различных стратегических образцов поведения фирмы, позволяющих ей быстро приспособиться к меняющемуся окружающему миру. К внешней среде относятся как экономические, политические, экологические условия, так и социальные условия, общественное мнение и т.д. Внутренняя структура фирмы должна быть адекватна ее внешнему окружению, и гибко реагировать на его изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Из рассмотренной темы можно сделать вывод, что фирма - это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью.

Фирма изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики. Фирма характеризовалась, как сети двухсторонних долгосрочных контрактов между собственниками ресурсов, которые замещают рынок продуктов и ресурсов, в которых ценовые сигналы играют относительно небольшую роль, позволяет определить и оптимальный размер фирмы. А в классическом определении фирмы акцент делается на предсказании поведения фирмы в соответствии с существующей производственной функцией как формой выражения технологической зависимости между затратами факторов производства и максимально возможным выходом продукции.

Также было рассмотрены не­сколько концепций трактовки фирмы. Были изучены неоклассическая,  институциональная, бихевиористские теории фирмы. Главная задача неоклассической фирмы состоит в на­хождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства. А задачей институциональной теории является  поведения фирмы в системе дорогостоящей и неполной информации, а в центр внимания были поставлены вопросы о причинах многообразия видов фирм и их развития. Бихевиористские теории является консолидация этой функции, и поведение фирмы определяется как результат взаимодействия разных уровней предпринимательства. В этой же главе были изучены типы и цели фирмы. Оказалась, что типология фирм может основываться на разных критериях — размере, особенностях организации, форме собственности, типе рыночного поведения. Также фирмы могут иметь разнообразные цели и, соответственно, достигать их различными путями и способами. Как уже говорилось, целью фирмы может быть максимизация выручки, являющейся важным по­казателем результативности деятельности фирмы.

Было изучено альтернативные теория фирмы. В этой главе мы выяснили, какие еще существуют теории фирм. Чем они отличаются друг от друга. Оказалось, что трансакционная теория фирма сохраняется фундаментальный принцип ограниченности ресурсов, который предполагает возможность выбора, имеет место ограниченная рациональность поведения экономических субъектов, допускающая появление оппортунизма, а также дают предпринимателю возможность выбора между рыночной трансакцией, трансакцией, защищенной контрактным соглашением, и трансакцией, которая становится частью внутрифирменной иерархии.

А вот традиционная теория фирмы как раз объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли. Эта категория основывается на 2-ух допущениях: собственники осуществляют ежедневный операционный контроль и управление делами фирмы. единственное их желание - максимизировать прибыль. Это теория основывает тезис о максимизации прибыли при равенстве предельных издержек и предельного дохода. Как уже говорилось во второй главе, на практике эта теория сталкивается с рядом трудностей. Например, фирмы не используют маржинальный анализ для оценки или прогнозирования своей деятельности. Там же рассмотрели  менеджеральная теория фирмы: максимизация дохода от продаж. Оказалась, что она исходит из предпосылок, что оперативное управление осуществляют не собственники, а профессиональные менеджеры и цель менеджеров состоит в максимизации объема продаж и поступающего в результате дохода. Также были изучены поведенческие теории фирмы и теория максимизации роста.

Были рассмотрены  лишь наиболее важных теорий, объясняющих поведение фирмы. Обилие подобных теорий не может претендовать на исчерпывающее объяснение данной проблемы, каждая имеет свои слабые стороны и внутренние противоречия. Тем не менее, в каждой теории содержится рациональный анализ, помогающий понять действие современной компании на рынке, прогнозировать их будущее поведение, оценивать последствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Антипин В.И, Белоусов И.Э., Бубликов Р.В.[и др.], учеб: Экономическая теория/ под. ред. И.П. Николаевой.- 2-е изд., переработ. И доп.- М.:ТК Велби, издательство. Проспект, 2008. -576с.

2.      Артур Томпсон, Джон Формби. Экономика фирмы / Пер. с англ. - М.: Бином, 1998. - 544с.: ил.

3.      Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе./ М.Блауг- М.: Дело, 1994.-688с.

4.      Вэриан Х.Р., Микроэкономика, промежуточный уровень. Современный подход. Москва, Юнитию.,1997.

5.      Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика Т.1,2. СПб: Экономическая школа.,1994.

6.      Демин А.А. Фирма как экономический институт рыночной экономики // Экономическая теория на пороге ХХI в. / Под ред. Ю. М. Осипова. – М.: «Юрист». – 1998. – Т. 2. – С. 537–542.

7.      Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник/ ред. д.э.н., проф. А.А. Аузан. – М.: ИНФРА- М, 2005.-416с.

8.      Ковзик А.Н. Критика методологии неоклассического анализа конкуренции // Политическая эко-номия. – 1987. – Вып. 15. – С. 137–146.

9.      Коуз Р. Природа фирмы/ Р. Коуз// Вехи экономической мысли. Т.2.: Теория фирмы/ ред. В.М. Гальперин.- СПб.: Экономическая школа, 2000.

10. Коуз Р. Фирма, рынок и право/ Р.Коуз; науч. ред. Р.Капелюшников, пер. с англ. Б.Пинскер.- М.: «Дело ЛТД» при участии изд-ва «Catallaxy», 1993.-192с.

11. Нельсон Р.Р. Почему фирма отличается друг от друга и какое это имеет значение // Уроки орга-низации бизнеса / Под общ. ред. А. А. Демина, В. С. Катько. – СПб.: Лениздат, 1994. – С. 83–85.

12. Нестеренко А.Н. Экономика и институциональная теория/ А.Н. Нестеренко; отв. Ред. Л.И. Абалкин.- М.: Эдиториал УРСС,2002.-416с.

13. Основы экономической теории: Учебное пособие / под ред. В.Д. Камаева. - М.:Изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 1997.-284с., ил.

14. Саймон Г.А. Теория принятия решений в экономической теории и наука о поведении // Теория фирмы / Сост. и общ. ред. В. М. Гальперина. – СПб.: Экон. шк. и др., 1995. – С. 56.

15. Современная экономическая теория Запада / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: Финстатинформ, 1996. – С. 5.

16. Уильямсон О.И. Сравнение альтернативных подходов к анализу экономических организаций // Уроки организации бизнеса / Под общ. ред. А.А. Демина, В.С. Катько. – СПб.: Лениздат, 1994. – С. 51–61.

17. Шаститко А.Е. Неоинституционализм // Вестн. Моск. ун-та. – 1997. – № 6. – С. 3–22.

18. Шаститко А.Е. Экономическая теория институтов. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1997. – 105с.

 



Информация о работе Альтернативная теория фирмы