Аллокативная и адаптивная эффективность.

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:23, реферат

Краткое описание

Концепции эффективности. Напомним, что конкурентная экономическая система должна обладать специфическими свойствами, чтобы достигнуть Парето-оптимального состояния. Эти свойства следующие: а) трансакционные издержки равны нулю и лица, принимающие решения, действуют с неограниченной рациональностью, т.е. любая необходимая информация может быть получена и обработана ими при нулевых издержках; б) институциональные соглашения не играют никакой роли в определении равновесных решений.

Файлы: 1 файл

Аллокативная и адаптивная эффективность на сайт.docx

— 32.54 Кб (Скачать)

Выход из институциональной  ловушки представляет собой трудный  и сложный процесс, что доказывается современным состоянием российской экономики. Возрастающие издержки институциональной  трансформации с целью выхода из ИЛ могут стать настолько большими, что переход на иные правила окажется невыгодным. Значит, выбрав неэффективную траекторию, система будет двигаться по ней, пока не разовьется системный кризис. Это должно учитываться дискреционной политикой государства.

Однако существует мнение, согласно которому с течением времени  в экономике автоматически формируются  механизмы, способствующие выходу из институциональной  ловушки или препятствующие попаданию в нее. Во-первых, если рынок несовершенен и трансакционные издержки велики, то происходит спонтанный процесс укрупнения фирм, т.е. замена рынка иерархий.

В России этот процесс частично снимает проблему бартера, неплатежей и облегчает сбор налогов. Но неблагоприятным  последствием является усиление монопольной  власти. Во-вторых, в долгосрочном периоде важны репутация и имитация успешного поведения других агентов. В условиях разнообразия фирм некоррумпированное поведение некоторых из них обеспечит им высокую репутацию, а значит, и относительные преимущества. Другие фирмы могут копировать такое поведение и распространять норму честного предпринимательства, конечно, если позволят общие правила игры. В-третьих, существует эффект догоняющего развития, т.е. страны, начинающие решать аналогичные проблемы в более поздний период, анализируя исторический опыт, имеют возможность избежать части негативных последствий институциональных преобразований и скорректировать движение. Эффект обучения имеет здесь позитивное значение.

Реформирование российской экономики сопровождается различными институциональными ловушками, описанными в литературе38. В частности, рассматриваются  бартерная ловушка, ситуация неплатежей, уклонение от налогов, коррупция, валютная ловушка, инфляционная спираль, негарантированность оплаты труда и т.д. Кроме того, возможна правовая ловушка, когда беззаконие укрепляется, безнаказанность становится нормальным явлением, что порождает еще больший рост нарушений. Вести эффективную деятельность в сложившихся условиях промышленным предприятиям оказывается невыгодно. Неблагоприятно доминирование идеологии демонстративного потребления, идеологии «красивой жизни», которая не создает стимулов к труду, производительному предпринимательству и инвестиционной активности. Эта идеология должна быть заменена идеологией, в которой честное и созидательное поведение оценивается положительно, а криминальное – отрицательно. Без этого невозможно эффективное рыночное хозяйство и экономический рост.

Эффективность и справедливость. Следует упомянуть об известном  противопоставлении эффективности  и справедливости реформ, характерном  для большинства работ, следующих  в русле mainstream экономической науки, о лояльности неоклассического направления к проблеме дифференциации доходов39. Однако эта проблема стала чрезвычайно актуальной в постсоветской России. Если учитывать экономические и политические факты, то противопоставление эффективности и справедливости оказывается ложным. Проведение реформ, эффективных с теоретической точки зрения, но не учитывающих социальное измерение осуществляемых мероприятий, может привести к политической дестабилизации и в конечном итоге к росту экономических проблем. Напротив, проведение более справедливых преобразований способно снизить политическое напряжение, обеспечить стабильность экономической политики и тем самым повысить эффективность не только экономической системы, но и политико-правового механизма.

Выводы. Институциональная  теория предлагает несколько типов  смены старых институтов новыми. Преобладающим считается тип, именуемый зависимостью от траектории предшествующего развития, что преимущественно соответствует эволюционному варианту развития институтов. В этом случае общество и экономика воспроизводят социокультурные институты прошлого, постепенно внося в них изменения. Второй тип – независимость от прошлого –проявляется в радикальной ломке предшествующей системы. Это соответствует идеям импорта или трансплантации институтов. Ни тот, ни другой вариант не гарантируют в общем случае достижение оптимальных, эффективных результатов. Одним из способов преодоления этого может являться институциональное проектирование. Однако сложность состоит в том, что концепции эффективности, оптимальности неясно определены, особенно для динамической ситуации, когда институты и другие условия постоянно изменяются. Минимизацию трансакционных издержек трудно признать универсальным критерием эффективности институтов. Это только одно из средств достижения социально-экономических целей. Исследование институциональных изменений и поиск адекватного набора инструментов для анализа эффективности институтов продолжается в рамках институциональной экономической теории.

 

 

                                                                             Колпино

                                                                                2013г


Информация о работе Аллокативная и адаптивная эффективность.