Актуальные проблемы развития мировой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 23:14, контрольная работа

Краткое описание

Концепция устойчивого развития и противоречия глобализации
Условия и факторы развития международных экономических отношений
Основные формы международных экономических отношений
Валютно-финансовые отношения. Платежный баланс страны
Внешнеэкономическая политика

Файлы: 1 файл

Тема Актуальные проблемы развития мировой экономики.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

Еще одной важной формой международных  экономических отношений является миграция трудовых ресурсов. Она выражается в перемещении больших масс людей  между странами в поисках работы и более высокого заработка.

Основными факторами, определяющими  развитие миграционных процессов, являются: неравномерность экономического и социального развития; демографические проблемы; различия в уровне жизни населения; научно-техническая революция. Направленность миграционных потоков зависит также от степени открытости национальных экономик, географической близости стран, языковых, культурных, расовых различий и некоторых других факторов.

Международная миграция трудовых ресурсов ускоряет процесс обеспечения рабочей  силой точек роста мировой  экономики, содействует преодолению  структурной безработицы, разрешению демографических проблем.

В рамках мирового рынка  трудовых ресурсов сложился ряд центров  миграции. Один такой центр существует в Западной Европе. Здесь иностранная  рабочая сила уже давно используется на постоянной основе. Другой центр  миграции существует в США, трудовые ресурсы которых исторически сложились за счет иммигрантов. Крупнейшим центром международной миграции является район нефтедобывающих стран Ближнего Востока.

Экономические последствия  международной миграции труда многообразны. Так, например, отдельные страны имеют  крупные валютные поступления из-за границы за счет денежных переводов эмигрантов на родину.

С международной миграцией  связана такая специфическая  проблема, как "утечка  умов". Она  выражается в оттоке за границу наиболее подготовленной и предприимчивой части  национальных трудовых ресурсов. В последние годы данная проблема остро встала перед нашей страной. Лучшие российские ученые, инженеры, специалисты в других областях знаний покидают родину, принимают иностранное гражданство. Это существенно ухудшает кадровый состав, прежде всего, в самых передовых отраслях российской экономики, создает угрозу национальной безопасности страны.

В последние десятилетия  все большее значение приобретает  научно-техническое сотрудничество. Одним из его проявлений стало  осуществление масштабных международных исследовательских проектов. Ученые обмениваются информацией на международных симпозиумах и научных конференциях, стажируются за рубежом, подготовка студентов и аспирантов осуществляется в ведущих университетах мира.

Нарастающими темпами развивается межстрановая кооперация производства. Сегодня она превратилась в одну из ведущих форм международных экономических отношений. Международная кооперация предполагает установление долговременных устойчивых хозяйственных связей на базе специализации между партнерами, представляющими разные страны. В последние годы все большее распространение получают совместные предприятия. В результате, в рамках единой организационно-правовой формы объединяется капитал нескольких участников для достижения совместно согласованных целей. Все больше таких предприятий создается и в России. Есть они и на Орловщине, например, совместное российско-итальянское предприятие по производству облицовочной плитки "Велор".

К числу основных форм международных экономических отношений относят обычно и экономическую интеграцию. В узком смысле под интеграцией понимают объединение рынков двух и более стран в единый рынок. Различают несколько форм международной экономической интеграции. Простейшей из них является зона свободной торговли, которая предполагает существенное ослабление или полную ликвидацию таможенных барьеров между странами-участницами при сохранении ими автономии в отношениях с третьими странами. Более высокой формой является таможенный союз. В этом случае устранение таможенных барьеров внутри группировки дополняется введением единого таможенного режима в отношении третьих стран. Еще более высокой формой интеграции выступает общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, когда устраняются преграды на пути движения не только товаров, но и капиталов и трудовых ресурсов. Высшей формой интеграции является экономический и валютный союз.

Интеграционные процессы ведут к созданию интеграционных группировок. Самой известной и  наиболее продвинутой среди них  является Европейский союз (ЕС), членами которого сегодня являются 27 стран Западной, Центральной и Восточной Европы. Именно здесь реализуется высшая форма международной экономической интеграции, выразившаяся во введении единой европейской валюты "евро". Другой крупнейшей интеграционной группировкой является Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). В нее входят три страны: США, Канада и Мексика. В бассейне Тихого океана складывается еще одно интеграционное образование – Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). В перспективе оно обещает стать самой мощной интеграционной группировкой на Земном шаре.

Интеграционные процессы получают развитие и на пространстве СНГ. Однако они идут очень противоречиво  и весьма далеки от своего завершения. Тем не менее, у экономической интеграции стран СНГ хорошие перспективы.

 

4. Валютно-финансовые  отношения.  
Платежный баланс страны

 

Под валютно-финансовыми  отношениями понимают комплекс экономических  отношений, возникающих в связи  с необходимостью валютного обмена и перевода денег за границу. Такая необходимость появляется, прежде всего, в ходе международной торговли. Товарный экспорт порождает предложение иностранной валюты, а импорт – спрос на нее. Предложение и спрос на иностранную валюту возникают также при оплате стоимости услуг зарубежных фирм, в случае выплаты процентов и дивидендов по иностранным ценным бумагам,  
в ходе международных туристических поездок и во многих других случаях, связанных с осуществлением международных контактов.

Обмен валют осуществляется на валютных рынках. В ходе торгов определяется курс национальной валюты (ее цена, выраженная в единицах иностранной валюты). В Российской Федерации официальный курс рубля по отношению к американскому доллару и единой европейской валюте "евро" определяется по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ).

Известны два противоположных  подхода к определению паритета валют: политика фиксированного и плавающего курса.

С конца XIX века и в первой трети XX века в международных расчетах господствовала система "золотого стандарта". Страны - участницы этой системы определяли золотое содержание своих денежных единиц, что вело к фиксации их курсов по отношению к друг другу. При всех достоинствах система "золотого стандарта" была уязвима в периоды экономических кризисов и крупных социальных потрясений. Не случайно она прекратила свое существование во время "великой депрессии" 30-х годов.

В 1944 г. в американском городе Бреттон-Вудсе были заложены основы золотодолларовой системы валютных курсов. Тогда же был создан Международный валютный фонд, призванный поддерживать стабильность новой системы. Участники МВФ устанавливали золотое или долларовое содержание своей денежной единицы, что, как и в прежней системе, обеспечивало взаимную фиксацию курсов валют. Золотодолларовая система валютных курсов могла существовать лишь до тех пор, пока американское правительство гарантировало обмен долларов на золото по фиксированной цене. В августе 1971 г., в связи с резким нарастанием дефицита платежного баланса США, американский президент Р. Никсон был вынужден приостановить конвертацию долларов в золото по фиксированному курсу, что привело к ликвидации Бреттон-Вудской системы.

В 70-х годах сложилась  современная система валютных отношений. Ее правовые основы были зафиксированы на международной конференции в городе Кингстоне (о. Ямайка) в 1976 г. Согласно достигнутым договоренностям, валюты ведущих стран - членов МВФ находятся в режиме "управляемого плавания". Это означает, что их курсы определяются соотношением спроса и предложения на валютных рынках. При этом центральные банки стран участвуют в валютных торгах, принимая меры, препятствующие резким колебаниям курсовой стоимости валют. Прочие страны самостоятельно выбирают тот или иной вариант валютного регулирования. Часть из них фиксирует курс своей валюты по отношению к одной из ведущих или группе валют. Другие придерживаются режима “свободного” или “управляемого плавания”.

В Российской Федерации  в настоящее время курс рубля  по отношению к ведущим валютам  определяется соотношением спроса и предложения на валютных рынках. Для поддержания относительной стабильности курса рубля Центральный Банк России участвует в торгах, скупая иностранную валюту в случае избыточного предложения или продавая ее, если существует избыточный спрос.

С валютно-финансовыми  отношениями связано понятие  платежного баланса страны. Статьи платежного баланса призваны фиксировать  все торговые и финансовые операции, которые имеют место между  резидентами данной страны и зарубежных стран. Платежный баланс состоит из двух больших частей: счета текущих операций и счета операций с капиталом и финансовыми инструментами. В первой части баланса отражены поступления и расходы, связанные с международной торговлей, а также доходы от инвестиций в виде процентов и дивидендов и движение средств, перечисляемых в качестве оплаты труда. Во второй части баланса представлено движение капиталов, включая прямые и портфельные инвестиции, а также резервные активы страны. Все цифры со знаком плюс указывают на поступление соответствующих средств в Россию, а со знаком минус – на их отток из страны. Таким образом, платежный баланс отражает соотношение между всеми доходами, которые Россия получает от иностранных государств, и всеми платежами, которые она осуществляет за границу.

 

5. Внешнеэкономическая  политика

 

Эффективность внешнеэкономической  деятельности во многом зависит от политики в области международных  экономических отношений. Различают  два противоположных подхода  к регулированию внешнеэкономических  связей: протекционистский и либеральный. Оба они наиболее отчетливо проявляются регулировании международной торговли. В первом случае исходят из того, что только защита отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции  
и их всемерная поддержка на внешних рынках создают наиболее благоприятные условия для расширенного воспроизводства внутри страны. Среди инструментов протекционистской политики выделяют, прежде всего, таможенные пошлины (импортные, экспортные и транзитные). Различают адвалорные пошлины, устанавливаемые в процентах к цене, и специфические, которые определяются в абсолютном выражении в расчете на единицу измерения товара. Уровень ставок таможенных пошлин варьируется в широких пределах в зависимости от вида товара, степени его переработки, страны, с которой ведется торговля, целей, которые преследуются при введении таможенного тарифа (максимизация поступлений в бюджет, создание льготного режима торговли, защита от демпинга и др.).

Для защиты внутреннего  рынка применяют также нетарифные барьеры. К ним относятся квоты, лицензии, компенсационные сборы, административные ограничения и некоторые другие.

Самостоятельной формой протекционистской политики выступает  стимулирование экспорта.

Либеральный подход выражается в политике свободной торговли (фритредерства). В чистом виде она предполагает отказ государства от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю. Сторонники свободы международной торговли доказывают, что она ведет к более рациональному использованию ресурсов в рамках мировой экономики, ограничивает монополию и расширяет потребительский выбор. При этом имеют место и благоприятные социально-политические последствия. Развивая торговлю, отдельные страны становятся в большей степени взаимозависимы, что уменьшает опасность враждебных действий по отношению друг к другу.

Политика свободной  торговли дает преимущество, прежде всего, странам более конкурентоспособным  на мировых рынках. В то же время, чрезмерная свобода внешней торговли может привести страны с низким уровнем  конкурентоспособности к экономическому застою, формированию неэффективной отраслевой структуры и, как итог, к экономической и политической зависимости от других стран.

Фритредерство не означает полного устранения государства  из внешнеторговой сферы. Его роль в  этом случае должна состоять в создании наиболее благоприятных условий для свободной торговли с другими странами. Она реализуется путем заключения двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений. Подобные соглашения ведут к созданию зон свободной торговли, таможенных союзов, других интеграционных образований.

В 1947 г. 23 странами было подписано  Генеральное соглашение  
о тарифах и торговле (ГАТТ), которое было призвано содействовать либерализации внешнеторговых связей. Многосторонние переговоры, проводившиеся в рамках ГАТТ, позволили существенно снизить таможенные барьеры, что содействовало значительному росту международной торговли. В 1995 г. на базе ГАТТ была создана Всемирная торговая организация (ВТО). Ее основной задачей является дальнейшая либерализация международной торговли. В настоящее время членами ВТО являются свыше 160 государств мира.

Общие принципы внешнеэкономической  политики конкретизируются с учетом специфики страны, тех целей и  задач, что стоят перед ней  на данном историческом отрезке социально-экономического развития. Так, например, для России крутой поворот от политики жесткого государственного протекционизма в сторону крайней либерализации обернулся падением объемов внешней торговли, ухудшением структуры экспорта, вытеснением отечественного производителя  
с внутреннего рынка. Это поставило на повестку дня вопрос о необходимости достижения разумного компромисса между свободой внешнеэкономической деятельности и мерами по защите внутреннего рынка, поддержке наукоемких производств, способных успешно конкурировать с ведущими зарубежными фирмами. Долгосрочная внешнеэкономическая стратегия России должна быть нацелена на повышение уровня конкурентоспособности страны, освоение новейших достижений научно-технического прогресса.

Внешнеэкономическая политика не ограничивается регулированием торговых связей между странами. Ее важнейшими составляющими выступают меры, направленные на привлечение в страну зарубежных инвестиций, миграционное законодательство, политика в области международного научно-технического сотрудничества, межстрановой кооперации производства и по другим аспектам внешнеэкономических связей.

Информация о работе Актуальные проблемы развития мировой экономики