Акционерное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 18:25, реферат

Краткое описание

Иначе происходил процесс при акционировании в России. Фактически акционирование государственных предприятий проводилось в директивном порядке. Никакого выбора такой порядок не оставлял. Единство реализации инвестиционного проекта и образования акционерного общества изначально оказалось разорванным. Проведенная приватизация с самого начала не содержала потенциала экономической эффективности.

Оглавление

Введение

1.Понятие акционерного общества.

2.Акции,их виды ,облигации.

3.Создание акционерного общества.

4.Управление акционерным обществом.

5.Эмисионная деятельность акционерных обществ.

6.Обеспечение прав акционеров : реальное и мнимое.

Заключение.

Файлы: 1 файл

Документ WordPad.doc

— 203.53 Кб (Скачать)

                   Обеспечение прав акционеров : реальное и мнимое . 

     В условиях затянувшейся паузы развития законодательства о рынке ценных бумаг и об акционерных обществах 31 июля 1995 года Президентом РФ был подписан Указ N 784 " О дополнительных мерах по обеспечению прав акционеров". Казалось бы,  появление нового правового акта должно закрыть многочисленные " белые пятна " и противоречия отечественного корпоративного  законодательства, однако правовой анализ данного документа вызывает ряд вопросов, связанных с его соответствием нормам гражданского законодательства РФ.

  Прежде всего Указ президента РФ от 31 июля 1995 года  N 784 ( в дальнейшем - Указ ) содержит ряд положений, призванных регулировать порядок созыва и проведения общего собрания акционеров. Кроме того, Указом внесены изменения и дополнения к Указу Президента РФ от 27 октября 1993  года N 1769,который применялся вот уже полтора года. В соответствии с изменениями и дополнениями установлены новые правовые нормы по вопросам открытости  реестра акционеров; обязанностей и статуса регистратора, порядка условий и последствий  увеличения уставного капитала; прав акционеров при осуществлении акционерным обществом ряда корпоративных действий; ограничений акционерного общества в возможности отчуждения выкупленных на баланс собственных акций; имущественной ответственности акционеров, а также основного  по отношению к дочернему акционерному обществу по обязательствам последнего.

    Таким образом, исходя из того, что Указ как раз призван регулировать правовое положение акционерных обществ, а также права и обязанности его акционеров, возможность его применения по отношению к акционерным обществам,  создание которых не связано с приватизацией, вступает в противоречия с новым ГК РФ. Применение Указа по отношению к акционерным обществам, созданным путем приватизации, также весьма сомнительно. В этом случае законодатель хотя и допускает возможность регулирования правоотношений помимо законов иными правовыми актами ( к которым в силу ст.3 нового ГК РФ отнесены указы Президента РФ ),но рассматриваемый Указ вряд ли может быть причислен к сфере правовых актов о приватизации.

  Вызывают сомнения и некоторые нормы Указа. Так, в соответствии с ч.2 п.1 Указа " список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров акционерного общества, не может быть составлен его советом директоров ранее, чем за 60 дней до даты проведения общего собрания акционеров" .Нормы  этого пункта Указа затрагивают один из наиболее больных практических вопросов, возникающих при созыве и проведении общего собрания акционеров,  о допуске к участию в собрании определенных категорий акционеров.

Некоторые эмитенты в период подготовки к проведению общего собрания  акционеров принимают решение о так называемом "закрытии реестра акционеров" ( кстати следует отметить, что столь распространенное среди специалистов определение " закрытие реестра акционеров " в действующем законодательстве и иных правовых актах отсутствует ).Объясняется  данное действие ,как правило , прагматическими задачами эмитента и регистратора, направленными на техническое упрощение процедуры регистрации акционеров на общем собрании.

  На практике встречаются два варианта " закрытия реестра акционеров ".Первый вариант- так называемое "жесткое закрытие реестра". Эмитенту, имеющему обязательства направить не позднее 30 календарных дней до даты проведения собрания письменное уведомление о времени и месте проведения общего собрания, выполняет последнее на основании данных, предоставленных ему регистратором, который в свою очередь производит так называемый "сбор реестра", включающий в себя список акционеров на дату, предшествующую  рассылке уведомлений  акционерам.

  При этом принимается решение о том, что в течение времени между датой сбора реестров и датой проведения общего собрания  реестродержатель не осуществляет внесения записей в реестр, направленных на переоформление прав собственности зарегистрированного в реестре владельца ценных бумаг. К участию в общем собрании акционеров допускаются только лица, включенные в "собранный реестр" и соответственно получившие уведомление о проведении собрания.

Совершенно очевидно, что рассмотренный порядок "жесткого закрытия реестра" является абсолютно незаконным, и его следует рассматривать  как действия, направленные на нарушение гражданских прав акционеров и иных лиц, участвующих в отчуждении акций общества, со всеми вытекающими последствиями, предусмотренными гражданским законодательством. Второй вариант-т так называемое "мягкое закрытие реестра". Данный вариант аналогичен рассмотренному выше "жесткому закрытию реестра" в части того, что к участию в общем собрании акционеров допускаются только акционеры ( полномочные представители  акционеров ), имеющиеся  в списке "собранный реестр акционеров" и следовательно получившие уведомление о проведении общего собрания.

Однако в период времени с момента "сбора реестра" до момента проведения общего собрания реестродержатель продолжает вносить записи в реестр акционеров, осуществляя тем самым переоформление прав собственности   на новых владельцев ценных бумаг. При этом, с одной стороны, лица, вступившие в права собственности на акции в рассматриваемый период  времени к участию на общем собрании акционеров не допускаются, с другой стороны, лица, фактически потерявшие права собственности на акции в результате их отчуждения в рассматриваемый период времени, однако имеющиеся в списке "собранного реестра", имеют возможность принять участие в общем собрании. Именно такой вариант "мягкого закрытия реестра" и предусматривается нормой п.1 Указа, в соответствии с которой "список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров акционерного общества, не может быть составлен ранее, чем за 60 дней до даты проведения общего собрания".

    Данный порядок созыва и проведения общего собрания также нельзя назвать законным, так как он нарушает гражданские права лиц, ставших акционерами общества после составления "списка акционеров", предусмотренные, в частности, новым ГК РФ. Òàêèì îáðàçîì, åñëè àêöèîíåð, âñòóïèâøèé â ñâîè ïðàâà ïîñëå ñîñòàâëåíèÿ "ñïèñêà àêöèîíåðîâ, èìåþùèõ ïðàâî  íà  ó÷àñòèå â îáùåì ñîáðàíèè" è íå ïîëó÷èâøèé óâåäîìëåíèÿ î ïðîâåäåíèè ñîáðàíèÿ, âñå æå èçúÿâèò æåëàíèå  ïðèíÿòü ó÷àñòèå â îáùåì ñîáðàíèè àêöèîíåðîâ, íî ïîëó÷èò îò ýìèòåíòà îòêàç, îí âïðàâå ïîñ÷èòàòü íàðóøåííûìè ñâîè ãðàæäàíñêèå ïðàâà è îáðàòèòüñÿ  çà èõ çàùèòîé â ñóä. 

                                                       Заключение. 

     Формирование и широкое распространение акционерного капитала являются одним из основных принципов, на котором базируются проводимые в стране реформы. Акционирование занимает важное место в создании нормальных условий функционирования предприятий, являясь удобной формой для проведения их разгосударствления, позволяет организовать эффективный контроль за деятельностью управленческого аппарата. В настоящее время же в России наштампованы десятки тысяч акционерных обществ, за которыми ничего нет, кроме устаревшего оборудования, полного отсутствия заказов и доходов, огромных долгов, сидящих без работы и зарплаты работников. Такие предприятия полностью дискредитируют такую организационно-правовую форму, как акционерные общества.

Во всем мире под страхом уголовного наказания запрещено акционировать убыточные, обанкротившиеся предприятия. У нас же некогда и некому было проводить инвестиционные конкурсы, экспертизы и банкротить по суду. Вместо этого государство пытается управлять фондовым рынком волевым порядком на пустоте без учета рынков - земли, недвижимости, природных ресурсов, основных фондов, драгоценных металлов и так далее.

Государство должно взять на себя функции не руководителя, а помощника акционерных обществ - наладить контроль за денежной массой, объемами и направленностью кредитов, обеспечить государственные гарантии и осуществить иные меры.

Ничего этого пока в России нет, но объективные законы развития экономики все равно возьмут верх. Учитывая громадный исторический опыт России в акционерном предпринимательстве, и наличие природных и трудовых ресурсов даст возможность акционерным обществам сыграть основную роль в экономическом возрождении России.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    

                     Список литературы : 
 

    1. Все об акционерных обществах: Справочник/Под ред. В.В. Карпова.- М.,1996.

    2. Долинская В.В. Акционерное право.- М.,1997.

    3. Гражданский кодекс РФ, Ч.1. от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. От 08.07.1999).

    4. Килячков А. Общее собрание акционеров. Порядок проведения // Журнал для акционеров.- 1999.- №2.- С.3-5.

    5. Курс экономической теории:Учебное пособие/Под общ. Ред. М.Н.Чепурина.-Киров,1995.

    6. Подвинская Е.С. Все об акционерных обществах .- М.,1993.

    7. Указ Президента РФ от 31.07.1995 №784 «О дополнительных мерах по обеспечению прав акционеров».

    8. Федеральный закон от 26.12.95 № 208 ФЗ (ред. 24.05.99) «Об акционерных обществах».

    9. Хубиев К. Становление акционерной формы производства// Экономист.- 1998.- №11.- С.55-61.

                                     

Информация о работе Акционерное общество