Акционерное общество в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

В настоящей курсовой работе раскрыты особенности и преимущества акционерных обществ, позволившие стать им наиболее распространенной формой предпринимательской деятельности, рассмотрены разновидности акционерных обществ и специфика их создания и ликвидации. Рассмотрен вопрос формирования уставного капитала, дано определение понятию акция и рассмотрены права акционеров. Особое место уделено вопросу выбора руководителями той или иной организационно-правовой формы акционерного общества в России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….2

Понятие акционерной формы организации предприятия………….3

Учреждение акционерного общества, его виды и управление обществом…………………………………………………………......4

Преимущества акционерной формы организации предприятия…..8

Заключение……………………………………………………………9

Капитал как фактор производства………………………………….......11

2.1 Спрос и предложение капитала……………………..……………….13

Заключение………………………………………..………………………..16

Список используемой литературы………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

           В рыночной экономике акционерные общества — основа рынка ценных бумаг. Ценные бумаги акционерных обществ — акции — занимают огромную долю рынка ценных бумаг, представляют собой идеальный инструмент инвестиций в экономику страны.

Заключение

Акционерная форма предпринимательства  занимает важное место в образовании нормальных условий функционирования предприятий, так позволяет привлекать средства акционеров для осуществления своей деятельности и каждый работник может стать собственником предприятия, путем приобретения акций; снижает риск каждого акционера потерять значительные суммы денег (каждый рискует только в пределах своей суммы акций); позволяет работать более эффективно, так как все заинтересованы в получении прибыли и дивидендах.

То есть, можно еще  раз подчеркнуть, что акционерное общество – это  уникальная  форма реализации коллективной собственности, где все заинтересованы в результатах своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Капитал как фактор  производства.

Факторы производства – экономическая категория, обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы.

В отличие от ресурсов, факторы  становятся таковыми только в рамках взаимодействия; поэтому производство всегда есть взаимодействующее единство его факторов.

          Главными факторами производства  в экономической науке считают такие факторы производства, как: труд, капитал и земля.

Надо заметить, что термин «капитал» имеет много  значений: он может трактоваться и  как некоторый запас материальных благ, и как нечто, включающее в  себя не только материальные предметы, но и нематериальные элементы, такие, как человеческие способности, образование. Определяя капитал как фактор производства, экономисты отождествляют капитал со средствами производства.

Взгляды на капитал разнообразны, но все они едины в одном: капитал ассоциируется со способностью приносить доход. Капитал можно было бы определить как инвестиционные ресурсы, используемые в производстве товаров и услуг и их доставке потребителю.

Здесь важно отметить еще два  момента. Во-первых, инвестиционные товары (средства производства) отличаются от потребительских товаров тем, что последние удовлетворяют потребности непосредственно, тогда как первые делают это косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров. Во-вторых, термин "капитал" не подразумевает деньги. Правда, менеджеры и экономисты часто говорят о "денежном капитале", имея в виду деньги, которые могут быть использованы для закупки машин, оборудования и других средств производства. Однако деньги, как таковые, ничего не производят, а следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом. Реальный капитал – инструменты, машины и другое производительное оборудование – это экономический ресурс; деньги, или финансовый капитал, таким ресурсом не являются.

           Принято различать капитал, материализованный в зданиях и сооружениях, станках, оборудовании, функционирующий в процессе производства несколько лет, обслуживая несколько производственных циклов. Он носит название основного капитала. Другой вид капитала, включающий сырьё, материалы, энергетические ресурсы, расходуется полностью за один производственный цикл, воплощаясь в производимой продукции. Он носит название оборотного капитала. Деньги, затраченные на оборотный капитал, полностью возвращаются к предпринимателю после реализации продукции. Затраты на основной капитал не могут быть возмещены так быстро.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Спрос и предложение капитала.

 

Фирмы используют первичные  производственные факторы:  труд, землю  и капитал. Все фирмы принимают  в расчет цены факторов, приобретаемых  ими, в процессе принятия решения о том, что и как производить. Цены на производственные факторы определяют уровень доходов потребителей. В основе функционирования рынков производственных факторов лежат те же принципы, что и в основе потребительских рынков конечных товаров и услуг.

Спрос на ресурсы, предъявляемый  фирмами, так или иначе, зависит  от спроса на конечные товары и услуги и фактически как бы порождается  ими. Спрос фирм на производственные факторы принято называть производственным спросом.

Условия,    которые формируют спрос,  предложение, равновесную цену на рынках факторов производства, во многом зависят от вида конкуренции, доминирующей на том или ином рынке.

В процессе функционирования основной капитал подвергается физическому  и моральному износу. Физический износ – это процесс, в результате которого элементы основного капитала становятся физически непригодными для дальнейшего использования в производстве.

Моральный износ основного  капитала связан главным образом  с высокими темпами научно-технического прогресса. Рынок капитала и капитальных активов -  это составная часть рынка факторов  производства.    К капитальным активам относятся:  все   разновидности    зданий    и сооружений,    техники и    машин    производственного назначения, оборудования и инструментов; земля; сырье и материалы: энергия и идеи;  программное обеспечение для ЭВМ  и    разнообразная    информация    экономического содержания.   Как  видно  из  этого  перечисления,    в современной  экономике   границы    понятия   капитала распространяются на физически осязаемые и неосязаемые объекты. Специфика действующих здесь законов спроса    и    предложения устанавливают цену  любой разновидности   капитальных активов.  Их ценой выступает тот доход,    который они способны  принести    в    результате    использования, производственного применения.

Рис.1 Долгосрочное равновесие на рынке капитальных услуг.

Кривая долгосрочного  предложения S’’ показывает, что для любого спроса на услуги капитала будет существовать предложение капитала по постоянной «цене» - рентной оценке R0. Кривая спроса DK получена из шкалы предельной ценности капитала для фирм. Долгосрочное равновесие имеет место в точке Е, где K0 - услуги капитала, используемого при производстве продукции.

На рис. 1 показано долгосрочное равновесие на рынке услуг капиталов для отдельной отрасли. Например, это мог бы быть спрос на услуги грузовых автомобилей в пищевой промышленности. Рынок услуг капитала находится в точке долгосрочного равновесия  Е. Кривая спроса DK задает спрос на услуги капитала для различных значений рентной оценки, а объемы долгосрочного предложения показаны кривой S. Рентная оценка в точке равновесия - R0. Данной рентной оценке будет соответствовать объем капитальных услуг К0. Объем услуг К0 представляет собой такой объем, при котором капитал в отрасли приносит ровно R0. Это и будет тем значением рентной оценки капитала, при котором капитал будет оставаться в отрасли.

Обобщающим  выражением дохода на капитал, капитальные  активы выступает годовая процентная ставка, т.е. такая величина дохода,  которая исчисляется за определенный период времени,  чаще всего за год,  в процентном отношении к величине применяемого капитала.  Размер получаемого  дохода  выступает,    по существу, ценой капитала и капитальных активов,  вплоть до таких форм,  как наличные деньги,  предоставляемые в ссуду,  ценные бумаги и т.д.    Все  формы  капитала  и капитальных  активов  достаточно  разнообразны,      их зачастую   невозможно   суммировать         в натурально-вещественном выражении. Однако рынок требует их единообразной оценки и  соизмерения,    без  которых невозможно принять обоснованные инвестиционные решения, осуществить  расчет  возможных    доходов.        Общим знаменателем,  к которому сводят стоимость  капитала  в форме любого актива,  выступает их денежная оценка.   В денежном выражении может быть просуммирована  стоимость гидростанций и  причалов,    тракторов  и  компьютеров, стройматериалов и сырья  для  консервной  фабрики.    В денежном измерении обозначен номинал облигаций,  акций, любых  других  ценных  бумаг.    По  существу,      все экономические  блага   производственного    назначения, будучи выраженными в денежной форме,   приобретают  вид капитального актива, обращающегося на рынке.

Процент как доход на капитальные активы будет тем выше, чем  выше  производительность  реальных   экономических благ,    представленных  капитальными   активами    как факторами производства.  Для сложных  производственных процессов в текущий момент или для осуществления  их  в будущем требуется накопление денежных средств,  которые по  мере  превращения  их  в  реальный  капитал   будут высокопроизводительными,  а,  следовательно,    принесут более высокий доход в будущем.   Именно  с  этой  целью осуществляется    накопление    капитала    и       его инвестирование.  Оценка прибыльности осуществляется  на основе чистой производительности капитала, исчисляемой, во-первых,    после  всех  платежей  от  прибыли,    и, во-вторых, в сопоставлении с осуществленными затратами. Эффективный инвестиционный проект Ч это проект, годовой доход от которого не ниже рыночной  нормы  процента  по любому другому капитальному активу,  включая банковскую процентную ставку.

Заключение.

 

 В экономической  науке любую деятельность, связанную с использованием естественных ресурсов, включая  в ресурсы самого человека, для получения как материальных, так и нематериальных благ называют производством. Блага, необходимые для организации процесса производства, называют факторами производства. К ним относятся капитал, труд, земля. Соединив их в едином процессе, получим новые блага и услуги, необходимые потребителю.

Зависимость между максимальным объемом производимого продукта и затратами на приобретение факторов характеризует производственная функция.

Задача производителя  состоит в том, чтобы использовать все бюджетные средства на приобретение факторов производства, получить наибольший объем продуктов. Минимизируя издержки, фирма должна выбрать такие объемы использования каждого фактора, при которых отношение цены фактора к предельному продукту составляет одинаковую величину для всех факторов. Величина этой нормы при максимизации массы прибыли должна быть равна величине предельного дохода.

При данной цене выпуска  увеличение цены какого-либо фактора  вызывает сокращение масштабов спроса, предъявляемого на него фирмой. Спрос фирмы на какой либо фактор является функцией его реальной цены, т.е. номинальной цены этого фактора, деленной на номинальную цену выпуска. Чем выше степень замещения данного фактора, тем более эластичен спрос фирмы на него.

Всякая конкурентная фирма рассматривает цену выпуска  как заданную величину. Однако в  случае, если все фирмы в отрасли  изменяют объемы потребления какого-либо фактора при изменении цены на них, изменяется и объем предложения производимых ими товаров. Следовательно, эластичность отраслевого спроса на какой-либо производственный фактор отражает качественные возможности замещения этого фактора, эластичность спроса на производимую отраслью продукцию, а так же степень важности данного фактора для отрасли, понимаемую как доля этого фактора в совокупных издержках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Андрющенко В.И., Костикова В.Е. Книга акционера для чтения и принятия решения. – М.: ТНК «Гермес – союз», АО «МТЕ», Финансы и статистика, 1999. – 208 с.
  2. Гончаров В.В. Создание и функционирование акционерных компаний. – М.: МНИИПУ, 2002. – 121 с.
  3. Гражданский Кодекс РФ (от 21.10.94 г.), Часть 2, Глава 4, ст.96- 104 // Информационно-правовая система Консультант Плюс
  4. Ивасаки И. Правовая форма акционерных обществ и корпоративное поведение в России.// Вопросы экономики. – 2007. -№1. – с. 112- 123
  5. Ионцев М.Г. Акционерное общество. Правовые основы. Имущественные отношения. Защита прав акционеров. – М.: Издательство «Ось-89», 1999. – 144 с.
  6. Могилевский С.Д. Акционерные общества. Серия «Коммерческие организации: комментарий, практика, нормативные акты».- М.: Дело, 1998. – 536 с.
  7. Мозолин В.П., Юденков А.П. Комментарий к федеральному закону «Об акционерных обществах». - М.: Инфра-М, 2002.
  8. Сердюк Е.Б. Акционерные общества и акционеры: корпоративные и обязательственные правоотношения. – М.: ИД «Юриспруденция», 2005. – 192 с.

9. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2-х т.: Пер. с англ. - М.: Республика, 1992. Т. 2.

10. Основы экономической теории. / Под ред. Камаева В.Д. - М.: Изд. МГТУ, 1996.

11. Самуэльсон П. Экономика.: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1964.

12. Учебник по основам экономической теории. / Под ред. В.Д.Камаева. - М.: Владос: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1994.




Информация о работе Акционерное общество в рыночной экономике