АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ
ПОЛИТИКА И ИЗМЕНЕНИЕ
КЛИМАТА
К
настоящему времени совершенно явно
обозначилось противоречие, практически
сразу получившее глобальный характер:
активный рост населения планеты
и постепенное изменение климата,
что влечет за собой возможные проблемы
с продовольственным обеспечением. Возникает
необходимость рассмотреть вопрос теоретической
и практической возможности решения данного
вопроса. Можно ли предотвратить проблему
голода в XXI веке?
В этой связи необходимо иметь представление
о ситуации, складывающейся в области
обеспечения продовольствием населения
Российской Федерации. Как и повсюду на
Земле, производство, потребление, качество
продуктов питания в нашей стране представляет
собой одну из фундаментальных основ жизнедеятельности
человека, для адекватного описания реализации
которой применяются различные описывающиеся
понятия: «продовольственная безопасность»,
«продовольственная независимость», продовольственная
проблема». Однако во всех случаях речь
идёт об уровне обеспеченности населения
качественным продовольствием по научно
обоснованным нормам. Для достижения этой
цели в нашей стране принята специальная
«Продовольственная доктрина России».
Главным в её содержании является определение
стратегии, в том числе принципиальных
долгосрочных целей государства в отношении
источников продовольственной обеспеченности,
в том числе и импортных. Сегодня Россия
в сложных условиях совершает переход
к развитой системе рыночных отношений,
одновременно адаптируясь к магистральным
мирохозяйственным процессам. Этому периоду
должна соответствовать стратегия поддержания
продовольственной обеспеченности за
счёт отечественного производства продуктов
питания в сочетании с экономически и
социально оправданными объёмами их закупки
за рубежом.
Так же необходимо подробно рассмотреть
пункты и положения агропродовольственной
политики правительства.
Одним из базовых элементов данной политики
является разработка целей и задач, определяющих
направление работы.
Так, аграрная политика должна быть направлена
на формирование развитых агропродовольственных
рынков, надежное продовольственное обеспечение
страны, развитие эффективного устойчивого
агропромышленного производства, повышение
уровня доходов сельского населения и
сохранение природных ресурсов для аграрного
производства. Развитие агропромышленного
комплекса признается одним из основных
приоритетов социально-экономической
политики государства. Стратегическими
задачами агропродовольственной политики
государства являются:
1. В экономической области – формирование
эффективного конкурентоспособного агропромышленного
производства, способствующего продовольственной
безопасности страны, обеспечивающего
интеграцию в мировое сельскохозяйственное
производство и рынки продовольствия; 2.
В социальной области – повышение качества
жизни сельского населения, развитие социальной
инфраструктуры села;
3. В экологической области – производство
экологически чистых продуктов питания
и сохранение природных ресурсов для аграрного
производства на основе повышения его
технологического уровня и внедрения
ресурсосберегающих и экологически чистых
технологий. А также: поддержание
стабильности продовольственного обеспечения
страны, обеспечение единства агропродовольственных
рынков в стране, проведение структурной
политики, проведение единой земельной
политики, проведение кадровой политики
– системы подготовки и переподготовки
кадров, регулирование миграции в сельской
местности, информационное обеспечение.
Однако, в современном агропромышленном
комплексе существует достаточно большое
количество проблем, требующих комплексного,
системного, а возможно, и качественно
нового подхода к их решению. Агропродовольственный
комплекс России переживает кризис, обусловленный:
накопленными проблемами в этом секторе
экономике, общим социально-экономическим
кризисом в стране, ошибками в аграрной
политике, а также специфическими отраслевыми
проблемами, которые усугубляют положение.
1. В силу низкой рентабельности в сельском
хозяйстве в большей мере, чем в других
отраслях произошло сокращение производственно-технического
потенциала. Отсутствие необходимых денежных
поступлений привело к многократному
уменьшению закупок новой техники и оборудования
и физической амортизации большей части
основных средств сельхозпредприятий.
Поэтому даже при расширении спроса на
отечественную продовольственную продукцию
рост ее производства сдерживается ресурсными
ограничениями.
2. Острейшей проблемой АПК является тяжелое
финансовое положение сельского хозяйства,
которое характеризуется незначительными
денежными поступлениями от реализации
продукции; высокой кредиторской задолженностью;
3. Немаловажной проблемой является ограниченный
спрос на продовольственную продукцию.
4. Нормальному функционированию агропромышленного
комплекса препятствует неразвитость
аграрных рынков, отсутствие эффективных
систем их регулирования, наличие межрегиональных
торговых барьеров, искусственное сдерживание
цен администрациями регионов. В силу
неразвитости рыночной инфраструктуры
не обеспечивается нормальная связь между
производителем и потребителем продовольствия,
ограничивается возможность сбыта продуктов
отечественными сельхозтоваропроизводителями
по приемлемым ценам.
Существенным сдерживающим фактором роста
агропромышленного производства является
отсутствие эффективных государственных
и негосударственных систем регулирования
продовольственного рынка. Старые административно-распределительные
органы упразднены, а новые механизмы,
соответствующие современным условиям
функционирования экономики, не созданы.
Это затрудняет формирование единого
рыночного пространства страны, приводит
к существенным потерям для сельского
хозяйства и населения.
Негативное влияние на развитие рынка
продовольствия оказывают межрегиональные
торговые барьеры, затрудняющие доступ
на него товаропроизводителям. Ограничения
на вывоз снижают уровень конкуренции,
приводят к падению цен на рынках регионов
нетто-экспортеров продовольствия и соответствующему
росту цен в регионах нетто-импортерах,
что опосредованно ведет к сокращению
спроса. 5. Во многих
регионах преодолению негативных процессов
препятствуют острые проблемы демографического
и кадрового потенциала, нехватка специалистов
и руководителей, недостаточный уровень
менеджмента, организационной и консультационной
работы по формированию и функционированию
новых рыночных структур.
Для устранения таковых недостатков и
пробелов предусматривается разработка
и реализация институциональной политики
в области АПК по определенным направлениям.
Таким как:
Приведение организационно-правовых форм
сельскохозяйственных предприятий в соответствие
с нормами законодательства Российской
Федерации; содействие формированию конкурентоспособных
товаропроизводителей; государственную
поддержку всех видов кооперации, в том
числе кооперации семейных хозяйств в
области сбыта, снабжения, переработки;
разработку нормативно-правовых документов,
определяющих порядок и особенности финансового
оздоровления и банкротства сельскохозяйственных
производителей.
С целью финансового оздоровления сельскохозяйственных
товаропроизводителей необходимо, в первую
очередь, провести комплексную реструктуризацию
кредиторской задолженности сельскохозяйственных
товаропроизводителей по платежам в бюджеты
различных уровней, государственные внебюджетные
фонды, предусмотрев при этом ответственность
сельскохозяйственных товаропроизводителей
за повышение эффективности производства.
В ближайшие годы необходимо изменить
направления государственной поддержки
сельского хозяйства и оказывать ее предприятиям
и фермерским хозяйствам, способным обеспечить
наибольшую отдачу вложенных средств.
Предоставление бюджетных кредитов и
субвенций будет осуществляться путем
заключения с сельскохозяйственными предприятиями
соглашений, в которых будут оговариваться
обязательные условия их получения. Поддержка,
оказываемая на региональном уровне, должна
быть унифицирована с федеральными условиями
и соответствовать российскому законодательству.
Для обеспечения устойчивости работы
АПК с учетом повышенных естественных
рисков необходимы страховые резервы
отдельных ресурсов. Предполагается в
рамках государственной поддержки сохранить
федеральные фонды семян, ветеринарных
препаратов, резервов средств защиты растений.
С целью государственной поддержки сельскохозяйственных
товаропроизводителей будет продолжено
их льготное кредитование и одновременно
принципиально пересмотрена его концепция.
Будет осуществляться субсидирование
процентной ставки по сезонным займам
товаропроизводителей АПК в коммерческих
банках.
Одним из важнейших направлений кредитной
политики государства будет привлечение
инвестиций в АПК.
К сожалению, несмотря на принятие в России
такого основополагающего документа,
каковым является Доктрина продовольственной
безопасности, и разработка положений
агропродовольственной политики государства,
законодательная база по агропродовольственной
политике находится лишь в стадии становления.
Отсутствует общая стратегия ее формирования,
нет единого подхода к ее разработке и
реализации, принимаемые нормативные
и правовые акты разбросаны по отдельным
министерствам и ведомствам.
Расширение прав субъектов Российской
Федерации позволяет им принимать собственные
нормативные акты с учетом местных условий.
В этом есть как положительные, так и отрицательные
стороны. К первым относится то обстоятельство,
что местные законы могут устранить пробелы
федерального законодательства, лучше
учесть специфику развития региона. Вместе
с тем, местные правовые акты иногда противоречат
общегосударственным, что вносит в проблему
продовольственного обеспечения отдельных
регионов серьезные трудности. Это ведет
к региональному сепаратизму, административному
запрету на вывоз продукции из региона.
Для реализации комплексного подхода
к агропродовольственной политике в России
необходимо покончить с фрагментарным
формированием законодательства по этому
вопросу и принять пакет взаимосвязанных
нормативных и правовых актов. Весьма
важным представляется необходимость
учета в этом законодательном и нормативном
пакете объективной ситуации, вытекающей
из сопоставления конкурентоспособности
российского продовольствия с продукцией
основных зарубежных стран-экспортеров.
Другими словами, законодательство должно
исходить из учёта принципиальных факторов
и особенностей современного аграрного
производства в России. Среди них:
1. Менее благоприятные природно-климатические
условия ведения сельского хозяйства
по сравнению с важнейшими странами-экспортёрами,
включая США, Китайскую Народную Республику
и большинство стран Европейского союза;
2. Существенно более низкий уровень государственной
поддержки российского аграрного сектора
по сравнению с развитыми зарубежными
странами;
3. Непреодоленные еще последствия затяжного
системного кризиса 1990-х годов, вызвавшего
глубокую деформацию всей социально-экономической
структуры российского АПК;
4. Традиционно слабое для России развитие
производственной и рыночной инфраструктуры,
что в условиях громадной территории и
сурового климата серьёзно влияет на конечную
эффективность сельскохозяйственного
производства;
5. Низкая наукоемкость отечественного
сельского хозяйства и возрастающий разрыв
в этом отношении с зарубежными странами;
6.Важная социальная и территориообразующая
функция сельскохозяйственного производства,
позволяющая закреплять население и обеспечивать
его занятость в труднодоступных районах,
регионах со сложными климатическими
условиями.
Учёт этих объективных особенностей позволяет
взвешенно и дифференцированно подходить
к сопоставлению и оценке конкурентоспособности
отечественного продовольствия, принимая
при этом во внимание весь комплекс экономических,
политических, социальных, демографических,
экологических и научно-технических факторов.
Кроме того, будучи введенным в законодательство,
позволит не только поддерживать российский
АПК и даже отдельного производителя продовольствия,
но и, тем самым, будет способствовать
достижению продовольственной безопасности
нашей страны.
Такая линия развития является не только
необходимой с точки зрения анализа реальной
российской ситуации, она выглядит, безусловно,
оправданной и с точки зрения современного
мирового опыта. Практика развитых стран
Европейского союза, например, свидетельствует:
сельскохозяйственная продукция ввиду
ее особой значимости для населения требует
более широкого государственного вмешательства,
упорядочивания ее распределения на внутригосударственном
и межгосударственном уровнях. Особенно
это касается быстро портящихся продуктов,
к которым относится и плодоовощная продукция.
Государство в странах ЕС активно регулирует
отношения, возникающие при её товародвижении
от производителя к конечному потребителю.
Оно, как правило, через систему административных
и экономических мер способствует развитию
собственного производства тех видов
плодоовощной продукции, выращивание
которых соответствует природно-климатическим
условиям страны. Помимо того, оно стимулирует
импорт тех овощей или фруктов, которые
в силу естественных причин не могут производиться
в этой стране или выращивание которых
экономически нецелесообразно. Таким
образом, очень многое в деле успешного
и быстрого развития АПК страны зависит
от политики национальных правительств
по отношению к национальному производителю.
Ещё одним важным направлением, двигаясь
по которому Россия сможет добиться продовольственной
безопасности, является активное применение
ресурсосберегающих технологий как основы
устойчивого развития сельскохозяйственного
производства. Наша страна располагает
огромным потенциалом, который в перспективе
мог бы позволить не только обеспечить
собственные потребности в продовольствии,
но и взять на себя ответственность за
решение зерновой проблемы в мире. Именно
зерно, а не нефть может стать тем локомотивом,
который вытянет страну из затянувшегося
кризиса. Но, несмотря на свой потенциал,
сейчас Россия является одним из крупнейших
импортеров продовольствия в мире. Объём
агропродовольственного импорта превышает
объёмы экспорта в 4–5 раз. Для устойчивого
развития сельского хозяйства России,
обеспечения продовольственной безопасности
страны стратегически важным является
переход на ресурсосберегающие технологии
и техническое перевооружение АПК. В основе
этих технологий лежит отказ от вспашки
почвы как наиболее высокозатратной и
энергоемкой операции. В условиях энергетического
кризиса, в которых весь мир живут уже
несколько десятилетий, ориентация на
энерго и ресурсосбережение – единственная
перспектива для устойчивого развития
мировой экономики в целом и сельского
хозяйства в частности. В контексте данной
проблемы стоит отметить экологическую
политику, проводимую нашим государством.
Поскольку интенсификация сельскохозяйственного
производства приводит к увеличению загрязнения
окружающей среды и продовольствия, Правительство
будет осуществлять меры по регулированию
аграрного производства на основе экологических
требований, а именно:
1. Контроль над технологиями в сельскохозяйственном
производстве для снижения техногенной
нагрузки на окружающую среду, развитие
земельного зонирования и системы предельно
допустимых нормативов; 2. Формирование
системы обеспечения максимальной экологической
чистоты продуктов на всех уровнях продовольственной
цепи;
3. Контроль за поступлением на территорию
Российской Федерации генетически измененных
продуктов питания и компонентов для их
производства;
4. Унификация российских санитарных и
фитосанитарных стандартов с мировыми
и усиление экологического контроля
агропродовольственного импорта.
Особого анализа заслуживает проблема
предстоящего вступления России во Всемирную
торговую организацию и тех последствий,
которые будет иметь отечественный АПК
в результате этого события.
Следует подчеркнуть, что поскольку сельское
хозяйство является тем сектором экономики,
который обеспечивает продовольственную
безопасность страны, то при разработке
программы вступления в ВТО и, особенно,
в процессе самого вступления, сельскому
хозяйству должно быть уделено особое
внимание. Это определяется следующими
причинами: 1. Сельскому
хозяйству необходима государственная
поддержка; 2. Необходимо гарантированно
обеспечить доступ на рынок сельскохозяйственной
продукции отечественного производства;
3. Для выхода отечественной сельскохозяйственной
продукции на внешний рынок необходимы
экспортные субсидии со стороны российского
государства.;
4.Доступ
других стран на российский сельскохозяйственный
рынок должен регулироваться;
5. Для защиты интересов российских потребителей
потребуется и проведение курса на минимизацию
огромного количества посредников продвижения
продовольственных товаров на рынок.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Федеральный
закон Российская Федерации от 29
декабря 2006 г. N 264-ФЗ О развитии сельского
хозяйства
- Семенова
Г.Ю. Технология. Основы агрономии. Учебник
– 2008-
- Кирюшин Б.Д.,
Васильев И.П., Усманов Р.Р., Основы
научных исследований в агрономии. Учебник
– 2009-
- А. Туликов,
Б. Ягодин, Н. Третьяков., Агрономия – 2004
–
- Зубков В.
«Условия для решения основных задач АПК
созданы» // Экономика сельского хозяйства
- 2011. - № 1.- С.12