Защита атмосферного воздуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Основными загрязнителями такого плана являются окислы серы ( в особенности двуокись серы - сернистый ангидрид) а также окислы азота. Быстрое накопление этих загрязнителей в атмосфере северного полушария (годовой прирост около 5%) породило такое явление, как кислые и подкисленные осадки. Эти осадки пагубно влияют на биологическую продуктивность почв и водоемов, наносят большой экономический ущерб.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Значение атмосферного воздуха как объекта охраны 5
2. Права и обязанности граждан и юридических лиц
в области охраны и использования атмосферного воздуха 7
3. Государственный контроль за использованием и охраной
атмосферного воздуха. Государственный кадастр 10
4. Нормирование качества и охрана атмосферного воздуха 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Файлы: 1 файл

защита атмосферного воздуха.doc

— 113.00 Кб (Скачать)
 

 

3. Государственный  контроль за использованием  и охраной 
атмосферного воздуха. Государственный кадастр
 

        Государственное управление в  области охраны атмосферного воздуха осуществляется правительством РФ, республиканскими органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, гидрометеорологии, здравоохранения, внутренних дел и их органами на местах, а также местными органами власти, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции. Основными направлениями государственного управления являются:

  • формирование и проведение на территории РФ единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха;
  • принятие законов и иных нормативно-правовых актов РФ в области охраны атмосферного воздуха и обеспечение их соблюдения;
  • разработка, принятие и обеспечение реализации целевых и научно-технических программ, планирование других мероприятий по охране атмосферного воздуха, организация их финансирования и материально-технического обеспечения;
  • установление для субъектов хозяйствования РФ ограничений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с международными обязательствами;
  • определение порядка государственного учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и использования атмосферного воздуха на производственные нужды;
  • определение порядка разработки и утверждения предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • осуществление мероприятий по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, представляющего угрозу для здоровья людей на территории РФ .

      В законе определена компетенция Правительства РФ в области охраны атмосферного воздуха. В частности, оно разрабатывает и принимает меры по реализации государственной политики в области охраны атмосферного воздуха, осуществляет меры по охране атмосферного воздуха и улучшению его состояния, обеспечивает разработку и реализацию государственной и межгосударственной экологических программ в области охраны атмосферного воздуха, устанавливает лимиты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утверждает нормативы потребления атмосферного воздуха для производственных нужд, а также осуществляет ряд других функций.

      Местные исполнительные и законодательные органы:

  • разрабатывают и утверждают в пределах своих полномочий программы и мероприятия в области охраны атмосферного воздуха и осуществляют их реализацию;
  • участвуют в планировании мероприятий по охране атмосферного воздуха, организации их финансирования и материально-технического обеспечения;
  • организовывают взимание платежей за загрязнение атмосферного воздуха;
  • устанавливают совместно с республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды в пределах своих полномочий льготы по налогообложению и кредитованию для субъектов хозяйствования при внедрении ими малоотходных, безотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, использовании нетрадиционных видов энергии и альтернативных видов топлива, проведении других мероприятий, дающих значительный эффект в области охраны атмосферного воздуха;
  • организовывают пропаганду экологических знаний;
  • участвуют в осуществлении мероприятий по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, представляющего угрозу для здоровья людей.

      Орган управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, которым на данный момент является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды также осуществляет ряд важных функций. В частности, это министерство осуществляет комплексное управление, разработку единой научно-технической политики и государственных программ в области охраны атмосферного воздухам, государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Также оно проводит государственную экологическую экспертизу, принимает участие в разработке и утверждении нормативов качества атмосферного воздуха и стандартов. Кроме того, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды разрабатывает и утверждает нормы, правила и положения в области охраны атмосферного воздуха, методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, размеров ущерба и суммы исков за сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха и выполняет ряд других функций, перечисленных в ст. 18 Закона, например выдает и аннулирует разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, устанавливает обоснованные ограничения, а в необходимых случаях и запрет на выброс загрязняющих веществ, организовывает учет и оценку загрязнения атмосферного воздуха, формирует республиканский банк данных о состоянии атмосферного воздуха, ведет совместно с заинтересованными государственными органами и Академией наук России государственный кадастр и мониторинг состояния атмосферного воздуха.

      Государственный кадастр атмосферного воздуха ведется  согласно «Положению о порядке ведения  государственного кадастра атмосферного воздуха РФ».  Государственный кадастр атмосферного воздуха РФ содержит свод необходимых сведений и документов о состоянии воздушного бассейна республики. Кадастр предназначен для обеспечения государственных органов и заинтересованных юридических лиц сведениями, необходимыми для учета фактора загрязнения атмосферного воздуха при размещении промышленных предприятий, проектирования объектов народного хозяйства и автомобильных дорог, развития международного сотрудничества в области обеспечения чистоты воздушного бассейна, разработки и проведения экологических мероприятий, медикобиологических экспертиз, направленных на предупреждение и ликвидацию вредного воздействия атмосферы на состояние здоровья человека, а также для анализа и прогнозирования изменения экологических условий и параметров состояния атмосферы и нормирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, осуществляемых стационарными и передвижными источниками.

      Кадастр атмосферного воздуха ведет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Министерством по статистике и анализу, Министерством здравоохранения.

        Министерство природных ресурсов  и охраны окружающей среды:

  • координирует работу по ведению кадастра атмосферного воздуха;
  • по согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Министерством по статистике и анализу, Министерством здравоохранения издает приказы и утверждает инструкции по вопросам, связанным с ведением кадастра атмосферного воздуха;
  • обеспечивает сбор, обобщение и систематизацию данных экологических паспортов субъектов хозяйствования;
  • осуществляет сбор, хранение, систематизацию и анализ обобщенных данных о состоянии атмосферного воздуха;
  • обеспечивает ведение автоматизированной информационной системы данных кадастра атмосферного воздуха;
  • издает кадастр атмосферного воздуха.
 

      Министерство  по чрезвычайным ситуациям:

  • обеспечивает сбор, систематизацию, хранение и анализ данных о фондовом состоянии атмосферы;
  • осуществляет прогнозирование изменения состояния атмосферы под влиянием различных факторов;
  • публикует сведения и информирует заинтересованных юридических лиц о состоянии атмосферного воздуха;
  • передает Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды необходимые данные о состоянии атмосферного воздуха.

      Министерство  здравоохранения:

  • разрабатывает предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосфере;
  • осуществляет сбор и систематизацию сведений об уровнях загрязнения атмосферного воздуха в зонах жилой застройки и рекреации;
  • передает Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды необходимые данные о загрязнении атмосферного воздуха.

      Другие  структуры:

  • осуществляет сбор, систематизацию и хранение данных статистической отчетности о стационарных источниках загрязнения и выбросах вредных веществ в атмосферу, а также о численности и видах общественного и личного транспорта, загрязняющих атмосферный воздух, о расходе топлива по передвижным источникам;
  • передает Министру природных ресурсов и охраны окружающей среды необходимые данные статистической отчетности о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух, численности и видах общественного и личного транспорта.

      Приказы и инструкции, издаваемые Министерством  природных ресурсов и охраны окружающей среды в пределах его компетенции по вопросам, связанным с ведением кадастра атмосферного воздуха, являются обязательными для всех юридических и физических лиц 

 

4. Нормирование качества  и охрана атмосферного  воздуха

      Нормирование  качества атмосферного воздуха является одним из основных методов его охраны. Оно осуществляется с целью установления обоснованных предельно допустимых нормативов воздействия на атмосферный воздух, гарантирующих безопасность здоровью населения и окружающей среде.

      Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на атмосферный воздух, а также методы их определения утверждаются органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха, и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных правил и стандартов. При нарушении нормативов качества атмосферного воздуха деятельность субъектов хозяйствования, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, может быть ограничена, приостановлена или прекращена по предписанию органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха.

      С целью достижения, и сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха устанавливаются:

  • нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (ориентировочно безопасных уровней воздействия) и уровней вредных физических и иных воздействий на него;
  • нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических и иных воздействий на него;
  • нормативы предельных объемов образования загрязняющих веществ при эксплуатации технологического и другого оборудования, сооружений и объектов;
  • нормативы потребления атмосферного воздуха для производственных нужд;
  • нормативы содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий передвижных источников на атмосферный воздух;
  • нормативы удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

      Законодательством РФ могут устанавливаться и другие нормативы в области использования и охраны атмосферного воздуха.

      Согласно  закону,  при проектировании, строительстве, реконструкции городов и других населенных пунктов должны учитываться состояние атмосферного воздуха и прогноз его изменения. Проектирование, строительство, реконструкция городов и других населенных пунктов должны проводиться в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами по охране атмосферного воздуха. Выбор территорий и площадок для строительства городов, населенных пунктов и жилых объектов согласовывается с органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха.

      Также Закон предусматривает, что с  целью охраны атмосферного воздуха на территориях населенных пунктов, в местах отдыха населения, при определении мест для размещения новых объектов и реконструкции действующих, являющихся источниками выбросов загрязняющих веществ и (или) неблагоприятного воздействия вредных физических и иных факторов, устанавливаются санитарно-защитные зоны. Содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и вредные физические и иные воздействия на границе санитарно-защитной зоны не должны превышать действующих в нашем государстве нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней вредных физических и иных воздействий на него.

      Если  в результате нарушения установленных  размеров и режима санитарно-защитных зон возникает необходимость в отселении населения, выведении из этих зон объектов социального назначения либо осуществлении других мероприятий, предприятия, учреждения и организации, местные исполнительные и распорядительные органы должны решать вопросы по финансированию необходимых работ и мероприятий и определять сроки их реализации.

Информация о работе Защита атмосферного воздуха