Эколого-правовая защита атмосферного воздуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Охрана атмосферного воздуха становится одной из актуальных проблем современного общества, поскольку защита атмосферы - это защита самой жизни. Правовое регулирование тех или иных общественных отношений — следствие возникшей необходимости, проблемы общегосударственного масштаба, требующей законодательного разрешения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………1 стр.
1. Правовая охрана атмосферного воздуха……………………………………………2 стр.
1.1. Состояние атмосферного воздуха…………………………………………..…2 стр.
1.2 Нормирование качества атмосферного воздуха………………………………3 стр.
1.3.Экологические правонарушения и возмещение вреда, причиненного нарушением атмосфероохранного законодательства…………………………………………………4 стр.
Заключение……………………………………………………………………………..…7 стр.
Список литературы……………………………………………………………………….8 стр.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

                           Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Южноуральский   энергетический техникум» 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

 

по  дисциплине: Экологическое право 

по  теме: Эколого-правовая защита атмосферного воздуха

                    

                                                                                    Выполнил:

                                                                                    Студент: гр. 030504-З.О-10

                                                                                    Кремер К.А.

                                          

                                                                                   Проверил:

                                                                                    Тилашкова С.П.

                                

                                             
 
 
 
 
 
 

г.Южноуральск 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………1 стр.

1. Правовая охрана атмосферного воздуха……………………………………………2 стр.

     1.1. Состояние атмосферного воздуха…………………………………………..…2 стр.

     1.2 Нормирование качества атмосферного воздуха………………………………3 стр.

     1.3.Экологические  правонарушения и возмещение  вреда, причиненного нарушением  атмосфероохранного законодательства…………………………………………………4 стр. 

Заключение……………………………………………………………………………..…7 стр.

Список литературы……………………………………………………………………….8 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

         Охрана атмосферного воздуха становится одной из актуальных проблем современного общества, поскольку защита атмосферы - это защита самой жизни. Правовое регулирование тех или иных общественных отношений — следствие возникшей необходимости, проблемы общегосударственного масштаба, требующей законодательного разрешения. Так, проблема охраны атмосферного воздуха потребовала вмешательства законодателя только в XX столетии, когда последствия экономической деятельности человека, стали нарушать естественные законы природы. Появилась необходимость урегулировать потребности человека в благоприятном для жизни атмосферном воздухе, неограниченно удовлетворявшиеся ранее. В этом проявляются положения концепции устойчивого развития, как альтернативы господствующей во все времена концепции потребительского отношения общества к природным объектам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Правовая  охрана атмосферного  воздуха 

   1.1 Состояние атмосферного  воздуха 

   Атмосферный воздух больше, чем другие природные  объекты, в силу присущих ему свойств  связан с жизненными интересами людей; его качество непосредственно влияет на их здоровье и состояние других элементов окружающей среды. Поэтому охрана атмосферного воздуха – одна из самых актуальнейших проблем государства, особенно для промышленно развитых городов нашего государства.

   В РФ зарегистрировано 56875 источников выбросов загрязняющих веществ, из которых 39872 являются организованными источниками выбросов, и только третья часть их была оборудована очистными сооружениями. Количество загрязняющих веществ, отходящих от всех стационарных источников, в 1997 году составило 18782,1 тыс. тонн, из них уловлено, обезврежено 16413,4 , без очистки выброшено 1419,2 тыс. тонн. Основными предприятиями – загрязнителями атмосферного воздуха по  РФ остаются предприятия ТЭК, цветной и  горной металлургии и нефтегазовой промышленности.

   Вопросы совершенствования системы законодательства об охране атмосферного воздуха всегда находились в центре внимания представителей эколого-правовой науки. Разработки теоретических представлений о роли и возможностях охраны атмосферного воздуха и стали основой для принятия Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха».

   Закон определяет правовые, экономические  и социальные основы охраны атмосферного воздуха и направлен на обеспечение экологической безопасности РФ и реализацию прав граждан на благоприятную для жизни и  здоровья окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

   Но, к  сожалению, Закон «Об охране атмосферного воздуха» не отражает вопросы правовой охраны воздушного бассейна в промышленных городах, что является значительным пробелом действующего законодательства. Рассматриваемый нормативный документ лишь запрещает размещение в населенных пунктах отвалов, складирование отходов, производственного, бытового мусора и других отходов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, пылью, вредными газообразными веществами, а также сжигание указанных отходов не территории предприятий, учреждений, организаций и населенных пунктов, кроме случаев, когда сжигание осуществляется с использованием специальных установок при соблюдении требований по охране атмосферного воздуха. При этом предусмотрено, что предприятия, учреждения и организации обязаны обеспечить своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов на предприятия, использующие их в качестве сырья, или на специализированные свалки.

   Закон требует обеспечения соблюдения нормативов вредных воздействий  на атмосферный воздух при размещении, строительстве, реконструкции и  эксплуатации объектов хозяйственной  и иной деятельности.  

   1.2 Нормирование качества атмосферного воздуха.

   Одной из основных целей правовой охраны атмосферного воздуха в соответствии с национальным законодательством РФ является сохранение в чистоте и улучшение состояния атмосферного воздуха. Возникает естественный вопрос, какой воздух можно считать чистым?

   Нормирование допустимого загрязнения атмосферного воздуха в промышленных городах служит основным направлением его охраны во многих странах мира, в том числе, и для нашего государства. Закон РФ « Об охране атмосферного воздуха» устанавливает нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий. Важную роль в обеспечении правовой охраны воздуха имеет установление удельных нормативов выбросов и нормативов предельно допустимых выбросов.

   Закон РФ « Об охране атмосферного воздуха» удельный норматив выброса определяет как норматив максимальной массы выброса вредного загрязняющего вещества в атмосферу в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств, который устанавливается для передвижных, стационарных источников выбросов, технологических процессов и оборудования.

   Норматив  предельно допустимого выброса  – норматив выброса вредного вещества в атмосферный воздух, который  устанавливается для передвижного и стационарного источника загрязнения  атмосферного воздуха с учетом удельных нормативов выбросов, при условии соблюдения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических ) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов, установленных законодательством РФ.

   Но, несмотря на то, что в Законе закреплены различные  виды нормативов качества атмосферного воздуха, предприятия - природопользователи  легко укладываются в нормативы  качества атмосферного воздуха.

   В развитых странах мира на нужды экологии отпускается от 2-3 до 10 % бюджетных средств, а в России  в 1995 году было выделено 0, 6 %  расходной части бюджета, в 1996 -  0, 5 %, в 1997 году – 0,4 %, в 1998 году примерно 0,3%. Вместе с тем считается, если затраты на обеспечение среды обитания человека составляют меньше 2%, то это ведет не только к деградации среды, но и к деградации общества.

   Таким  образом, обобщая теоретические наработки, а также статистические данные, мы предлагаем следующие пути совершенствования процедуры нормирования качества атмосферного воздуха:

    -         на законодательном уровне разработать новую методику расчета ПДК с учетом промышленно-технологических и санитарно-гигиенических параметров и утвердить его в Министерстве юстиции;

    -         существующие нормативы ПДК для ряда загрязняющих веществ должны быть пересмотрены в сторону ужесточения;

    -         по возможности, внедрять в практику опыт зарубежных стран по торговле квотами на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

    -         увеличить выделение бюджетных средств на процедуру нормирования качества атмосферного воздуха и ужесточить контроль за их использованием.  

    1.3.Экологические правонарушения и возмещение вреда, причиненного нарушением атмосфероохранного законодательства  

   Последствия нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха для общества могут быть весьма разнообразными и  по кругу объектов, в отношении  которого они проявляются, и по масштабам. Особенно опасны нарушения, влекущие загрязнения  воздушной среды химическими веществами, в силу накопления их в атмосфере и возможности распространения этих веществ на дальние расстояния, т.е. расширение пространственной сферы загрязнения. Вред при этом проявляется, в первую очередь, в отношении людей. По данным Информационно-медицинского центра ВКО ежегодно увеличивается заболеваемость населения нашей области. Так, в 1996 году заболеваемость эндокринной системы на 1000 жителей ВКО составляла 22,6, а в 2002 – 47,6; болезни системы кровообращения в 1996 – 56,1, в 2002 – 95,1; болезни органов дыхания на 1996 – 276, в 2002 – 341,4; болезни органов пищеварения – в 1996 – 52,6, а в 2002 – 70,7.

   Вредные последствия отражаются также на состоянии окружающей природной  среды : отравляются не только наземная флора и фауна (включая микрофлору и фауну), но и водная – посредством вымывания загрязняющих веществ осадками. Одним словом, общественную опасность, создаваемую нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха, нельзя недооценивать. И поэтому вопросы экологического правонарушения охраны атмосферного воздуха и ответственности за это нарушение имеют большое теоретическое и практическое значение.

   Для объективной  стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

   а) противоправность поведения;

   б) причинение или реальная угроза причинения вреда, либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;

   в) причинная  связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

   «Любое  посягательство на охраняемые правом общественные отношения означают прежде всего нанесение вреда правопорядку как таковому». Следовательно, совершение экологического правонарушения во всех случаях наносит вред экологическому правопорядку в целом, понимаемому нами как состояние упорядоченности, организованности общественных отношений, закрепляемых и регулируемых эколого-правовыми нормами.

   Вместе  с тем, в отдельных случаях нарушение правовых норм сопровождается и нарушением субъективных прав, а также умалением фактического предмета правонарушения – имущественных и неимущественных благ . Поэтому в юридической литературе выделяют два вида вреда – социально-юридический  и фактический, при этом обращается внимание на возможность возникновения вреда в социально-юридическом смысле в тех случаях, когда фактический вред (нарушение субъективных прав, умаление имущественного или неимущественного блага) отсутствует .

   Исходя  из изложенного, можно предположить следующую классификацию вреда, причиняемого правонарушением атмосферного законодательства:

    1)    вред, причиняемый экологическому правопорядку в целом;

    2)    вред в фактическом смысле, выражающийся в реальном ухудшении качественного состояния атмосферного воздуха.

   Экологический вред, причиненный в результате нарушения  атмосферного законодательства, обладает ярко выраженной спецификой..

Информация о работе Эколого-правовая защита атмосферного воздуха