Закон минимума Либиха. Пути сохранения биоразнообразия и генофонда биосферы. Экологические проблемы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:42, контрольная работа

Краткое описание

Закон ограничивающего (лимитирующего) фактора или закон минимума Либиха — один из фундаментальных законов в экологии, гласящий, что наиболее значим для организма тот фактор, который более всего отклоняется от оптимального его значения. Поэтому во время прогнозирования экологических условий или выполнение экспертиз очень важно определить слабое звено в жизни организмов.

Оглавление

1 Закон минимума Либиха………………………………………………………..3
2 Пути сохранения биоразнообразия и генофонда биосферы…………………4
2.1 Пути сохранения биоразнообразия……………………………….......4
2.2 Охрана генофонда редких и исчезающих видов…………………….9
3 Экологические проблемы России…………………………………………….11
3.1 Экологическая ситуация в России…………………………………...11
3.2 Экологическая политика современной России…………………….13
3.3 Выводы………………………………………………………………...22
Список литературы………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

экология.docx

— 54.93 Кб (Скачать)

Полезными хозяйственными свойствами обладает подавляющее  большинство живых организмов. Каждый биологический вид неповторим, в  нем заключена генетическая информация об эволюционном развитии биоты, имеющая  огромное познавательное и практическое значение. Поэтому охране подлежит весь генофонд биосферы, кроме генофонда  болезнетворных организмов

 

 

 

 

3 Экологические проблемы России

3.1 Экологическая ситуация в России.

Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных за последние годы масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют в России сумму, равную половине национального дохода страны. Более 24 тыс. предприятий на сегодня являются мощными загрязнителями окружающей среды – воздуха, недр и сточных вод. С позиций действующего уголовного законодательства их деятельность преступна. Но в этой сфере человеческой деятельности вопреки всем декларациям о праве человека на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду перед другими интересами в иерархии социальных ценностей, по-прежнему экономические интересы преобладают над экологическими. Острейшая экологическая проблема в современной Российской Федерации - загрязнение окружающей среды. Существенно ухудшается здоровье россиян, страдают все жизненно-важные функции организма, включая репродуктивную. Средний возраст мужчин в Россиийской Федерации за последние годы составил 58 лет. Для сравнения в США – 69 лет, Японии –71 лет. Каждый десятый ребенок в Российской Федерации рождается умственно или физически неполноценным вследствие генетических изменений и хромосомных абераций. По отдельным промышленно-развитым российским регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. По стандартам Всемирной организации здравоохранения при ООН, российский народ приближается к грани вырождения. При этом примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. И лишь 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества.Около 50% потребляемой российским населением питьевой воды не отвечает гигиеническим и санитарно-эпидемологическим нормам. Этот печальный список довольно обширен. Но и приведенные данные свидетельствуют, что всем гражданам необъятной и богатой ресурсами России пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользования окружающей средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением уголовной ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и здоровьем всей нации, благополучием будущих поколений, поскольку неконтролируемое негативное воздействие на природную среду есть свмоуничтожение человека как вида.

Думается, что разработка экологической политики государства, российского законодательства, научных  аспектов экологического права - есть одна из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны природной среды и рационального использования ее ресурсов. Другая сторона экологического права– возмещение причиненного природе или здоровью человека вреда. Она должна осуществляться в комплексе с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами и др. В настоящей работе рассмотрены основные аспекты развития экологического права, современной российской политики в сфере экологии и охраны окружающей среды, состояние этой проблемы, ее разработанность в экологическом праве, действующем российском законодательстве и на практике. При написании работы авториспользовал юридическую учебную литературу, Уголовный Кодекс РФ, Конституция РФ, другие источники и нормативно-правовые акты.

 

3.2 Экологическая политика современной России

 

За последние десятилетия  масштаб человеческой деятельности, размеры и последствия ее воздействия  природу качественно изменились. Традиционные антропоцентристские  представления о взаимоотношениях общества и природы вошли в  противоречие с реальностью, что  подтверждается тревожными фактами  антропогенного воздействия человека на окружающую среду. К началу 60-х  гг. 20 в. возникла необходимость регламентировать неблагоприятное воздействие человека на окружающую среду.

Социально-правовая потребность  в качественном углублении экологических  знаний, практическом применении результатов  экологических исследований сформировалась условиях мирового кризиса окружающей среды, вызванного антропогенными факторами  и прежде всего человеческой деятельностью. Его острота и нeпpeдсказуемость последствий заставляют вспомнить  пессимистическое предвидение Ж  Б. Ламарка: «Можно, пожалуй, сказать, — предостерегал он еще в начале XIX в., что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания» (Ламарк Ж. Б. Аналитическая система положительных знаний человека / /Избранные. произведения. В 2 т. М., 1959. Т. 2. С. 442).

В настоящее время экологические  проблемы негативно влияют на жизнь 30-40% россиян. Неблагоприятное состояние  окружающей среды является одной  из важнейших причин обеспокоенности. Например, по результатам опросе проведенных  ИСПИ РАН, для москвичей три основных причины обеспокоенности выглядели следующим образом преступность — для 56% респондентов, высокие цены -для 52%, экологическая ситуация — для 32%.

От экологической ситуации в стране (регионе) объективно зависят миграция, состояние здоровья, трудовая деятельность населения, политическая стабильность общества, а в конечном счете национальная безопасность. Например, следствием неблагоприятной экологической ситуации в Москве (загрязненность атмосферного воздуха оксидами азота и углерода, фенолом и т. д.) являются высокие уровни заболеваемости населения болезнями органов дыхания, на 25—40% превосходящие средние показатели по России.

Проблема занятости в  регионах обостряется вследствие принудительного  постоянного или временного закрытия экологически вредных производств, в особенности тех, которые являются градообразующими факторами.

Привычные и доступные  для населения виды отдыха «не  выживают» в условиях ухудшения  экологической ситуации. Так, многочисленные случаи отравления грибами, имевшие место в Европейской России в 1994 г., были связаны с аккумулированием грибами солей тяжелых металлов.

Сложные экологические проблемы оказывают влияние на характер и  остроту противоречий по линиям «центр - регионы», «регион - регион», а в  условиях многонационального государства  и на межнациональные отношения. Таким образом, ухудшение экологической  ситуации ущемляет социальные потребности  и противоречит интересам населения, вызывая социально-экологическую напряженность на региональном и национальном уровне. При определенных условиях данная напряженность приводит к возникновению социально-экологических конфликтов. Так, активное противодействие населения вызвало необходимость консервации завода по уничтожению отравляющих веществ, готового к пуску в Чапаевске.

Для современной России социально-экологическая  напряженность является одним из основных факторов формирования неблагоприятной  социальной ситуации в стране, что  подтверждают результаты социологических  исследований, проводимых ИСПИ РАН  по репрезентативным выборкам с 1998 г. В 2000 г. уже 40% опрошенных отметили наличие существенной связи между экологической ситуацией и социальной напряженностью в месте своего проживания, а отрицали наличие данной связи — всего 9% респондентов. Саму же экологическую ситуацию в месте проживания оценили как крайне неблагополучную 27% опрошенных и как не вполне благополучную — 57%. Результаты экспертного опроса специалистов-экологов, выполненного в феврале 2002 г., не имеют качественных отличий от вышеприведенных.

Для нормального функционирования общества необходима эффективная научно обоснованная государственная экологическая  политика, потребность в которой  в результате нарастания кризисных  явлений в области экологии усиливается. Развитие общества не может рассматриваться  в рамках традиционной «двухкоординатной  системы социально-экономических  проблем. Экологический фактор развития общества настойчиво заявляет о своей  приоритетности. «Если воздухом нельзя дышать, воду нельзя пить, а пищу нельзя есть, — пишет А. В. Яблоков, то все социальные проблемы теряют свой смысл».

Необходимость в экологической  государственной политике вытекает из трех особенностей нынешнего этапа  развития России:

во-первых, взаимоотношения общества и природы объективно вступили в опасную фазу, когда удовлетворение жизненных потребностей человека путем фронта ной атаки на природу вызывает в ней такие изменения, которые начинают потенциально угрожать существованию человека как биологического вида;

во-вторых, экологически опасные воздействия человека на природу вызваны к жизни социальными механизмами, которые и управляют экономической, военной другими сферами деятельности общества);

в-третьих, если справедливы предшествующие выводы, то социальный и природный аспекты жизни человека должны рассматриваться в неразрывном единстве. Не управляя социальными процессами, общество может сделать окружающую среду непригодной для существования человека, а не оздоровляя окружающую среду может вызвать к жизни разрушительные социальные процессы, способные прервать поступательное развитие цивилизации.

Экологическую политику можно  трактовать как систему специфических политических, экономических, юридических и иных мер, предпринимаемых государством для управления экологической ситуацией и обеспечения рационального использования природных ресурсов на территории страны. Целью государственной экологической политики является обеспечение гармоничного, динамично-сбалансированного развития экономики, общества, природы. Разработка и реализация экологической политики являются сложными задачами не только в связи с принципиальной важностью экологических проблем для жизни страны, но и в связи с научной неопределенностью, характерной для многих важнейших прикладных и концептуальных вопросов.

На концептуальном уровне предстоит окончательно определить стратегию взаимодействия человека и природы. В качестве новой парадигмы, как правило, предлагается концепция коэволюции, т. е. развития человека в согласии с природой на основе диалога и равноправного сотрудничества с ней. Однако даже среди ученых нет пока единого толкования коэволюции. Ряд исследователей подразумевают под ней примат природы и сохранение ее в неизменном (или хотя бы в относительно неизменном) виде, другие же считают сохранение «статики» во взаимоотношениях общества и природы утопией. С их точки зрения, речь может идти только о сохранении «устойчивого равновесия» (термин принадлежит Э. Бауэру), т. е. состояния, когда изменение параметров биосферы происходит столь медленно, что человечество способно адаптироваться к переменам и вписаться в практически стабильные биогеохимические циклы  (см.: Моисеев Н. Н. Цивилизация на переломе. Пути России. М., 1999).

К тому же переход к парадигме  коэволюции как основе государственной экологической политики придется осуществлять в условиях недостоверности даже среднесрочного прогнозирования экологической ситуации, неопределенности оценок вероятности и возможных темпов развития отдельных составляющих мирового экологического кризиса.

Еще в конце 60-х гг. в  докладах Римского клуба «Пределы роста» и «Человечество на перепутье» (см.: Meadows P. L. The Limits to Growth. N.-Y., 1972: Mesarovich М., Pestel Е.Mankind at the Turning Point. N.-Y., 1974; Моделирование глобальных экономических процессов. М., 1984) были сформулированы следующие выводы:

- при сохранении  современных систем ценностей,  рост населения и рост производства  взаимоускоряют друг друга, причем  и численность населения и  объем производства возрастают  экспоненциально даже при приближении  к физическим пределам;

-для стран  с высоким уровнем развития  наибольшую опасность в экологическом  отношении представляют развитие атомной энергетики и рост загрязнения окружающей среды, для стран с низким уровнем — прогрессирующее истощение природных ресурсов на фоне роста населения;

-глобальная экологическая  катастрофа («экологический коллапс») может разразиться через относительно короткий промежуток времени, уже к середине XXIв.

Не оспаривая принципиальное содержание этих выводов и разделяя мнение об очевидном банкротстве развития экономики, осуществляющегося в предположении безграничной способности окружающей среды к самоочищению, многие исследователи, однако, считают, что «в силу недостатка достоверных сведений о механизме процессов деградации научное прогнозирование последствий современного природопользования или перехода к новым формам управления затруднено» (Меняющихся мир: географический подход к изучению. Советско-американский проект. М., 1996. С. 15). Подтверждают этот вывод, например, материалы официального доклада всемирной метеорологической организации (2000 г.) об итогах изучения возможных последствий парникового эффекта. В докладе отмечается, что при сохранении современных тенденций можно прогнозировать спад производства сельскохозяйственной продукции (Бразилия, Перу, Сахельская зона Африки, Юго-Восточная Азия, Китай, азиатская территория бывшего СССР): вымирание лесов: подъем уровня моря на 25-30 см к 2050 г. и на 1 м 2100 г. Все это может привести к физическому исчезновению ряда островных государств, миграции десятков миллионов людей; в крупных городах возможно возникновение серьезных угроз здоровью людей.

Однако при этом авторы доклада констатируют, что ныне вряд ли возможно однозначно связывать общую  тенденцию потепления климата с  лавинообразным развитием парникового эффекта, хотя нарушение естественного кругооборота углерода под влиянием антропогенной деятельности не вызывает сомнений. Приведенные оценки верны, если существующие климатические изменения действительно связаны с проявлением парникового эффекта и сохранятся в будущем, но так ли это в действительности. можно говорить лишь с определенной степенью вероятности.

Информация о работе Закон минимума Либиха. Пути сохранения биоразнообразия и генофонда биосферы. Экологические проблемы России