Влияние на окружающую среду предприятий теплоэнергетики. Технологические пути снижения вредного воздействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследовать проблему влияния на окружающую среду предприятий теплоэнергетики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть экологические проблемы теплоэнергетики;
охарактеризовать выбросы предприятий теплоэнергетики;
рассмотреть влияние выбросов на состояние атмосферного воздуха;
рассмотреть возможные пути использования золошлаковых отходов;
проанализировать влияние сточных вод предприятий теплоэнергетики на окружающую среду.

Оглавление

Введение 3
Экологические проблемы теплоэнергетики 4
Характеристика выбросов предприятий теплоэнергетики, их
влияние на окружающую среду и здоровье человека 5
Влияние выбросов на состояние атмосферного воздуха 8
Влияние на атмосферу при использовании твердого топлива 8
Влияние на атмосферу при использовании жидкого топлива 9
Влияние на атмосферу при использовании природного газа 10
Охрана атмосферного воздуха от загрязнений 11
Экологические технологии сжигания топлива 11
Основные способы газоочистки в теплоэнергетике 12
Очистка дымовых газов от оксидов серы 12
Очистка дымовых газов от оксидов азота 16
Очистка дымовых газов от зольных элементов 19
Золошлаковые отходы 22
Сточные воды ТЭС 25
Классификация сточных вод ТЭС 25
Тепловые воды 25
Воды гидрозолоудаления 26
Обмывочные и нефтезагрязненые воды 28
Влияние сточных вод ТЭС на природные водоемы 29
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

курсовой.doc

— 579.50 Кб (Скачать)

     Из  зол и шлаков возможно производство большого количества строительных материалов, изделий и конструкций, необходимых  при возведении жилых и промышленных зданий, сельскохозяйственных объектов, дорожных и гидротехнических сооружений и т.п.

     Необходимость использования зол и шлаков диктуется  не только экономическими соображениями, но и требованиями по охране окружающей среды.

     Золоотвалы  способствуют загрязнению воздушного и водного бассейнов и изменению химико-минерального состава почв. Пыление золоотвалов загрязняет окружающую среду, отрицательно влияет на здоровье людей, а также на продуктивность сельскохозяйственных угодий. При сильном ветре превышение предельно допустимой концентрации золы в воздухе может иметь место на расстоянии до 4 километров от кромки отвала. В санитарно-гигиеническом отношении важен и фракционный состав золы, причем наиболее опасны частицы размером 1 микрометр и менее. Фильтрация воды в золоотвале изменяет естественный гидрохимический режим в зоне его расположения, что может приводить к подтоплению, засолению и заболачиванию территории, поступлению загрязняющих веществ в подземные воды, а с ними - в реки и водоемы. Особо значительный вред окружающей среде причиняется при авариях на золоотвалах.

     Замена  природного сырья золами и шлаками  способствует охране недр. Ликвидация золоотвалов благоприятно сказывается  и на экологической обстановке.

     Использование золошлаковых отходов в строительстве, в производстве строительных материалов, в промышленности, в сельском хозяйстве в целом по России невелико, причем в последнее время наблюдается спад ранее достигнутых показателей. Так, годовое потребление ЗШО в последние годы составляет около 4 процентов от количества образующихся отходов, в то время как в развитых странах этот показатель достигает 50-90 процентов.

     Основные  причины низкого уровня использования  отходов тепловых электрических  станций в России таковы:

  • отсутствие целенаправленной государственной политики в области использования природных инертных и техногенных материалов с целью сохранения экологического равновесия;
  • отсутствие финансирования работ по созданию производств по утилизации ЗШО ТЭС;
  • недостаточное внедрение результатов научно-исследовательских работ, накопленных в отечественной и мировой практике;
  • техническая неподготовленность теплоэнергетических предприятий по первичному разделению и сортировке золо- шлаковых отходов, складированию их и выдаче потребителям;
  • отсутствие отечественных производителей оборудования по производству товарной продукции с использованием золо- шлаковых отходов.

     Зарубежной  и отечественной практикой доказано, что золошлаковые отходы - ценный материал для строительной и дорожной отраслей.

     По  своему составу золошлаковые отходы – уникальный материал для полезного использования в различных отраслях экономики с дополнительным получением значительного экологического эффекта.

     Золошлаковые  отходы могут использоваться как  добавки и наполнители при  производстве широкого спектра строительных материалов: цемента, бетонов, растворов, кирпича и т.д. Они хорошо зарекомендовали себя при укладке в земляное полотно автомобильных дорог. Определенную ценность золошлаковые отходы имеют в сельском хозяйстве при производстве удобрений. Очень перспективной является глубокая (комплексная) переработка золошлаковых отходов с получением глинозема, кремнезема, концентрата железа и целого ряда редкоземельных материалов.

     Наибольший  интерес вызывают технологии применения золошлаковых отходов в следующих  производствах [2]:

  • в производстве портландцемента (как активные кремнеземистые добавки) в количестве 10-15 процентов, в производстве пуццолановых портландцементов марок 300-400 - до 30-40 процентов (золопортландцемент);
  • при изготовлении строительных растворов – как активная добавка в количестве 10-30 процентов от массы цемента, при использовании в строительных растворах портландцемента высоких марок (400-500) применение пылевидной золы может сократить его расход до 30 процентов;
  • в качестве активного микронаполнителя в тяжелых бетонах, что позволяет снизить расход цемента от 6-10 процентов в бетонах нормального твердения до 12-25 процентов в пропариваемых;
  • в производстве силикатного кирпича;
  • в жаростойких бетонах - в качестве наполнителя вместо шамотного порошка, что существенно снижает себестоимость таких бетонов;
  • при изготовлении зольного и аглопоритового гравия;
  • в производстве мелкозернистого аэрированного золобетона и изделий на его основе, в качестве мелкой фракции легких бетонов на пористых заполнителях плотной и поризованной структуры;
  • в качестве сырьевых материалов для дорожной промышленности;
  • использование золошлаковых отходов с повышенным содержанием частиц несгоревшего топлива в производстве глиняного кирпича, что не только улучшает его качество, но и снижает расход технологического топлива на обжиг.

     Одни  из главных утилизаторов топливных  зол и шлаков – строители дорог. Наблюдения за опытными участками дорог, построенными в разное время в  нашей стране и за рубежом, подтверждают возможность использования золы во всех слоях оснований дорожных одежд для любой транспортной нагрузки. Дорожные одежды с использованием зол и шлаков имеют достаточную прочность, морозостойкость, долговечность. Стабилизированные с помощью цемента и золы материалы продолжают увеличивать свою прочность с течением времени.

     Мировой и отечественный опыт показывает перспективность использования  золошлаковых смесей для вертикальной планировки городских территорий, осваиваемых  для нового строительства. По санитарно-гигиеническим  характеристикам и физико-химическим показателям в ряде случаев золошлаковые отходы могут служить полноценной заменой традиционному материалу отсыпки - речному песку.

     Экономический эффект от использования в планировке ЗШО будет заключаться в экономии песка, отказе от строительства новых золоотвалов и, соответственно, в экономии капитальных вложений.

     Золы  многих топлив содержат высокий процент  свободной окиси кальция, т. е. могут  прямо использоваться для приготовления  цемента. Другие золы могли бы найти  применение в керамической промышленности или даже в металлургии. Важно отметить, что зола может быть радиоактивной, поэтому перед ее использованием нужна тщательная ее проверка на радиоактивность.

     Одно  из перспективных направлений крупномасштабного  использования золы Канско-Ачинских углей - приготовление из них известкового гранулированного удобрения (мелиоранта) для повышения плодородия кислых почв. Обычно в качестве такого мелиоранта применяют карбонатные породы – известняк и доломит. При этом одна тонна известняковой муки за 5-7 лет обеспечивает прибавку урожая, соответствующую в среднем полутонне зерна. Известкование почвы является природоохранным и энергосберегающим мероприятием, позволяющим на 15-20 процентов снижать дозы азотных и фосфорных удобрений, уменьшая загрязнение почвы и растений.

     Комплексный подход к переработке золошлаковых отходов способен дать большой экономический  эффект. Для этого необходимо разработать  промышленные технологии использования  золошлаковых отходов, а также выработать комплекс маркетинговых мероприятий по продвижению продукции на основе ЗШО. Необходимо всестороннее изучение рынка строительных материалов (производителей, их возможности и желание использовать золошлаковые отходы в своем производстве), а также поиск и налаживание контактов с потенциальными потребителями нового продукта.

     Интересным  вариантом использования золы является ее повторное введение в топку  котла вместе с новыми порциями топлива. При этом происходит спекание золы и образуется гранулированный шлак, удаление которого может быть выполнено без участия воды. Перспективным является комбинирование топлив с целью получения золы в расплавленном состоянии. Можно было бы организовать своеобразное каменное литье с получением плит, непосредственно используемых в строительстве дорог и для других целей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Сточные воды ТЭС
 
    1. Классификация сточных вод ТЭС
 

     Эксплуатация  тепловых электрических станций  связана с использованием большого количества воды. Основная часть воды (более 90%) расходуется в системах охлаждения различных аппаратов: конденсаторов турбин, масло- и воздухоохладителей, движущихся механизмов и др.

       Сточной водой является любой поток воды, выводимый из цикла электростанции.

       К сточным, или сбросным, водам кроме вод систем охлаждения относятся: сбросные воды систем гидрозолоулавливания (ГЗУ), отработавшие растворы после химических промывок теплосилового оборудования или его консервации: регенерационные и шламовые воды от водоочистительных (водоподготовительных) установок: нефтезагрязненные стоки, растворы и суспензии, возникающие при обмывах наружных поверхностей нагрева, главным образом воздухоподогревателей и водяных экономайзеров котлов, сжигающих сернистый мазут.

     Составы перечисленных стоков различны и  определяются типом ТЭС и основного  оборудования, ее мощностью, видом топлива, составом исходной воды, способом водоподготовки в основном производстве и, конечно, уровнем эксплуатации. 

      1. Тепловые  воды
 

     Для охлаждения различных аппаратов  ТЭС применяется вода. Основное ее количество расходуется на охлаждение конденсаторов турбин. На конденсацию 1 тонны отработавшего в турбине пара приходится расходовать в зависимости от времени года 50 ¸ 60 тонн воды. На ТЭС мощностью 4000 МВт вырабатывается около 13000 т/ч пара, однако часть этого пара направляется в регенеративные подогреватели, а в конденсатор идет около 10000 т/ч пара. Для конденсации этого количества водяного пара в конденсаторы необходимо подавать до 500000 тонн охлаждающей воды в час. Температура этой воды повышается всего лишь на 8¸ 10°С, но оказывается, что и такое, казалось бы незначительное повышение температуры уже отражается на всей экологической обстановке естественных водоемов. Сбрасывать эти воды непосредственно в реки и озера нельзя.

     Вследствие  этого приходится применять способы, ослабляющие это “тепловое загрязнение” водоисточников, а во многих случаях и полностью отказываться от сброса теплых вод в реки. Если электростанция расположена на берегу мощной реки, то можно избежать последствий теплового загрязнения, применяя специальные смесительные устройства, распределяющие тепло на большую массу воды и снижающие тепловое воздействие. Можно также пользоваться различными температурами воды по глубине водоема или применять предварительное, т. е. перед сбросом, охлаждение теплых вод путем их разбрызгивания. Такой способ одновременно способствует и насыщению воды кислородом. Можно также перейти на замкнутое охлаждение – прудовое там, где позволяет местность или в градирнях.

     Замкнутое прудовое охлаждение может быть организовано на ТЭС, находящихся в отдалении  от больших населенных пунктов. Создается система прудов, точнее, озер, соединенных между собой протоками. В одно из этих озер спускают теплые воды, которые постепенно перетекают из озера в озеро, охлаждаясь при этом. Из последнего по пути воды озера ТЭС забирает воду для охлаждения. В такой системе прудов - озер тепло охлаждающей воды может быть использовано для разведения теплолюбивых рыб, обогрева теплиц и оранжерей и других полезных целей.

     К сожалению, на ТЭС, расположенных в больших городах и крупных населенных центрах, такой способ не осуществим, так как он требует значительных свободных площадей для организации прудов – озер. В этих ТЭС приходится переходить на замкнутые системы охлаждения при помощи градирен, т. е. специальных сооружений, наверх которых подается теплая вода, стекающая по насадке градирен вниз, в бассейн, расположенный под градирней. Теплая вода охлаждается встречным потоком воздуха.

     Особый  интерес представляют маслоохладители. В систему охлаждения включены не только конденсаторы турбин, но и ряд  других аппаратов, которые хотя и требуют несравненно меньшего расхода охлаждающий воды, но способны эту воду загрязнять. К таким аппаратам относятся маслоохладители – трубчатые аппараты, которые в процессе эксплуатации могут пропускать некоторые количества масел в охлаждающую воду. Следствием этого является ее загрязнение нефтепродуктами, причем масла попадают в общей поток охлаждающей воды. Предложен ряд способов для устранения этого загрязнения: изменение конструкции маслоохладителей, выделение их в самостоятельную систему охлаждения, повышение давления охлаждающей воды и т. д. Наиболее часто применяется сооружение промежуточного водяного теплообменника, где существуют два контура: маслоохладитель – теплообменник и теплообменник – градирня – конденсатор. При этом маслами может загрязняться только малый контур, так как давление воды, охлаждающий маслоохладитель, выше давления в малом контуре [5]. 

Информация о работе Влияние на окружающую среду предприятий теплоэнергетики. Технологические пути снижения вредного воздействия