Важнейшие экологическаие проблемы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность избранной темы определяется особой остротой взаимоотношений между человеком и природой, характерной для конца XX начала XXI века, когда хозяйственно-преобразовательная деятельность человечества по масштабам и интенсивности сравнялась с природными геологическими процессами и фактически поставила земную цивилизацию на грань экологической катастрофы. В последние десятилетия воздействие производственной, культурной, информационной, коммуникативной и других видов деятельности общества на природное окружение достигло планетарных масштабов.
Углубляющееся разрушение планеты стало основой эволюции. Соответственным образом возросло и «сопротивление» природы, которое выражается в признаках экологического кризиса, угрозе истощения невозобновляемых природных ресурсов, демографической, энергетической и продовольственной проблемах. И если раньше «сопротивление» природы создавало лишь частные научно-технические или локальные географические кризисные и тупиковые ситуации, то теперь оно воздействует на жителей планеты в целом, заставляет вырабатывать долговременную стратегическую установку во взаимоотношениях человечества с природой, изыскивать наиболее рациональные пути и формы отношений с природой.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие, содержание и сущность экологических проблем современности. 7
1.1. Понятие и сущность экологической проблемы. 7
1.2. Причины и факторы ухудшения состояния окружающей среды. 11
Глава 2. Экологические проблемы. 16
2.1. Изменение климата Земли. 16
2.2. Разрушение озонового слоя Земли. 18
2.3. Истощение запасов пресной воды. 19
2.4. Разрушение почвенного покрова Земли. 22
2.5. Сохранение биологического разнообразия. 25
Глава 3. Пути решения экологических проблем. 28
3.1. Инструменты государственного регулирования природопользования. 28
3.2. Перспективы решения экологических проблем. 33
Заключение 37
Список использованной литературы. 40

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 96.44 Кб (Скачать)

       Приоритетными направлениями в области управления отходами можно признать следующие:

  • сокращение объёма образования отходов путём внедрения ресурсосберегающих и малоотходных технологий;
  • повышение уровня их переработки, предусматривающее разработку и внедрение новых технологий, создание комплексов по утилизации, обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов, внедрение промышленных методов переработки бытовых отходов;
  • экологобезопасное размещение, предусматривающее организацию контролируемого захоронения отходов на полигонах, совершенствование контроля за действующими и строительство новых полигонов [6, c.38].

2.5. Сохранение биологического разнообразия.

 

       В период научно-технической революции  главной силой, преобразующей растительный и животный мир, выступает человек. Деятельность человека в последние  десятилетия привела к тому, что  темпы исчезновения многих видов  животного мира, в первую очередь  млекопитающих и птиц, стали гораздо  более интенсивными и значительно  превышают расчётные средние  темпы утраты видов  в предыдущих тысячелетиях. Прямые угрозы биоразнообразию, как правило, базируются на социально-экономических  факторах. Так, рост народонаселения  ведёт к повышению потребности  в продуктах питания, соответствующему расширению сельскохозяйственных угодий, интенсификации землепользования, использованию  земель под застройку, общему наращиванию  потребления и усилению деградации природных ресурсов.

       Согласно  последним обследованиям, обобщённым специалистами ООН, около четверти миллиона видов растений, т. е. каждый восьмой, находятся под угрозой  исчезновения. Проблематичным является также и выживание приблизительно 25% всех видов млекопитающих и 11% видов птиц. Продолжается истощение  рыбных промысловых районов Мирового океана: за последние полвека улов рыбы вырос почти в пять раз, при  этом 70% океанических промыслов подвергаются предельной либо запредельной эксплуатации.

       Проблема  сохранения биологического разнообразия во многом взаимосвязана с деградацией  лесных ресурсов. Леса содержат свыше 50% мирового биоразнообразия, обеспечивают ландшафтное многообразие, формируют  и защищают почвы, содействуют задержанию и очистке воды, производству кислорода, снижают угрозу глобального потепления климата. Рост численности населения  и развитие мирового хозяйства обусловили растущий глобальный спрос на лесную продукцию. В итоге за последние 300 лет уничтожено 66-68% лесной площади  планеты, и лесистость сократилась  до 30%. Заготовка древесины ограниченного числа пород приводит к изменениям в видовом составе крупных лесных массивов и является одной из причин общей утраты биологического разнообразия. В период 1990-2000 гг. в развивающихся странах в результате чрезмерной вырубки, трансформации под сельскохозяйственные угодья, болезней и пожаров было потеряно десятки миллионов гектаров лесных угодий. Особенно угрожающее положение сложилось в тропических лесах. При современной скорости их вырубки в XXI столетии в некоторых регионах (Малайзия, Индонезия) леса могут исчезнуть полностью [15, c.242].

       Осознание непредсказуемой ценности биологического разнообразия, его значения для поддержания  естественной эволюции и устойчивого  функционирования биосферы привело  человечество к пониманию угрозы, которую создаёт сокращение биологического разнообразия, происходящее в результате некоторых видов человеческой деятельности. Разделяя озабоченность мирового сообщества, Конференция ООН по окружающей среде  и развитию (1992 г.) среди других важнейших  документов приняла Конвенцию о  биологическом разнообразии. Основные положения конвенции направлены на рациональное использование природных  биологических ресурсов и осуществление  действенных мер по их сохранению.

       В течение тысячелетий люди стремились получить от природы как можно  больше её богатств и не помогали ей восстанавливать их. Но череда экологических  кризисов стала хорошим уроком для  людей, и они постепенно учатся исправлять свои ошибки. В наши дни всё большее  число стран с большим трудом, но всё-таки учатся договариваться между  собой о том, как вместе спасти планету от загрязнения воздуха  и воды, от опустынивания и исчезновения лесов. Растёт число особо охраняемых природных территорий. В 2000 году таких  территорий в мире было уже 11,5 тыс., а их общая площадь превышала 12 млн. км2. Это значит, что в совокупности они занимали примерно 9% всей обитаемой суши. В конце ХХ столетия человек создал промышленные технологии, не дающие токсичных отходов и загрязнений, стал строить эффективные очистные сооружения, разработал многочисленные способы безопасного ведения сельского хозяйства. Всё это означает выполнение выдвинутого ООН ещё в 1970-х годах девиза: «Земля только одна!» [15, c.265].

       Кроме того, за последнее столетие человечество разработало ряд оригинальных способов борьбы с собственными губящими природу  недостатками. К числу таких способов можно отнести возникновение  и деятельность разного рода «зеленых»  движений и организаций, типа «Green Peace», «WWF» (Фонд дикой природы) и т.д. (рис.1).

       Кроме разного рода объединений в сфере  решения экологических проблем  существует целый ряд государственных  или общественных природоохранных  инициатив. Например, природоохранное  законодательство в России и других странах мира, различные международные  соглашения или система «Красных книг». 

         

       Рис. 1. Фонд дикой природы

Глава 3. Пути решения экологических  проблем.

3.1. Инструменты государственного  регулирования природопользования.

 

       В условиях рыночной экономики формирование эффективной системы государственного регулирования природопользования связано с возможностями и  провалами системы рыночного  саморегулирования. Возможности использования  рыночного саморегулирования в  обеспечении устойчивости природной  среды зависят от его четкой реакции  на повышение дефицитности природных  ресурсов.

       Деградация  окружающей среды, истощение ресурсов, повышение уровня загрязнения дают сигнал хозяйствующим субъектам  посредством повышения цен на ресурсы. Но цены, складывающиеся на природные  ресурсы (в широком смысле, включая  чистоту окружающей среды) могут  давать искаженную картину ценности благ и услуг, не всегда отражают реальные общественные издержки на их воспроизводство. В результате складывается заниженная цена потребляемых природных ресурсов, формируется повышенный спрос, снижаются  стимулы для их эффективного использования.

       К мероприятиям с четко выраженной экологической ориентацией относятся:

    • введение «экологических» налогов;
    • установление штрафов за загрязнение окружающей среды;
    • введение платности природопользования; принятие природоохранных стандартов и нормативов;
    • разработка и реализация отраслевых и региональных экологических программ.

       Следует отметить существенное, хотя и косвенное  воздействие макроэкономической политики на характер природопользования. Например, сокращение бюджетного дефицита, как правило, приводит к уменьшению планируемых природоохранных мероприятий. Понижение курса национальной валюты приводит к стимулированию экспорта, но в то же время поощряет дополнительную эксплуатацию природных ресурсов. Стимулирование иностранных инвестиций приводит к расширению, как правило, природоемких, экологически опасных производств.

       Своеобразную  проблему представляет собой антимонопольное  регулирование в отраслях, связанных  с эксплуатацией природных ресурсов. Монополистические структуры, располагающие  большими возможностями лоббирования своих интересов, уделяют проблеме восстановления природной среды  минимальное внимание, уменьшая издержки и присваивая монопольную ренту. В то же время государство не может  осуществлять в сфере природоемких производств стандартные антимонопольные  инструменты: принудительное расчленение, ограничение слияний и поглощений, ограничение капитала предприятий  некоторой максимальной величиной, поскольку данные производства требуют  больших капитальных затрат, высокой  степени концентрации капитала.

       В современной системе государственного регулирования природопользования можно выделить:

    • введение и расширение практики платного природопользования;
    • систему экономического стимулирования природоохранной деятельности;
    • установление платы за загрязнение окружающей среды;
    • развитие рынка природных ресурсов;

      совершенствование ценообразования с учетом экологической целесообразности продукции и ее природоемкости;

    • создание экологических фондов;
    • реализацию экологических программ;
    • продажу прав на загрязнение;
    • внедрение системы экологического страхования;
    • введение «зеленых» налогов;
    • совершенствование системы субсидий.

       Введение  платного природопользования направлено на обеспечение учета экологического фактора в экономике, рациональное использование природных ресурсов.

       Среди платежей за природные ресурсы можно  выделить плату за право пользования  природными ресурсами и за воспроизводство  и охрану природных ресурсов. Плата  за право пользования природными ресурсами направлена на реализацию прав собственника (государства или  частного лица, организации). Она представляет собой способ изъятия ренты.

       Другим  способом реализации платности природопользования является введение штрафов, иных санкций  за нерациональной использование природных  ресурсов и загрязнение окружающей среды. Штрафы и другие санкции налагаются за несанкционированное складирование  отходов, почворазрушающую обработку  земель, загрязнение почвы, воздушной  и водной среды токсичными материалами  сверх допустимых нормативов.

       К системе экономического стимулирования рационального природопользования относят: налогообложение, субсидирование, льготное кредитование природоохранной  деятельности, ускоренную амортизацию  основных фондов, используемых в целях  охраны природы.

       В развитии системы ценообразования  в сфере природопользования следует  учитывать два важных аспекта.

       Во-первых, цена продукции должна возможно более  полно учитывать степень ее экологической  безопасности. Экологически чистая продукция  должна быть привлекательна для потребителя  в ценовом отношении по сравнению  с продукцией, производство которой  связано с загрязнением окружающей среды. Но производство такой продукции  не всегда обходится дешевле, поэтому  целесообразно, при наличии заменителей, применять механизм косвенных налогов  на экологически опасную продукцию.

       Во-вторых, развитие прогрессивных в перспективе, безотходных технологий оказывается  первоначально более дорогостоящим, чем традиционное природоемкое производство. Особенно, если цены на природные ресурсы  низкие. Поэтому определенное повышение  цен на природные ресурсы, более  полный учет в цене экологической  составляющей стимулирует ресурсосберегающие технологии.

       Экологические фонды играют значительную роль в  финансировании природоохранных мероприятий. Основной целью экологических фондов является формирование источников финансирования, альтернативных государственному бюджету. Обычно они создаются в дополнению к бюджетным государственным  источникам финансирования природоохранных  программ. Источниками формирования экологических фондов являются платежи  и штрафы за загрязнение окружающей среды.

       Экологические программы представляют собой систему  мероприятий, связанных общей целью, источниками финансирования, материальными  ресурсами. В реализации программ основную роль играет государство, так как  сложность проблем, неопределенность экономической эффективности в  обозримый промежуток времени, высокая  капиталоемкость делают их непривлекательными для частного капитала. В то же время  можно эффективно использовать в  реализации программ частные предприятия  в качестве конкурсантов для реализации тех или иных мероприятий.

       Государственные программы направлены на выполнение международных обязательств; охрану и рациональное использование конкретных видов природных ресурсов; охрану особо ценных природных объектов (например, Великие Озера); реабилитацию зон экологических бедствий; реализацию экологических научно-технических мероприятий.

       Продажа прав на загрязнение направлена на оптимизацию затрат предприятий  с учетом наносимого им экологического ущерба. На определенной территории вводится лимит выбросов загрязняющих веществ. Если предприятие расширяет производство, то ему приходится делать выбор между повышением надежности своей системы очистки и покупкой права на дополнительное загрязнение у другого предприятия. При данной системе можно оптимизировать затраты на экологические мероприятия сразу в двух плоскостях региональной и производственной. В частности, можно уменьшить совокупные затраты производителей, осуществляя модернизацию технологии на тех предприятиях, где это обходится дешевле.

Информация о работе Важнейшие экологическаие проблемы современности