Устойчивое лесопользование

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:52, реферат

Краткое описание

Несомненно, наша страна, а в частности, наша область богата лесом, однако, рационально использовать имеющийся у нас ресурс мы до сих пор не можем. На бумаге разрабатываем планы, законы, но в реальности… что мы видим в реальности? Сможем ли мы прийти к устойчивому лесоуправлению?
Да, много вопросов возникает при рассмотрении данной темы. Поэтому стоит разобраться – что такое устойчивое лесоуправление, какова его история, принципы и возможность нашей области устойчиво управлять лесом.

Оглавление

Введение
2. УСТОЙЧИВОЕ ЛЕСОУПРАВЛЕНИЕ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
3. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА УСТОЙЧИВОГО ЛЕСОУПРАВЛЕНИЯ
4. УСТОЙЧИВОЕ ЛЕСОУПРАВЛЕНИЕ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
5. заключение

Файлы: 1 файл

Устойчивое лесоуправление.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА УСТОЙЧИВОГО ЛЕСОУПРАВЛЕНИЯ

В Декларации Конференции  ООН в Рио-де-Жанейро перечислено  ни много ни мало 27 принципов устойчивого развития. Эти принципы — результат многочисленных компромиссов (между интересами развитых и развивающихся стран, государства, гражданского общества и бизнеса и др.) и охватывают очень широкий круг проблем. Это и учет прав нынешнего и будущих поколений на справедливое удовлетворение потребностей в различных ресурсах, и необходимость защиты окружающей среды, и искоренение бедности, и учет интересов всех граждан, и т. д. Однако в таком эклектичном виде формулировка этих принципов не дает ясного представления о том, как и в каком порядке следует подходить к их реализации.

Для реализации положений  парадигмы применительно к лесоуправлению эти принципы в ряде работ по внедрению  добровольной лесной сертификации были сгруппированы и конкретизированы. Предложено пять основополагающих принципов, каждый из которых отражает какой-либо аспект устойчивого развития:

• принцип разумного использования ресурсов;

• принцип эффективности;

• принцип социальной справедливости;

• принцип партнерства;

• принцип согласованности.

Первые три принципа описывают суть подходов: что необходимо учесть при рассмотрении конкретной ситуации, в каком направлении  двигаться. Остальные два носят  методологический характер, указывая, как именно следует двигаться  в сторону устойчивого развития. Содержание каждого принципа раскрывается с помощью детальных правил или ключевых моментов. Эти принципы и правила применимы ко всем видам хозяйственной деятельности человека, в том числе к лесоуправлению (Карпачевский, Тепляков и др., 2009).

Принцип разумного использования ресурсов

Суть этого принципа — обеспечить будущим поколениям по крайней мере не худшие по сравнению  с нынешними возможности использования  ресурсов. Это значит, что все  важные ресурсы лесов (включая все  их свойства и функции) должны сохраняться в долгосрочной перспективе. Устойчивость лесоуправления (неистощительность использования лесных ресурсов) часто оценивают только по хозяйственным характеристикам леса: увеличились ли запасы древесины или доля хвойных пород, выросла ли стоимость древесины на корню. При этом забывают, что у леса есть масса других важных функций, не все из которых легко оценить в денежном выражении. Например, лесная плантация, за короткий срок производя большие запасы древесины, не способна обеспечить сохранение биологического разнообразия или гидрологического режима, свойственного естественному лесу с близкими запасами древесины.

Обладатели прав на лесные ресурсы  порой проявляют эгоизм: «Это мой  лес, и мне решать, что лучше  для меня и моих потомков». Соблюдение данного принципа означает, что никому не дозволено ограничивать права других людей, традиционно использовавших ресурсы данного леса (грибы, ягоды, дичь и пр.), а также необходимо сохранять возможность выполнения лесами важнейших глобальных функций, от которых зависит выживание всего человечества.

Принцип эффективности

Эффективность означает такое использование ресурсов, при котором желаемый результат достигается при их минимальном использовании, либо (при ограниченных ресурсах) достигается результат, наилучший из возможных. Так как ресурсов почти всегда не хватает, эффективность их использования — это не праздный вопрос. При оценке эффективности лесоуправления следует учитывать несколько аспектов.

Техническая эффективность определяется в зависимости от того, удалось ли достичь поставленных целей, прежде всего, получена ли требуемая лесная продукция. Чаще всего она оценивается исходя из того, насколько использованные лесоводственные приемы (сохранение на делянке семенных деревьев, посадка саженцев, уход за лесом

и т. д.) помогли вырастить древесину нужного качества и в необходимых объемах. Но следует помнить, что целью лесоуправления может быть и обеспечение жителей города питьевой водой, и сохранение биоразнообразия, и создание условий для отдыха людей (рекреации).

Рыночная эффективность — это мера экономической успешности деятельности, которую можно оценить по себестоимости производства, ценам на продукцию, объемам полученной прибыли, капитализации компании и пр. Нельзя измерять эффективность только в денежном выражении, есть и экологическая эффективность (Карпачевский, Тепляков и др., 2009).

Принцип социальной справедливости

Как уже отмечалось, лес играет разнообразную роль в жизни людей, поэтому требований к лесоуправлению много и они отличаются у разных социальных групп. Например, не все социальные группы выигрывают от лесозаготовок, некоторые, наоборот, могут проиграть. Доступность ресурсов леса — это иногда вопрос выживания жителей лесных деревень и сохранения их самобытных традиций и культурных ценностей (мест сбора грибов и

ягод, охотничьих угодий, священных мест и пр.). Для обеспечения справедливости при распределении выгод от использования ресурсов недостаточно, чтобы предприниматель платил зарплату работникам и налоги государству, а государство заботилось о социальной поддержке остальных групп. Чтобы избежать несправедливости, необходимо установить все социальные группы, у которых могут быть свои права и интересы, уяснить суть их требований и оценить их обоснованность. Для этого нужно ответить на три ключевых вопроса.

1. Какие группы (заинтересованные стороны) выдвигают свои требования?

2. В чем суть их требований?

3. На чем основаны требования?

Принцип партнерства

Эффективное функционирование современной экономики возможно только благодаря поддержанию многочисленных связей между участниками, обеспечивающих производство и распространение продуктов. Чтобы стать успешной, компании необходимо установить партнерские отношения с участниками производственных цепочек, управленческими структурами разных уровней, средствами массовой информации, потребителями, представителями общественности и местных жителей. Добиваться устойчивого развития следует не в одиночку, а общими усилиями. Только так органы

лесоуправления, лесная промышленность и гражданское общество смогут обеспечить переход к устойчивому развитию.

Принцип согласованности

Суть этого принципа — объединение и синхронизация усилий отдельных участников лесных отношений в деле достижения устойчивого развития. Одно из правил формулируется следующим образом: «Думай глобально, действуй локально». То

есть делай то, что в твоих силах в местном масштабе, но в контексте решения проблемы в целом (Карпачевский, Тепляков и др., 2009).

Говоря о том, какая  система лесоуправления лучше, совершеннее, следует рассмотреть таблицу сравнения традиционной и новой систем лесоуправления.

 

Традиционная система  лесоуправления Система устойчивого  лесоуправления

Цель управления —  выращивание леса,

где самое важное —  запасы древесины

Цель управления —  формирование лесной экосистемы,

обладающей различными ресурсами и функциями

Критерий успешности — объем

полученной продукции, продуктивность

леса

Критерий успешности — качество продукции (в том числе

величина добавленной  стоимости), состояние лесной

экосистемы после использования

Лес — это «огород», предназначенный

для выращивания и  заготовки древесины

Лес — это элемент  ландшафта со сложными связями между

живыми и неживыми компонентами

Управленческие решения  единолично

принимает владелец или  государство

В принятии управленческих решений участвуют местное

население и общественные организации

Лес — бесплатный природный  ресурс,

источник древесины, который  нужно

использовать

Лес — природный капитал, экосистемные функции могут также

приносить доход, необходимо поддержать все его функции и

ресурсы

Утилитарное отношение  к лесу:

стоимость лесной продукции

определяется только ее качеством

Помимо стоимости, важны  экологические и социальные аспекты

производства лесопродукции (цена или спрос на продукцию

выше, если древесина  заготовлена в хорошо управляемом лесу)

Единая концепция управления лесами,

нацеленная на выращивание  древесины,

используются единые правила и шаблоны

В лесу возможны конфликты  между разными видами

пользования. Выбор вида (видов) пользования лесными

ресурсами зависит от экономических, экологических и

социальных взглядов на устойчивость различных

заинтересованных сторон. Применяются гибкие механизмы

лесоуправления

Устойчивость (неистощительность)

оценивается по соотношению  прироста

древесины и объемов  ее заготовки,

оценка делается только в масштабе

данной хозяйственной  единицы

Оценка устойчивости осуществляется в разных масштабах

(отдельного лесного  массива, зоны пригородных лесов,

административной области) и с учетом разных аспектов

(социального значения  лесов, природных особенностей

территории, обитания редких видов растений и

 животных)

 

К настоящему времени  наибольшего успеха во внедрении  устойчивого лесоуправления достигли развитые страны, однако и там к качеству лесоуправления могут быть предъявлены серьезные претензии, в том числе и системного характера, например, недостаточное внимание к проблеме

сохранения последних  массивов малонарушенных лесов, отсутствие партнерских отношений со многими  институтами гражданского общества, недооценка всего многообразия функций  лесов.

Тем не менее внушает оптимизм тот факт, что развитие всех этих процессов непрерывно продолжается, так как многие участники лесных отношений в различных странах и на разных уровнях осознают несовершенство современных практик лесоуправления. Поэтому можно говорить, что в решении задачи внедрения устойчивого лесоуправления наблюдается постоянный, хотя и недостаточно быстрый прогресс (Белякова, Шматков, 2011).

 

 

 

3. УСТОЙЧИВОЕ ЛЕСОУПРАВЛЕНИЕ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассматривая леса Архангельской  области, следует подчеркнуть то, что мы имеем (по данным на 2011 год):

  1. Лесистость территории 77,9 %
  2. Общая площадь лесов 29,2 млн. га
  3. Земли лесного фонда 28,5 млн. га
  4. Общий запас древесины 2,5 млрд. кбм
  5. Общая расчетная лесосека 23,7 млн. кбм.

Процесс регионального  законотворчества в сфере лесоуправления и лесопользования начат летом 2007 г. с введения в действие областного закона «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в области лесных отношений». Данный нормативный акт является основным лесным законом области и основывается на действующем Лесном кодексе.

Закон принят в целях  разграничения полномочий между  органами государственной власти Архангельской  области в сфере лесных отношений, а также регулирует вопросы в  пределах полномочий этих

органов. В соответствии с данным правовым актом установлены  полномочия Архангельского областного Собрания депутатов, администрации (правительства) Архангельской области, уполномоченного  исполнительного органа государственной  власти Архангельской области в сфере лесных отношений и отразил осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений, делегированных органам региональной власти Архангельской обл.

Закон также определил:

• порядок и нормативы  заготовки гражданами древесины

для собственных нужд;

• исключительные случаи заготовки древесины на основании  договора купли-продажи лесных насаждений;

• порядок заготовки  гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных  растений для собственных нужд;

• порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;

• правила использования  лесов для ведения охотничьего

хозяйства.

В июне 2009 г. принят областной  закон «О регулировании отдельных  отношений в сфере оборота  древесины на территории Архангельской области», который конкретизировал отдельные требования к обороту древесины на территории области в целях сохранения и рационального использования лесов, выявления и пресечения нарушений лесного законодательства, предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

В законе указаны:

• порядок приема древесины  на пунктах ее приема и отгрузки;

• порядок организации  учета приема (поступления) и передачи (вывоза) древесины на пункте ее приема и отгрузки;

• порядок перевозки древесины;

• перечень документов, оформляемых при обращении с  древесиной (УСТОЙЧИВОЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ№ 3 (25) 2010 год).

В Архангельской области  на лесоуправление и лесопользование  весьма ощутимое влияние оказывают  деятельность Архангельского офиса WWF, Greenpeace и процессы, связанные с сертификацией лесоуправления, и цепочки поставок по критериям и принципам FSC.

В вопросах, связанных  с совершенствованием лесоуправления и лесопользования, представители  общественных организаций находят  понимание и поддержку со стороны Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса и Агентства лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области, которые в вопросах незаконной заготовки леса и нелегального оборота древесины выступают единым фронтом. Более сложные отношения у предприятий-лесопользователей и общественных организаций: лесопользователи (независимо от размера бизнеса) довольно осторожно сотрудничают с неправительственными организациями, вопросы взаимодействия как правило у них излишне забюрократизированы и требуют безусловного утверждения собственником.

Информация о работе Устойчивое лесопользование