Уровни организации живой природы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:03, реферат

Краткое описание

1. Молекулярный. На уровне отдельных молекул органических веществ протекают важнейшие жизненные процессы.
2. Клеточный. Клетка - основная единица живого. Жизнь невозможна вне клетки.
3. Тканевый. Ткани - системы клеток, сходных по строению и выполняемым в организме функциям. Ткани имеются у животных и растений.

Файлы: 1 файл

срсп срс экология.docx

— 50.49 Кб (Скачать)

Крупный российский ученый-теоретик, наш современник Н.Ф. Реймерс (1931-1993) общую экологию представил, как вершину  естествознания – мегаэкологию, вокруг которой концентрируются другие научные дисциплины, связанные с  актуальными проблемами цивилизации  и угрозой экологического кризиса. Другой российский ученый – Н.Н. Моисеев (1917-2000), специалист в области системного анализа, моделирования и прогнозирования, математик с мировым именем считает, что дальнейшее развитие цивилизации  должно происходить через коэвалюцию (совместную эволюцию) человеческого  общества и биосферы – к ноосфере.

Особую и важнейшую  роль в становлении и развитии экологии сыграл Владимир Иванович Вернадский – создатель учения о биосфере, намного опередивший свое время. Открытие биосферы В.И. Вернадским в  начале ХХ столетия принадлежит к  величайшим научным открытиям человечества, соизмеримым с теорией видообразования, законом сохранения энергии, общей  теорией относительности, открытием  наследственного кода у живых  организмов и теорией расширяющейся  Вселенной. В.И. Вернадский доказал, что  жизнь на земле - явление планетарное  и космическое, что биосфера - это  хорошо отрегулированная за много сотен  миллионов лет эволюции общепланетарная  вещественно-энергетическая (биогеохимическая) система, обеспечивающая биологический  круговорот химических элементов и  эволюцию всех живых организмов, включая  и человека. Не только составом атмосферы  и гидросферы обязаны мы работе биосферы, но и сама земная кора – это продукт  биосферы.

Может показаться странным утверждение  о том, что В.И. Вернадский открыл биосферу. Что ее открывать? Это не микроб какой-то. Биосфера огромна, и  с ней постоянно имеет дело каждый из нас. Мы живем, мы постоянно  обитаем в ней. Да, мы обитаем в  ней, но очень мало задумываемся о  том, что этот наш хрупкий дом  уникален во Вселенной, что механизмы, его поддерживающие, очень тонкие, и могут легко сломаться не только от падения большого метеорита  на Землю, но и от нашего неразумного  поведения.

«Спички детям не игрушка», - говорят родители и прячут подальше спички от детей, чтобы они не сделали  пожар и не сожгли дом, а вместе с домом и самих себя. Современное  человечество в биосфере очень напоминает этих глупеньких шаловливых детей, которым  в руки попали «спички» - мощные механизмы, прогрессивные технологии. Спрятать бы подальше от шалунов эти «спички», - да некому этого сделать. Нет родителей  дома, дети предоставлены самим себе.

 

Виктор Борисович Сочава - российский геоботаник, внесший большой  вклад в развитие экологии и биогеографии

Кроме уже упомянутых выше имен, становление экологии в первой половине и в середине ХХ века в  России было связано с именами: Б.Г. Иоганзена, Г.А. Викторова, В.Н. Беклемишева, П.Д. Ярошенко, В.Г. Карпова, Г.И. Поплавской, Т.А. Работнова, Т.К. Горышиной, В.Д. Александровой, Б.А. Тихомирова, В.И. Василевича, Л.Е. Родина, Е.М. Лавренко, В.Б. Сочавы и др. Из зарубеж-ных  ученых ХХ столетия следует выделить следующих: А. Пирса, В. Шелфорда, В. Мак-Дуголла, Ю. Одума, Э. Пианку, Р. Риклефса, Ф. Рамаду и др. Многие из перечисленных исследователей являются авторами моногра-фий, учебников и учебных пособий.

Здесь мы поместили портреты далеко не всех ученых, внесших большой  вклад в создание и развитие науки  экологии. Но вглядитесь внимательно  в их лица, и вы убедитесь в  том, насколько проницателен их взгляд. Они уже ушли в мир иной, а  их гениальными прозрениями мы пользуемся сегодня, наши дети и внуки будут  пользоваться завтра.

 

Евгений Михайлович Лавренко - российский геоботаник, внесший большой  вклад в развитие геоботанической  картографии и теорию степных  экосистем

 

Нелегким был путь этих людей на Земле. Всякому, кто приносит новое и непонятное, в нашем  обществе уготованы тернии. Редко, кто  из этих мыслителей при жизни заслужил положенные ему лавры. Слава к  ним пришла либо в конце жизни, либо после смерти. Но что им слава... Ведь они первыми проникли в неведомое, первыми увидели и поняли то, что  до них не видел и не понимал  никто. Все они по-настоящему были счастливыми людьми.

На занятиях и в дальнейшей своей жизни вы еще познакомитесь  с работами многих из них и расскажите о них своим ученикам.

Таким образом, мы выделили восемь этапов в становлении и развитии экологии:

Первый этап – отражает примитивные знания, накапливаемые  людьми, в т.ч. первобытными, в процессе тесного общения с природой и  ведения натурального хозяйства. Начался  за много веков до новой эры  и завершился в первые века до новой  веры.

Второй этап – накопление фактического материала, но уже античными  учеными, средневековый застой. Период: I-III век до н.э. – XIV век н.э.

Третий этап – продолжение  сбора и первые попытки систематизация колоссального фактического материала, накопленного с началом великих  географических открытий и колонизацией новых стран – в эпоху Возрождения. Период: с IV по XVIII век включительно.

Четвертый этап – связан с крупными ботанико-географическими  открытиями, способствовавшими дальнейшему  развитию экологического мышления; предпосылка  экологических идей; выделены экология растений и экология животных. Период: конец XVIII – начало XIX века.

Пятый этап – становление  эволюционной экологии, углубление экологических  исследований, начало изучения взаимосвязей. Период: с начала XIX века до второй половины (1866 г.) XIX века

Шестой этап – определение  понятия "экология", доминирование  исследований аутэкологического направления  – изучение естественной совокупности видов, непрерывно перестраивающихся  применительно к изменению факторов среды, т.е. факториальной аутэкологии. М.С. Гиляров называл этот этап временем факториального редукционизма. Период: со второй половины (1866 г.) XIX до середины (1936 г.) XX века.

Седьмой этап отражает новый  – системный, подход к исследованиям  природных систем, формирование общей  экологии, как самостоятельной фундаментальной  биологической науки, доминирование синэкологического направления – изучение процессов материально-энергетического обмена, развитие количественных методов и математического моделирования. Период: 40-70 гг. XX века. Специфика этого этапа – мнение о примате конкурентных отношений в биоценозах и принижение значимости эволюционных факторов, господство парадигмы дискретности.

Восьмой этап – "экологизация" науки; становление экологических  наук, учитывающих деятельность Человека, т.е. социальной и политической направленности. Возрастание интереса к изучению популяций (демэкология), динамики формирования биогеоценозов в связи с антропогенными нарушениями. Большое внимание уделяется  стационарным исследованиям. Основная методология – системный анализ. Одно из главных направлений –  длительный экологический мониторинг разных уровней (наземный, региональный, глобальный и пр.). Период: с 80-х годов XX века по настоящее время. Специфика  – отказ от примата конкурентных взаимоотношений в ценозе; в фитоценологии  смена парадигмы дискретности на парадигму континуальности; развитие методов и теории экологического мониторинга.В последнее десятилетие  произошло объединение ряда тенденций  последних периодов. Учеными признается как континуальность, так и дискретность растительного покрова – в  природе есть и то и это, формируется  новая парадигма – биологического разнообразия.

4. Причины отставания общей  экологии от других наук

 

Обобщая вышесказанное, следует  отметить, что развитие общей экологии задержалось и в XX веке. Как отмечают Н.Ф. Реймерс, А.С. Степановских, экология отстала от таких наук, как эмбриология, физиология, генетика на несколько  десятилетий.

Причины отставания:

Недооценка потребности  в открытии общих законов развития живого вещества; изучение взаимоотношений  организмов друг с другом и со средой должно идти с учетом огромного разнообразия животного и растительного мира и их взаимозависимости. Многие направления  экологии находятся на аналитической  стадии.

Между науками, а, следовательно, и между учеными, существуют жесткие  искусственные, в том числе психологические  барьеры. Узкому специалисту удобнее  и привычнее рассматривать "свои" предметы и явления вне существующих между ними взаимосвязей. Как сказал небезызвестный Козьма Прутков: «Узкий специалист подобен флюсу»! Но для  всестороннего выявления особенностей экосистем необходимо изучение их коллективами разных специалистов. В первую очередь  такие барьеры возведены между  биологическими и небиологическими науками (социология, политика, экономика).

Отсутствие реальных перспектив развития общей экологии, существовавшее вплоть до середины прошлого столетия. Недопонимание того, что методы общей  экологии отличаются от методов, используемых в смежных науках (так, нельзя в  экосистеме измерять физиологические  параметры в одном месте, невозможно выделив один фактор в природе, устранить  измеряемой характеристикой проявление остальных) и что нельзя лабораторные методы переносить на природу.

Лишь в конце XX произошло  осознание того, что деятельность человека часто не только наносит  вред окружающей среде, но и угрожает самому существованию человечества. При этом в изменении структуры  и динамики экосистем резко возросла роль случайных факторов, нередко  приводящих к катастрофам с многочисленными  человеческими жертвами. Человечество лишь в последние десятилетия  начало всерьез осознавать важность для себя экологических проблем. Ведь вопрос стоит однозначно - быть или не быть на Земле технократической цивилизации. Этим и объясняется  повальная экологизация, как самой  науки, так и других направлений  человеческой деятельности, экологизация всевозможных производств, связанных  с потреблением природных ресурсов.

 

 

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ - ПОНЯТИЕ  И ВИДЫ.

 

Природопользование –  это совокупность всех форм воздействия  человека на природную среду, включая  её освоение, преобразование и охрану. Иными словами, природопользование представляет собой использование  полезных для человека свойств природной  среды (экологических, экономических, культурных, оздоровительных).

Право природопользования рассматривается  как совокупность установленных  законодательством норм и правил, которые обуславливают деятельность физических и юридических лиц  по использованию природных ресурсов.

Субъектами права природопользования могут быть физические и юридические  лица.

Объектом права природопользования являются конкретные природных объекты  и их части.

Природопользование может  быть двух видов: общим и специальным.

Общее природопользование –  это использование природных  ресурсов для личных потребностей на бесплатной основе. Общее природопользование распространяется на общедоступные  богатства (например, пользование атмосферным  воздухом).

Специальным признаётся природопользование, которое осуществляется на основе специального разрешения (лицензии), выдаваемого  компетентными органами государства. Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию и органов, осуществляющих выдачу специальных разрешений, установлен Правительством Республики Беларусь. В частности:

 

Министерство лесного  хозяйства Республики Беларусь выдаёт хозяйствующим субъектам лицензии на заготовку древесины, живицы, древесных  соков;

Министерство природных  ресурсов и охраны окружающей среды  Республики Беларусь:

на переработку, захоронение  и транспортировку токсичных  отходов производства и потребления;

на промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений, лекарственного сырья растительного происхождения  в целях промышленной переработки  или реализации;

на производство, хранение и использование в хозяйственной  деятельности озоноразрушающих веществ  в соответствии с перечнем регулируемых веществ, согласованным сторонами  Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой;

геологическое изучение недр;

добычу торфа и т.д.

По общему правилу лицензия выдаётся сроком на пять лет на каждый вид деятельности, подлежащий лицензированию. Аннулирование выданной лицензии и  приостановление срока её действия производится компетентными государственными органами только в случаях нарушения  лицом, получившим лицензию, норм действующего экологического законодательства.

Специальное природопользование носит целевой характер, оно связано  с потреблением природных ресурсов и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, недропользование, водопользование, лесопользование  и т.д.

По признаку способа природопользования различают право природопользования, которое осуществляется с изъятием или без изъятия природного ресурса  из природной среды.

По признаку предоставления природопользование бывает первичным  и вторичным.

По признаку срочности  это право может быть постоянным (бессрочным) или временным (срочное  пользование).

По субъектному составу  природопользование может быть совместным (пользование двух и более лиц) и обособленным (пользование одного лица).

Право природопользования возникает  только на основании правомерных  юридических фактов – действий.

Основанием возникновения  специального права природопользования является разрешение компетентного  государственного органа на предоставление природного объекта в пользование  или гражданско-правового договор. Для лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность, дополнительным основанием возникновения специального природопользования в отношении конкретного объекта  является специальное разрешение (лицензия).

Основаниями прекращения  права природопользования являются:

 

изъятие предоставленного в  пользование природного объекта  для государственных нужд;

истечение срока пользования  природным объектом;

добровольный отказ от использования природного объекта;

возникновение угрозы жизни  или здоровью людей при пользовании  природным объектом;

использование объекта не по целевому назначению;

систематическое невнесение платежей за пользование природным  объектом;

несоблюдение мероприятий  по охране и защите используемых объектов или иное систематическое нарушение  природопользователем правил использования  природного объекта;

возникновение чрезвычайных ситуаций;

Информация о работе Уровни организации живой природы