Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:03, реферат
1. Молекулярный. На уровне отдельных молекул органических веществ протекают важнейшие жизненные процессы.
2. Клеточный. Клетка - основная единица живого. Жизнь невозможна вне клетки.
3. Тканевый. Ткани - системы клеток, сходных по строению и выполняемым в организме функциям. Ткани имеются у животных и растений.
Крупный российский ученый-теоретик,
наш современник Н.Ф. Реймерс (1931-1993)
общую экологию представил, как вершину
естествознания – мегаэкологию, вокруг
которой концентрируются другие
научные дисциплины, связанные с
актуальными проблемами цивилизации
и угрозой экологического кризиса.
Другой российский ученый – Н.Н. Моисеев
(1917-2000), специалист в области системного
анализа, моделирования и
Особую и важнейшую
роль в становлении и развитии
экологии сыграл Владимир Иванович Вернадский
– создатель учения о биосфере,
намного опередивший свое время.
Открытие биосферы В.И. Вернадским в
начале ХХ столетия принадлежит к
величайшим научным открытиям
Может показаться странным утверждение о том, что В.И. Вернадский открыл биосферу. Что ее открывать? Это не микроб какой-то. Биосфера огромна, и с ней постоянно имеет дело каждый из нас. Мы живем, мы постоянно обитаем в ней. Да, мы обитаем в ней, но очень мало задумываемся о том, что этот наш хрупкий дом уникален во Вселенной, что механизмы, его поддерживающие, очень тонкие, и могут легко сломаться не только от падения большого метеорита на Землю, но и от нашего неразумного поведения.
«Спички детям не игрушка», - говорят родители и прячут подальше спички от детей, чтобы они не сделали пожар и не сожгли дом, а вместе с домом и самих себя. Современное человечество в биосфере очень напоминает этих глупеньких шаловливых детей, которым в руки попали «спички» - мощные механизмы, прогрессивные технологии. Спрятать бы подальше от шалунов эти «спички», - да некому этого сделать. Нет родителей дома, дети предоставлены самим себе.
Виктор Борисович Сочава - российский геоботаник, внесший большой вклад в развитие экологии и биогеографии
Кроме уже упомянутых выше имен, становление экологии в первой половине и в середине ХХ века в России было связано с именами: Б.Г. Иоганзена, Г.А. Викторова, В.Н. Беклемишева, П.Д. Ярошенко, В.Г. Карпова, Г.И. Поплавской, Т.А. Работнова, Т.К. Горышиной, В.Д. Александровой, Б.А. Тихомирова, В.И. Василевича, Л.Е. Родина, Е.М. Лавренко, В.Б. Сочавы и др. Из зарубеж-ных ученых ХХ столетия следует выделить следующих: А. Пирса, В. Шелфорда, В. Мак-Дуголла, Ю. Одума, Э. Пианку, Р. Риклефса, Ф. Рамаду и др. Многие из перечисленных исследователей являются авторами моногра-фий, учебников и учебных пособий.
Здесь мы поместили портреты далеко не всех ученых, внесших большой вклад в создание и развитие науки экологии. Но вглядитесь внимательно в их лица, и вы убедитесь в том, насколько проницателен их взгляд. Они уже ушли в мир иной, а их гениальными прозрениями мы пользуемся сегодня, наши дети и внуки будут пользоваться завтра.
Евгений Михайлович Лавренко - российский геоботаник, внесший большой вклад в развитие геоботанической картографии и теорию степных экосистем
Нелегким был путь этих людей на Земле. Всякому, кто приносит новое и непонятное, в нашем обществе уготованы тернии. Редко, кто из этих мыслителей при жизни заслужил положенные ему лавры. Слава к ним пришла либо в конце жизни, либо после смерти. Но что им слава... Ведь они первыми проникли в неведомое, первыми увидели и поняли то, что до них не видел и не понимал никто. Все они по-настоящему были счастливыми людьми.
На занятиях и в дальнейшей своей жизни вы еще познакомитесь с работами многих из них и расскажите о них своим ученикам.
Таким образом, мы выделили восемь этапов в становлении и развитии экологии:
Первый этап – отражает примитивные знания, накапливаемые людьми, в т.ч. первобытными, в процессе тесного общения с природой и ведения натурального хозяйства. Начался за много веков до новой эры и завершился в первые века до новой веры.
Второй этап – накопление фактического материала, но уже античными учеными, средневековый застой. Период: I-III век до н.э. – XIV век н.э.
Третий этап – продолжение
сбора и первые попытки систематизация
колоссального фактического материала,
накопленного с началом великих
географических открытий и колонизацией
новых стран – в эпоху
Четвертый этап – связан с крупными ботанико-географическими открытиями, способствовавшими дальнейшему развитию экологического мышления; предпосылка экологических идей; выделены экология растений и экология животных. Период: конец XVIII – начало XIX века.
Пятый этап – становление эволюционной экологии, углубление экологических исследований, начало изучения взаимосвязей. Период: с начала XIX века до второй половины (1866 г.) XIX века
Шестой этап – определение
понятия "экология", доминирование
исследований аутэкологического направления
– изучение естественной совокупности
видов, непрерывно перестраивающихся
применительно к изменению
Седьмой этап отражает новый
– системный, подход к исследованиям
природных систем, формирование общей
экологии, как самостоятельной
Восьмой этап – "экологизация"
науки; становление экологических
наук, учитывающих деятельность Человека,
т.е. социальной и политической направленности.
Возрастание интереса к изучению
популяций (демэкология), динамики формирования
биогеоценозов в связи с
4. Причины отставания общей экологии от других наук
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что развитие общей экологии задержалось и в XX веке. Как отмечают Н.Ф. Реймерс, А.С. Степановских, экология отстала от таких наук, как эмбриология, физиология, генетика на несколько десятилетий.
Причины отставания:
Недооценка потребности в открытии общих законов развития живого вещества; изучение взаимоотношений организмов друг с другом и со средой должно идти с учетом огромного разнообразия животного и растительного мира и их взаимозависимости. Многие направления экологии находятся на аналитической стадии.
Между науками, а, следовательно,
и между учеными, существуют жесткие
искусственные, в том числе психологические
барьеры. Узкому специалисту удобнее
и привычнее рассматривать "свои"
предметы и явления вне существующих
между ними взаимосвязей. Как сказал
небезызвестный Козьма Прутков: «Узкий
специалист подобен флюсу»! Но для
всестороннего выявления
Отсутствие реальных перспектив развития общей экологии, существовавшее вплоть до середины прошлого столетия. Недопонимание того, что методы общей экологии отличаются от методов, используемых в смежных науках (так, нельзя в экосистеме измерять физиологические параметры в одном месте, невозможно выделив один фактор в природе, устранить измеряемой характеристикой проявление остальных) и что нельзя лабораторные методы переносить на природу.
Лишь в конце XX произошло
осознание того, что деятельность
человека часто не только наносит
вред окружающей среде, но и угрожает
самому существованию человечества.
При этом в изменении структуры
и динамики экосистем резко возросла
роль случайных факторов, нередко
приводящих к катастрофам с
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ - ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.
Природопользование – это совокупность всех форм воздействия человека на природную среду, включая её освоение, преобразование и охрану. Иными словами, природопользование представляет собой использование полезных для человека свойств природной среды (экологических, экономических, культурных, оздоровительных).
Право природопользования рассматривается
как совокупность установленных
законодательством норм и правил,
которые обуславливают
Субъектами права
Объектом права
Природопользование может быть двух видов: общим и специальным.
Общее природопользование – это использование природных ресурсов для личных потребностей на бесплатной основе. Общее природопользование распространяется на общедоступные богатства (например, пользование атмосферным воздухом).
Специальным признаётся природопользование, которое осуществляется на основе специального разрешения (лицензии), выдаваемого компетентными органами государства. Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию и органов, осуществляющих выдачу специальных разрешений, установлен Правительством Республики Беларусь. В частности:
Министерство лесного
хозяйства Республики Беларусь выдаёт
хозяйствующим субъектам
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь:
на переработку, захоронение и транспортировку токсичных отходов производства и потребления;
на промысловую заготовку
(закупку) дикорастущих растений, лекарственного
сырья растительного
на производство, хранение
и использование в
геологическое изучение недр;
добычу торфа и т.д.
По общему правилу лицензия выдаётся сроком на пять лет на каждый вид деятельности, подлежащий лицензированию. Аннулирование выданной лицензии и приостановление срока её действия производится компетентными государственными органами только в случаях нарушения лицом, получившим лицензию, норм действующего экологического законодательства.
Специальное природопользование носит целевой характер, оно связано с потреблением природных ресурсов и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, недропользование, водопользование, лесопользование и т.д.
По признаку способа природопользования
различают право
По признаку предоставления природопользование бывает первичным и вторичным.
По признаку срочности это право может быть постоянным (бессрочным) или временным (срочное пользование).
По субъектному составу природопользование может быть совместным (пользование двух и более лиц) и обособленным (пользование одного лица).
Право природопользования возникает только на основании правомерных юридических фактов – действий.
Основанием возникновения
специального права природопользования
является разрешение компетентного
государственного органа на предоставление
природного объекта в пользование
или гражданско-правового
Основаниями прекращения права природопользования являются:
изъятие предоставленного в пользование природного объекта для государственных нужд;
истечение срока пользования природным объектом;
добровольный отказ от использования природного объекта;
возникновение угрозы жизни или здоровью людей при пользовании природным объектом;
использование объекта не по целевому назначению;
систематическое невнесение платежей за пользование природным объектом;
несоблюдение мероприятий по охране и защите используемых объектов или иное систематическое нарушение природопользователем правил использования природного объекта;
возникновение чрезвычайных ситуаций;