Урбанизация и ее санитарно-экологические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 17:24, реферат

Краткое описание

Целью написания реферата является:
Дать определение понятию урбанизации и экологии;
Определить предпосылки урбанизации;
Раскрыть действие антропогенных факторов на природу и человека;

Оглавление

Введение
Урбанизация – глобальный исторический процесс.
История урбанизации.
Основные стадии урбанизации.
Особенности урбанизации в России.
Экологические проблемы урбанизации:

Загрязнение атмосферного воздуха

а) выбросами автомобильного транспорта
- фототоксический туман
б) промышленными выбросами
- смог (смесь дыма и тумана)
в) в ходе потребления энергии

влияние атмосферных загрязнений на
окружающую среду и здоровье населения.
Какой же выход?

Проблема питьевой воды

Проблема бытовых отходов
пути решения проблемы

Казнь шумом

Электромагнитные поля

Проблема гипокинезии

Медико-биологические тенденции урбанизации

Перспективы урбанизации
Экологические последствия урбанизации.
Заключение.

Используемая литература.

Файлы: 1 файл

Урбанизация и ее санитарно хороший.doc

— 428.00 Кб (Скачать)

 

3. Основные стадии урбанизации.

 

I. Развитие и рост городов (растущих как бы в отдельности). Это - "точечная" концентрация. Город накапливает потенциал, усложняет свои функциональную и планировочную структуры. Проблемы его становятся все масштабнее и приобретают возрастающую остроту, однако их решение в рамках самого города становятся все затруднительнее ввиду ограниченности территориальных ресурсов.

II. Формирование агломераций. Постгородская стадия развития расселения. Возникновение плеяды городских поселений на базе крупного города вносит коренные изменения в картину расселения. Агломерации становятся ключевой формой территориальной организации производительных сил и расселения. Агломерирование носит выборочный характер, но в то же время весьма распространено. Агломерации играют ведущую роль во всех развитых и в ряде развивающихся странах. Крупный город находит в них свое дополнение и одновременно обретает новые возможности для решения своих проблем, в том числе и экологических.

III. Формирование опорного  каркаса расселения. Рассредоточенная концентрация. Опорный каркас представляет собой генерализованный урбанистический портрет страны или региона. Он образован совокупностью узловых (города, агломерации) и линейных (магистрали, полимагистрали) элементов. Примером отчетливо проявившейся линейностремительной тенденции являлось формирование урбанизированной полосы Москва - Нижний Новгород.

 

4. Особенности урбанизации в России

 

Процесс урбанизации  в каждой стране проходил и проходит по-своему. Например, в России можно  выделить несколько этапов урбанизации:

Первый этап — с момента появления первых городов и вплоть до 1861 г. (отмена крепостного права). Первые города на территории, которую занимала Россия, появились более 1000 лет назад, первоначально на Черноморском побережье Кавказа (греческие города-колонии), и города-крепости на каспийском побережье Дагестана.

Более 1000 лет насчитывают и древнерусские города летописной эпохи (Старая Ладога, Псков, Новгород). Типичные славянские города на Руси той эпохи — усадьба князей, вокруг которых возникали торговые и ремесленные слободы. В период объединения России развитие городов стабилизируется. Определенное оживление в процесс урбанизации внесла эпоха социально-экономических преобразований Петра I. Развитие мануфактур ускорило формирование городов, однако вплоть до отмены крепостного права медленное развитие промышленности сдерживало урбанизацию страны. Наиболее крупными городами этого времени были Москва, Санкт-Петербург и ряд административных губернских центров.

Второй этап — 1861—1917 гг. — ознаменовался становлением в стране развитых товарно-денежных отношений, бурным развитием промышленности и транспорта, заметно активизировавшими урбанизацию. К 1917 г. 17% населения России проживало в городах. Помимо Санкт-Петербурга и Москвы — крупнейших городов России — относительно густая (по тому времени) сеть городских поселений сформировалась в междуречье Оки и Волги и в горнозаводских районах Урала. Цепочки городских поселений возникли на Волге и вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали. На всей остальной территории России, помимо губернских центров, крупных городских поселений не было. Основными источниками роста численности городского населения в этот период являлись преобразования сел в города и переселение жителей села в город.  

Третий этап — 1917—1941 гг. — годы индустриализации страны. География урбанизации практически повторяла географию индустриализации, охватившей большую часть обжитых территорий России. В этот период делаются первые крупные шаги по освоению природных ресурсов и развитию промышленности в восточных районах, что и предопределило опережающие темпы их урбанизации. Заметно усиливается концентрация населения в крупных городах.

Четвертый этап — 1941—1945 гг. — период Великой Отечественной войны. Он ознаменовался существенным территориальным сдвигом хозяйственного потенциала и городского населения на восток. В это время особенно быстро растет численность городского населения в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири. Одновременно сокращается численность населения разрушенных войной западных, временно оккупированных районов.

Пятый этап — послевоенный период с 1946 г. и до наших дней. В это время заметно ускорился рост численности городского населения, и увеличилась его доля в общей численности жителей страны (за 1946—1995 гг. доля городского населения страны возросла с 40 до 73%). Происходило расширение географии урбанизации за счет освоения восточных и северных территорий. При этом в процессе урбанизации имелся ряд качественных изменений:

  • усилилась концентрация населения в крупных и крупнейших городах;
  • быстро развивались городские агломерации;
  • формировались системы расселения;
  • повысилась роль крупных, и особенно крупнейших, городов во всех сферах социально-экономической жизни общества;
  • распространялся городской образ жизни на сельскую местность.

Рассмотрим подробнее  наиболее характерные качественные изменения процесса урбанизации на последнем, послевоенном этапе его развития.

На начало 1999 г. численность населения 13 городов России превышала 1 млн. жителей.

 

1. Москва                 8390          8. Казань            1101

2. Санкт-Петербург       4728          9.Уфа                      1089

3.Новосибирск       1402         10.Челябинск  1086

4. Н.Новгород                 1365         11.Ростов-на-Дону  1017

5. Екатеринбург       1273         12. Пермь            1017

6. Самара                 1168         13. Волгоград  1000

7. Омск                           1158

 

Основные причины  стремительного развития урбанизации  в России в XX в.:

      • бурная индустриализация;
      • ускоренное развитие отраслей  непроизводственной сферы;
      • рост мощности производственных объектов;
      • агломерирующая способность ряда производств "притягивать" к себе значительное количество предприятий-смежников;
      • процесс синтеза науки и производства.

 

Классификация городских поселений по численности населения (людности)

Сегодня города делятся  на малые, средние, крупные и крупнейшие в зависимости от числа жителей в них:

    • до 50 тыс. жителей — малые города и ПГТ,
    • от 50 до 100 тыс. жителей — средние города,
    • от 100 до 1000 тыс. жителей — крупные города,
    • более 1 млн. жителей — крупнейшие города

 

5. Экологическая проблема урбанизации.

 

    5.1 загрязнение атмосферного  воздуха

 

        а) выбросами автомобильного транспорта

 

Главным источником загрязнения воздуха для большинства городов является автомобильный транспорт. Автомобиль—этот "символ" XX в. Десятки миллионов личных автомашин заполнили улицы городов и автострады, то и дело возникают многокилометровые "пробки", без толку сжигается дорогостоящее горючее, воздух отравляется ядовитыми выхлопными газами. Во многих городах они превышают суммарные выбросы в атмосферу промышленных предприятий,

Суммарная мощность автомобильных  двигателей в России, где в настоящее  время также идёт интенсивный  процесс автомобилизации, значительно превышает установленную мощность всех тепловых электростанций страны. Соответственно и горючего автомобили "съедают" гораздо больше, чем тепловые электростанции. И если удастся повысить экономичность автомобильных двигателей хотя бы немного, это обернется миллионной экономией.

Автомобильные выхлопные газы —  смесь примерно, 200 веществ. В них содержатся углеводороды — не сгоревшие или не полностью сгоревшие компоненты топлива.

К несгоревшим газам относят  и обычную окись углерода, образующуюся в том или ином количестве повсюду, где что-то сжигают. В выхлопных газах двигателя, работающего на нормальном бензине и при нормальном режиме, содержится в среднем 2,7% оксида углерода. При снижении скорости эта доля увеличивается до 3,9%, а на малом ходу—до 6,9%.

Оксид углерода, углекислый газ и большинство других газовых выделений двигателей тяжелее воздуха, поэтому все они скапливаются у земли. Оксид углерода соединяется с гемоглобином крови и мешает ему нести кислород в ткани организма.

В выхлопных газах содержатся также альдегиды, обладающие резким запахом и раздражающим действием. К ним относятся акролены и формальдегид. В автомобильных выбросах содержатся также оксиды азота, неразложившиеся углеводороды топлива. Среди них особое место занимают непредельные углеводороды этиленового ряда, в частности гексен и пентен.

Из-за неполного сгорания топлива  в двигателе автомашин часть  углеводородов превращается в сажу, содержащую смолистые вещества. Особенно много сажи и смол образуется при технической неисправности мотора. В этом случае за машиной тянется видимый хвост дыма, который держит полициклические углеводороды и, в частности, бенз-(а)пирен.

В 1 л бензина может  содержаться около 1 г тетраэтилсвинца, который разрушается и выбрасывается в виде соединений свинца. Исследованиями было показано, что в организме голубей, живущих в Филадельфии, содержится в 10 раз больше свинца, чем у голубей, живущих в сельской местности. Свинец — один из основных отравителей внешней среды; и поставляют его главным образом современные двигатели с высокой степенью сжатия.

Противоречия, из которых "соткан" автомобиль, пожалуй, ни в чем не выявляются так резко, как в деле защиты природы. С одной стороны, он облегчил нам жизнь, с другой — отравляет её. В самом прямом и печальном смысле.

Один легковой автомобиль поглощает ежегодно из атмосферы в среднем больше 4 т кислорода, выбрасывая с выхлопными газами примерно 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов.

Фототоксический туман.

В 30-х годах над Лос-Анджелесом (США) стал появляться смог в теплое время года, как правило, летом и ранней осенью, в жаркие дни. Фотохимический туман считается наиболее опасным для здоровья, так как он содержит очень ядовитые компоненты. Во многих точках Лос-Анджелеса степень накопления загрязняющих веществ измеряют с помощью непрерывно действующих автоматических устройств. Если загрязненность превысила установленный предел, то звучат сирены, при этом водители должны остановить автомобили, выключить двигатели и подождать, пока не будет дан сигнал, разрешающий продолжать путь (т. е. когда автоматические устройства определят, что загрязненность уменьшилась).

Явление фотохимического  тумана характерно также и для  других крупнейших городов мира: Токио, Нью-Йорка, Лондона и других. Одно время в некоторых из этих городов полицейские-регулировщики уличного движения стояли на своих постах даже в противогазах.С этим опасным для здоровья явлением активно борются не только в Лос-Анджелесе, но и во всех крупных городах мира.

В настоящее время  в некоторых столицах мира (Риме, Париже, Лондоне) вводятся ограничения на передвижение в личных автомобилях, вплоть до полного запрета на поездки в некоторые дни. Например, автомобили, имеющие "четные" номерные знаки могут выезжать на улицу только в четные дни, а автомобили с "нечетными" номерами - в нечетные дни.

б)промышленными выбросами

 

Крупнейшие города любой  страны – это, как правило, крупные  промышленные центры, в которых сосредоточены  десятки и сотни промышленных предприятий различных отраслей. Предприятия металлургической, химической, цементной и других отраслей промышленности выбрасывают в атмосферу пыль, сернистые и другие вредные газы, выделяющиеся при различных технологических производственных процессах.

Черная металлургия. Процессы выплавки чугуна и переработки его на сталь сопровождаются выбросом в атмосферу различных газов.

Загрязнение воздуха  пылью при коксовании углей сопряжено  с подготовкой шихты и загрузкой ее в коксовые печи, с выгрузкой кокса в тушильные вагоны и с мокрым тушением кокса. Мокрое тушение сопровождается также выбросом в атмосферу веществ, входящих в состав используемой воды.

Цветная металлургия. При получении металлического алюминия путем электролиза с отходящими газами от электролизных ванн в атмосферный воздух выделяется значительное количество газообразных и пылевидных фтористых соединений.

Воздушные выбросы  предприятий нефтедобывающей и  нефтехимической промышленности содержат большое количество углеводородов, сероводорода и дурно пахнущих газов. Выброс в атмосферу вредных веществ на нефтеперерабатывающих заводах происходит главным образом вследствие недостаточной герметизации оборудования.

Производство  цемента и строительных материалов может являться источником загрязнения атмосферы различной пылью. Основными технологическими процессами этих производств являются процессы измельчения и термическая обработка шихт, полуфабрикатов и продуктов в потоках горячих газов, что связано с выбросами пыли в атмосферный воздух.

К химической промышленности относится большая группа предприятий. Состав их промышленных выбросов весьма разнообразен. Основными выбросами от предприятий химической промышленности являются окись углерода, окислы азота, сернистый ангидрид, аммиак, пыль от неорганических производств, органические вещества, сероводород, сероуглерод, хлористые соединения, фтористые соединения и др.

Информация о работе Урбанизация и ее санитарно-экологические последствия