Уголок природы как важнейшее условие экологического образования детей в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:27, реферат

Краткое описание

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

Файлы: 1 файл

Воспитательное значение природы трудно переоценить.docx

— 33.85 Кб (Скачать)

 

                                 Введение.

 

Самоценность дошкольного детства  очевидна: первые семь лет в жизни  ребенка - это период его бурного  роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок  выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу  близких и знакомых людей, осознанно  ориентироваться в окружающем предметно-природном  мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в  природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

 

 

  1. Теоретическая часть.

 

    1. Значение и особенности организации природных зон в помещениях ДОУ.

 

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение  с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. в дошкольном учреждении ребят знакомят с природой , происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества , как реалистическое понимание явлений природы , любознательность , умение наблюдать , логически мыслить , эстетически относиться ко всему живому .  любовь к природе , навыки бережного отношения к ней , забота о живых существах пробуждают - не  только интерес к природе , но и способствуют формированию у них лучших черт характера , как патриотизм , трудолюбие , уважение к труду взрослых , охраняющих и умножающих природные богатства . Ознакомлению детей с природой , воспитанию любви к ней поможет- уголок природы детского сада, где  содержатся  комнатные  растения и некоторые животные. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и отличия , общее и различное у растений , помогает замечать интересные особенности внешнего вида и поведения. При рассматривании комнатных растений воспитатель обращает  внимание детей на красоту цветов и листов , на то , как находящиеся в группе растения и аквариум украшают группу : дети видя это восторгаются  красотой. В процессе систематического ухода за растениями и животными  воспитатель формирует  у детей определенные трудовые навыки , учит внимательно и бережно относиться к обитателям живого уголка , заботиться о живых существах , укрепляя таким образом интерес к природе , настойчивость в достижении результатов. Существует система работы с детьми разных возрастных групп по ознакомлению с постоянными и сезонными обитателями уголка природы , примерное программное содержание , приемы и методы которыми воспитатель пользуется знакомя детей с природой. Однако, планируя работу , он должен учитывать конкретные условия: уровень знаний и умений детей своей группы , особенности природного окружения.  Отбор растений и животных для уголка природы осуществляют в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». Все обитатели уголка должны быть достаточно разнообразными и интересными для наблюдения, не требовать  сложного ухода , что бы труд по уходу за ними бел доступен детям дошкольного возраста .  В  уголок природы следует помещать  в первую очередь  растения и животных , характерных для той климатической полосы , в которой расположено учреждение .

 

    1. Требования к подбору и размещению обитателей живого уголка.

 

  1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы.
  2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда , по затрачиваемым силам и времени , должен быть доступен детям дошкольного возраста . Поэтому отбираются  растения и животные  неприхотливые к пище и уходу за ними .
  3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне яркими , привлекательными способными вызвать и удержать ещё не очень устойчивое внимание дошкольников.
  4. Растения и животные должны быть абсолютно безопасными , не приносить ни малейшего вреда здоровью детей .
  5. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности , роста и развития животного и растения  в условиях помещения детского учреждения , с его постоянной температурой , большой концентрацией углекислого газа , наличием шума .  Вместе с тем уголок природы в детском саду  должен радовать глаз , украшать интерьер . И наконец , следует размещать объекты таким образом , что бы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы .

 

 

 

 

    1. Оборудование уголка природы в различных возрастных группах.

 

Уголки старшей и подготовительной  к школе групп  пополняются  растениями и животными из других климатических зон , неприхотливыми и интересными для наблюдения.  У всех растений и животных , помещаемых в уголке природы должны быть ярко выражены признаки  группы или класса . Нужно так же учитывать возрастные особенности детей той группы, для младшей и средней групп  – растения и животные , наиболее типичные по строению. В уголках  природы младшей и средней  групп помещают  обитателей , не требующих  сложного ухода , что бы дети этих возрастных групп в состоянии были обеспечить необходимый уход за ними .в уголках  природы старшей и подготовительной к школе групп могут обитать  растения и животные , относительно более требовательные к условиям жизни , их и по количеству их должно быть значительно больше . Некоторые  обитатели , например холодноводные  рыбы , распространенные и неприхотливые  комнатные растения могут находиться во всех возрастных группах, но объем  знаний о них у детей старших  групп должен быть значительно больше , чем у детей младших групп. При подборе комнатных растений учитывают особенности помещения: если окна помещения выходят на южную  сторону , целесообразно помещать светолюбивые растения, в помещении с окнами выходящими на север- хорошо развиваются  теневыносливые . дни обитатели уголка природы постоянно находятся  в группе , их дети могут наблюдать  в течении года – это комнатные  растения , рыбы, птицы , млекопитающие . Воспитатель по своему усмотрению может внести в уголок и новые  растения, с которыми планирует ознакомить детей , поменять рыбок или птичек между младшей и средней группами.  При подборе обитателей уголка следует  учитывать такие особенности  природного окружения дошкольного  учреждения и возраст детей данной группы. Ознакомление с сезонными  обитателями уголка природы поможет  воспитателю формировать у детей  представление о том или ином времени года , о его характерных особенностях . Все обитатели уголка размещаются в соответствии с их биологическими особенностями и требованиями к условиям жизни – птицы в более светлом месте , но вдали от сквозняка , аквариум – в простенке , что бы на него не попадали прямые солнечные лучи. Нельзя сосредотачивать  разных обитателей в одном месте групповой комнаты : детям трудно в таких условиях ухаживать за живыми существами , выделять при необходимости какого-то одного  обитателя из массы других. Различные комнатные растения и аквариум с рыбками должны быть размещены так,  что бы  украшать помещение групповой, делать его  привлекательным , уютным. Низкорослые , светолюбивые комнатные растения можно поставить на подоконник , если они не будут загораживать детям свет. На нижней  части оконных косяков можно сделать полочки для ампельных растений . Вьющиеся растения такие как плющ , можно прикрепить к декоративным шнурам , натянутым от пола до потолка и отгораживающим небольшую часть комнаты . Комнатные растения не только предоставляют возможность для организации интересной и содержательно воспитательно-образовательной работы с детьми . Они оздоравливают микроклимат помещения, в котором находятся дети : увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом . Оптимальные условия для полноценного роста и развития растений и животных уголка создаются , когда они размещены в разных помещениях. Ухаживают за ними дети старшей и подготовительной к школе групп. Однако, животных, находящихся в отдельном уголке природы , следует время от времени приносить в группы для организации длительных наблюдений за ними . Для ухода за растениями и животными уголка природы в группе требуется инвентарь .

Для ухода за растениями :

  • Лейка
  • Щеточки
  • Тазы
  • Клеёнки
  • Тряпочки
  • Палочки для рыхления земли

Для ухода за животными :

  • Тазы
  • Тряпочки
  • Щетки-сметки
  • Совки
  • Терки
  • Миски
  • Разделочные доски
  • Ножи

Весь инвентарь по уходу  находиться в уголке для дежурных , там же хранятся клеёнчатые фартуки, которые дети надевают во время работы. Инвентарь для ухода за аквариумом следует поместить в столике  – шкафчике под ним; здесь можно  хранить банки с кормом , плотно закрытые крышками. Весь рабочий инвентарь  должен иметь своё место , лежать на полках в определённом порядке. Воспитатель  приучает детей  после окончания  работы вымыть все , чем они пользовались , наполнить лейки водой  и убрать всё оборудование на место, затем  проверяет , все ли они убрали . При  оценке труда дежурных важно учитывать  и то, как дети убирают инвентарь  по уходу за растениями и животными , формируя  у них , таким образом , навыки культуры труда.  Что бы научить  детей любить и беречь растения и  животных , воспитатель должен сам  обладать этими качествами . При  уходе за обитателями уголка педагог  должен помнить о том, что его  отношение к ним является образцом , которому подражают дети. Нужно  хорошо знать биологические особенности  рекомендованных для детского сада растений и животных , иначе нельзя научить детей правильно ухаживать  за ними .

 

 

    1. Методика эколого-педагогической работы с детьми разного возраста в живом уголке.

 

 

  В процессе ознакомления детей младших групп с природой воспитатель решает ряд задач: формирует первые представления о некоторых предметах и явлений неживой природы , о наиболее часто встречающихся  ярких цветущих растениях , учит различать яркие особенности внешнего вида животных , некоторые части тела , особенности движения , издаваемые звуки . Воспитатель обучает малышей и первым несложным трудовым умениям : вместе с ними полить растения , обтереть листья влажной тряпочкой , покормить рыбок в аквариуме , птичек в уголке природы .  На этой основе воспитывается бережное отношение к растениям и животным , вызывает у детей чувство радостного удивления , первые эстетические переживания. Основное содержание занятий малыши усваивают через систематические встречи с природой в процессе наблюдения в уголке  природы , на участке детского сада . Коллективные формы работы воспитатель чередует с индивидуальными занимаясь с небольшими подгруппами детей. индивидуальное общение с ребёнком позволяет вызвать у него больший , успешнее провести наблюдение . Однако этого недостаточно . Для расширения представлений , уточнения и конкретизации знаний , а так же для развития наблюдательности  два раза в месяц проводятся занятия и целевые  прогулки . С детьми  первой младшей группы занятия проводятся в первом полугодии с двумя подгруппами , во втором со всей группой . Во  второй младшей группе занятия проводятся со всеми детьми . Средняя группа – дети 4-5 лет , любопытны , задают множество вопросов , с интересом знакомятся с различными предметами , их качествами и явлениями общественной жизни . Внимание детей этого возраста становится более устойчивым . Им уже доступно понимание простейших связей в наблюдаемых явлениях . Исходя из этого воспитатель средней группы решает новые задачи в ознакомлении детей с природой . Учит ребят видеть а предметах характерные свойства , сравнивать и группировать по этим свойствам , формирует первые элементарные обобщения , подводит к установлению простейших связей между некоторыми явлениями .

Дети ежедневно выполняют  поручения по уходу за растениями и животными, получают первые представления  о том , что для роста растений необходимы влага , свет , тепло. Овладевают  и первоначальными умениями выращивания  растений . В процессе наблюдений и  ухода за растениями и животными  у дошкольников воспитывают чувство  бережного и заботливого отношения к природе , понимание её красоты . Основным методом ознакомления детей с природой остаются наблюдения . Они осуществляются на ежедневных и целевых прогулках  В средней группе проводятся экскурсии. Лучше всего их организовывать тогда , когда сезонные изменения проявляются наиболее ярко , два раза в месяц проводят занятия . У детей закрепляются ранее полученные умения и навыки ухода за растениями и животными , формируются новые . Широко используются трудовые поручения , к выполнению которых систематически привлекаются все дети . Совместный труд воспитывает у ребят чувство ответственности за порученное дело и коллективизма . Закреплению, уточнению и систематизации полученных знаний способствуют дидактические игры . Дети  пятого года жизни учатся вести дневники наблюдений . Форма ведения дневника может быть разной – гербарии , рисунок . У детей старшего дошкольного возраста значительно развивается способность к аналитико-синтетической деятельности. Дети шестого года жизни не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов , внешних свойств явлений , а стремятся проникнуть в суть , понять причины явлений . У детей формируют систему представлений и простейших понятий о предметах и явлениях неживой природы : они узнают причину изменения продолжительности дня и ночи , особенности осадков , погоды в разные сезоны : учатся различать и правильно называть растения, усваивают правила ухода : учатся видеть основные стадии роста и развития растения , понимать основные изменения  в состоянии растений по сезонам , узнают о некоторых особенностях ухода за растениями : учатся различать своеобразие внешнего строения и повадки животных , получают знания о развитии некоторых видов , о способах защиты животных от врагов , овладевают основными навыками ухода за обитателями уголка природы. Важной задачей остаётся воспитание у детей бережного , заботливого отношения и любви к природе , эстетического восприятия природы . Занятия по ознакомлению с природой проводятся еженедельно . Особое место занимает экскурсия , а так же занятие связанные с обобщением знаний детей. Воспитатель широко использует труд, наблюдения, опыты на участке , в уголке природы с тем , чтобы накопить конкретные представления об окружающей природе , углубить знания , полученные на занятиях. Дети начинают вести календарь природы, в жизни растений , животных в каждый сезон , особенности сезонного труда взрослых и детей , развлечения на воздухе. В календаре обязательно отражаются коллективные наблюдения. Закреплению и систематизации знаний детей о природе в течении года помогают настольно – печатные игры : лото «Времена года», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото».

Представления о самых  разнообразных предметах и явлениях природы, формируются несложные  умения выращивать растения и ухаживать  за мелкими животными , развивать  наблюдательность. Дети овладевают умениями принимать указания взрослого , следовать  его плану, использовать в процессе деятельности усвоенные  ранее приёмы , оценивать полученные результаты. В результате дети седьмого года жизни  уже способны под руководством взрослого  вести целенаправленный анализ воспринимаемых явлений , выделять при этом существенные признаки и свойства. Все это дает возможность в работе с детьми седьмого года жизни решать новые задачи ознакомления с природой , использовать новые способы организации работы. Детей выводят за пределы их непосредственного опыта , знакомя с новыми объектами через художественную книгу, картинку, диафильмы и кинофильмы . Старших дошкольников учат видеть неповторимость её явлений , гармонию красок и форм , все разнообразие проявлений жизни . Дети седьмого года жизни  способны при участии взрослых поддерживать порядок на участке и в уголке природы, беречь красоту тех мест , где они отдыхают , играют , выращивать красивые цветы , создавать несложные композиции из природного материала , большое внимание уделяется воспитанию любви к родной природе , бережного и заботливого отношения к ней.  В уголке природы дети ведут систематические наблюдения , дежурные осуществляют повседневный уход за его обитателями. Воспитатель в течении года проводит 2-3 занятия , на которых знакомит детей с изменениями способа ухода за обитателями уголка в разные сезоны, с уходом за новыми его обитателями .

 

 

  1. Практическая часть

 

Занятие «Мытьё комнатных растений.»

 

Программное содержание :

Закрепить название растений и знания детей о них. Учить  умению протирать листья влажной  тряпочкой. Поддерживать интерес к  растениям и ухаживать за ними. Побуждать детей к использованию  слов : фикус, ухаживать, поливать , протирать  листья.

Подготовка к  занятию:

На клеёнки расставить растения с плотными кожистыми листьями  так , что бы к каждому можно  было свободно подойти. Рядом с каждым растением положить две три влажные  тряпочки , в зависимости от того сколько детей будут протирать листья. В стороне полукругом расставить стульчики , перед ними поставить растение.

 

Ход занятия :

Дети сидят на стульчиках. Обращаясь к ним , воспитатель  предлагает рассмотреть растение , назвать его (фикус), просит двоих  – троих детей повторить название растения. Затем спрашивает , на что  похож фикус, на дерево или на травку , какие у него листья , большие  или маленькие , какого они цвета? Говорит детям : «Саша и Катя , подойдите к фикусу и потрогайте (погладьте) листочки . Какие они? (гладкие , блестящие , зелёные). Сегодня мы научимся  протирать листочки. Возле каждого  растения  лежит тряпочка .  Я  расправляю тряпочку на правой руке , на левую кладу листок фикуса осторожно  поверну листок и протру его снизу (одновременно с объяснением воспитатель  показывает приемы работы ). Посмотрите , какой он стал чистый! А теперь все  заверните рукава , подойдите к  растениям и попробуйте сами протереть листочки.» дети выполняют задание , воспитатель в ходе работы помогает им советом , в необходимых случаях показывает , как надо делать. В конце занятия предлагает всем подойти к растению и посмотреть , как чисто вымыты листья , как они теперь блестят. Воспитатель отмечает хорошую работу детей, подчеркивает , что они теперь будут не только поливать растения , но и протирать их листья.

Информация о работе Уголок природы как важнейшее условие экологического образования детей в ДОУ