Введение.
Самоценность дошкольного детства
очевидна: первые семь лет в жизни
ребенка - это период его бурного
роста и интенсивного развития, период
непрерывного совершенствования физических
и психических возможностей, начало
становления личности.
Достижением первых семи лет является
становление самосознания: ребенок
выделяет себя из предметного мира,
начинает понимать свое место в кругу
близких и знакомых людей, осознанно
ориентироваться в окружающем предметно-природном
мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы
взаимодействия с природой, при помощи
взрослых ребенок начинает осознавать
ее как общую ценность для всех
людей.
Все выдающиеся мыслители и педагоги
прошлого придавали большое значение
природе как средству воспитания
детей: Я. А. Коменский видел в
природе источник знаний, средство
для развития ума, чувств и воли.
- Теоретическая часть.
- Значение и особенности организации природных зон в помещениях ДОУ.
Воспитательное значение
природы трудно переоценить. Общение
с природой положительно влияет на
человека, делает его добрее, мягче, будит
в нем лучшие чувства. Особенно велика
роль природы в воспитании детей. в дошкольном
учреждении ребят знакомят с природой
, происходящими в ней в разное время года
изменениями. На основе приобретённых
знаний формируются такие качества , как
реалистическое понимание явлений природы
, любознательность , умение наблюдать
, логически мыслить , эстетически относиться
ко всему живому . любовь к природе
, навыки бережного отношения к ней , забота
о живых существах пробуждают - не только
интерес к природе , но и способствуют
формированию у них лучших черт характера
, как патриотизм , трудолюбие , уважение
к труду взрослых , охраняющих и умножающих
природные богатства . Ознакомлению детей
с природой , воспитанию любви к ней поможет-
уголок природы детского сада, где
содержатся комнатные растения
и некоторые животные. Воспитатель учит
детей сравнительному анализу: сравнивая
животных, находить сходство и отличия
, общее и различное у растений , помогает
замечать интересные особенности внешнего
вида и поведения. При рассматривании
комнатных растений воспитатель обращает
внимание детей на красоту цветов и листов
, на то , как находящиеся в группе растения
и аквариум украшают группу : дети видя
это восторгаются красотой. В процессе
систематического ухода за растениями
и животными воспитатель формирует
у детей определенные трудовые навыки
, учит внимательно и бережно относиться
к обитателям живого уголка , заботиться
о живых существах , укрепляя таким образом
интерес к природе , настойчивость в достижении
результатов. Существует система работы
с детьми разных возрастных групп по ознакомлению
с постоянными и сезонными обитателями
уголка природы , примерное программное
содержание , приемы и методы которыми
воспитатель пользуется знакомя детей
с природой. Однако, планируя работу , он
должен учитывать конкретные условия:
уровень знаний и умений детей своей группы
, особенности природного окружения.
Отбор растений и животных для уголка
природы осуществляют в соответствии
с «Программой воспитания в детском саду».
Все обитатели уголка должны быть достаточно
разнообразными и интересными для наблюдения,
не требовать сложного ухода , что бы
труд по уходу за ними бел доступен детям
дошкольного возраста . В уголок
природы следует помещать в первую
очередь растения и животных , характерных
для той климатической полосы , в которой
расположено учреждение .
- Требования к подбору и размещению обитателей живого уголка.
- Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы.
- Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда , по затрачиваемым силам и времени , должен быть доступен детям дошкольного возраста . Поэтому отбираются растения и животные неприхотливые к пище и уходу за ними .
- Растения и животные в уголке природы должны быть внешне яркими , привлекательными способными вызвать и удержать ещё не очень устойчивое внимание дошкольников.
- Растения и животные должны быть абсолютно безопасными , не приносить ни малейшего вреда здоровью детей .
- Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности , роста и развития животного и растения в условиях помещения детского учреждения , с его постоянной температурой , большой концентрацией углекислого газа , наличием шума . Вместе с тем уголок природы в детском саду должен радовать глаз , украшать интерьер . И наконец , следует размещать объекты таким образом , что бы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы .
- Оборудование уголка природы в различных возрастных группах.
Уголки старшей и подготовительной
к школе групп пополняются
растениями и животными из других
климатических зон , неприхотливыми
и интересными для наблюдения.
У всех растений и животных , помещаемых
в уголке природы должны быть ярко
выражены признаки группы или класса
. Нужно так же учитывать возрастные
особенности детей той группы,
для младшей и средней групп
– растения и животные , наиболее
типичные по строению. В уголках
природы младшей и средней
групп помещают обитателей , не требующих
сложного ухода , что бы дети этих возрастных
групп в состоянии были обеспечить
необходимый уход за ними .в уголках
природы старшей и подготовительной
к школе групп могут обитать
растения и животные , относительно
более требовательные к условиям
жизни , их и по количеству их должно
быть значительно больше . Некоторые
обитатели , например холодноводные
рыбы , распространенные и неприхотливые
комнатные растения могут находиться
во всех возрастных группах, но объем
знаний о них у детей старших
групп должен быть значительно больше
, чем у детей младших групп.
При подборе комнатных растений
учитывают особенности помещения:
если окна помещения выходят на южную
сторону , целесообразно помещать светолюбивые
растения, в помещении с окнами
выходящими на север- хорошо развиваются
теневыносливые . дни обитатели уголка
природы постоянно находятся
в группе , их дети могут наблюдать
в течении года – это комнатные
растения , рыбы, птицы , млекопитающие
. Воспитатель по своему усмотрению
может внести в уголок и новые
растения, с которыми планирует ознакомить
детей , поменять рыбок или птичек
между младшей и средней группами.
При подборе обитателей уголка следует
учитывать такие особенности
природного окружения дошкольного
учреждения и возраст детей данной
группы. Ознакомление с сезонными
обитателями уголка природы поможет
воспитателю формировать у детей
представление о том или ином времени
года , о его характерных особенностях
. Все обитатели уголка размещаются в соответствии
с их биологическими особенностями и требованиями
к условиям жизни – птицы в более светлом
месте , но вдали от сквозняка , аквариум
– в простенке , что бы на него не попадали
прямые солнечные лучи. Нельзя сосредотачивать
разных обитателей в одном месте групповой
комнаты : детям трудно в таких условиях
ухаживать за живыми существами , выделять
при необходимости какого-то одного
обитателя из массы других. Различные
комнатные растения и аквариум с рыбками
должны быть размещены так, что бы
украшать помещение групповой, делать
его привлекательным , уютным. Низкорослые
, светолюбивые комнатные растения можно
поставить на подоконник , если они не
будут загораживать детям свет. На нижней
части оконных косяков можно сделать полочки
для ампельных растений . Вьющиеся растения
такие как плющ , можно прикрепить к декоративным
шнурам , натянутым от пола до потолка
и отгораживающим небольшую часть комнаты
. Комнатные растения не только предоставляют
возможность для организации интересной
и содержательно воспитательно-образовательной
работы с детьми . Они оздоравливают микроклимат
помещения, в котором находятся дети :
увлажняют воздух, очищают и обогащают
его кислородом . Оптимальные условия
для полноценного роста и развития растений
и животных уголка создаются , когда они
размещены в разных помещениях. Ухаживают
за ними дети старшей и подготовительной
к школе групп. Однако, животных, находящихся
в отдельном уголке природы , следует время
от времени приносить в группы для организации
длительных наблюдений за ними . Для ухода за растениями
и животными уголка природы в группе требуется
инвентарь .
Для ухода за растениями
:
- Лейка
- Щеточки
- Тазы
- Клеёнки
- Тряпочки
- Палочки для рыхления земли
Для ухода за животными :
- Тазы
- Тряпочки
- Щетки-сметки
- Совки
- Терки
- Миски
- Разделочные доски
- Ножи
Весь инвентарь по уходу
находиться в уголке для дежурных
, там же хранятся клеёнчатые фартуки,
которые дети надевают во время работы.
Инвентарь для ухода за аквариумом
следует поместить в столике
– шкафчике под ним; здесь можно
хранить банки с кормом , плотно
закрытые крышками. Весь рабочий инвентарь
должен иметь своё место , лежать на
полках в определённом порядке. Воспитатель
приучает детей после окончания
работы вымыть все , чем они пользовались
, наполнить лейки водой и убрать
всё оборудование на место, затем
проверяет , все ли они убрали . При
оценке труда дежурных важно учитывать
и то, как дети убирают инвентарь
по уходу за растениями и животными
, формируя у них , таким образом
, навыки культуры труда. Что бы научить
детей любить и беречь растения и
животных , воспитатель должен сам
обладать этими качествами . При
уходе за обитателями уголка педагог
должен помнить о том, что его
отношение к ним является образцом
, которому подражают дети. Нужно
хорошо знать биологические особенности
рекомендованных для детского сада
растений и животных , иначе нельзя
научить детей правильно ухаживать
за ними .
- Методика эколого-педагогической работы с детьми разного возраста в живом уголке.
В процессе ознакомления
детей младших групп с природой воспитатель
решает ряд задач: формирует первые представления
о некоторых предметах и явлений неживой
природы , о наиболее часто встречающихся
ярких цветущих растениях , учит различать
яркие особенности внешнего вида животных
, некоторые части тела , особенности движения
, издаваемые звуки . Воспитатель обучает
малышей и первым несложным трудовым умениям
: вместе с ними полить растения , обтереть
листья влажной тряпочкой , покормить
рыбок в аквариуме , птичек в уголке природы
. На этой основе воспитывается бережное
отношение к растениям и животным , вызывает
у детей чувство радостного удивления
, первые эстетические переживания. Основное
содержание занятий малыши усваивают
через систематические встречи с природой
в процессе наблюдения в уголке природы
, на участке детского сада . Коллективные
формы работы воспитатель чередует с индивидуальными
занимаясь с небольшими подгруппами детей.
индивидуальное общение с ребёнком позволяет
вызвать у него больший , успешнее провести
наблюдение . Однако этого недостаточно
. Для расширения представлений , уточнения
и конкретизации знаний , а так же для развития
наблюдательности два раза в месяц
проводятся занятия и целевые прогулки
. С детьми первой младшей группы занятия
проводятся в первом полугодии с двумя
подгруппами , во втором со всей группой
. Во второй младшей группе занятия
проводятся со всеми детьми . Средняя группа
– дети 4-5 лет , любопытны , задают множество
вопросов , с интересом знакомятся с различными
предметами , их качествами и явлениями
общественной жизни . Внимание детей этого
возраста становится более устойчивым
. Им уже доступно понимание простейших
связей в наблюдаемых явлениях . Исходя
из этого воспитатель средней группы решает
новые задачи в ознакомлении детей с природой
. Учит ребят видеть а предметах характерные
свойства , сравнивать и группировать
по этим свойствам , формирует первые элементарные
обобщения , подводит к установлению простейших
связей между некоторыми явлениями .
Дети ежедневно выполняют
поручения по уходу за растениями
и животными, получают первые представления
о том , что для роста растений
необходимы влага , свет , тепло. Овладевают
и первоначальными умениями выращивания
растений . В процессе наблюдений и
ухода за растениями и животными
у дошкольников воспитывают чувство
бережного и заботливого отношения
к природе , понимание её красоты . Основным
методом ознакомления детей с природой
остаются наблюдения . Они осуществляются
на ежедневных и целевых прогулках
В средней группе проводятся экскурсии.
Лучше всего их организовывать тогда ,
когда сезонные изменения проявляются
наиболее ярко , два раза в месяц проводят
занятия . У детей закрепляются ранее полученные
умения и навыки ухода за растениями и
животными , формируются новые . Широко
используются трудовые поручения , к выполнению
которых систематически привлекаются
все дети . Совместный труд воспитывает
у ребят чувство ответственности за порученное
дело и коллективизма . Закреплению, уточнению
и систематизации полученных знаний способствуют
дидактические игры . Дети пятого года
жизни учатся вести дневники наблюдений
. Форма ведения дневника может быть разной
– гербарии , рисунок . У детей старшего
дошкольного возраста значительно развивается
способность к аналитико-синтетической
деятельности. Дети шестого года жизни
не ограничиваются познанием отдельных
конкретных фактов , внешних свойств явлений
, а стремятся проникнуть в суть , понять
причины явлений . У детей формируют систему
представлений и простейших понятий о
предметах и явлениях неживой природы
: они узнают причину изменения продолжительности
дня и ночи , особенности осадков , погоды
в разные сезоны : учатся различать и правильно
называть растения, усваивают правила
ухода : учатся видеть основные стадии
роста и развития растения , понимать основные
изменения в состоянии растений по
сезонам , узнают о некоторых особенностях
ухода за растениями : учатся различать
своеобразие внешнего строения и повадки
животных , получают знания о развитии
некоторых видов , о способах защиты животных
от врагов , овладевают основными навыками
ухода за обитателями уголка природы.
Важной задачей остаётся воспитание у
детей бережного , заботливого отношения
и любви к природе , эстетического восприятия
природы . Занятия по ознакомлению с природой
проводятся еженедельно . Особое место
занимает экскурсия , а так же занятие
связанные с обобщением знаний детей.
Воспитатель широко использует труд, наблюдения,
опыты на участке , в уголке природы с тем
, чтобы накопить конкретные представления
об окружающей природе , углубить знания
, полученные на занятиях. Дети начинают
вести календарь природы, в жизни растений
, животных в каждый сезон , особенности
сезонного труда взрослых и детей , развлечения
на воздухе. В календаре обязательно отражаются
коллективные наблюдения. Закреплению
и систематизации знаний детей о природе
в течении года помогают настольно – печатные
игры : лото «Времена года», «Ботаническое
лото», «Зоологическое лото».
Представления о самых
разнообразных предметах и явлениях
природы, формируются несложные
умения выращивать растения и ухаживать
за мелкими животными , развивать
наблюдательность. Дети овладевают умениями
принимать указания взрослого , следовать
его плану, использовать в процессе
деятельности усвоенные ранее приёмы
, оценивать полученные результаты.
В результате дети седьмого года жизни
уже способны под руководством взрослого
вести целенаправленный анализ воспринимаемых
явлений , выделять при этом существенные
признаки и свойства. Все это дает возможность
в работе с детьми седьмого года жизни
решать новые задачи ознакомления с природой
, использовать новые способы организации
работы. Детей выводят за пределы их непосредственного
опыта , знакомя с новыми объектами через
художественную книгу, картинку, диафильмы
и кинофильмы . Старших дошкольников учат
видеть неповторимость её явлений , гармонию
красок и форм , все разнообразие проявлений
жизни . Дети седьмого года жизни способны
при участии взрослых поддерживать порядок
на участке и в уголке природы, беречь
красоту тех мест , где они отдыхают , играют
, выращивать красивые цветы , создавать
несложные композиции из природного материала
, большое внимание уделяется воспитанию
любви к родной природе , бережного и заботливого
отношения к ней. В уголке природы
дети ведут систематические наблюдения
, дежурные осуществляют повседневный
уход за его обитателями. Воспитатель
в течении года проводит 2-3 занятия , на
которых знакомит детей с изменениями
способа ухода за обитателями уголка в
разные сезоны, с уходом за новыми его
обитателями .
- Практическая часть
Занятие
«Мытьё комнатных растений.»
Программное содержание
:
Закрепить название растений
и знания детей о них. Учить
умению протирать листья влажной
тряпочкой. Поддерживать интерес к
растениям и ухаживать за ними.
Побуждать детей к использованию
слов : фикус, ухаживать, поливать , протирать
листья.
Подготовка к
занятию:
На клеёнки расставить
растения с плотными кожистыми листьями
так , что бы к каждому можно
было свободно подойти. Рядом с каждым
растением положить две три влажные
тряпочки , в зависимости от того
сколько детей будут протирать листья.
В стороне полукругом расставить стульчики
, перед ними поставить растение.
Ход занятия :
Дети сидят на стульчиках.
Обращаясь к ним , воспитатель
предлагает рассмотреть растение ,
назвать его (фикус), просит двоих
– троих детей повторить название
растения. Затем спрашивает , на что
похож фикус, на дерево или на травку
, какие у него листья , большие
или маленькие , какого они цвета?
Говорит детям : «Саша и Катя ,
подойдите к фикусу и потрогайте
(погладьте) листочки . Какие они? (гладкие
, блестящие , зелёные). Сегодня мы научимся
протирать листочки. Возле каждого
растения лежит тряпочка . Я
расправляю тряпочку на правой руке , на
левую кладу листок фикуса осторожно
поверну листок и протру его снизу
(одновременно с объяснением воспитатель
показывает приемы работы ). Посмотрите
, какой он стал чистый! А теперь все
заверните рукава , подойдите к
растениям и попробуйте сами протереть
листочки.» дети выполняют задание , воспитатель
в ходе работы помогает им советом , в необходимых
случаях показывает , как надо делать.
В конце занятия предлагает всем подойти
к растению и посмотреть , как чисто вымыты
листья , как они теперь блестят. Воспитатель
отмечает хорошую работу детей, подчеркивает
, что они теперь будут не только поливать
растения , но и протирать их листья.