Учения про ноосферу

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:14, реферат

Краткое описание

Любое учение, любой культ, любая конфессия приближают человека к высотам разума и духа, но каждый вид интеллектуальной и творческой деятельности имеет свои пределы; каждое из них необходимо, но необходима и форма универсального самоосмысления, которая ни в коем случае не означала бы упразднение или ограничение частных форм. Такой формой познания и методологии является учение о «Ноосфере», которое может и должно стать универсальной научной платформой третьего тысячелетия. Учение о Ноосфере - глобально; оно не укладывается ни в национальные, ни в конфессиональные рамки, равно как и в рамки известных до сих пор формаций.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….. 3
1. Краткая характеристика ноосферы ……………………………...4
2. Наука как образование ноосферы……………………………….. 5
3. Техносфера и ноосфера…………………………………………. 10
4. Условия становления и существования ноосферы……………. 11
Заключение…………………………………………………………. 15
Использованная литература……………………………………...…16

Файлы: 1 файл

к.р. Основи екології г.docx

— 34.41 Кб (Скачать)

 

Содержание

  • Введение…………………………………………………………….. 3
  • 1. Краткая характеристика ноосферы ……………………………...4
  • 2. Наука как образование ноосферы……………………………….. 5
  • 3. Техносфера и ноосфера…………………………………………. 10
  • 4. Условия становления и существования ноосферы……………. 11
  • Заключение…………………………………………………………. 15
  • Использованная литература……………………………………...…16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Любое учение, любой культ, любая конфессия приближают человека к высотам разума и духа, но каждый вид интеллектуальной и творческой деятельности имеет свои пределы; каждое из них необходимо, но необходима и  форма универсального самоосмысления, которая ни в коем случае не означала бы упразднение или ограничение  частных форм. Такой формой познания и методологии является учение о  «Ноосфере», которое может и должно стать универсальной научной  платформой третьего тысячелетия. Учение о Ноосфере - глобально; оно не укладывается ни в национальные, ни в конфессиональные рамки, равно как и в рамки  известных до сих пор формаций.

Интерес к концепции Вернадского, значительно возросший в последние 15-20 лет, на наш взгляд, обусловлен тем, что в конце 20 века, современная  цивилизация столкнулась с серьезными экологическими, демографическими, сырьевыми, духовными, нравственными проблемами. Они показали реальную угрозу биосфере планеты и человеческому обществу. Впервые в истории человечества эти проблемы стали не следствием стихии, а логическим результатом  неумения или нежелания человечества решать острые противоречия между современным  обществом и окружающей природой, которая по определению является средой его обитания.

В своей работе я рассмотрю общее понятие ноосферы, значение науки и техники, как образований ноосферы, а также вопросы, связанные с условиями становления и существования ноосферы в части касающейся развития научной и технической мысли человечества.

 

 

 

 

1. Краткая характеристика  ноосферы

Учение о ноосфере возникло в рамках космизма - философского учения о неразрывном единстве человека и космоса, человека и Вселенной, о регулируемой эволюции мира. Понятие  ноосферы как обтекающей земной шар  идеальной, «мыслящей» оболочки, формирование которой связано с возникновением и развитием человеческого сознания, ввели в оборот в начале ХХ века французские ученые П.Тейяр де Шарден и Э. Леруа. Заслуга В.И. Вернадского заключается в том, что он дал этому термину новое, материалистическое содержание. И сегодня под ноосферой мы понимаем высшую стадию биосферы, связанную с возникновением и развитием человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов на Земле и в околоземном пространстве, изменяя их своей деятельностью.

  В работах В.И. Вернадского можно встретить разные определения и представления о ноосфере, которые менялись на протяжении жизни ученого. В.И. Вернадский начал развивать данную концепцию с начала 30-х годов после разработки учения о биосфере. Осознавая огромную роль и значение человека в жизни и преобразовании планеты, русский ученый употреблял понятие «ноосфера» в разных смыслах: 1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой; 2) как область активного проявления научной мысли как главного фактора перестройки и изменения биосферы.

Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней  то как о реальности будущего, то как о действительности наших  дней, что неудивительно, поскольку  он мыслил масштабами геологического времени. Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние, отмечает В. И. Вернадский. В ней возникали новые геологические проявления, раньше не бывшие. Это было, например, в кембрии, когда появились крупные организмы с кальциевыми скелетами, или в третичное время (может быть, конец мелового), 15-80 млн лет назад, когда создавались наши леса и степи и развилась жизнь крупных млекопитающих. Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывшую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние - в ноосферу - перерабатывается научной мыслью социального человечества». [С. 315]

Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

1. ноосфера в стадии  становления, развивающаяся стихийно  с момента появления человека;

2. ноосфера развитая, сознательно  формируемая совместными усилиями  людей в интересах всестороннего  развития всего человечества  и каждого отдельного человека.

По мнению В.И. Вернадского, ноосфера только-только создается, возникает в результате реального, вещественного преобразования человеком геологии Земли усилиями мысли и труда.

 

 

2. Наука как  образование ноосферы

 

Вернадский считал, что  научная мысль - такое же закономерно  неизбежное, естественное явление, возникшее  в ходе эволюции живого вещества, как  и человеческий разум, развивается  она все в том же полярном векторе  времени и не может ни повернуть  вспять, ни совсем остановиться, тая  в себе потенцию развития фактически безграничного. Мы отмечаем, как наука  сильно и глубоко активизирует изменение  биосферы Земли, она изменяет ситуации жизни, геологические движения, энергетику земного шара.

 Значит, научная мысль  является природным явлением. «В  переживаемый нами момент создания  новой геологической силы, научной  мысли, резко возрастает влияние живого общества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое состояние - в ноосферу. Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания, ноосфера может создаваться только при этом условии». [C. 333]

Появление разума и итога  его деятельности - науки - главнейший факт в формировании планеты. Научная  деятельность сейчас приобрела такие  черты, как стремительный темп, масштаб, глубину изысканий, мощность проводимых реорганизаций.

Таким образом, «научная мысль  человечества, работая только в биосфере, в ходе своего проявления, в конце  концов, превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом. Только теперь стало возможным научное выделение  биосферы, являющейся основной областью знания, из окружающей реальности». [С. 433]

Хотелось бы обратить внимание на одну мало известную сторону научного наследия В.И. Вернадского - его идеи о цикличной динамике науки, периодических  взрывах научного творчества.

В период взрыва научного творчества наблюдается углубляющаяся дифференциация гуманитарных наук, отражающая неисчерпаемую  многогранность человеческого бытия  и движения: «Чем ближе научный  охват реальности к человеку, тем  объем, разнообразие, углубленность  научного знания неизбежно увеличиваются. Непрерывно растет количество гуманитарных наук, число которых теоретически бесконечно, ибо наука есть создание человека, его научного творчества и его научной работы; границ исканиям научной мысли нет…» [С.433-434].

Сейчас в моде пессимистическое отношение к возможностям науки  и ее будущему. Это не случайно, поскольку  научное знание переживает состояние  глубокого кризиса и перестройки. Признаки этого кризиса наблюдались  и в первой половине ХХ века, однако В.И. Вернадский оставался оптимистом и в отношении будущего человечества, и в отношении роли и места науки в этом будущем, связывая свой оптимизм со становлением ноосферы, охватывающей все человечество как единое целое. Он считал, что «страхи о возможности крушения цивилизации (в росте и в устойчивости ноосферы) лишены основания» [С. 340]; что «реальная обстановка в наше бурное и кровавое время не может дать развиться и победить силам варваризации.. Все страхи и рассуждения обывателей, а также некоторых представителей гуманитарных и философских дисциплин о возможности гибели цивилизации связаны с недооценкой силы и глубины геологических процессов, каким является происходящий ныне, нами переживаемый, переход биосферы в ноосферу» [С. 342].

В.И. Вернадский предвидел  благотворные последствия возвышения роли науки в обществе на пути к  утверждению ноосферы: «Хотя человек, Homo sapiens, есть поверхностное явление в одной из оболочек земной коры - в биосфере, но новый геологический фактор, вносимый его появлением в историю планеты - разум - так велик по своим последствиям и их возможностям, что, мне кажется, можно не возражать против внесения этого фактора для геологических подразделений наряду со стратиграфическими и тектоническими. Масштаб изменений сравним».[C.350]

Мы подходим к новой  эре в жизни человечества и  жизни на нашей планете вообще, когда точная наука как планетная  сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду  человеческих обществ, когда ею охватываются и изменяются техника жизни, художественное творчество, философская мысль, религиозная  жизнь. Это явилось неизбежным следствием - впервые на нашей планете - захвата  все растущими человеческими  обществами, как единого целого, всей поверхности Земли, превращения  с помощью направляемого разума человека биосферы в ноосферу.

Таковы объективные основы и последствия ноосферной глобализации по Вернадскому и ее кардинальное отличие от нынешней модели глобализации, осуществляемой в интересах государств и ведущей к дальнейшему разрушению природной среды и экокатастрофе.

По мнению Вернадского, зачатки  научного познания появились задолго  до появления науки, как независимой  формы людского сознания и деятельности. “Наука, - писал он, - есть создание жизни... Наука есть проявление действия в  человеческом обществе совокупной человеческой жизни” [с. 344] “Действие - это характерная  черта научной мысли. Научная  мысль, творчество, знание идут в гуще жизни, с которой они непрерывно связаны. И самим существованием они пробуждают в среде жизни  активные проявления, которые сами по себе являются не только распространителями научного знания, но и создают его  бесчисленные формы выявления, вызывают бесчисленный крупный и мелкий источник роста научного знания”. [C.345]

Наука, по его мнению, начала складываться с самостоятельную  область человеческой деятельности, приблизительно 5-6 тыс. лет назад [С. 354]. Эти данные он полагал лишь ориентировочными, требующими уточнения и возможной  корректировки.

Согласно теории Вернадского, человек, охватив научной мыслью всю планету, стремится двигаться  в направлении постижения Божественных законов. В центре внимания Вернадского - биосфера и ноосфера Земли. Биосфера как совокупная оболочка Земли пронизана  жизнью (сфера жизни), закономерно  под воздействием деятельности человеческого  общества переходит в ноосферу - новое состояние биосферы, которое  несет в себе результаты человеческого  труда. Вернадский исходит из того, что человек «составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение  по крайней мере двух миллиардов лет»  [С. 313].

Итак, Вернадский исходит  из того, что исходным пунктом в  познании Вселенной является человек, поскольку возникновение человека связано с главным процессом  эволюции космического вещества. Описывая наступающую эпоху разума на энергетическом уровне, Вернадский указывает на эволюционный переход от геохимических процессов к биохимическим, и, наконец, к энергии мысли. Деятельность человека сравнима с действием геологической силы. Поэтому человек "должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но и в планетном аспекте» [С. 322].

На определенном этапе  своего развития биосфера, перерабатываемая научной мыслью человека, превращается в ноосферу, область человеческой культуры, тесно связанную с научным  знанием. Порождение космических сил, ноосфера лежит вне космических  просторов, где она теряется как  бесконечное малое, и вне области  микромира, где она отсутствует, как бесконечно большое.

Вернадский воспринимает ноосферу как неэнтропийный фактор. Снижение скорости процесса энтропии происходит за счет создания системы  биосферы и перехода ее во все более  самоорганизующуюся систему ноосферы. Именно ноосфера придает космосу  идею, смысл и цель. «"Взрыв" научной мысли в XX столетии подготовлен  всем прошлым биосферы и имеет  глубочайшие корни в ее строении - он не может остановиться и пойти  назад. Он может только замедляться  в своем темпе. Ноосфера - биосфера, переработанная научной мыслью, подготовлявшаяся шедшим сотнями миллионов, может  быть миллиарды лет, процессом, создавшим Homo sapiens faber - не есть кратковременное  и преходящее геологическое явление. Процессы, подготовлявшиеся многие миллиарды  лет, не могут быть преходящими, не могут  остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет так или иначе - рано или поздно - в ноосферу, т.е. что в истории народов, ее населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие». [C. 335]

Таким образом, прорыв научной  мысли подготовлен всем прошлым  биосферы и имеет эволюционные корни.

3. Техносфера и  ноосфера

 

Техносфера, взаимодействие общества и природы, экосистема, НТР - суть различные наименования или, если угодно, синонимы того объекта, с  которым отождествляется ноосфера Вернадского.

Должно быть очевидным, что  в свою ноосферу, как будущую обитель  знания, Вернадский не мог допустить  техносферу, где знания выступают  против сознания, и самым активным протестантом здесь заявляется Homo sapiens faber - хозяин ноосферы, по Вернадскому.[C.335] Степень отпора Вернадского можно  определить, если сравнить новаторские  пропорции знания Вернадского с  тем пониманием биосферы, какое наличествует в казённой геологии и какое приспособлено  к требованиям современной, порождающей  экологический катаклизм, техносферы.

Информация о работе Учения про ноосферу