Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 17:51, реферат
Цель реферата заключается в том, чтобы охарактеризовать наиболее общие положения данной теории, а также подчеркнуть основные моменты, связанные конкретно с учением о возможности возникновения новой сферы- «сферы Разума».
Задача состоит в том, чтобы составить общую картину данного подхода, и на основ
Введение………………………………………….........………………………………...-3-
1. Происхождение Вселенной в учении Вернадского...........................................-4-
2. Учение Вернадского о биосфере................. ..……………………………..........-5-
3. Эмпирические обобщения по поводу функционирования биосферы..............-6-
4. Модель расширяющейся Вселенной в контексте глобализации отношений «человек-мир»........................................................................................................-8-
5. Учение о ноосфере................................................................................................-11-
Заключение…………………………………………………………………….........…..-13-
Список использованной литературы…………………………………
Содержание
Введение…………………………………………......
1.
Происхождение Вселенной в учении Вернадского...................
2. Учение Вернадского о биосфере................. ..……………………………..........-5-
3. Эмпирические обобщения по поводу функционирования биосферы..............-6-
4. Модель
расширяющейся Вселенной в контексте
глобализации отношений «человек-мир».................
5. Учение
о ноосфере......................
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………......
Введение
Тема данного реферата звучит следующим образом: « Учение Вернадского о происхождении и развитии Вселенной. Концепция ноосферы».
Цель реферата заключается в том, чтобы охарактеризовать наиболее общие положения данной теории, а также подчеркнуть основные моменты, связанные конкретно с учением о возможности возникновения новой сферы- «сферы Разума».
Задача состоит в том, чтобы составить общую картину данного подхода, и на основе теоретических данных выяснить, насколько жизнеспособна данная концепция.
Актуальность темы заключается в том, что проникновение в сущность данной проблемы поможет нам попытаться адекватно оценить возможности дальнейшего развития человеческого общества.
Необходимо отметить, что бесспорно, о надвигающейся катастрофе много говорят, в том числе и на самом высоком уровне, созываются всемирные форумы, вырабатываются рекомендации и т.п., но мировое сообщество тем не менее продолжает свое движение по гибельной траектории. Экологическая обстановка не улучшается, хотя предпринимаются попытки защитить окружающую среду от загрязнения. Например, в развитых странах запрещено использование некачественных сортов бензина для автомобилей, прекращен выпуск химических веществ, наносящих вред озоновому слою и т.п. Большим достижением является прекращение ядерных взрывов в трех сферах. Однако в целом мечта философов и ученых о создании ноосферы, или сферы разума в глобальном масштабе, видимо, так и останется «голубой мечтой», нереализованной возможностью спасти жизнь на планете.
1.Происхождение Вселенной в учении Вернадского
Во все времена люди хотели знать, откуда и каким образом произошел мир. Когда в культуре господствовали мифологические представления, происхождение мира объяснялось, как, скажем, в «Ведах» распадом первочеловека Пуруши. То, что это была общая мифологическая схема, подтверждается и русскими апокрифами, например, «Голубиной книгой». Победа христианства утвердила представления о сотворении Богом мира из ничего.
С появлением науки в ее современном понимании на смену мифологическим и религиозным приходят научные представления о происхождении Вселенной. Следует разделять три близких термина: бытие, универсум и Вселенная. Первый является философским и обозначает все существующее, бытующее. Второй употребляется и в философии, и в науке, не имея специфической философской нагрузки (в плане противопоставления бытия и сознания), и обозначает все как таковое.
Значение термина Вселенная более узкое и приобрело специфически научное звучание. Вселенная — место вселения человека, доступное эмпирическому наблюдению. Постепенное сужение научного значения термина Вселенная вполне понятно, так как естествознание, в отличие от философии, имеет дело только с тем, что эмпирически проверяемо современными научными методами.
Вселенную в целом изучает наука, называемая космологией, т. е. наукой о космосе. Слово это тоже не случайно. Хотя сейчас космосом называют все находящееся за пределами атмосферы Земли, не так было в Древней Греции. Космос тогда принимался как «порядок», «гармония», в противоположность «хаосу» — «беспорядку». Таким образом, космология, в основе своей, как и подобает науке, открывает упорядоченность нашего мира и нацелена на поиск законов его функционирования. Открытие этих законов и представляет собой цель изучения Вселенной как единого упорядоченного целого.
Это изучение зиждется на нескольких предпосылках. Во-первых, формулируемые физикой универсальные законы функционирования мира считаются действующими во всей Вселенной. Во-вторых, производимые астрономами наблюдения тоже признаются распространяемыми на всю Вселенную. И, в-третьих, истинными признаются только те выводы, которые не противоречат возможности существования самого наблюдателя, т. е. человека (так называемый антропный принцип).
Выводы космологии называются моделями происхождения и развития Вселенной. Почему моделями? Дело в том, что одним из основных принципов современного естествознания является представление о возможности проведения в любое время управляемого и воспроизводимого эксперимента над изучаемым объектом. Только если можно провести бесконечное, в принципе, количество экспериментов и все они приводят к одному результату, на основе этих экспериментов делают заключение о наличии закона, которому подчиняется функционирование данного объекта. Лишь в этом случае результат считается вполне достоверным с научной точки зрения.
Ко
Вселенной это методологическое
правило остается неприменимым. Наука
формулирует универсальные законы, а Вселенная
уникальна. Это противоречие, которое
требует считать все заключения о происхождении
и развитии Вселенной не законами, а лишь
моделями, т. е. возможными вариантами
объяснения. Строго говоря, все законы
и научные теории являются моделями, поскольку
они могут быть заменены в процессе развития
науки другими концепциями, но модели
Вселенной как бы в большей степени модели,
чем многие иные научные утверждения.
2.Учение Вернадского о биосфере
Существуют два основных определения понятия «биосфера», одно из которых известно со времени появления в науке данного термина. Это понимание биосферы как совокупности всех живых организмов на Земле. Ученик Докучаева, создателя учения о почвах, В. И. Вернадский, изучавший взаимодействие живых и неживых систем, выдвинул принцип неразрывной связи живого и неживого, переосмыслив понятие биосферы. Он понимал биосферу как сферу единства живого и неживого.
Такое толкование определило взгляд Вернадского на проблему происхождения жизни на Земле. Рассматривались следующие варианты: 1) жизнь возникла до образования Земли и была занесена на нее; 2) жизнь зародилась после образования Земли; 3) жизнь зародилась вместе с формированием Земли. Вернадский придерживался последней из этих точек зрения и считал, что нет убедительных научных данных о том, что живое когда-либо не существовало на нашей планете. Иными словами, биосфера была на Земле всегда.
Под биосферой, таким образом, Вернадский понимал тонкую оболочку Земли, в которой все процессы протекают под прямым воздействием живых организмов. Биосфера располагается на стыке литосферы, гидросферы и атмосферы, располагаясь в диапазоне от 10 км в глубь Земли до 33 км над Землей.
Занимаясь
им же созданной биогеохимией, изучающей
распределение химических элементов по
поверхности планеты, Вернадский пришел
к выводу, что нет практически ни одного
элемента таблицы Менделеева, который
не включался бы в живое вещество, Вернадский
подчеркивал также важное значение энергии
и называл живые организмы механизмами
превращения энергии.
3.Эмпирические обобщения по поводу функционирования биосферы
1. Первым выводом из учения о биосфере является принцип целостности биосферы. «Можно говорить о всей жизни, о всем живом веществе, как о едином целом в механизме биосферы». Строение Земли, по Вернадскому, есть согласованный в своих частях механизм. «Твари Земли являются созданием космического процесса, необходимой и закономерной частью стройного космического механизма».
Узкие пределы существования жизни — физические постоянные, уровни радиации и т. п. - подтверждают это. Как будто кто-то создал такую среду, чтобы жизнь стала возможна. Какие условия и константы имеются в виду? Гравитационная постоянная, или константа всемирного тяготения, определяет размеры звезд, температуру и давление в них, влияющие на ход реакций. Если она будет чуть меньше, звезды станут недостаточно горячими для протекания в них ядерных реакций; если чуть больше, звезды превзойдут «критическую массу» и обратятся в черные дыры, выпав тем самым из круговорота материи. Константа сильного взаимодействия определяет ядерный заряд в звездах. Если ее изменить, цепочки ядерных реакций не дойдут до углерода и азота. Постоянная электромагнитного взаимодействия определяет конфигурацию электронных оболочек и прочность химических связей; ее изменение делает Вселенную мертвой. К этому добавляется еще антропный принцип, с которым мировые константы как бы подгоняются к возможности существования жизни.
2. С принципом целостности биосферы и неразрывной связи в ней живых и косных компонентов связан и принцип гармонии биосферы и ее организованности. В биосфере, по Вернадскому, «все учитывается и все приспособляется с той же точностью, с той же механичностью и с тем же подчинением мере и гармонии, какую мы видим в стройных движениях небесных светил и начинаем видеть в системах атомов вещества и атомов энергии».
4.Модель
расширяющейся Вселенной в
Глобализация общественных отношений, вытекающая отсюда тенденция перерастания конфликтов в мировые столкновения с огромными разрушительными последствиями создают новую ситуацию с положением человека в современном мире. Если прежде человек был включен в противоречия и конфликты общественных отношений своего региона, своей страны, так как дальше этой территории его социальные конфликты не распространялись, то теперь он оказался как бы лицом к лицу с общественными противоречиями всего мира. Обнаружилось, что для жителя, скажем, России имеют весьма реальное значение конфликты в Соединенных Штатах Америки, Югославии, Ираке, Вьетнаме и вообще в любом уголке земного шара. Важно при этом подчеркнуть, что мировые общественные отношения несут опасность возможного втягивания его как индивида в конфликт, столкновение, противоречие, противостояние и т.д.
Расширившееся социальное пространство человеческого бытия с проистекающими из него угрозами и опасностями подавляет человека. Это становится особенно очевидным, если мы ведем речь не о человеке вообще как родовом существе, а о конкретно-единичном человеке, реальном индивиде. Если он оказывается во власти сложившихся общественных отношений своей страны и зачастую не может оказать на них какого-либо воздействия, то тем более слабым и не мощным он предстает перед лицом мировых общественных отношений, тем более мало его воздействие на вызревание мировых конфликтов и предотвращение их последствий. XX век в определенной мере обострил ощущение зависимости человека от игры мировых сил, Отсюда представление об обществе как абсолютно чуждой, враждебной силе, от которой исходит зло и которая как рок подавляет и угнетает человека. Отсюда же и определенное чувство бессилия человека, случайности его бытия, заброшенности и одинокости. Отсюда же стремление замкнуться в своем личностном мире, опираться только на себя, никому и ничему не доверяя. Одним словом, и в этом отношении XX в. ознаменовался ростом отчужденности человека и общества.
ХХ век обнаружил новые грани взаимосвязи человечества и человека. Эта взаимосвязь выразилась в общности угрозы, опасности сползания к той бездне, которая разверзлась и перед человечеством и перед каждым человеком. XX век показал, что могут погибнуть не только отдельные люди, может погибнуть весь человеческий род. Эта угроза небытия как бы сравняла человеческий род и каждого отдельного человека, показала их тождественность, доказала, что именно каждая человеческая жизнь это и есть основа, сама суть жизни человечества, а не просто эпизод, мелкий штрих в непрерывной, масштабной эволюции, ибо если не будет отдельных людей, если они погибнут, то и человечества не будет. Иными словами, глобальность конфликтов и угроз XX в. выявила глубинную сопряженность каждого человека и всего человечества. Учитывая это обстоятельство, негативную целостность мира мы бы охарактеризовали как антропонегативную целостность мира, имея в виду, что в основе ее лежит человеческая жизнь. В связи с угрозой человеческому существованию, проистекающей из закономерностей глобальных процессов современного мира, определенным образом меняется содержание таких явлений, как ценность самой человеческой жизни. Человеческая жизнь в ее непосредственном значении, воспроизводство этой жизни всегда были первейшей ценностью для человека, естественной предпосылкой всей его деятельности. Но какова природа этой ценности, где ее истоки? Отвечая на эти вопросы, можно сказать, что человеческая жизнь, ее появление, протекание, воспроизводство всегда были естественной предпосылкой общественного бытия человека, это ценность, дарованная самой природой. Человек ее не завоевывает, она дается ему самим фактом его рождения, как некая данность бытия, от него не зависящая. Конечно, в определенной мере коллизии социальной деятельности человека влияли на саму жизнь, ее воспроизводство. Но в целом, в окончательном итоге сама человеческая жизнь и механизмы ее воспроизводства находились как бы за пределами непосредственно общественных действий и столкновений.
Информация о работе Учение Вернадского о происхождении и развитии Вселенной. Концепция ноосферы