Учение Вернадского о происхождении и развитии Вселенной. Концепция ноосферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 17:51, реферат

Краткое описание

Цель реферата заключается в том, чтобы охарактеризовать наиболее общие положения данной теории, а также подчеркнуть основные моменты, связанные конкретно с учением о возможности возникновения новой сферы- «сферы Разума».
Задача состоит в том, чтобы составить общую картину данного подхода, и на основ

Оглавление

Введение………………………………………….........………………………………...-3-
1. Происхождение Вселенной в учении Вернадского...........................................-4-
2. Учение Вернадского о биосфере................. ..……………………………..........-5-
3. Эмпирические обобщения по поводу функционирования биосферы..............-6-
4. Модель расширяющейся Вселенной в контексте глобализации отношений «человек-мир»........................................................................................................-8-
5. Учение о ноосфере................................................................................................-11-
Заключение…………………………………………………………………….........…..-13-
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Реф. по ноосфере..doc

— 74.50 Кб (Скачать)

    XX век показал, что в условиях угрозы термоядерной войны (добавим, экологической катастрофы) человеческая жизнь, ее сохранение, воспроизведение стали определенной функцией человеческой общественной деятельности. Конечно, естественные механизмы человеческой жизни действовали и действуют. Но сохранение жизни каждого индивида и человечества как рода оказалось в прямой зависимости от деятельности людей как общественных существ. В процессах общественных возможностей людей, в рамках выбора их деятельности оказалась сама возможность сохранения или уничтожения жизни. Все это означало, что в характеристике ценности жизни произошел своеобразный сдвиг: жизнь из чисто естественной ценности, дарованной природой, превратилась в естественно-общественную ценность, обрела совершенно четко выраженное новое социальное качество.

    В сознание народов вошла очень простая мысль: именно от нашей собственной деятельности, от нашего благоразумия или неблагоразумия, от нашей дальновидности или недальновидности зависит сохранение каждого человека, человечества как рода, а значит, и сохранение всей человеческой цивилизации.

    В то же время следует отметить, что  тенденция к глобализации конфликтов и войн при всех ее мощных и негативных воздействиях на человека не носит фатального характера, не свидетельствует о бессилии человека.

    Острое  ощущение ценности человеческой жизни в условиях нависшей над ней реальной угрозы, ощущение единства человечества пробудили инстинкт человеческого самосохранения. Это выразилось в повсеместно распространенном убеждении, что определенные шаги в человеческих отношениях в мире делать нельзя. Развилось своего рода мировое вето на некоторые действия государств, партий, народов, классов. И это вето, подстегиваемое реальной мощью атомного оружия и угрозой его применения, в какой-то мере держит мир в рамках существования. Так что глобализация мира с ее тенденциями к конфликтности в определенной мере развила человеческое в человеке, чувство общности людей, усилила инстинкт самосохранения человека и человечества. Все это в определенной мере означало шаг в развитии человека, рост его влияния на мировое сообщество. 

5.Учение  о нoocфеpе

    Существуют  два понимания ноосферы: 1) сфера  господства разума (Фихте как провозвестник ноосферы в этом смысле); 2) сфера разумного взаимодействия человека и природы (по Тейяру де Шардену и Вернадскому). Мы будем понимать ноосферу во втором смысле.

    Ноосфера, по Тейяру де Шардену, — это коллективное сознание, которое станет контролировать направление будущей эволюции планеты и сольется с природой в точке Омега, как раньше образовывались такие целостности, как молекулы, клетки и организмы. «Мы беспрерывно прослеживали последовательные стадии одного и того же великого процесса. Под геохимическими, геотектоническими, геобиологическими пульсациями всегда можно узнать один и тот же глубинный процесс — тот, который, материализовавшись в первых клетках, продолжается в созидании нервных систем. Геогенез, сказали мы, переходит в биогенез, который в конечном счете не что иное, как психогенез... Психогенез привел нас к человеку. Теперь психогенез стушевывается, он сменяется и поглощается более высокой функцией — вначале зарождением, затем последующим развитием духа — ноогенезом».

    В «Кибернетике» Винер вспомнил о  воззрении Лейбница на живой организм «как на некое сложное целое, где  другие живые организмы (например, кровяные тельца) ведут собственную жизнь... Клетки обладают многими, если не всеми свойствами независимых живых организмов». «По степени целостности жизнь сообщества может вполне приближаться к уровню, характерному для поведения отдельной особи». На базе таких холистических представлений и созданы гипотеза Геи-Земли и концепция коэволюции.

    Вернадский развил концепцию ноосферы как растущего глобального осознания усиливающегося вторжения человека в естественные биогеохимические циклы, ведущего, в свою очередь, ко все более взвешенному и целенаправленному контролю человека над глобальной биогеохимией.

    Концепция ноосферы напоминает натурфилософские системы или сциентистские утопии. Становление ноосферы — возможность, но не необходимость. Ценность этой концепции в том, что она дает конструктивную модель вероятного будущего, а ее ограниченность в том, что она рассматривает человека как, прежде всего разумное существо, тогда как индивидуум и тем более общество в целом редко ведет себя по-настоящему разумно. «Подобно волчьей стае — будем надеяться, все же в меньшей степени - государство глупее, чем большинство его членов». Пока человечество движется отнюдь не к ноосфере, и последняя остается одной из научных гипотез. «Самая суть понятия ноосферы — вера в призвание людей, которые должны изменить биосферу с помощью науки и техники». Но склонность к вере выходит за пределы разума.

 

Заключение

    Таким образом, мы охарактеризовали наиболее общие положения концепции ноосферы, а также подчеркнули основные моменты, связанные конкретно с учением о возможности возникновения новой сферы- «сферы Разума». 

    Кроме этого, мы составили общую картину данного подхода, и на основе теоретических данных попытались выяснить, насколько жизнеспособна данная концепция.

    Нет пределов развитию науки и техники, но должен быть предел человеческому эгоизму, корыстолюбию и равнодушию. Гром не грянет, мужик не перекрестится — говорит русская пословица. Возможно, XXI в. станет таким временем, когда люди преодолеют вражду и эгоистические интересы отдельных стран, наций и социальных групп и объединятся во имя спасения своего единственного дома, самих себя и своих потомков.

 

     Список использованной литературы 

1. Барулин В.С. – Соотношение материального и идеального в обществе. – М., 1977. – 340 с.

2. Бубер М. – Проблема человека//Я и Ты. – М., 1993. – 287 с.

3. Вернадский  В.И. – Биосфера. Избр. Соч. –  Т. 5. – М., 1960. – 307 с.

4. Тейяр де Шарден. – Феномен человека. – М., 1973. – 290 с.

5. Тинберген  Н. – Поведение животных. –  М., 1969. – 367 с.

Информация о работе Учение Вернадского о происхождении и развитии Вселенной. Концепция ноосферы