Теоретические основы исследования велосипедного туризма в Стерлитамакском районе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить условия для развития экологического туризма Стерлитамакского района и разработать рекомендации по совершенствованию их использования.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие, сущность, роль и значение велосипедного туризма;
- дать характеристику эколого-туристских технологий, используемых при организации велосипедного туризма;
- выявить общее состояние и перспективы развития велосипедного туризма в мире и Российской Федерации;
- дать общую характеристику Стерлитамакского района;
- проанализировать природные и культурно-исторические объекты Стерлитамакского района;
- выявить влияние человеческой деятельности на окружающую природную среду и состояние культурно-исторических объектов;
- предложить рекомендации по совершенствованию использования ресурсов Стерлитамакского района для развития велосипедного туризма

Оглавление

Введение.............................................................................................................3
1 Теоретические аспекты изучения велосипедного туризма........................6
1.1 Понятие, сущность, роль и значение велосипедного туризма................6
1.2 Характеристика эколого-туристских технологий, используемых при
организации велосипедного туризма............................................................9
1.3 Состояние и перспективы развития велосипедного туризма в мире и
Российской Федерации..................................................................................12
2 Анализ ресурсов экологического туризма на территории
Стерлитамакского района..............................................................................16
2.1 Общая характеристика района.................................................................16
2.2 Анализ природных и культурно-исторических объектов района.........18
2.3 Влияние жизнедеятельности человека на экосистему...........................26
3 Рекомендации по совершенствованию использования ресурсов
Стерлитамакского района для развития велосипедного туризма...............33
Заключение.......................................................................................................39
Список использованных источников.............................................................41
Приложение А - Карта Стерлитамакского района
Приложение Б - Карта маршрута

Файлы: 1 файл

курсовая по экологии.doc

— 2.20 Мб (Скачать)

Второй по важности вещью, после велосипеда, для велотуризма, пожалуй, является рюкзак. Большинство велотуров строится в расчете на то, что основной багаж туристам не требуется перевозить самим. Однако не на всех маршрутах автобус или автомобиль сопровождения имеет возможность постоянно следовать за группой, поэтому существует необходимость взять с собой определенный минимум вещей. Для этой цели подойдут как специальные велорюкзаки, которые крепятся к багажнику велосипеда, так и обычные заплечные рюкзаки, конструкция которых предусматривает крепление для проблескового заднего фонаря, отсеки для питьевой системы, а также систему вентиляции спины.

В путешествии по маршрутам, проходящим по дорогам с усовершенствованным покрытием, можно применить велосипедный двигатель типа Д-4, мощностью 1 л. с. Он компактен, прост в обращении, по этим дорогам может развить скорость 35—40 км/час; дорожная скорость его 15—25 км/час. Бачок для горючего (смесь бензина с автолом) вмещает 2,3 л, чего хватает на 150—160 км пути (при скорости 20 км/час).

Ездить на велосипеде с выключенным мотором труднее, чем на велосипеде без мотора (вес  заправленного двигателя—около 10 кг). Поэтому включать в среднюю по силе группу велосипед с двигателем не целесообразно. Это можно сделать в сильной группе, которая может держать постоянную скорость 15—20 км/час. Лучше всего комплектовать специальные веломоторные группы. С учетом тех же климатических и дорожных условий, при прочих равных условиях, такая группа за время своего отпуска может легко пройти 1500—2000 км. [1]

Современные производители  велосипедов выпускают следующий ряд велосипедов:

          - Шоссейный велосипед. Такой велосипед предназначен для передвижения с большими скоростями по высококачественному асфальту. На таких велосипедах устанавливаются рекорды на многодневных велогонках, таких как Тур де Франс, Джиро ди Италия, Уэльта, а также на Олимпийских играх. Разрабатывая конструкцию такого велосипеда, производители оптимизируют в первую очередь скоростные характеристики. Стоимость таких велосипедов довольно высокая, так как они предназначены для профессионалов высокого класса, и составляет порядка 10-20 тыс. долларов США. Стоимость велосипедов для начинающих велосипедистов составляет где-то 300 долларов, а улучшенных конструкций до 1000 долларов и выше.

          - МТВ (горный велосипед). Такие велосипеды имеют некоторое различие. Так у них несколько меньший диаметр колеса, в отличие от дорожного. Рама такого велосипеда изготовляется несколько повышенной прочности. Поскольку горные велосипеды приходится эксплуатировать в довольно сложных дорожных условиях, то такие новинки как гидравлические тормоза и амортизационные вилки, были созданы именно для горных велосипедов.

- Шоссейные и горные велосипеды объединяет тот фактор, что конструкции таких велосипедов разрабатывались с учетом достижения максимальных скоростей в разных условиях гонки. При эксплуатации таких велосипедов велогонщики зачастую жертвуют простой эксплуатации и комфортом езды во имя достижения максимальных скоростей.

- Городской велосипед (citybike). Само название говорит о диапазоне его применения, он предназначен для езды по городским улицам. По своей конструкции он похож на «дорожный». В конструкции такого велосипеда используются многоскоростные планетарные втулки, которым почти не требуется постоянное техническое обслуживание, и которые дают возможность переключения передач в любом состоянии, даже не крутя педалями.

 - Туристический велосипед (touring). Велосипед такого типа предназначен для совершения туристических маршрутов. Это могу быть загородные поездки на один-два дня, а также многодневные автономные трансконтинентальные путешествия. По своему внешнему виду и конструкции он похож на шоссейный велосипед, однако они обладает повышенной устойчивостью и дает возможность комфортно передвигаться со значительным грузом. [10]

В настоящее время производители велосипедов, снаряжения и одежды для велотуризма постоянно совершенствуют свою продукцию, внедряют новые технологии и материалы, позволяющие создать максимум условий для проведения активного отдыха.

 

 

 

 

 

 

    1.   Состояние и перспективы развития велосипедного туризма в

мире и Российской Федерации

 

 

Велосипедный туризм на западе пользуется большой популярностью, а в некоторых странах даже началось развиваться такое направление туристического бизнеса, как приключенческий туризм. Туристические фирмы начали организовывать походы в самые труднодоступные и экзотические уголки – тропические леса, горы и пустыни. Согласно некоторым данным, ежегодно около миллиона людей путешествуют по странам Европы на велосипедах. В таких странах как Швейцария, Италия, Франция, Испания, Германия на велосипедах путешествует большое количество людей, а количество велосипедов превышает количество автомобилей. Для удобства велосипедистов на дорогах выделены специальные дорожки и стоянки велосипедов.

Развитие организованного велотуризма в Российской Федерации идет очень неровно и в “пространстве” (по областям), и во времени. Причем это отнюдь не связано с дорожными и туристскими возможностями областей и краев. Причины часто более субъективные, социального порядка, многое зависит от того, нашелся ли энтузиаст-организатор, насколько обюрокрачены руководители областных центров, в том числе туристских организаций, заинтересованы ли в развитии самодеятельного туризма.

Развитию велосипедного движения в России мешает ряд проблем:

             - Отсутствие развитой сети велосипедных дорожек;

             - Отсутствие  условий для парковки  и хранения велосипедов в местах массового скопления людей;

             - Недостаточный учёт и защита интересов велосипедистов в действующих ПДД и других нормативных документах.

             - Дефицит управленческих, педагогических и научных  кадров велоспорта

Чтобы исправить, такое  положение, был разработан Проект программы в области спорта и ВНИИФК в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.12.07 № Э29-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Приказом Минспорттуризма «О порядке разработки программ развития видов спорта» и решениями Попечительского совета ФВСР. Программа направлена на развитие любительского и профессионального велоспорта в Российской Федерации, завоевание передовых позиций в мировом велоспорте.

Принятая Правительством Российской Федерации 7 августа 2009 года Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года, ставит главной целью значительное увеличение количества занимающихся физической культурой и спортом. Планируется увеличить количество детей, занимающихся спортом в специализированных спортивных учреждениях, до 50 %, а долю граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения до 40%. Поставлена задача обеспечить вхождение спортсменов сборной команды России в тройку призеров на Олимпийских играх.

Государственная поддержка Программы обеспечивается положениями Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, финансирование предусматривается за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников(Таблица 2).

Таблица 2  - Этапы реализации программы

 

 

1 этап (2010 г.)

2 этап (2011-2015 гг.)

3этап (2016-2020гг.)

1

2

3

- Внедрение в процесс подготовки сборных команд России по велосипедному спорту современной системы научно-методического обеспечения;

- Создание федеральных и региональных центров развития велосипедного спорта;

 

 -Устойчивое функционирование системы спортивной подготовке в велоспорте, на основе эффективной законодательной нормативно-правовой базы;


 

Продолжение таблицы 2

1

2

3

- Подготовка  концепции создания и развития  федеральных и региональных центров велосипедного спорта в Российской Федерации;

- Создание эффективной системы подготовки и переподготовки кадров для велосипедного спорта;

 

- Достижение целевых показателей развития велоспорта в Российской Федерации

-  Разработка  календаря всероссийских и региональных соревнований

-Создание профессиональных российских команд по дисциплинам велосипедного спорта;

 

 

- Строительство и реконструкция спортивных объектов для профессиональных и массовых занятий различными видами велосипедного спорта;                              

-Внедрение и совершенствование календаря всероссийских и региональных соревнований;


 

 

           В целях популяризации велосипедного спорта в стране и информирования общественности о наиболее значимых событиях  в этой сфере был создан  Издательский дом «РусВело», который в настоящее время издает велосипедный журнал «ProВЕЛО».

В любом случае у велотуризма  в России огромное будущее, чему в  последнее время в немалой степени способствуют популярность велосипеда как экономичного, довольно быстрого средства передвижения, возможность его практически повсеместного использования, востребованность при проведении модных в настоящее время экологических туров. [7]

В целом, на сегодняшний  день можно с уверенностью прогнозировать устойчивые перспективы развития велотуризма в Алтайском регионе. Можно  отметить,  что  велотуризм  в  Алтайском  регионе  представлен,  прежде  всего,

турами  по  Горному  Алтаю.  Все  рассмотренные  маршруты  предполагают  доставку  из Барнаула  или  Новосибирска  до  начальной точки  маршрута.  Большинство  туров  комбинированные,  т.е.  кроме  велосипедной  части включают сплав или конные поездки. В зависимости от нитки маршрута и сложности многие туры требуют хорошей физической подготовки или опыта участия в подобных походах. Есть туры, рассчитанные и на неопытных туристов.

В  последнее  время  наблюдается  повышенный  интерес  со  стороны туристов  к району Горной Колывани ввиду наличия рекреационных,  познавательных  и  культурно-исторических ресурсов. Колывань привлекает и  любителей  велосипедного  туризма.  Как правило, велопробеги по этим местам характеризуются 1-2  категорией  сложности и являются  частью  более  сложных  маршрутов  с выходом  в Чарышский  район  и  далее  в  Горный Алтай. В  связи  с  перспективностью  данного района,  в  настоящее  время  ведется  разработка  спортивно-оздоровительного  познавательного  велотура  по  Горной  Колывани  для активной  молодежи  в  возрасте 18-30  лет. Данный маршрут  пройдет  по  наиболее  интересным  местам  Горной  Колывани,  предоставляя  возможность  осмотреть  как  природные  достопримечательности  района:  озеро Колыванское,  озеро  Белое,  озеро  Моховое, гору  Синюха,  так  и  познакомиться  с  региональной историей, посещая такие пункты  как п. Колывань, г. Змеиногорск, с. Курья.

Таким образом, в результате анализа материала, изложенного в первой главе курсовой работы изучены: понятие, сущность, роль и значение велосипедного туризма; эколого-туристские технологии, используемые при организации велосипедного туризма; экологический потенциал  развития велосипедного туризма в мире и Российской Федерации.

        2 Анализ ресурсов экологического туризма на территории Стерлитамакского района

           2.1 «Общая характеристика района

 

 

 Стерлитамакский район расположен в центральной части Республики Башкортостан. Образован в 1930 году. Районный центр — город Стерлитамак, находящийся в 140 км от города Уфы. Площадь района составляет  2227 км2. На территории района расположен город Салават и 117 населённых пунктов. Численность населения 35 тыс. человек. Средняя плотность сельского населения – 15 человек на 1 км2. Климат континентальный, недостаточно увлажненный (Таблица 3). Среднегодовое количество осадков составляет 350-450 мм .

Таблица 3 - Климат Стерлитамакского района

 

Показатель

Янв

Фев

Мар

Апр

Май

Июн

Июл

Авг

Сен

Окт

Ноя

Дек

Год

Средний

 максимум, °C

−8,2

−7,5

−1,6

8,3

18,1

23,8

25,4

22,7

16,4

7,3

−2,5

−7,5

8,0

Средняя

температра,

°C

−11,7

−11,5

−6,5

3,9

13,5

19,1

20,9

18,6

12,5

4,3

−5,3

−10,9

4,0

Средний

минимум, °C

−15,6

−15,9

−11,3

−0,9

7,4

12,9

15,1

13,3

8,3

1,3

−8,3

−14,7

−0,6

Информация о работе Теоретические основы исследования велосипедного туризма в Стерлитамакском районе