Теоретические основы исследования велосипедного туризма в Стерлитамакском районе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить условия для развития экологического туризма Стерлитамакского района и разработать рекомендации по совершенствованию их использования.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие, сущность, роль и значение велосипедного туризма;
- дать характеристику эколого-туристских технологий, используемых при организации велосипедного туризма;
- выявить общее состояние и перспективы развития велосипедного туризма в мире и Российской Федерации;
- дать общую характеристику Стерлитамакского района;
- проанализировать природные и культурно-исторические объекты Стерлитамакского района;
- выявить влияние человеческой деятельности на окружающую природную среду и состояние культурно-исторических объектов;
- предложить рекомендации по совершенствованию использования ресурсов Стерлитамакского района для развития велосипедного туризма

Оглавление

Введение.............................................................................................................3
1 Теоретические аспекты изучения велосипедного туризма........................6
1.1 Понятие, сущность, роль и значение велосипедного туризма................6
1.2 Характеристика эколого-туристских технологий, используемых при
организации велосипедного туризма............................................................9
1.3 Состояние и перспективы развития велосипедного туризма в мире и
Российской Федерации..................................................................................12
2 Анализ ресурсов экологического туризма на территории
Стерлитамакского района..............................................................................16
2.1 Общая характеристика района.................................................................16
2.2 Анализ природных и культурно-исторических объектов района.........18
2.3 Влияние жизнедеятельности человека на экосистему...........................26
3 Рекомендации по совершенствованию использования ресурсов
Стерлитамакского района для развития велосипедного туризма...............33
Заключение.......................................................................................................39
Список использованных источников.............................................................41
Приложение А - Карта Стерлитамакского района
Приложение Б - Карта маршрута

Файлы: 1 файл

курсовая по экологии.doc

— 2.20 Мб (Скачать)

Содержание

 

Введение.............................................................................................................3

1 Теоретические аспекты изучения  велосипедного туризма........................6

1.1 Понятие, сущность, роль и значение  велосипедного туризма................6

1.2 Характеристика эколого-туристских технологий, используемых при

  организации велосипедного  туризма............................................................9

1.3 Состояние и перспективы  развития велосипедного туризма в мире и   

 Российской Федерации..................................................................................12

2 Анализ ресурсов экологического туризма на территории

Стерлитамакского  района..............................................................................16

2.1 Общая характеристика  района.................................................................16

2.2 Анализ природных и культурно-исторических объектов района.........18

2.3 Влияние жизнедеятельности человека  на экосистему...........................26

3 Рекомендации по совершенствованию  использования ресурсов 

Стерлитамакского района для развития велосипедного туризма...............33

Заключение.......................................................................................................39

Список использованных источников.............................................................41

Приложение А - Карта Стерлитамакского района

         Приложение Б - Карта  маршрута

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 Туризм являясь  одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире  может принести огромную пользу не только России, но и отдельным регионам. Туризм позволяет повысить интеллектуальный уровень путешествующих путем их участия в культурно-познавательных и обучающих туристских программах.

Однако индустрия туризма эксплуатирует природные, культурные и исторические ресурсы страны, нуждается в собственности на землю, производит отходы, загрязняет воздух, воду и почву, оказывает мощное антропогенное воздействие на природу. Поэтому Гаагская декларация межпарламентской конференции по туризму 1989 года одним из принципов туристической деятельности провозгласила, что «неиспорченная естественная, культурная и человеческая окружающая среда является основным условием развития туризма. Более того, рациональное управление туризмом может внести значительный вклад в защиту и развитие физической окружающей среды и культурного наследия, а также повышение уровня жизни». Следовательно, инновационными решениями экологических проблем внутреннего туристического рынка является развитие экологического туризма.

В последние годы велосипедный туризм становится все более популярным видом отдыха. Рост его популярности связан с модой на здоровый образ  жизни в целом, поскольку велоспорт  является одним из самых экологичных  и полезных для здоровья видов туризма. Он привлекает не только ощущением скорости, свободы, но и интересными экскурсиями, а также возможностью полноценного отдыха на природе.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что исследование ресурсов района позволяет выявить привлекательные объекты туристического показа и как следствие способствует развитию экологического туризма.

Характеризуя степень  научной разработанности проблематики экологического туризма, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований по данной тематики.

Теоретико-методологическую базу исследования составили следующие группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике, ко второй – учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству), к третьей – научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.

Цель исследования: выявить условия для развития экологического туризма  Стерлитамакского района и разработать рекомендации по совершенствованию их использования.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятие, сущность, роль и значение велосипедного туризма;

- дать характеристику эколого-туристских технологий, используемых при организации велосипедного туризма;

- выявить общее состояние и перспективы развития велосипедного туризма в мире и Российской Федерации;

- дать общую характеристику Стерлитамакского района;

- проанализировать природные и культурно-исторические объекты Стерлитамакского района;

- выявить влияние человеческой деятельности на окружающую природную среду и состояние культурно-исторических объектов;

- предложить рекомендации по совершенствованию использования ресурсов  Стерлитамакского района для развития велосипедного туризма

Объект исследования: Стерлитамакский район.

Предмет исследования: ресурсы района для развития экологического туризма.

При проведении исследования были использованы следующие методы исследования для решения поставленной задачи:

          - анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);

         -  обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения);

         - моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  аспекты изучения велосипедного туризма

 

    1. Понятие, сущность, роль и значение велосипедного туризма

 

 

 

Велосипедный туризм (велотуризм) — один из видов туризма, в котором велосипед служит главным или единственным средством передвижения. Понятие «велосипедный туризм» многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма. [9]

За последние годы велосипедный туризм стал все более  популярным видом отдыха среди людей. Рост его известности связан с модой на здоровый образ жизни, поскольку велосипедный туризм - это один из самых полезных для здоровья и экологических видов туризма. Из всех существующих видов путешествий туризм на велосипедах - наиболее выгодный. В отличие от автотранспорта велосипеду не требуется топливо, он может проехать там, где никакой другой вид транспорта не пройдет, на трудно доступной местности его можно перенести на руках, а в экстренных случаях его можно взять с собой в поезд. Путешествовать на велосипеде намного приятнее, чем на общественных видах транспорта, а скорость передвижения значительно выше, чем у пешехода, а с рюкзаком вообще не существует никаких проблем. [10]

Маршруты велосипедного  туризма прокладываются в различной  местности: по проселочным дорогам, по равнинам и через горные перевалы. Для велосипедного туризма разработаны специальные конструкции. [9]

Велосипедный туризм обязательно должен соответствовать  правилам, в зависимости от категории  сложности определяющих протяженность  и продолжительность маршрута, набора препятствий, состава группы и т.д. Что в свою очередь заставляет проходить маршрут в быстром темпе, проявлять высокие морально-волевые качества и применять навыки преодоления, препятствий, определяющих категорию сложности маршрута. В велосипедном спортивном туризме выделяется шесть категорий сложности походов (Таблица 1). Первая категория — самая простая, шестая — самая сложная. Категория сложности похода определяется по методике категорирования велосипедных походов. Минимальная протяженность велосипедного похода первой категории сложности составляет 300 км. [1].

Таблица 1 – Категорирование  в велосипедном туризме

 

Категория

Протяженность

Препятствия

«Равнина»

Препятствия

«Горы»

Требования к участникам

1 к/с

300 км — 6 дней (+1 дневка)

Не регламентируется

Не регламентируется

все желающие

2 к/с

400 км — 8 дней (+1-2 дневки)

Не менее 150 км г/д. При отсутствии г/д > 800 км

Не менее 75 км г/д Н=2.000 м.

При отсутствии г/д Н = 4.000м

прошедшие велопоход 1-й к/с

3 к/с

500 км — 10 дней (+2 дневки)

Не менее 200 км г/д, полевых и лесных троп. При отсутствии этих препятствий >1000 км

Не менее 100 км г/д, Н= 4.000 м.

При отсутствии г/д Н = 7.000 м

прошедшие велопоход  2-й к/с

4 к/с

600 км — 13 дн. (+2-3 дневки)

Не менее 300 км г/д, полевых и лесных троп. При отсутствии этих препятствий > 1200 км

Не менее 150 км г/д, Н = 7.000 м . При отсутствии г/д Н = 10.000 м

прошедшие велопоход  3-й к/с

5 к/с

700 км — 16 дней (+3 дневки)

Не менее 400 км г/д с песчаными или заболоченными участками, лесных буреломов с преодолением водных преград «вброд»

Не менее 200 км г/д, Н = 10.000 м. При отсутствии  г/д Н = 15.000 м

прошедшие велопоход  4-й к/с

6 к/с

800 км — 20 дней (+4 дневки)

Не менее 500 км труднопроходимых дорог с заболоченными и песчаными участками, лесных буреломов, преодолением рек и проведением не менее одной переправы

Не менее 250 км г/д, Н = 12.000 м, прохождение не менее одного категорийного пер. 1-А или реки с наведением переправы. При других условиях — Н = 20.000м

прошедшие велопоход 5-й к/с


 

           Основные особенности велосипедного туризма:

           - Сильное влияние на развитие велосипедного туризма лыжного и горного туризма, а так же спортивных традиций. Эта особенность заключается в спортивном стиле походов, выражающаяся в экономии времени и четкой организации работы на маршруте и в лагере. Во время движения запрещены любые остановки без разрешения командира, палатки и вещи участников собираются, пока готовится завтрак; когда завтрак готов, почти все вещи должны быть собраны. Режим движения такой же, как и в других видах спортивного туризма: 50 ходовых минут и 10 минут привала. После третьего перехода обед. Обед же, как принято и в других видах туризма, никогда не бывает горячим, и представляет собой, как правило, бутерброд с колбасой или сыром, запиваемый чистой родниковой водой. Во время каждого привала раздаются сухофрукты, а после каждых 50 км на перевалах положена шоколадка.

- Маршруты должны планироваться так, чтобы они не включали пешеходные участки. Если же пешеходный участок встречается, он должен быть оправдан (например, соединяет два интересных района). Велосипедный туризм должен проходить на велосипеде. Но, тем не менее, хочется посмотреть места, доехать на велосипеде до которых нельзя. Поэтому особенностью тактики велосипедного туризма являются радиальные пешеходные выходы или радиалки на пустых велосипедах. Это позволяет осмотреть достопримечательности, затратив на это минимум времени.

- Велосипедные маршруты должны проходить в максимально высоком темпе. Это позволяет больше посмотреть  и совершить несколько радиальных выходов к интересным объектам на маршруте. К тому же высокий темп делает маршрут интересней в спортивном плане.

- Бережное отношение к природе. В каждом походе учреждается должность экологиста, который приводит перед отъездом стоянку в надлежащий вид. А так же собирает весь мусор, создаваемый группой на маршруте, с тем, чтобы вечером сжечь его на костре.

Движение на маршруте требует не только физической готовности, но и  наличия удобной одежды.

От выбора маршрута в  большой степени зависит, удачно ли будут решены задачи, поставленные перед туристской группой. Маршрут должен проходить по району, интересному для туристов и пригодному по своим природным условиям для велосипедного путешествия. [11]

           1.2 Характеристика эколого-туристских технологий, используемых при организации велосипедного туризма

 

 

Принять участие в  несложном походе может каждый, кто  имеет навыки езды на велосипеде, для серьезных многодневных походов необходимо предварительно научиться выдерживать заданный темп. Движение на маршруте требует не только физической готовности, но и наличия удобной одежды. [2]

Для длительных велотуров  имеет смысл приобрести специализированную одежду для велоспорта: яркие "дышащие" майки и ветро- и влагонепроницаемую куртку, которые не только обеспечивают комфорт, но и повышают безопасность на автодорогах, в том числе благодаря световозвращающим вставкам. Важная деталь одежды, которой велотуристам следует уделить особое внимание, подбирая себе гардероб, - это велошорты - или более длинный вариант для прохладной погоды - велоштаны, создающие условия для длительной езды на жестком седле велосипеда. Обувь должна быть удобной, иметь достаточно жесткую подошву, естественно, не соскальзывать с педалей.

Важным элементом велоэкипировки, обеспечивающим дополнительную защиту для рук и в целом повышающим безопасность, являются перчатки. Для туризма подойдут перчатки с "обрезанными" пальцами, позволяющие коже рук лучше дышать. Выбирая велосипедный шлем, нужно помнить, что он должен обеспечивать как защиту головы, так и широкий обзор.

Информация о работе Теоретические основы исследования велосипедного туризма в Стерлитамакском районе