Тарифные инструменты регулирования международных торговых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

Проводимые в России реформы глобальным образом затронули и сферу внешнеэкономической деятельности, и систему таможенного регулирования. Рыночные реформы, начавшиеся во второй половине 1980-годов, в качестве одного из важнейших своих направлений предполагали либерализацию внешнеторговой деятельности. Последовавший демонтаж системы государственной монополии внешней торговли привел к возобновлению нормальной практики таможенно-тарифного регулирования, как основного направления таможенной политики.

Оглавление

Введение
I. Таможенные органы и их деятельность по обеспечению экономической безопасности государства.
1.1 Экономическая безопасность государства и механизм государственного регулирования экономики.
1.2 Функции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства.
II. Роль таможенного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
2.1 Основные методы регулирования внешнеэкономической деятельности.
2.2 Таможенный тариф во внешнеторговом регулировании.
III. Тарифные инструменты регулирования международных торговых отношений.
3.1 Правовые основы взимания таможенных пошлин.
3.2 Ставки таможенных пошлин и порядок их установления.
3.3 Таможенная стоимость товара.
3.4 Фискальная функция таможенных органов.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

Содержание. 

Введение

I. Таможенные органы и их деятельность по обеспечению экономической безопасности государства.

1.1 Экономическая  безопасность государства и механизм  государственного регулирования  экономики.

1.2 Функции таможенных  органов по обеспечению экономической безопасности государства.

 II. Роль таможенного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

2.1 Основные методы регулирования внешнеэкономической деятельности.

2.2 Таможенный  тариф во внешнеторговом регулировании.

III. Тарифные  инструменты регулирования международных  торговых отношений. 

3.1 Правовые  основы взимания таможенных пошлин. 

3.2 Ставки таможенных  пошлин и порядок их установления.  

3.3 Таможенная  стоимость товара.

3.4 Фискальная  функция таможенных органов.

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 

Введение

 

     Характер  и задачи внешнеэкономического, в  том числе тарифного регулирования  тесно связано с общей экономической  обстановкой в стране, с внутренними  и внешними условиями ее развития.

     Как показывает мировой опыт, обеспечение  экономической безопасности - это  гарантия независимости страны, условие  стабильности и эффективной жизнедеятельности  общества, достижения успеха. Это объясняется  тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

     Важную  роль в обеспечении экономической  безопасности страны играют таможенные органы.

     Проводимые  в России реформы глобальным образом  затронули и сферу внешнеэкономической деятельности, и систему таможенного регулирования. Рыночные реформы, начавшиеся во второй половине 1980-годов, в качестве одного из важнейших своих направлений предполагали либерализацию внешнеторговой деятельности. Последовавший демонтаж системы государственной монополии внешней торговли привел к возобновлению нормальной практики таможенно-тарифного регулирования, как основного направления таможенной политики.

     Среди направлений, значение которых за последние  годы постоянно возрастает, является таможенное дело и таможенная политика, которые являются составной частью внутренней и внешней политики государства. Таможенная политика становиться важными активными факторами формирования экономических отношений, как внутри страны, так и формирование ее внешнеэкономической деятельности.

     Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших  экономических методов управления. Принятие закона “О таможенном тарифе”,№144 – ФЗ который был введен в действие 08.11.2005, усилило роль и значимость таможенно-тарифного регулирования, его составных элементов [2]. Принятием данного закона была установлена главная цель, это установление порядка формирования и применения таможенного тарифа, а также определение таможенной стоимости, страны происхождения товаров, вопросы тарифных льгот и др.

     Вопросы таможенно-тарифной политики регулируется рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых  определены на многосторонней основе многие принципы, правила, условия, организационная  база Таможенно-тарифной системы.

     Одним из направлений, получившего широкое  распространение в мировой практике является система предоставления разного  рода преференций, в том числе  связанных со страной происхождения.

     Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших методов регулирования экономической политики государства. Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов.[3,c 6]

     Пройденный  исторический путь российской таможни  свидетельствует о том, что в  России таможенное дело, таможенная политика сложились как важнейшая сфера политики государства, инструмент защиты национальных интересов. 
 

     I. Таможенные органы и их деятельность по обеспечению экономической безопасности государства 

     1.1 Экономическая безопасность  государства и  механизм государственного регулирования экономики 

     Обеспечение государственной безопасности и  обороноспособности страны во все времена  требовало развитой экономики. Постепенно, развитие военных техники и технологии привело к практической невозможности  ведение войны в больших масштабах. Основным оружием сейчас становятся экономические методы. Многие страны не имеют своего конкурентоспособного научно-технического потенциала и полностью зависят от техники и технологии из развитых стран. Развивающиеся страны, а сейчас к ним можно отнести и Россию, зависят от политики МВФ и МБРР - финансовых структур развитых стран[9,c12].

     Современное состояние экономики, и рост ее теневой  составляющей, при котором государство  недополучает в казну около 40-50% от доходной части бюджета, представляет собой огромную угрозу национальной безопасности и независимости России. Резкое падение уровня доходов и жизни населения ставит под вопрос само существование государственности России. Всему этому виной - состояние экономики. Правительством России проблема экономической безопасности и борьбы с теневой экономикой долгое время игнорировалась (ей не придавалось должного значения). В апреле и июле 1996 года дважды проходили парламентские слушания в Совете Безопасности, посвященные проблемам теневой экономики и экономической безопасности. Однако, ни в Концепции среднесрочной программы на 1997-2000 гг., ни в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 года ни слова не сказано о проблемах экономической безопасности России, нет даже анализа причин такого положения и развития экономики.

     Как показывает мировой опыт, обеспечение  экономической безопасности - это  гарантия независимости страны, условие  стабильности и эффективной жизнедеятельности  общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов[3].

     Сама  экономическая безопасность имеет  сложную внутреннюю структуру, в  которой можно выделить три её важнейших элемента:

     Экономическая независимость не носит абсолютного  характера потому, что международное  разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая  независимость означает возможность  контроля за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает её конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.

     Стабильность  и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности  во всех её формах, создание надежных условий  и гарантий для предпринимательской  активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными и теневыми структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).

     Экономическая безопасность - это совокупность условий  и факторов, обеспечивающих независимости  национальной экономики, её стабильности и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию [17, c29 – 41].

     Сущность  экономической безопасности реализуется  в системе критериев и показателей. Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов [13,c. 49 – 57].

     Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению.

     Важно подчеркнуть, что наивысшая степень  безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится  в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства [10,c. 5].

     Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:

     - экономического роста (динамика  и структура национального производства  и дохода, показатели объемов  и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства  и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);

     - характеризующие природно-ресурсный,  производственный, научно-технический  потенциал страны;

     - характеризующие динамичность и  адаптивность хозяйственного механизма,  а также его зависимость от  внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);

     - качества жизни (ВВП на душу  населения, уровень дифференциации  доходов, обеспеченность основных  групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д.)

     Пороговые уровни снижения безопасности можно  охарактеризовать системой показателей  общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:

     - предельно допустимый уровень  снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования  и финансирования, за пределами  которого невозможно самостоятельное  экономическое развитие страны  на технически современном, конкурентоспособном  базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательно-квалификационного потенциала;

     - предельно допустимое снижение  уровня и качества жизни основной  массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального “человеческого капитала” и нации как органичной части цивилизованной общности;

     - предельно допустимый уровень  снижения затрат на поддержание  и воспроизводство природно-экологического  потенциала, за пределами которого  возникает опасность необратимого  разрушения элементов природной  среды, утраты жизненно важных  ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений [13,c. 16-24].

     Обобщая выше сказанное, можно сказать, что  экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.

Информация о работе Тарифные инструменты регулирования международных торговых отношений