Содержание экологического менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 15:13, реферат

Краткое описание

В различных литературных источниках (словарях, учебниках и т. д.) категория «управление» трактуется по-разному. Например, в «Энциклопедическом словаре по экономике» В. Г. Золотогорова управление - это целенаправленное воздействие на организованную систему, обеспечивающее сохранение ее определенной структуры, поддержание режима и целей деятельности. В справочнике «Природопользование» Н. Ф. Реймерса под управлением понимается организация (самоорганизация) взаимосвязей между какими-то составляющими, приводящая к намеченным результатам (или саморегуляции), основанная на необходимой информации и направленная на поддержание или улучшение функционирования управляемой совокупности.

Файлы: 1 файл

экологический менеджмент.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Организационная структура управления - это совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

К звеньям управления относятся  структурные подразделения разных уровней управления, а также отдельные  специалисты, выполняющие соответствующие функции управления или их части.

функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который  осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая  организация работ.

Основные функции: планирование (основанное на достижении поставленной цели), организация, контроль.

Принципы управления - основополагающие идеи, закономерности и правила, лежащие  в основе процесса воздействия и  осуществления управленческих функций. Основные принципы:

  • оптимальное сочетание централизации и децентрализации (оптимальное распределение полномочий);
  • единоначалие и коллегиальность;
  • научная обоснованность (предвидение);
  • плановость;
  • сочетание прав, обязанностей и ответственности;
  • частная автономия и свобода;
  • иерархичность и обратная связь.

В системе вышеназванных отношений  системообразующую роль выполняет  экологическая связь.

Реализация  функций и принципов управления осуществляется с помощью системы  различных методов. Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Слово «метод» означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Методы  управления характеризуются своей  направленностью, содержанием» организационной формой. Направленность — это ориентация методов на систему (объект) управления. Содержание - это специфика приемов и способов воздействия. Организационная форма - система воздействия прямое (непосредственное) или косвенное (например, постановка задачи, стимулирующие условия).

В конкретном методе управления определенным обратом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма В  этой связи выделяются следующие  методы управления:

  • организационно-административные, основанные на распоряжениях. директивах;
  • экономические, обеспечиваемые разными материальными стимулами;
  • социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности участников системы управления.

Для достижения экологической цели формируется специальный объект управления - экологическая сфера, основным элементом которой выступают отношения по сохранению (воспроизводству) отдельных элементов природной среды или природных комплексов в целом.

В системе управления экологическая сфера интерпретируется не только как окружающая природная среда, функционирование которой обусловлено экологическими законами, а с точки зрения экономических отношений как сфера природоохранного и ресурсосберегающего труда.

Экологическая сфера, рассматриваемая с позиции формирования экономических интересов природоохранного и ресурсосберегающего труда, по своему составу неоднородна. В ее структуре целесообразно выделять: экологически ориентированный труд в сфере материального производства (экономические интересы сокращения вредного воздействия материального производства на экосистемы, рациональное использование природных ресурсов и т. п.); природоохранный труд в собственно экологической сфере, где экономические интересы целесообразной деятельности человека непосредственно связаны с продуцированием экосистем и сохранением биоразнообразия.

Соответственно следует различать: природоресурсную сферу, как сферу  экологоориентированного (ресурсосберегающего) труда в материальном производстве, и природоохранную сферу, как собственно экологическую сферу.

Отсюда наблюдается определенная дифференциация в структуре и  содержании экологического менеджмента. Исходя из развития системы менеджмента, как специфической области управления, природоресурсной сфере имманентно понятие экологического менеджмента. Для природоохранной сферы более предпочтительно употребление понятия экологического управления (с позиции традиционной терминологии и понимания процессов управления).

Однако, учитывая особенности становления  рыночных отношений, а также соблюдая преемственность во взглядах на содержание управленческого процесса, в системе экологического менеджмента можно дифференцировать: для материального производства - так называемый инициативный экологический менеджмент, или «менеджмент по необходимости»; для собственно экологической сферы - «менеджмент по призванию».

Как видим, специфика экологического менеджмента обусловлена, прежде всего, объектом экологического управления - системой природоресурсных и (или) природоохранных  отношений, в которых экологическая составляющая является определяющей.

Таким образом, объект управления —  экологическая сфера - с одной  стороны, показывает единство такой  науки, как экологический менеджмент, а с другой, все-таки, необходимость  ее дифференциации в зависимости от конкретной сферы человеческой деятельности - собственно экологическая сфера или материальное производство.

В системе дифференциации экологического менеджмента определяющее значение имеют не столько состав и содержание рыночных отношений (хотя они играют заметную роль в понимании содержания менеджмента как такового), сколько эколого-экономические интересы сохранения отдельных элементов природной среды и природных комплексов в целом.

Поскольку концепция определяет общий  подход к построению системы экологического менеджмента, преобладающее значение в этом процессе имеют принципы управления и принципы природопользования, их взаимосвязь и синтез.

В сфере материального производства экологические интересы по отношению  к интересам экономическим являются сопутствующими, второстепенными. Поэтому здесь экологический менеджмент, призванный уравновесить эти интересы, присутствует по необходимости. Другое дело, собственно экологическая сфера, в которой экологический интерес направлен непосредственно на реализацию экологической цели (например, сохранение биоразнообразия в национальном парке).

Сформулированные принципы экологического управления - принцип стратегического  решения, принцип «бумеранга» и  принцип паритета экологических  и экономических интересов - носят долгосрочный (стратегический) характер.

Принцип стратегического решения  выражает преимущество долгосрочной цели над текущей и обусловливает  необходимость обязательного подчинения экономических действий экологическим  задачам устойчивого развития.

Принцип «бумеранга» обусловливает  необходимость учета законов  и правил экологии, обязательное соблюдение экологических ограничений в  развитии общества. В противном случае возникают затруднения (кризисы) не только экологического, но и социально-экономического характера.

Принцип паритета экологических и  экономических интересов свидетельствует  о равнозначности и равноценности  экологических и экономических  результатов хозяйственной деятельности предприятия (организации).

По своей сути, экологическое  управление есть разновидность стратегического управления.

Терминами «стратегическое управление», «стратегическое планирование»  обозначаются идеи и подходы, с помощью  которых будущие перемены и их воздействие на социально-экономические  процессы оценивают и учитывают  в текущих решениях.

В общих чертах задачи стратегического  управления как фундамента построения экологического менеджмента состоят  в том, чтобы определить цели организации, направления ее деятельности и пути решения главных проблем, а также  выработать политику, которая обеспечит достижение стоящих перед организацией целей. При этом следует исходить из того, что стратегическое управление имеет дело в основном с достижением эффективности производства, понимаемой в широком смысле слова как степень соответствия деятельности человека его потребностям.

В системном виде основы построения экологического менеджмента восходят к концепции устойчивого развития. Данное обстоятельство еще раз подчеркивает необходимость более широкого трактования  экологического менеджмента как важнейшей подсистемы стратегического управления, способной к реализации новых цивилизационных ценностей и целей.

Впервые концепция устойчивого  развития была выдвинута Международной  комиссией по окружающей среде и  развитию (МКОСР), возглавляемой по инициативе Генерального секретаря ООН (1983-1987) премьер-министром Норвегии Брундландтом, которая позже названа комиссией Брундландт.

Уже к 1990 г. существовало около 60 определений  устойчивого развития. однако многие сходятся на том, что определение, данное комиссией Брундландт, является наиболее удачным. Его суть состоит в предоставлении равных возможностей нынешнему и будущим поколениям в удовлетворении своих потребностей.

С экологической точки зрения это  означает, что социально-экономическое  развитие должно протекать таким образом, чтобы минимизировать отрицательные последствия истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды для будущих поколений.

Проблемы окружающей среды не существует вне социально-экономического развития, направленного на удовлетворение человеческих потребностей.

Учитывая возрастающую ограниченность природных (в том числе экологических) ресурсов, а также весьма низкий в мире уровень социального обеспечения  основной массы населения, следует  переходить к новому качеству экономического роста - роста значительного и в то же время социально и экологически устойчивого.

Устойчивое развитие представляет собой процесс изменений, в котором  масштабы эксплуатации природных ресурсов, направления инвестиций, ориентация научно-технического развития и институциональные изменения согласуются с нынешними и будущими потребностями. Постоянное и желательно все возрастающее удовлетворение человеческих потребностей определяет основную задачу устойчивого развития.

В докладе МКОСР «Наше общее  будущее» подчеркивается, что мир, в котором процветает бедность и несправедливость, всегда будет подвержен экологическому и другим кризисам. Устойчивое развитие требует удовлетворения основных текущих и долгосрочных потребностей человека; характер этих потребностей обусловлен культурными факторами разлития. Учитывая необходимость экономического роста, следует еще раз подчеркнуть, что этот рост «не вправе» ставить под угрозу функционирование природных систем, от которых зависит жизнь на Земле: атмосферы, водных ресурсов, почвы и живых существ, то есть то, что составляет эколого-ресурсную базу развития.

Проблемы устойчивого развития приобрели новое звучание в мире после состоявшейся в Рио-де-Жанейро  в июне 1992 г. Конференции ООН по окружающей среде и развитию. В  результате работы этой Конференции 179 государствами был принят исторический документ «Повестка дня на XXI век», имеющий статус программы всемирного сотрудничества.

Данная программа направлена на гармоничное достижение двух целей: высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех стран мира. Речь, таким образом, идет о кардинальном пересмотре ценностных установок современного общества, под влиянием которых должна произойти основательная экологизация производства и человека.

В аспекте формирования новых ценностей наиболее актуальная проблема - это становление и развитие гражданского общества.

Становление и развитие гражданского общества - сложный и противоречивый естественный, политический и социальный процесс.

Формирование гражданского общества обусловлено как внутренними, так и внешними причинами политического и социально-экономического развития суверенного государства.

В качестве основной внутренней причины  выступает необходимость утверждения  безусловного приоритета прав и свобод личности перед государственными, конфессиональными, корпоративными и иными интересами.

Внутренней причиной является также  необходимость реструктуризации экономической  и социальной жизни общества на основе утверждения экономической самостоятельности (самодостаточности) граждан, развития их домашних хозяйств, а также выход на достойный цивилизованного человека материальный и духовный уровень жизни.

Основным внешним фактором перехода к гражданскому обществу выступают  фундаментальные ценности мировой, прежде всего европейской цивилизации.

Обращаясь к опыту гражданского устройства развитых стран Запада. а также внутренним истокам и  основам собственного бытия и  развития, нельзя не заметить, что ценностные ориентации поведения человека определяют не столько политические идеи, сколько идеи здоровой и разумной жизни.

Основными ориентирами гражданского общества являются ценности индивидуальной жизнедеятельности. Именно осознание  и реализация самоценности человеческого  существования укореняют чувство  свободы и политической ответственности, чувство гражданского долга и человеческой совести, чувство достоинства личности и патриотизма, чувство причастности к окружающему цивилизованному миру.

Вместе с тем основополагающие тенденции развития мировой цивилизации  свидетельствуют о том, что под  угрозой оказалась фундаментальная ценность человека - его право на жизнь.

Учитывая логику цивилизационного процесса и его основные проблемы, можно полагать, что важнейшим  системообразующим элементом формирования гражданского общества может стать  экологическая идея. Последняя теснейшим образом связывает статус человека, среду его обитания и социальные условия жизни, формируя новую систему социально-экономических интересов общества.

Информация о работе Содержание экологического менеджмента