Роль труда в природе в экологическом образовании дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Воспитывать трудолюбие и бережное отношение детей к природе — одна из важных задач общей работы по охране окружающей среды.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Оглавление

1. Труд в природе, его роль в формировании экологической воспитанности..2
2. Создание условий для трудовой деятельности в д/с………………………3
3. Содержание труда детей в природе в каждой возрастной группе
детского сада……………………………………………………………………..8
4. Формы организации труда детей в природе………………………………...11
5. Руководство воспитателя трудом детей…………………………………….12
Список литературы…………………………………………………………….16
Практическая часть………………………

Файлы: 1 файл

К Р по Экологии.doc

— 194.50 Кб (Скачать)
lign="center">     3. Содержание труда  детей в природе  в каждой возрастной группе детского сада 

     Для определения содержания труда детей  в природе я использовала действующую Программу воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

     Трудовое  воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Ставится задача постепенного  развития у детей ( с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

     Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через  непосредственное участие детей  в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особо подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью  труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.

     В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в  процессе детского труда.

     Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятельность детей, доставляя им радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.

 

     

     

       
 

       
 
 
 

     

        
 
 
 
 
 
 
 

 

     

     4. Формы организации труда детей в природе 

     

       

       
 

     

       

     

       

     

       
 
 

применяются во всех возрастных группах детского сада. Они дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей- оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию. По уголку природы  дети начинают дежурить в старшей группе. Эта форма организации труда позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивы труда. дает возможность  формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственности за выполнение задания.

При фронтальной  организации коллективного труда, когда в труде участвуют все дети возрастной группы, они сообща могут выполнять одно какое-либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка природы одни моют растения, другие чистят клетки для животных, третьи моют поддоны и протирают подоконники. В этом случае детей делят на подгруппы. Коллективный труд может быть организован для одной небольшой подгруппы (Нп,  5-6 детей поливают цветник или собирают плоды).

 

     5. Руководство воспитателя трудом детей 

     Младшие группы. Дети помогают воспитателю  в уходе за животными и растениями в уголке природы и на участке. Они получают индивидуальные поручения, состоящие из 1-2 трудовых операций (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение заранее приготовленной водой и др.) Труд этот кратковременный, но воспитатель поочередно привлекает к нему всех детей.

     Во  второй младшей группе возможно организация  труда всего коллектива детей. Работу организуют как «труд рядом» - дети не испытывают никакой зависимости друг от друга. Это дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе, что очень важно когда он только овладевает навыками. И в то же время в коллективном труде воспитывается интерес к совместному труду.

     Во  второй младшей группе возможно организация  труда небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну трудовою операцию: обтирает растения, или сажает горох на грядке, или поливает клумбу.

     При обучении навыкам труда в природе  детям младшей группы показывают каждый этап трудовой операции, одновременно организуя выполнение её всеми детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции.

     Труд  детей младшего возраста проходит при  участии воспитателя или под  его наблюдением. Воспитатель помогает малышам, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился с порученной работой.

     Средняя группа. Формы организации детей  этого возраста в процессе труда  те же, что и в младшей группе. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят теперь более длительный характер. Дети выполняют одно и то же поручение в течение 2-3 дней. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции ( но не более двух).    Навыки детей средней группы ещё несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам их работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.

     Коллективные  формы труда воспитатель использует тогда, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями.

     Дети  средней группы в труде более самостоятельны. Обучая их новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задания, а затем делит его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить).Следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснения.

     Характер  оценки меняется: воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут  же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учить ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию. Осматривает вместе с детьми растения, проводит рукой по крупным листьям, выявляет, что они запылились, нужно вымыть; указывает растение, которое необходимо помыть.

     Т.о., в средней группе усложняются  формы организации детей в  процессе труда и методика руководства труда в природе.

     Старшие группы. У детей старшего дошкольного  возраста необходимо формировать умение не только принять, но и поставить  трудовую задачу, представить результат её выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс ( при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными. Ребенку поручают вырастить растение в подарок малышам, маме. 2-3 детям дают длительные поручения – ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой и т.д.

     В старшей группе вводятся дежурства  детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие на котором знакомит детей  с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за обитателями уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-3 детей. Дежурных подбирают таким образом, чтобы вместе с детьми умеющими хорошо работать, дежурили дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств должна быть не более 3 дней. Дежурства воспитывают в детях чувство ответственности, деловитость.

     Руководство воспитателя работой дежурных направлено на формирование необходимых навыков и умений ухода за животными и растениями, а также на развитие коллективных взаимоотношений детей и правильного отношения к труду. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового и интересного заметили в развитии растений, в поведении животных. Ребята оценивают работу, выполненную дежурными, высказывают суждения о её качестве.

     По  равнению с предшествующим возрастом  значительно усложняется организация  коллективного труда старших  дошкольников. Для общего труда дети подразделяются на подгруппы. Каждая подгруппа выполняет то или иное поручение, а результат получается общий, например коллективная работа в уголке природы и т.д.

     Имеет место наиболее сложный вид коллективного  труда – труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде и цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает на них бороздки и сеет семена. При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри них. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает помощь, дает советы, указания.

     Ведущий прием обучения старших дошкольников новому виду труда – объяснение. Показ способов применяется в основном при ознакомлении с новой  рудовой операцией.

     Особенность руководства трудом старших дошкольников состоит в том, что воспитатель  обсуждает с детьми, что нужно  сделать и как выполнить работу. Детей приучают не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь. 

 

      Список литературы 

  1. Вересов Н.Н. Основы гуманитарного подхода к  экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание – 1993. – № 7. – С. 39- 43.
  2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс», 1996. – 480 с.
  3. Зацепина В. Планета Земля – наш общий Дом (из опыта работы) // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 7. – С. 29-36.
  4. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: «Детство - пресс», 2000. – 319 с.
  5. «МЫ». Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп.– СПб: «Детство-пресс», 2001. – 240 с.
  6. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М.: Новая школа. -  1996. – 48 с.
  7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания  дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.
  8. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. – 208 с.

9. Саморукова  П.Г.. Как знакомить дошкольников  с природой. М. «Просвещение», 1983 – 208с.

10. Васильева  М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С.  Прграмма воспитания и обучения  в детском саду- М., Мозаика-Синтез, 2007-230с. 

 

       Практическая часть

     Стрекоза

     Материал: семена (крылатки) ясеня, клена; семена яблока; сухая веточка любого дерева; пластилин. 

       

     Ход работы.

     Взрослый  загадывает детям загадку о стрекозе и показывает изготовленную им игрушку - стрекозу. Затем предлагает внимательно рассмотреть ее и сказать, из чего она сделана. Обращает внимание детей на то, что у стрекозы продолговатое брюшко, тонкие прозрачные крылья, большие выпуклые глаза.

Информация о работе Роль труда в природе в экологическом образовании дошкольников