Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 22:56, контрольная работа
Человек живет на Земле в пределах географической среды, тонкой оболочки этой планеты. С момента своего возникновения человеческое общество познавало окружающую среду, использовало достижения предыдущих эпох, и передавало в наследство будущим поколениям. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений.
Введение. 3
1. Понятие природопользования и его составные части. 4
2. Роль природных ресурсов в общественном развитии.
Классификация природных ресурсов. 6
3. Основные проблемы взаимоотношения общества и природы. 10
Заключение. 15
Список использованной литературы и электронных ресурсов. 16
В развитии производительных сил этого общества решающим шагом явилась смена каменного века веком металлическим. Переворотом следует считать возникновение выплавки рудного металла (меди, железа), использование его в качестве материала для выделки различных орудий: топоров, ножей, плугов, а также оружия.
Намечаются первые признаки нарушения гармонии во взаимодействии природы и общества.
Второй этап в истории взаимодействия общества с природой связан с переходом от собирательства к земледелию и скотоводству, т.е. к экономике производящего типа. В разных регионах Земли этот процесс, получивший название «неолитическая революция», протекал по-разному, занимая по времени 3 - 4 тыс. лет. В результате этой революции происходило резкое повышение производительности общественного труда. В таких условиях меняется весь образ жизни человека развивает ремесла, совершенствует орудия труда и быта.
На этом этапе в качестве источников энергии используется мускульная сила человека и животных, а также энергия ветра и воды. Здесь человек еще органически связан с природой, его благополучие почти целиком зависят от природных условий.
Воздействие человека на природную среду в этот период заметно усиливается и начинает обретать порой разрушительный характер. Интенсивная вырубка лесов для пашни, разведение в больших количествах домашних животных, появление крупных поселений людей - городов и их развитие приводили к изменению климата на определенных территориях, к разрушению сложившихся на них природных комплексов и даже превращению их в пустыни. Вместе с тем, воздействие на природу все еще оставалось незначительным по сравнению с имеющимися на Земле природными ресурсами.
Данный этап во взаимодействии общества с природой называют аграрным. Переход к этому этапу означал рождение техногенной организации жизни человечества, которая продолжает существовать на Земле и в настоящее время, обретя свои новые формы.
Третий этап взаимодействия природы и общества получил название промышленного, поскольку переход к нему был связан с промышленной революцией, начавшейся в Западной Европе в 18 веке. Источниками энергии здесь выступают прежде всего сила пара и, позднее, электричество. Использование машин в производстве позволило резко поднять производительность человеческого труда. В хозяйственный оборот в постоянной растущих объемах стали вовлекаться разнообразные минеральные, органические и иные ресурсы. Мощное техногенное воздействие на природу вызывает целый ряд проблем негативного характера: растущее загрязнение природной среды (почвы, воды, атмосферы) отходами промышленного и сельскохозяйственного производства, появление реальной перспективы исчерпания сырьевых и энергетических ресурсов планеты, необходимых для удовлетворения постоянно растущих человеческих потребностей. Возникало понимание экологической опасности, грозящей существованию человека на Земле.
Вмешательство общества в ход природных процессов привело к тому, что теперь оно не может стихийно и бесконтрольно потреблять природные ресурсы, не считаясь с последствиями этого вмешательства. Возникает объективная необходимость рационально организовать и разумно контролировать ход естественных процессов и управлять ими.
На смену стихийному естественноисторическому процессу приходит сознательная и планомерная организация воздействия общества на природу
Четвертый этап во взаимодействии общества с природой начинается под воздействием научно-технической революции, развертывающейся с 50-х годов ХХ столетия. Наука превращается в непосредственную производительную силу, поднимая на качественно новый уровень производственные возможности человека, что приводит к увеличению объемов потребления природных ресурсов, а также рождает принципиально новые наукоемкие технологии, позволяющие более рационально использовать природные ресурсы, не допускать загрязнения природный среды всевозможными производственными и бытовыми выбросами, заниматься ее воссозданием и улучшением. Вместе с тем совокупное негативное влияние на биосферу Земли различных антропогенных факторов, обязанных своим происхождением деятельности человека, продолжает усиливаться.
Этому этапу взаимодействия природы и общества принадлежит термин «ноосфера» (от греч. Noos - разум) - биосфера, разумно управляемая человеком. Учение о ноосфере было сформулировано и в трудах одного из его основателей В.И. Вернадского - российского и советского учёного, естествоиспытателя, мыслителя и общественного деятеля конца XIX века и первой половины XX века.
В. И. Вернадский впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении проблем глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. Постепенно вмешательство человека все увеличивается, человечество становится основной планетарной геологообразующей силой. Человек несет прямую ответственность за эволюцию планеты. Понимание им данного тезиса необходимо и для его собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу непригодной для обитания людей. В связи с этим человеку следует соизмерять свои потребности с возможностями биосферы. Постепенно биосфера преобразуется в ноосферу, где ее развитие приобретает направляемый характер.
В. И. Вернадский неоднократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в данное состояние. Пока человечество не решит глобальных проблем планеты, в том числе экологическую, говорить об устойчивой разумной деятельности человека (о ноосфере), нет достаточных оснований. Ноосфере является идеалом, к которому следует стремиться человеку.
В результате воздействия на природу, человечество столкнулось с такими глобальными экологическими проблемами, как:
Заключение.
К концу ХХ века человечество приходит к осознанию того, что природные ресурсы не безграничны. Перечень экологических проблем, с которыми столкнулось мировое сообщество, к сожалению, можно продолжать. Наличие таких проблем свидетельствует о возникновении экологического кризиса.
Эти причины заставляют мировое сообщество уделять особое внимание экологическим проблемам, искать пути их решения, разрабатывать программы действий по оптимизации взаимоотношений человечества с окружающей природной средой.
Наглядным примером может служить превращение экологии в одну из важнейших междисциплинарных наук современности. Изначально экология была наукой об отношении организмов и окружающей среды. С середины 20-х годов ХХ столетия она оформилась как основа рационального природопользования и охраны живых организмов. А в конце ХХ в. складывается социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны. В числе основных ее разделов особое место занимает экологическая этика.
Человечество вступает в новое качественное состояние биосферы – ноосферу, представляющей собой сферу живого и разумного. Ноосфера предполагает использование достижений наук, разумное сотрудничество государств, и высокие гуманистические принципы отношения к природе.
Список использованной литературы и электронных ресурсов: