Рециклинг отходов(опыт Германии и России)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 12:48, реферат

Краткое описание

В моем реферате рассмотрены и проанализированы две страны Россия и Германия, и на их опыте я попытался отразить общую картину происходящего во всем мире, на основании того что Германия одна из лидирующих стран в этой сфере, а Россия начинающая.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Процесс рециклинг 4
1.1 Определение и суть использования этой технологии 4
1.2 Рециклинг отходов — прорывной проект XXI века 6
1.3 Рециклинг пластмассы, стекла и бумаги. 10
Глава 2. Мировой опыт во вторичной переработке отходов и сравнение двух стран Германии и России 14
2.1 Мировой опыт 14
2.2 Опыт Германии 17
2.3 Опыт России 21
2.4 Сравнение Германии и России 28
Глава 3. Формирование предложений по совершенствованию рециклинга отходов в СПб……………………………………………………………………………………………..31
3.1. Разработка рекомендаций для органов власти СПб и Ленобласти…….....................31
3.2. Предложения по строительству в СПб мусороперерабатывающих заводов……...32
Вывод 34
Библиография 35

Файлы: 1 файл

Реферат на тему Рециклинг отходов(опыт Германии и России).doc

— 263.50 Кб (Скачать)

Недавно Председатель Правительства РФ в  диалоге со страной так ответил на вопрос о том, что больше всего мешает развитию России: «ожидание того, что государство должно решить всё и вся». Это надо понимать как призыв к действию – хоть что-то решать, не дожидаясь федерального центра. Вывод В.В.Путина распространяется и на проблему отходов. Но в существующем правовом поле мы этого сделать не можем.

В 2008 году депутаты Самарской Губернской Думы рассказывали о прохождении их законодательных инициатив в Государственной Думе. Из 46 проектов, поступивших в Госдуму, были отозваны, возвращены, сняты с рассмотрения или отклонены 17 и всего 1 проект одобрен. Правда, последний показатель можно считать успешным, поскольку большинство регионов не могут похвастаться и этим. Как и пять, семь или десять лет назад всего около 3% подписанных Президентом РФ законов – это законодательные инициативы регионов. Вывод очевиден – регионы находятся вне федерального нормотворчества. С другой стороны, среди лидеров, добившихся успехов по проблеме отходов на общероссийском фоне – Москва, Санкт-Петербург, Татарстан и ряд других. Их отличает не только высокая финансовая состоятельность, но и более широкие фактические права в рамках Федерации.

Модельный закон об отходах до сих пор  не адаптирован в России. Не ясна также ситуация с проектом закона «О вторичных материальных ресурсах», не принят закон «Об упаковке и упаковочных отходах». Примеры можно продолжить.

Приведенные аргументы определяют второй элемент  механизма смены курса – законодательная  передача более весомых прав субъектам  Федерации, прежде всего, в части регулирования управления вторичными материальными ресурсами.

Российская  специфика экономического развития отличается от европейской тем, что  в странах Евросоюза культура ресурсосбережения, и в частности  рециклинга, развивалась параллельно  с общим развитием производства и потребления внутри этих систем. Наоборот, в России проблема отходов, особенно коммунальных отходов, долгие годы не находила прогрессивных решений. При этом практически полностью утрачен положительный опыт времен Госснаба. Этому способствовали несовершенные нормативно-правовые акты, поставившие управление отходами фактически в компетенцию не бизнеса, а надзорных органов12.

     В Российской Федерации сегодня отсутствует  закон, касающийся авторециклинга; работает лишь ряд нормативно-правовых актов, касающийся проблемы переработки всех видов отходов: Федеральный Закон  от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от. 10.01.2003) «Об отходах производства и потребления», Федеральный Закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. 10.01.2003) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный Закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 № 16 «О введении в действие санитарных правил» (Санитарные правила 2.1.7.1038-01. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов), Постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 №370 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения», Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН).

В соответствии с Федеральным Законом  «Об охране окружающей природной  среды» руководство работой по нормированию размещения отходов должно осуществляться органами исполнительной власти г. Москвы, органами местного самоуправления совместно со специально уполномоченными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, а также органами санитарно-эпидемиологического надзора.

  В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.

  2. Признать утратившими силу:

  Постановление Правительства Российской Федерации  от 23 мая 2002 г. N 340 "Об утверждении  Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст. 2157);

  пункт 66 изменений, которые вносятся в Постановления Совета Министров РСФСР, Правительства РСФСР и Правительства Российской Федерации, касающиеся государственной регистрации юридических лиц, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 731 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 41, ст. 3983)13

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» принят Государственной Думой 22 мая 1998 года, одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Все эти законы дают очень хорошую правовую основу для создания устойчивой политики управления в сфере рециклинга.  

2.4 Сравнение Германии и России.

Анализируя  две страны Россию и Германию, можно сделать следующие выводы:

1)В Германии  более устоявшийся процесс рециклинга.

2)В Германии  существуют конкретные этапы  утилизации отходов, а конкретно:

-рациональное  распределение отходов в мусорные  баки

-штрафы  за не выполнения правил утилизации мусора

-контроль  утилизации мусора

3)Большое  количество предприятий занимающихся  вторичной переработкой отходов

Раньше в Германии, как и сейчас в России, весь мусор сваливали в кучу и несли в серую бочку. Потом стали делить отходы: стекло к стеклу, бумагу к бумаге. Для каждого вида ТБО имеется своя бочка. Бочки должны стоять недалеко от домов, но не далее 15 м от проезжей части, чтобы облегчить работу мусорщикам.  В серую бочку теперь несут только остаточный мусор, старые газеты, журналы и картонные коробки. В желтую бочку выбрасывают банки, бутылки, полимерную и бумажную, а также частично металлическую упаковку, на которой стоит "зеленая точка". Зеленая бочка предназначена для органических отходов, которые перерабатываются в компост. В ближайшее время ожидается введение в использование голубой бочки для бумаги и картона.  
Эти бочки, стоящие перед входом в дом или подъезд, опустошаются раз в две недели специальными машинами, принадлежащими сообществу (немецкий вариант нашего ООО) или предприятияю, уполномоченному им на вывоз городского мусора. Население платит несколько сот марок в год, причем эта сумма не зависит от количества извлеченного из бочек мусора. В такой ситуации разбрасывать мусор невыгодно, поскольку такие действия караются высокими штрафами.  Лишнюю стеклянную тару, которая по каким-либо причинам не попала в желтую бочку для упаковок, нужно складывать в большие контейнеры, также расположенные в нескольких точках каждого района. Зеленые, белые и коричневые бутылки сортируются на месте. Лекарства с просроченной датой принимают аптеки. Для старых батареек есть приемные пункты в любом супермаркете. О вывозе холодильников нужно договариваться заранее.  Мусор, собранный в городе, в зависимости от расстояния между местом сбора и полигоном, доставляется или непосредственно на полигон, или в центр по сортировке, или на мусороперегрузочную станцию. Здесь посредством мусороприемника на несколько десятков тонн со встроенным гидравлическим прессом осуществляется перегрузка отходов в большие (грузоподъемностью 24-40 тонн) автоконтейнеры. Таким образом, сокращаются транспортные расходы.  В центрах по сортировке собранные упаковочные материалы сортируются вручную14.
 

Ситуация с утилизацией и переработкой мусора в России, по признанию экологов и экспертов, находится на уровне развивающихся стран. Ежегодно только Москва «производит» 10-13 млн т разнообразных отходов, большая часть из которых вывозится на подмосковные свалки и там складируется. Ежемесячно каждый московский житель платит за вывоз мусора 15 руб. (примерно $6 в год). Обитатели Германии отдают муниципалитетам за подобные услуги ежегодно 40 евро.  

В России:

1) Образуются предприятия, занимающиеся рециклингом отходов

2) Создаются законы, касающиеся переработки отходов

3) Принимаются определенные меры по борьбе с утилизацией и складирования мусора

Одним словом все на ранних стадиях, но начало довольно не плохое и в ближайшее время должен произойти определенный толчок, который поспособствует дальнейшему более интенсивному развитию рециклинга отходов в России.

К настоящему времени сложились следующие  основные предпосылки для необходимости  и возможности решения проблемы сбора и переработки отходов  в России:

  • действующие инструменты государственного управления уже не могут обеспечить существенное повышение уровня сбора и переработки основной массы отходов, по крайней мере, без поддержки бюджетного финансирования муниципальных и городских органов административного управления;
  • имеется зарубежный опыт создания централизованно-управляемых национальных систем сбора и переработки отходов, функционирующих за счет экологических платежей, то есть без целевого бюджетного финансирования (за исключением специальных государственных программ);
  • имеется отечественный опыт 70-80-х годов по организации сбора и переработки традиционных видов вторичного сырья на территории России по территориальному принципу. Отдельные элементы этой системы продолжают функционировать и в сложившихся экономических условиях;
  • имеется отечественный опыт создания в последние годы локальных систем сбора и переработки отходов в рамках крупных российских городов (Москвы, Санкт-Петербурга и др.), работающих при финансовой поддержке их административных органов15.
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Формирование предложений по совершенствованию рециклинга отходов в СПб.

3.1. Разработка рекомендаций для органов власти СПб и Ленобласти

 «В Петербурге всего два мусороперерабатывающих завода — на Волхонском шоссе и в Янино — и два полигона для захоронения отходов (в народеих называют свалками) — в Новоселках и в Горелово. Как распределяется такое колоссальное количество мусора между двумя заводами и двумя полигонами?»

Таким вопросом задался и дал на него ответ начальник Управления  по обращению с отходами производства и потребления Санкт-Петербурга Всеволод Леонидович Хмыров.

Он считает, что перерабатывается малое количество мусора, что способствует загрязнению окружающей среды. Начальник «Поставил задачу создания отходо- перерабатывающей индустрии как непосредственно влияющей на экологическую безопасность страны. Это и есть задача нашего управления, в том числе поиск новых источников энергии, получаемых из вторичных ресурсов. Аналогов такого самостоятельного

органа государственного управления нет, обращением с отходами обычно занимаются разрозненные подразделения, входящие в состав разных департаментов либо неких комитетов, как было и у нас раньше».

Я полностью согласен с мнением начальника управления  по обращению с отходами производства и потребления Спб..

Нужно привлекать подрядные организации занимающиеся переработкой отходов, вводить законы и контролировать их. Создавать условия для развития таких организаций, помощь со стороны государства.

Высокие технологии - решение проблем. вот что думает лидер российской радиоэлектронной промышленности ОАО «Авангард».

— Управление по обращению с отходами производства и потребления Санк-Петербурга

поставило задачу создать комплексную систему автоматизированного контроля вывоза и

утилизации отходов, чтобы, в частности, предупредить их сброс на несанкционированные

свалки. Будете ли вы выступать со своими предложениями?

— Если будет объявлен конкурс,мы, безусловно, примем в нем участие. Тема обращения с отходами обсуждалась более двух лет назад руководителями «Авангарда» и Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга. Предприятие за счет собственных ресурсов во

взаимодействии со специалистами комитета на основании согласованного технического задания провело необходимую разработку для построения автоматизированной системы контроля. Система предусматривает использование отечественной навигационной системы ГЛОНАСС для позиционирования спецтранспорта и мест разрешенной загрузки мусора. Для того чтобы исключить возможность дозагрузки мусоровозов вне этих зон и образования «левого» мусора, «Авангардом» разработаны датчики веса. Такая организация контроля также поможет избежать образования свалок на обочинах дорог, в

других местах. Конечно, датчики веса не могут исключить неправомерные

Информация о работе Рециклинг отходов(опыт Германии и России)