Развитие теории ноосферы в трудах В.И.Вернадского

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 13:31, реферат

Краткое описание

Любое учение, любой культ, любая конфессия приближают человека к высотам разума и духа, но каждый вид интеллектуальной и творческой деятельности имеет свои пределы; каждое из них необходимо, но необходима и форма универсального самоосмысления, которая ни в коем случае не означала бы упразднение или ограничение частных форм. Такой формой познания и методологии является учение о «Ноосфере», которое может и должно стать универсальной научной платформой третьего тысячелетия. Учение о Ноосфере - глобально; оно не укладывается ни в национальные, ни в конфессиональные рамки, равно как и в рамки известных до сих пор формаций. Интерес к концепции Вернадского, значительно возросший в последние 15-20 лет, на наш взгляд, обусловлен тем, что в конце 20 века, современная цивилизация столкнулась с серьезными экологическими, демографическими, сырьевыми, духовными, нравственными проблемами. Они показали реальную угрозу биосфере планеты и человеческому обществу.

Оглавление

Введение 3
1. Краткая характеристика ноосферы 4
2. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. 5
3. Основы концепции ноосферы В.И.Вернадского 10
Заключение 15
Список использованной литературы: 16

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 39.72 Кб (Скачать)

Реферат

 

по экологии

 

на тему

 

Развитие теории ноосферы в трудах В.И.Вернадского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010

 

Содержание

 

  Введение           3

   1. Краткая характеристика  ноосферы      4

   2. Учение В.И. Вернадского  о ноосфере.      5

   3. Основы концепции  ноосферы В.И.Вернадского     10

  Заключение          15

  Список использованной  литературы:       16

 

 

 

 

 

 

Введение

    Любое учение, любой  культ, любая конфессия приближают  человека к высотам разума  и духа, но каждый вид интеллектуальной  и творческой деятельности имеет  свои пределы; каждое из них  необходимо, но необходима и форма  универсального самоосмысления, которая  ни в коем случае не означала  бы упразднение или ограничение  частных форм. Такой формой познания  и методологии является учение  о «Ноосфере», которое может и  должно стать универсальной научной  платформой третьего тысячелетия. Учение о Ноосфере - глобально; оно  не укладывается ни в национальные, ни в конфессиональные рамки, равно как и в рамки известных  до сих пор формаций. Интерес  к концепции Вернадского, значительно  возросший в последние 15-20 лет, на  наш взгляд, обусловлен тем, что  в конце 20 века, современная цивилизация  столкнулась с серьезными экологическими, демографическими, сырьевыми, духовными, нравственными проблемами. Они показали  реальную угрозу биосфере планеты  и человеческому обществу. Впервые  в истории человечества эти  проблемы стали не следствием  стихии, а логическим результатом  неумения или нежелания человечества  решать острые противоречия между  современным обществом и окружающей  природой, которая по определению  является средой его обитания. Современный этап развития науки  и техники подтверждает гений  и величие Вернадского (1863 год), которое  заключается в его глубоких  философских идеях, заглядывающих  в будущее, вплотную затрагивающих  судьбы Современный всего человечества. Для Вернадского наука была  средством познания природы. Он  не был специалистом в какой-то  одной науке или даже в нескольких  науках. Он блестяще знал добрый  десяток наук, но изучал природу, которая неизмеримо сложнее всех  наук, вместе взятых. Он размышлял  и над природными объектами, и  над их взаимосвязями. Центральной  идеей, проходящей через все творчество  Вернадского является единство  биосферы и человечества. Вернадский  в своих работах по естествознанию  раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы  в развитии человечества. Широк  круг вопросов, затрагиваемых Вернадским  в своих работах. Но везде он  пытался найти то главное, что, по его мнению, имеет отношение  к устройству окружающего пространства  в глобальном масштабе. Из всего  частного он пытался выделить  то общее, что проясняло бы  картину мира, в центре которого  находится человеческий разум. Вернадский  пророчески увидел в человеке  умелого творца природы, призванного, в конце концов, занять место  у самого штурвала эволюции.

 

 

 

Краткая характеристика ноосферы

    Учение о ноосфере  возникло в рамках космизма - философского  учения о неразрывном единстве  человека и космоса, человека  и Вселенной, о регулируемой эволюции  мира. Понятие ноосферы как обтекающей  земной шар идеальной, «мыслящей»  оболочки, формирование которой  связано с возникновением и  развитием человеческого сознания, ввели в оборот в начале  ХХ века французские ученые  П.Тейяр де Шарден и Э. Лерц. Заслуга В.И. Вернадского заключается  в том, что он дал этому термину  новое, материалистическое содержание. И сегодня под ноосферой мы  понимаем высшую стадию биосферы, связанную с возникновением и  развитием человечества, которое, познавая  законы природы и совершенствуя  технику, начинает оказывать определяющее  влияние на ход процессов на  Земле и в околоземном пространстве, изменяя их своей деятельностью. В работах В.И. Вернадского можно  встретить разные определения  и представления о ноосфере, которые  менялись на протяжении жизни  ученого. В.И. Вернадский начал развивать  данную концепцию с начала 30-х  годов после разработки учения  о биосфере. Осознавая огромную  роль и значение человека в  жизни и преобразовании планеты, русский ученый употреблял понятие  «ноосфера» в разных смыслах:

    1) как состояние  планеты, когда человек становится  крупнейшей преобразующей геологической  силой;

    2) как область  активного проявления научной  мысли как главного фактора  перестройки и изменения биосферы.

Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние - отмечает В. И. Вернадский. В ней возникали новые геологические проявления, раньше не бывшие. Это было, например, в кембрии, когда появились крупные организмы с кальциевыми скелетами, или в третичное время (может быть, конец мелового), 15-80 млн лет назад, когда создавались наши леса и степи и развилась жизнь крупных млекопитающих. Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывшую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние - в ноосферу - перерабатывается научной мыслью социального человечества».

Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

1. ноосфера в стадии  становления, развивающаяся стихийно  с момента появления человека;

2. ноосфера развитая, сознательно  формируемая совместными усилиями  людей в интересах всестороннего  развития всего человечества  и каждого отдельного человека.

По мнению В.И. Вернадского, ноосфера только-только создается, возникает в результате реального, вещественного преобразования человеком геологии Земли усилиями мысли и труда.

 

 

 

Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

    Вернадский - один  из величайших ученых, основатель  геохимии, биохимии, радиогеологии  и создатель научной школы. В. И. Вернадский был тонким ценителем  факторов, ученым, крайне требовательным  к тому, чтобы естественнонаучные  гипотезы отражали объективную  реальность материального мира, закономерности, связанные с физико-химическими, геологическими, биохимическими и  иными материальными процессами. Его концепции всегда были  отточены громадным опытом естественнонаучной, профессиональной работы. Факты  о биосфере накапливались постепенно  в связи с развитием преимущественно  биологических наук: ботаники, географии, почвоведения. А между тем именно  эти соотношения, эти закономерные  воздействия и составляют сущность  познания естества, лучшую и высшую  прелесть естествознания.

    Центральной темой  учения о ноосфере является  единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах  раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы  в развитии человечества. Это  позволяет понять место и роль  исторического развития человечества  в эволюции биосферы, закономерности  ее перехода в ноосферу. Одной  из ключевых идей, лежащих в  основе теории Вернадского о  ноосфере, является то, что человек  не является самодостаточным  живым существом, живущим отдельно  по своим законам, он сосуществует  внутри природы и является  частью ее. Это единство обусловлено  прежде всего функциональной  неразрывностью окружающей среды  и человека, которую пытался показать  Вернадский как биогеохимик. Человечество  само по себе есть природное  явление и естественно, что влияние  биосферы сказывается не только  на среде жизни но и на  образе мысли. Но не только  природа оказывает влияние на  человека, существует и обратная  связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние  человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Так, в последнее  время резко меняется отражение  живых существ на окружающей  природе. Благодаря этому процесс  эволюции переносится в область  минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То есть эволюция  видов сама превратилась в  геологический процесс, так как  в процессе эволюции появилась  новая геологическая сила. Мы  являемся наблюдателями и исполнителями  глубокого изменения биосферы. Причем  перестройка окружающей среды  научной человеческой мыслью  посредством организованного труда  вряд ли является стихийным  процессом. Корни этого лежат  в самой природе и были заложены  еще миллионы лет назад в  ходе естественного процесса  эволюции. Мы стоим на пороге  революционных изменений в окружающей  среде: биосфера посредством переработки  научной мыслью переходит в  новое эволюционное состояние  – ноосферу. Заселяя все уголки  нашей планеты, опираясь на государственно  организованную научную мысль  и на ее порождение, технику, человек  создал в биосфере новую биогенную  силу, поддерживающую размножение  и дальнейшее заселение различных  частей биосферы. Причем вместе  с расширением области жительства, человечество начинает представлять  себя все более сплоченную  массу, так как развивающие средства  связи – средства передачи  мысли окутывают весь Земной  шар. При этом человек впервые  реально понял, что он житель  планеты и может и должен  мыслить и действовать в новом  аспекте, не только в аспекте  отдельной личности, семьи или  рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить  и действовать в планетном  аспекте только в области жизни  — в биосфере, в определенной  земной оболочке, с которой он  неразрывно, закономерно связан  и уйти из которой он не  может. Его существование есть  ее функция. Он несет ее с  собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, что впервые мы находимся в условиях единого геологического исторического процесса, охватившего одновременно всю планету. XX век характерен тем, что любые происходящее на планете событие связываются в единое целое. И с каждым днем социальная, научная и культурная связанность человечества только усиливается и углубляется. «Увеличение вселенскости, спаянности всех человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным в немногие годы чуть не ежегодно». Вернадский неоднократно отмечал, что «цивилизация «культурного человечества» — поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере,— не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было». Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его мысли о целостности, неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Переломный момент в истории человечества, о чем сегодня говорят ученые, политики, публицисты, был увиден Вернадским. Вернадский видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки зрения ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки развития мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой экологической катастрофы, производство средств массового уничтожения — все это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать.

Вернадский видел стоящие перед человечеством задачи огромной важности по созиданию ноосферы. С позиций этих задач он отмечал беспочвенность суждений о возможности крушения цивилизации. Рассмотрим перспективы развития человечества с точки зрения Вернадского. Некрушимость цивилизации Вернадский обосновывает следующими тезисами:

1. Человечество стоит на  пути создания в ноосферной  оболочки Земли, все больше укрепляя  свои связи с биосферой. Человечество  становится Вселенской категорией.

2. Человечество в своем  развитии стало единым целым  благодаря тому, что интересы  всех, а не отдельных лиц, становятся  государственной задачей.

3. Глобальные проблемы  человечества, такие как сознательное  регулирование размножения, продление  жизни, победа над болезнями, начинают  решаться.

4. Ставится задача распространения  научного знания на все человечество.

    Вернадский писал: «Такой совокупности общечеловеческих  действий и идей никогда раньше  не бывало, и ясно, что остановлено  это движение быть не может. В частности, перед учеными стоят  для ближайшего будущего небывалые  для них задачи сознательного  направления организованности ноосферы, отойти от которой они не  могут, так как к этому направляет  их стихийный ход роста научного  знания». Уверенность в будущем, таким образом, основана на возрастающем  значении в развитии человечества  совместных общечеловеческих действий. Вернадский, конечно, не мог предвидеть  современной остроты глобальных  проблем мирового развития. Но  и они лишь усиливают значение  совместного решения задач сознательного  направления организованности ноосферы.    Одной из важнейших проблем  формирования организованности  ноосферы является вопрос о  месте и роли науки в жизни  общества, о влиянии государства на развитие научных исследований. Вернадский высказывался за образование единой (на государственном уровне) научной человеческой мысли, которая являлась бы решающим фактором в ноосфере и создавало бы для ближайших поколений лучшие условия жизни.

Первоочередные вопросы, которые необходимо решить на этом пути, это –

«вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы»  идея о государственном объединении усилий человечества. Поражает созвучность идей Вернадского нашему времени. Постановка задач сознательного регулирования процесса созидания ноосферы чрезвычайно актуальна для сегодняшнего дня. К этим задачам Вернадский также относил искоренение войн из жизни человечества. Он большое внимание уделял решению задач демократических форм организации научной работы, образования, распространения знаний среди народных масс.

    В наши дни  особую актуальность приобретает  учение Вернадского о переходе  биосферы в ноосферу, что может  послужить основой фундаментальных  исследований экологических проблем. С гениальной прозорливостью  Вернадский предвидел научно-техническую  революцию ХХ века со всеми  ее последствиями для биосферы. Именно в познании закономерностей  развития биосферы и лежит  ключ к разумному природопользованию. Однако в трудах Вернадского  нет законченного и непротиворечивого  толкования сущности материальной  ноосферы как преобразованной  биосферы. В одних случаях он  писал о ноосфере в будущем  времени (она еще не наступила), в других в настоящем (мы входим  в неё), а иногда связывал формирование  ноосферы с появлением человека  разумного или с возникновением  промышленного производства. Надо  заметить, что когда в качестве  минералога Вернадский писал  о геологической деятельности  человека, он ещё не употреблял  понятий «ноосфера» и даже  «биосфера». О формировании на  Земле ноосферы он наиболее  подробно писал в незавершённой  работе «Научная мысль как  планетное явление», но преимущественно  с точки зрения истории науки. Итак, что же ноосфера: утопия  или реальная стратегия выживания? Труды Вернадского позволяют  более обоснованно ответить на  поставленный вопрос, поскольку  в них указан ряд конкретных  условий, необходимых для становления  и существования ноосферы:

1. Заселение человеком  всей планеты.

2. Резкое преобразование  средств связи и обмена между  странами.

3. Усиление связей, в том  числе политических, между всеми  странами

Земли.

4. Начало преобладания  геологической роли человека  над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.

5. Расширение границ биосферы  и выход в космос.

6. Открытие новых источников  энергии.

7. Равенство людей всех  рас и религий.

8. Увеличение роли народных  масс в решении вопросов внешней  и внутренней политики.

9. Свобода научной мысли  и научного искания от давления  религиозных, философских и политических  построений и создание в государственном  строе условий, благоприятных для  свободной научной мысли.

10. Продуманная система  народного образования и подъём  благосостояния трудящихся. Создание  реальной возможности не допустить  недоедания и голода, нищеты и  чрезвычайно ослабить болезни.

11. Разумное преобразование  первичной природы Земли с  целью сделать её способной  удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности  численно возрастающего населения.

Информация о работе Развитие теории ноосферы в трудах В.И.Вернадского