Рациональное использование и охрана земельных ресурсов
Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:57, реферат
Краткое описание
Проблема рационального использования и охраны земельных ресурсов является и в охране окружающей среды, да и в земельном праве одной из актуальнейших, так как связана с производством продуктов питания человека с использованием одного из ценнейших даров природы – почвы, ее плодородия. В теории земельного права вопросы рационального использования и охраны земель в течение продолжительного времени являются предметов научной дискуссии. Однако единого подходы в определении содержания понятий рационального использования не выработано.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3 1. Загрязнение природной среды вредными веществами………………….5 2. Каталитические методы очистки газов…………………………………...8 2.1 Новые разработки каталитических систем………………………11 3. Рациональное использование земель……………………………………18 4. Сохранение природной среды…………………………………………..22 Заключение…………………………………………………………………..26 Список использованной литературы.
Одним из направлений
решения указанной задачи предлагается
нормативное регулирование экологически
обоснованного поведения природопользователя,
которое заключается в нормативном закреплении
связи правомочий и обязанностей субъектов
правоотношений в сфере рационального
использования и охраны природных ресурсов,
что достигается посредством закрепления:
целевого использования, вида пользования
и пределов реализации субъективных прав
природопользователей. Таким образом,
в наиболее общем указанный подход определении
с нашей точки зрения, в формуле – «охрана
природы без природопользования беспредметна,
а природопользование, не имеющее природоохранительной
цели, нерационально» .
Иной подход в определении соотношения
рационального использования и охраны
природных ресурсов был высказан рядом
авторов, которые, не отрицая тесных взаимосвязей
между указанными понятиями, тем не менее
отмечали их самостоятельный характер.
В частности, О. С. Колбасов возражал против
нивелирования различий между рациональным
использованием природных ресурсов и
охраной природы, поскольку фактическое
осуществление рационального природопользования
скрывает в себе возможность противоречия
интересам охраны природы. Такую позицию
разделяет и А. И. Казаниник отмечавший,
что охрана природы и рациональное природопользование
представляют собой различные виды практической
деятельности человека. Природопользование
представляет собой присвоение предметов
природы, тогда как охрана природы призвана
защищать от антропогенных изменений
природные ресурсы, необходимые для практического
использования настоящими и будущими
поколениями людей. Автор особо подчеркивал
вредность для практики защиты окружающей
среды попытки включить в понятие охраны
природы указания на необходимость проведения
хозяйственных мероприятий по умножению,
улучшению, перестройке и обогащению природы.
Известную определенность в вопрос о соотношении
рационального использования природных
ресурсов и их охраны внес Закон РФ «об
охране окружающей природной среды». В
частности, ст. 3 закона устанавливает,
что при осуществлении хозяйственной,
управленческой и иной деятельности, оказывающей
отрицательное воздействие на состояние
окружающей природной среды, государственные
органы, учреждения, организации, граждане
и др. обязаны руководствоваться принципом
рационального использования природных
ресурсов. Последний подразумевает учет
законов природы, потенциальных возможностей
окружающей природной среды, необходимости
воспроизводства природных ресурсов и
недопущения необходимости воспроизводства
природных ресурсов и недопущения необратимых
последствий для окружающей природной
среды и здоровья человека. Таким образом,
принцип рационального использования
природных последствий для окружающей
природной среды и здоровья человека.
Таким образом, принцип рационального
использования природных ресурсов является
средством охраны окружающей природной
среды. Законодатель тем самым выделяет
обеспечение рационального использования
природных ресурсов (а не природных объектов)
в качестве самостоятельного аспекта
хозяйственной деятельности, наряду с
другими средствами охраны окружающей
природной среды, которые в совокупности
способствуют гармонизации экономических
и экологических и экологических интересов
общества в сфере природопользования.
Существенным недостатком земельного
законодательств, является отсутствие
легального определения рационального
использования земель. Действующее земельное
законодательство закрепляет в качестве
одной из задач правового регулирования
земельных отношений обеспечение рационального
использования и охраны земель (ст. 1 ЗК
РСФСР 1991 г) В части установления содержания
требования рационального использования
земельного участка, что квалифицировалось
таковым при снижении уровня фактической
урожайности за последние пять лет более
чем на 20% ниже нормативного, устанавливаемого
по кадастровой оценки земель, а также
в случаях изменения состава сельскохозяйственных
угодий путем перевода более ценных сельскохозяйственных
угодий в менее ценные земельные угодья.
Таким образом, идя от обратного, под рациональным
использованием сельскохозяйственных
земель подразумевается такое их использование,
которое, во-первых, не влечет уменьшения
площадей сельскохозяйственных угодий
высокого качества, а во-вторых, в самом
общем виде может быть определено как
экономическая эффективность использования
соответствующих площадей, т. е. средняя
урожайность (продуктивность) угодий отвечает
кадастровой оценке земель. Иными словами
критерием определения рациональности
использования сельскохозяйственных
угодий является экономическая оценка
производственной деятельности землепользователя.
Указанный вывод подтверждается тем, что
ст. 53 ЗК РСФСР в качестве обязанности
землепользователя закрепляется не требование
рационального использовать землю, а требование
эффективного использования земли в соответствии
с целевым назначением. Тем самым в определенной
мере законодатель ставит знак равенства
между понятиями рационального и эффективного
использования земли. Указанных выводу
подтверждается и содержанием ст. 24 ЗК,
которая под особо ценными земельными
угольями понимает, прежде всего продуктивным
земли (опытные поля и т. д.) Земельный
кодекс не содержит указаний на содержание
требования рационального использования
земель иного (на сельскохозяйственного)
назначения.
В литературе была высказана
точка зрения о том, что рациональность
использования земель, эксплуатируемых
в качестве операционного базиса, заключается
в размещении на меньшем по площади земельном
участке максимального количества средств
производства (зданий, сооружений и т.д.)
с соблюдением установленных норм размещения
соответствующий объектов. Указанных
принцип в значительной степени сохраняет
свое значение и сегодня. Однако следует
отметить, что данная точка зрения была
высказаны в период, когда землепользование
было бесплатным. В настоящее время регуляторов
размеров занимаемой земельной площади
под объектами промышленности и т. п. является
экономическая целесообразность наличия
той или иной земельной площади. Таким
образом, большинстве случаев сам землепользователь
заинтересован в оптимальном соотношении
между площадью земельного участка и размещенными
на нем средствами производства. Сегодня
в отношении земель, выступающих в качестве
операционного базиса, требование рационального
использования соответствующих земель
заключается главным образом в обеспечении
их реального (фактического) использования.
Здесь имеется в виду не только обеспечение
использования земель по целевому назначению,
но и обеспечение наличия землепользователя,
уплачивающего земельный налог либо иной
вид платы за землю, и ведущего устойчивую
хозяйственную деятельность. В тяжелых
условиях экономической реформы и частных
банкротств, решение указанных задач также
будет способствовать формированию модели
рационального использование земель.
4. Сохранение природной
среды.
«Природа» – вечная, объективно существующая
категория. Как интегрированный объект
регулирования, использования и охраны,
понятие «природа» в современном экологическом
законодательстве употребляется редко.
Оно вытеснено понятием «окружающая среда».
Одним из немногих законов, содержащих
требования относительно природы, является
Конституция России: ст. 58 возлагает на
каждого обязанность сохранять природу
и окружающую среду. Очевидно законодатель
вкладывает разное содержание в эти понятия.
В какой степени такое разделение обоснованно?
В естественно-научном смысле
природа – совокупность объектов и систем
материального мира в их естественном
состоянии, не являющемся продуктом трудовой
деятельности человека. В юридическом
смысле наряду с совокупностью объектов
и систем материального мира в их естественном
состоянии в понятие «природа» обоснованно
включаются также некоторые естественные
объекты, созданные трудом человека: искусственно
насаженный лес, выращенная на рыбозаводах
и выпущенная в водоем рыба, дикое животное,
выпущенное в угодья для постоянного обитания.
Основными критериями при определении
объекта как элемента природы служат неотделимость
от естественных условий, неразрывность
экологических связей, неизолированность
от действия стихийных сил.
Природа как совокупность объектов
и систем материального мира в их естественном
состоянии – это вся Вселенная, включая
Землю, Солнце, Космос. Но как объект отношений,
регулируемых экологическим правом, понятие
«природа» в основном ограничено пределами
практического использования человеком
и антропогенного воздействия на нее.
Современный экологический
кризис ставит под угрозу возможность
устойчивого развития человеческой цивилизации.
Дальнейшая деградация природных систем
ведет к дестабилизации биосферы, утрате
ее целостности и способности поддерживать
качества окружающей среды, необходимые
для жизни. Преодоление кризиса возможно
только на основе формирования нового
типа взаимоотношений человека и природы,
исключающих возможность разрушения и
деградации природной среды.
Устойчивое развитие Российской
Федерации, высокое качество жизни и здоровья
ее населения, а также национальная безопасность
могут быть обеспечены только при условии
сохранения природных систем и поддержания
соответствующего качества окружающей
среды. Для этого необходимо формировать
и последовательно реализовывать единую
государственную политику в области экологии,
направленную на охрану окружающей среды
и рациональное использование природных
ресурсов. Сохранение и восстановление
природных систем должно быть одним из
приоритетных направлений деятельности
государства и общества.
Россия играет ключевую роль
в поддержании глобальных функций биосферы,
так как на ее обширных территориях, занятых
различными природными экосистемами,
представлена значительная часть биоразнообразия
Земли. Масштабы природно-ресурсного,
интеллектуального и экономического потенциала
Российской Федерации обусловливают важную
роль России в решении глобальных и региональных
экологических проблем.
К числу основных факторов деградации
природной среды на мировом уровне относятся:
-рост потребления природных
ресурсов при сокращении их запасов;
-увеличение численности населения
планеты при сокращении территорий, пригодных
для проживания людей;
-деградация основных компонентов
биосферы, включая сокращение биологического
разнообразия, связанное с этим снижение
способности природы к саморегуляции
и как следствие - невозможность существования
человеческой цивилизации;
-возможные изменения климата
и истощение озонового слоя Земли;
-возрастание экологического
ущерба от стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
-недостаточный для перехода
к устойчивому развитию человеческой
цивилизации уровень координации действий
мирового сообщества в области решения
экологических проблем и регулирования
процессов глобализации;
-продолжающиеся военные конфликты
и террористическая деятельность.
К числу основных факторов деградации
природной среды Российской Федерации
относятся:
-преобладание ресурсодобывающих
и ресурсоемких секторов в структуре экономики,
что приводит к быстрому истощению природных
ресурсов и деградации природной среды;
-низкая эффективность механизмов
природопользования и охраны окружающей
среды, включая отсутствие рентных платежей
за пользование природными ресурсами;
-резкое ослабление управленческих,
и прежде всего контрольных, функций государства
в области природопользования и охраны
окружающей среды;
-высокая доля теневой экономики
в использовании природных ресурсов;
-низкий технологический и организационный
уровень экономики, высокая степень изношенности
основных фондов;
-последствия экономического
кризиса и невысокий уровень жизни населения;
-низкий уровень экологического
сознания и экологической культуры населения
страны.
Эти факторы должны учитываться
при проведении в Российской Федерации
единой государственной политики в области
экологии.
Экологическая доктрина Российской
Федерации определяет цели, направления,
задачи и принципы проведения в Российской
Федерации единой государственной политики
в области экологии на долгосрочный период.
Сохранение природы и улучшение
окружающей среды являются приоритетными
направлениями деятельности государства
и общества. Природная среда должна быть
включена в систему социально-экономических
отношений как ценнейший компонент национального
достояния. Формирование и реализация
стратегии социально-экономического развития
страны и государственная политика в области
экологии должны быть взаимоувязаны, поскольку
здоровье, социальное и экологическое
благополучие населения находятся в неразрывном
единстве.
Экологическая доктрина базируется
на Конституции Российской Федерации,
федеральных законах и иных нормативных
правовых актах Российской Федерации,
международных договорах Российской Федерации
в области охраны окружающей среды и рационального
использования природных ресурсов, а также
на:
-фундаментальных научных знаниях
в области экологии и смежных наук;
-оценке современного состояния
природной среды и ее воздействия на качество
жизни населения Российской Федерации;
-признании важного значения
природных систем Российской Федерации
для глобальных биосферных процессов;
-учете глобальных и региональных
особенностей взаимодействия человека
и природы.
Сохранение и восстановление
природной среды
Основными задачами в указанной
сфере являются сохранение и восстановление
ландшафтного и биологического разнообразия,
достаточного для поддержания способности
природных систем к саморегуляции и компенсации
последствий антропогенной деятельности.
Для этого необходимы:
-сохранение и восстановление
оптимального для устойчивого развития
страны и отдельных регионов комплекса
наземных, пресноводных и морских природных
систем;
-сохранение и восстановление
редких и исчезающих видов живых организмов
в естественной среде их обитания, в неволе
и генетических банках;
-создание и развитие особо
охраняемых природных территорий разного
уровня и режима, формирование на их основе,
а также на основе других территорий с
преобладанием естественных процессов
природно-заповедного фонда России в качестве
неотъемлемого компонента развития регионов
и страны в целом, сохранение уникальных
природных комплексов;
-сохранение и восстановление
целостности природных систем, в том числе
предотвращение их фрагментации в процессе
хозяйственной деятельности при создании
гидротехнических сооружений, автомобильных
и железных дорог, газо- и нефтепроводов,
линий электропередачи и других линейных
сооружений;
-сохранение и восстановление
природного биологического разнообразия
и ландшафтов на хозяйственно освоенных
и урбанизированных территориях.
Заключение.
Сохранение природы и улучшение
окружающей среды являются приоритетными
направлениями деятельности государства
и общества. Природная среда должна быть
включена в систему социально-экономических
отношений как ценнейший компонент национального
достояния. Формирование и реализация
стратегии социально-экономического развития
страны и государственная политика в области
экологии должны быть взаимоувязаны, поскольку
здоровье, социальное и экологическое
благополучие населения находятся в неразрывном
единстве.