Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:08, методичка
Основная цель программы — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, прогнозировать возможные последствия своих поступков.
Программа разработана в начале 90-х годов и с тех пор активно используется дошкольными учреждениями.
Программа состоит из четырех разделов:
1 раздел "Экология и экологическое образование"содержит информацию об экологии, экологическом образовании, о его современном состоянии . Раскрывает взаимосвязь возрастных особенностей дошкольников с экологическим образованием.
2 раздел "Программа "Наш дом - природа" раскрывает принципы и структуру программы, её направления и содержание.
3 раздел "Система работы по программе" включает в себя вопросы реализации программы, эффективности системы экологического образования.
4 раздел " Я и природа" поможет организовать работу: в нем даются методические рекомендации и практические материалы для организации работы с детьми. Включает три темы: "Дом под крышей голубой", "Что такое природа", "Живая и неживая природа".
В процессе реализации программы дошкольники убеждаются в том, что мы не одни на Земле, что рядом с нами живут растения и животные, которые нуждаются в любви и заботе.
Возраст детей
Программа предназначена для работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп (5—7 лет). Именно в этом возрасте у детей появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необходимо для понимания существующих в природе взаимосвязей. Содержание программы и методика работы учитывают психологические и физиологические особенности этого возраста. Весь материал дается в доступной и привлекательной для детей форме.
Объем программы
Она рассчитана на два года обучения. Вариативность программы позволяет педагогам самостоятельно планировать работу, в зависимости от выделенных на проведение занятий часов. Такой подход отражает реальную практику и удобен для воспитателей. Так, одни дошкольные учреждения выделяют 1 час в неделю на экологические занятия, другие — 2 часа. Кроме того, система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме организуется одно или несколько основных занятий (их, как правило, проводит специальный педагог или эколог, причем оно может включать элементы музыкальных занятий, рисование, исследования, игры, чтение литературы). Затем закрепление материала осуществляют воспитатели, другие педагоги во время наблюдений в группах, в живых уголках, на прогулках и экскурсиях (в том числе на экологической тропинке), на занятиях по изобразительной деятельности, музыке, труду, физкультуре, через чтение литературы, просмотр слайдов, видеофильмов, участие в экологических проектах, театрализованных постановках. Работа всех воспитателей и педагогов координируется экологом или методистом. Дополнительное время для экологического воспитания детский сад получает за счет экологизации различных видов деятельности дошкольников.
Опыт работы в дошкольных учреждениях по программе подтверждает правильность творческого подхода к планированию занятий. Вариативность в организации времяпрепровождения детей в зависимости от особенностей дошкольного учреждения делает бессмысленными детальные рекомендации по объему часов, выделяемых для занятий. Предполагается творческое использование программы воспитателем: он может сам, с учетом времени, уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации. Важно только, чтобы все дополнения и изменения были грамотными.
Реализация программы
Она может быть реализована в дошкольных учреждениях любого типа, во внешкольных учреждениях для работы с детьми младшего возраста, а также в школах, где дети обучаются с 6 лет. Программа может быть адаптирована к условиям различных дошкольных учреждений. Так, в настоящее время имеется опыт адаптации программы и в ряде детских садов коррекционного типа (с амблиопией, косоглазием, с нарушением опорно-двигательного аппарата, в логопедических группах), в группах Монтессори, в детских садах с приоритетами интеллектуального и художественно-эстетического развития. Программа «Наш дом — природа» может быть использована совместно с другими программами, например эстетического цикла. В частности, в нескольких детских садах работа по программе «Наш дом — природа» координируется с работой по программам «Природа и художник» Т. А. Копцевой, «Москвичек» О. И. Кулаковой и др.
Методика работы по программе
Как известно, в дошкольном возрасте преобладает правополушарный тип познавательной деятельности, поэтому большое внимание уделяется эколого-эстетическому направлению. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Большое значение придается ведущей форме деятельности дошкольников — игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Так, развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Огромное значение в экологическом воспитании имеет также исследовательская деятельность — проведение опытов, наблюдений. Вербальные формы обучения (например, беседы) должны быть сведены к минимуму. В процессе обучения желательно задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого ребенок должен иметь возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Большое значение имеет развитие эмоциональной сферы. Ребенок в дошкольном возрасте проявляет большой интерес к природе, для него характерно целостное восприятие окружающего мира, что очень важно для экологического образования.
В целом в экологическом
обучении наиболее эффективным представляется инт
Рис. 1. Интегрированный подход в экологическом обучении
Большое внимание уделяется использованию сказочных сюжетов: написан ряд авторских экологических сказок, разработаны методики применения сказочных сюжетов.
Методика работы по программе предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Задача воспитателя — так организовать обучающий процесс, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку. Педагог работает вместе с детьми, а не стоит над ними, передавая определенную информацию.
Большое внимание уделяется общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми в ближайшем парке, сквере, лесу, на лугу, на территории дошкольного учреждения Такие наблюдения основаны на сенсорном восприятии объектов окружающей среды. В условиях городов, особенно больших, происходит отчуждение человека от природы. Многие родители не считают нужным даже вывести ребенка в близлежащий парк, оставляя его копаться в грязной песочнице среди серых голых стен домов и асфальта. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц, поэтому детские сады, работающие по программе, постоянно выводят своих воспитанников на экскурсии.
Не следует переносить в детский сад содержание и методику школьного обучения. Например, при проведении исследовательской работы необходимо учитывать возраст дошкольников и с точки зрения их безопасности, здоровья. Вряд ли можно назвать положительным опыт, когда пяти-, шестилетние дети привлекаются к отбору проб из загрязненного озера, к определению запаха воды.
Нельзя говорить о проблемах и не давать примеры решения этих проблем. Иногда педагоги слишком увлекаются, рассказывая о катастрофичном состоянии окружающей среды. Кажется, что чем страшнее будет выглядеть рисунок, рассказ («отравленный воздух», «планета умирает», «не осталось чистой воды» и т. д.), тем больше дети проникнутся идеями охраны природы. Такой подход может крайне отрицательно повлиять на психику ребенка, вызвать у него чувство страха.
Методические рекомендации по программе составлены таким образом, что для организации работы не требуется больших материальных затрат.
Объектами детских наблюдений могут стать лужа, дерево во дворе, птица на кормушке, т. е. ближайшее окружение. Например, изучая круговорот воды в природе, дети наблюдают за исчезновением луж во дворе, уменьшением уровня воды в аквариуме, высыханием пола после мытья или сушкой варежек на батарее. Многие пособия и оборудование для проведения опытов рекомендуется делать из упаковочных материалов.
Развивающая предметная среда
Для реализации экологического воспитания необходима развивающая предметная среда (концепция развивающей предметной среды разработана С. Л. Новоселовой). Можно выделить два направления: а) создание новых элементов среды; б) экологизация существующих. К первому относятся экологические центры, экологические комнаты (классы), лаборатории для проведения исследовательской работы, зимние сады, экспериментальные и живые уголки в группах, особое оформление интерьера коридоров, экологические тропинки. Так, создание экологического класса, где на стеллажах лежат коллекции и красочные книги, которыми могут воспользоваться дети, или специальной лаборатории, где проводятся опыты и дети выступают в качестве «настоящих ученых», повышает интерес детей к обучению, а значит, и его эффективность. Второе направление — это элементы среды, характерные для большинства современных дошкольных учреждений, в том числе музыкальные и физкультурные классы и т. п. Они также могут быть использованы в целях экологического воспитания.
Не менее важно оценить экологическую ситуацию в микрорайоне. Для этого можно оформить «Экологический паспорт детского сада», включающий информацию об экологической обстановке в микрорайоне, оценку прилегающей к детскому саду территории, анализ участка детского сада, самого здания, степени экологической безопасности материалов внутреннего оформления, степени влияния самого дошкольного коллектива на окружающую среду, особенности кадрового состава, методической и материальной базы и ряд других характеристик. На основе этих материалов можно не только оценить экологическую обстановку, но и наметить реальные перспективы работы.
Ожидаемые результаты
Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие), обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.
Оценка результатов предполагает комплексный подход: как диагностику непосредственно по программе (по каждому блоку), так и диагностику психолога.