Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:54, реферат
Целью данного реферата является привлечение внимания на некоторые отрицательные последствия, которые вызываются все возрастающим потоком грузов в околоземное космическое пространство. Из всех аспектов этой довольно обширной проблемы попытаемся поначалу разобраться с проблемой отработавших частей, блоков, ступеней ракеты-носителя, прекративших свою активную работу на орбите космических объектов, с воздействием ракетно-космической техники на атмосферу, авариями и мерам по их ликвидации и другими проблемами.
1. Введение 3
2. Географическое положение и природа космодрома Байконур 4
3. Почвенный покров и грунты территории полигона 5
4. Воздействие ракетно-космической техники 7
5. Краткая характеристика засоренности околоземного
космического пространства. 9
I. Отчуждаемые территории. 10
II. Заражение территорий 11
6. Аварийная ракетная техника 12
7. Меры, принимаемые для ликвидации последствий аварий. 12
8. Проблема космического мусора. 13
9. Выводы. 17
Люди
нашей планеты, реализовав однажды
идею полётов в космическом
Тенденция
возрастания грузового потока на
орбиту Земли и через орбиту Земли
сомнений не вызывает. Решение многих
важнейших научных и социально-
Рассмотрим
классическую схему выведения спутника
Земли. В зависимости от конструктивной
схемы, построения ракеты-носителя, применяются
траектории либо двухступенчатого, либо
трёхступенчатого выведения. При двухступенчатом
выведении отделившиеся разгонные
блоки ракеты (иногда их называют первой
ступенью) падают на каком-то расстоянии
от старта в специально отведенные
для этой цели районы на поверхности
Земли (если стартовые площадки находятся
далеко от морских побережий), либо
в соответствующие районы акватории.
Пока в мировой практике имеется
единственный прецедент спасения разгонных
блоков, падающих в океан, с их эвакуацией
и повторным использованием, как
это предусмотрено в
В зависимости от применяемых компонентов топлива на ракетах-носителях в местах падения их частей возможны взрывы и заражения значительных территорий вредными ядовитыми веществами, остающимися в баках ракеты после окончания работы двигателей. Что касается последних ступеней ракет-носителей, то они после выведения полезного груза и отделения от него остаются на той же орбите выведения в течение более или менее продолжительного времени, а затем под влиянием торможения атмосферой входят в плотные ее слои и, разрушаясь и частично сгорая, достигают всё же поверхности Земли, причем предсказать заранее время и географические координаты района падения совершенно невозможно.
Таким образом, возникают следующие проблемы:
1) необходимость
отчуждения для приёма
"Над
районом проходит трасса
2) невозможность
использования этих территорий
в последующем в течение
3) засорение
околоземного пространства
4) опасность,
возникшая при возвращении с
орбит на Землю неуправляемых
частей ракет-носителей и
Попытаемся
привести некоторые цифровые оценки
с соответствующими обоснованиями.
В настоящее время можно выделит пять типов объектов искусственного происхождения (так называемого «космического мусора»), различающихся по своему происхождению и по функциональному назначению – см. рис. 6.
Рис. 6.
Классификация «космического
мусора»
КА | – космический
аппарат
|
«Космический мусор» неоднороден по своему составу. Как уже отмечалось, в это понятие включены и сравнительно большие конструкции в виде отработавших свой срок КА и достаточно малые частицы, например осколки от лакокрасочных покрытий с размерами в десятые и сотые доли миллиметра.
Размер частиц
«космического мусора» является
определяющим фактором при их наблюдениях.
Современный уровень развития системы
слежения за ОКП позволяет надежно
регистрировать движение только сравнительно
крупных фрагментов, с размерами
поперечника более 10 см. Таких фрагментов
в настоящее время
Столкновение КА с фрагментами из наблюдаемой группировки несомненно и практически достоверно приводят к выходу КА из строя из-за громадных, до удвоенной первой космической, то есть до 15 км/с, скоростей соударения и из-за больших размеров фрагментов. Однако столкновение КА с наблюдаемыми фрагментами можно предсказать и каким-то способом предотвратить. Поэтому наблюдаемая группировка частиц, хотя и является многочисленной и апостериорно опасной, априорно опасности большой не представляет из-за надежной работы системы контроля космического пространства.
Распределение
частиц по наклонениям плоскостей их
орбит к плоскости экватора Земли
позволяет построить
Рис. 7.
Пространственное распределение
космического мусора
Рис. 8. Распределение космического мусора по высотам и наклонениям орбит
Отчуждаемые территории. Поскольку отработавшие разгонные блоки ракет-носителей продолжают неуправляемый полёт до падения на землю, рассеивание на местности оказывается довольно значительным: по дальности в пределах ±20 км относительно центра группирования, в боковом направлении около ±10 км, то есть размер опасной площади достигает 40 х 20 = 800 квадратных километров для каждой ступени данного наименования ракеты. Для трёхступенчатой ракеты таких площадей на данной трассе потребуется две – для отделившихся частей после завершения 1-й и 2-й ступеней соответственно. Разумеется, такие площади потребуются для каждой стартовой позиции и для каждого азимута пуска с данной позиции. К примеру, если используется трехступенчатая ракета-носитель по двум азимутам пуска, (то есть для получения двух разных наклонений плоскости орбиты) и имеется три стартовые позиции, суммарное количество районов будет равно 12 (2 x 2 x 3), а потребная отчуждаемая площадь составит 12 x 800 = 10 тыс. квадратных километров! Это только для ракеты одного наименования, то есть одного типа размера. Плотность и общее количество пусков на указанные оценки не влияют.
Заражение территорий. После полного завершения эксплуатации данного наименования ракеты-носителя и уборки технического мусора площади могут использоваться в народнохозяйственных интересах, если на ракетах не применялись вредные компоненты топлива. В противном же случае эти территории должны быть закрытыми на долгие годы. Например, после заражения местности горючим несимметричным диметилгидразином (гептилом), используемым в ракете-носителе "Протон">, следы заражения сохраняются в течение 80–100 лет.
Рисунок 2
6. Аварийная ракетная техника.
1) 24.10.1960 года
на 41 площадке Байконур прошла
самая крупная катастрофа в
мировой ракетной технике –
несанкционированный запуск на
стартовом столе двигателя
2) Пуск РН
“Зенит”, проведенный с
Рисунок 3
3) Аварии при запуске РН “Протон”, произошедшие 5 июля и 27 октября 1999 года, еще раз акцентировали внимание на этом объекте.
4) Аварии при
запуске Н-1 с 1968–1972 гг. Большие
площади были заражены
В целях снижения
негативных экологических и социально-
В 1997-1998 гг. с учетом требований Госкомэкологии России разработан и утвержден макет экологического паспорта района падения отделяющихся частей ракет-носителей. Ранее были разработаны и утверждены временные экологические паспорта на 4 района падения, расположенные на территории Архангельской области, Республики Алтай и Республики Казахстан.
В 1998 г. работы по
экологической паспортизации
В последнее
время становится все более актуальной
проблема космического мусора. По сообщению
Института астрономии РАН, за годы,
прошедшие с момента запуска
первого искусственного спутника Земли,
в космосе накопилось огромное количество
“рукотворных” предметов. Но на первых
порах это не вызывало беспокойства
у землян. Всерьез о проблеме загрязнения
космоса заговорили лишь в 80-е годы,
когда искусственные объекты
на околоземной орбите, по оценкам
ученых, начали представлять реальную
угрозу для дорогостоящих спутников,
пилотируемых космических аппаратов
и, наконец, просто для населения
Земли. Тогда и появилось понятие
“космический мусор”, включающее в
себя выработавшие свой срок спутники,
верхние ступени ракет-
Специальными
службами контроля, созданными в рамках
противоракетной и
Информация о работе Проблемы экологической безопасности на космодроме Байконур