Проблемы экологической безопасности на космодроме Байконур

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:54, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является привлечение внимания на некоторые отрицательные последствия, которые вызываются все возрастающим потоком грузов в околоземное космическое пространство. Из всех аспектов этой довольно обширной проблемы попытаемся поначалу разобраться с проблемой отработавших частей, блоков, ступеней ракеты-носителя, прекративших свою активную работу на орбите космических объектов, с воздействием ракетно-космической техники на атмосферу, авариями и мерам по их ликвидации и другими проблемами.

Оглавление

1. Введение 3
2. Географическое положение и природа космодрома Байконур 4
3. Почвенный покров и грунты территории полигона 5
4. Воздействие ракетно-космической техники 7
5. Краткая характеристика засоренности околоземного
космического пространства. 9
I. Отчуждаемые территории. 10
II. Заражение территорий 11
6. Аварийная ракетная техника 12
7. Меры, принимаемые для ликвидации последствий аварий. 12
8. Проблема космического мусора. 13
9. Выводы. 17

Файлы: 1 файл

Проблемы экологической безопасности эксплуатации комплекса.docx

— 208.87 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО  «Северо-Западный заочный государственный  технический университет»

                           Кафедра ППЭ

Преподаватель-доцент

                                Нечаева Е.Н. 
                       
                       
                       
                       
                       
                       

«Проблемы экологической безопасности

на космодроме Байконур» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         Выполнил

                           Студнет 1 курса

                              Спец:230400.62.05

                           Сергеев И.А. 
                       
                       
                       
                       
                       
                       

2011 год. 

    Содержание:          стр. 

  1. Введение           3
 
  1. Географическое  положение и природа  космодрома Байконур  4
 
  1. Почвенный покров и грунты территории полигона   5
  2. Воздействие ракетно-космической техники     7
 
  1. Краткая характеристика засоренности околоземного

     космического  пространства.       9

    1. Отчуждаемые территории.        10 
    2. Заражение территорий       11
  1. Аварийная ракетная техника       12
 
  1. Меры, принимаемые для  ликвидации последствий  аварий.  12
 
  1. Проблема  космического мусора.       13
 
  1. Выводы.           17
 
  1. Список  используемой литературы      18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ВВЕДЕНИЕ
 

 

     Реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость проведения мероприятий, направленных на охрану окружающей среды (ОС), начиная уже с ранних этапов создания ракетно-космической техники в соответствии с требованиями природоохранительного законодательства и отраслевых нормативных документов. В числе этих мероприятий предусмотрено проведение оценки воздействия любой намечаемой ракетно-космической деятельности на окружающую среду и представление проектных материалов на государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ).

     Целью данного реферата является привлечение внимания на некоторые отрицательные последствия, которые вызываются все возрастающим потоком грузов в околоземное космическое пространство. Из всех аспектов этой довольно обширной проблемы попытаемся поначалу разобраться с проблемой отработавших частей, блоков, ступеней ракеты-носителя, прекративших свою активную работу на орбите космических объектов, с воздействием ракетно-космической техники на атмосферу, авариями и мерам по их ликвидации и другими проблемами.

С палаток, вагонов, землянок – конур 
Мы начали строить родной Байконур. 
Нас солнце палило, душила нас пыль, 
Но встал космодром, как народная быль
 
С. Алексеенко

Решение о создании космодрома было принято  в 1953 году, когда в Советском Союзе  работал космодром Капустин Яр (Астраханская область), задуманный для запусков целого ряда реактивных аппаратов, созданных  под руководством С.П. Королева. Для  создания ракет нового класса (МБР) требовалась новая база, которая  бы обеспечивала соответствующую дальность  полета. Основными требованиями для  создания нового космодрома были:

  • малонаселенность территории;
  • наличие в близи водного бассейна (Сыр-Дарья);
  • наличие в близи железной дороги (Москва – Ташкент);
  • близость к экватору, чтобы при запуске ракет учитывать скорость вращения Земли, т.к. Земля своим вращением добавляет скорость;
  • район должен быть сейсмически безопасным.

Комиссия  во главе с генерал-лейтенантом  Василием Ивановичем Вознюком, проведя рекогносцировку местности Марийской АССР, Дагестана, Астраханской области, Юго-восточной части Аральского моря, пришла к выводу: начать строительство нового испытательного полигона в Казахстане, восточнее Аральского моря, в 400 км от одноименного поселка Байконур.

12 января 1955 года группа военных строителей  под руководством техника Игоря  Денежкина высадилась на небольшом  железнодорожном полустанке в  южной части Казахстана. Взору  прибывших предстала однообразная, унылая картина: вокруг до самого горизонта лежали снега. Среди них с запада на восток еле заметной полоской тянулся железнодорожный путь. С платформы хорошо просматривался пристанционный поселок: два небольших кирпичных дома, школа-интернат, общежитие кондукторов, водонапорная башня да куча глинобитных домиков, принадлежавших железнодорожникам. К станционному зданию жались несколько деревьев.

Главной задачи стройки ни Денежкин, ни члены  его группы не знали, но догадывались, что предстоит выполнение огромного  объема работ.

Штурм космоса начался. 

  1. Географическое положение и природа космодрома Байконур.

Космодром Байконур расположен в зоне полупустыни  с географическими координатами 45 градусов 7 минут северной широты и 63 градуса 18 минут восточной долготы  на территории Республики Казахстан.

Южная часть космодрома Байконур расположена  в Присырдарьинской низменности, представляющей слабо выраженную песчаную равнину с постепенным повышением к северо-востоку, на которой изредка встречаются небольшие возвышения и низины.

В центральной  и северной части позиционного района поверхность представляет собой  мелкосопочник, то есть старые сильно разрушенные горы, превратившиеся в  ряды обособленных сопок и отдельных  холмов с пологими склонами и мягкими  округлыми очертаниями. Лишь отдельные  вершины сопок достигают высоты 80–100 метров. В юго-западной части  мелкосопочника расположен сравнительно высокий горный массив Улутау. Он сложен из гранитных и других плотных  пород. Встречаются и отдельные  горы, возвышающиеся над пониженными  участками до 400 метров, а их абсолютная высота достигает 700 метров. Вершина  горы Улутау господствует над прилегающей  местностью на 1134 метра.

Средняя и южная часть – зона полупустыни  и пустыни умеренного климата  покрыта негустой растительностью, состоящей из большого разнообразия полыней, солянок и верблюжьей колючки. Сплошного растительного покрова  здесь не бывает, растения расположены  друг от друга на значительном расстоянии. В промежутках просвечивается голая  почва. Весной степь покрывается  ковром быстро отцветающих растений – эфемеров. К концу весны вся  указанная растительность выгорает, и остаются только сухолюбивые колючки, горькие полыни и солянки. Вдоль  Присырдарьинской низменности распространены тугайные заросли из злака ажрека, тростника и колючих кустарников.

  1. Почвенный покров и грунты территории полигона

     В северной части полигона имеются  черноземы и темно-каштановые почвы, пригодные для пашни, но слой чернозема  не велик – всего 0,4–0,5 метра, под  которым залегают суглинистые и  солонцеватые грунты. В зоне полупустыни  и пустыни преобладают светло-каштановые солонцеватые почвы – солонцеватые сероземы. На глубине ниже 0,5 метра  появляется большое количество карбонатов и гипса. В условиях мелкосопочника часто встречаются щебенистые грунты, поверхность которых усеяна щебенкой, впаянной в поверхность земли.

     Песчаные  районы представлены закрепленными  бугристыми песками с чрезвычайно  тонким почвенным покровом. Растительность песков легко разрушается. В летнее время движение всех видов механического  транспорта без дорог, возможно, почти  повсюду, кроме пухлых солончаков и  соров, ибо они непроходимы в любое время года. Непроходимы также пески Большие и Малые Барсуки, Муюнкумы и слабо закрепленные участки Приаральских Каракумов.

Животный  мирМасса почвенных беспозвоночных не превышает 20–30 кг/га. Видовой состав позвоночных небогат. Преобладают грызуны; из насекомоядных – ушастый еж; из хищников – волки, лисицы, корсаки; из птиц – малый жаворонок, степной орел, канюк. Многие из них – эндемики степи.

Растительный  мирЕстественных лесов на всей территории космодрома нет. Встречаются заросли саксаула, тамариска, а вдоль русел речек встречаются заросли колючих кустарников.

     В южной части Байконура протекает  одна из самых богатых рек Средней  Азии – Сыр-Дарья, в нижнем своем  течении не имеющая притоков. Эта  великая Среднеазиатская река, и  образованные ею пресные озера, могли  удовлетворять любые потребности, однако вода в ней песчано-землистого цвета и содержит много илистых  частиц, потому требует длительного  отстоя и фильтрации. Река протекает  среди суглинисто-песчаной равнины, покрытой песчаными буграми, возвышающимися над ней на 10-20 метров. Долина реки ясной границы не имеет. В многоводные  годы, во время половодья, а также  зимой при заторах воды реки в  различных местах выходят из берегов, образуя значительные разливы. Вода в половодье мутная, летом слабо  мутная. Общая жесткость воды – 15–17°  постоянная жесткость – 10,6°.

Зимой река замерзает. Начало осеннего ледохода – 13 ноября (ранний срок) – 21 декабря (поздний  срок). Начало ледостава 19 ноября (ранний срок) или 12 января (поздний срок). Весенний ледоход начинается 5 марта (ранний срок) или 9 апреля (поздний срок). Очищается  река ото льда к 6 марта (ранний срок) или 12 апреля (поздний срок). Продолжительность  ледостава до 4 месяцев. Ледостав устойчивый, наибольшая толщина льда достигает одного метра. Многолетняя средняя наибольшая толщина льда – 110 см, а наименьшая – 40 см.

     Преобладающая ширина реки до середины 70-х годов  была 200 метров. С тех пор ширина речи значительно уменьшилась и  в районе города Байконур не превышает 100 метров. Преобладающая глубина  реки – 3 метра, наибольшая глубина  – 8 метров. Преобладающая скорость течения реки – 0,8 метров в секунду. Абсолютный минимум температуры  воздуха – 36°С, а абсолютный максимум +44°С. Многолетняя средняя дата первого мороза – 9 октября, последнего мороза 15 апреля. Господствующее направление ветра – восточное и западное. Среднее многолетнее количество дней с туманом – 18, с грозой – 5, с метелями – 6, со снежным покровом – 110. Среднее многолетнее выпадение осадков – 98 мм, наибольшее – 181 мм, наименьшее 68 мм.

     Итак, строительство 5 НИИП МО СССР (именно такое  первое название получил космодром) началось в 1955 году. Всего 18 месяцев  прошло от закладки первого здания города до первого пуска ракеты. “Я был уверен, – говорил С.П. Королев на собрании строителей Байконура  в 1961 году, – что военные строители  не подведут, но я не предполагал, что  в такой короткий срок они смогут построить так много и так  хорошо”.

Рисунок 1

15 мая  1957 года в 18 часов 50 минут был  проведен старт первой МБР.

     Космодром имеет сегодня 9 стартовых комплексов с 14 ПУ для предстартовой подготовки и пуска РН с КА или КК, 34 технических  комплекса, заправочные станции и измерительные комплексы. Всего на счету космодрома около 2000 пусков.

     Понятие об экологии. Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов или их сообществ между собой и окружающей средой. Термин “экология”, образованный из двух греческих слов: ойкос – дом, жилище, родина илогос – наука, был предложен немецким биологом Э. Геккелем в 1869г. и обозначает буквально “изучение собственного дома” или “наука о месте обитания”.

     В современном виде экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с целым  рядом смежных наук (биология, геология, физика, химия, генетика и др.)

     Стремление  человека обладать все большими благами  привело к возникновению угрозы разрушения среды его обитания как  последствие его хозяйственной  и иной деятельности, в том числе  и военной. 

  1. Воздействие ракетно-космической техники.

Информация о работе Проблемы экологической безопасности на космодроме Байконур