Природно-ресурсный потенциал России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:05, контрольная работа

Краткое описание

Под природно-ресурсным потенциалом (ПРП) понимается совокупная возможность удовлетворения потребностей населения, общественного производства, обусловленных свойствами и качествами природных ресурсов и объектов. Такая трактовка ПРП основывается на понятии «потенциал» (от лат. potentia — сила): источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели.

Файлы: 1 файл

Природно-ресурсный потенциал России.doc

— 98.50 Кб (Скачать)
  • экологический маркетинг и реклама;
  • кадровая работа и экологическое образование;
  • экологическое просвещение населения;
  • экологизация снабжения и материально-технического обеспечения; малоотходная реализация услуг (как и производство товара);
  • сбыт и послепродажная поддержка с учетом экологических требований;
  • внутренний  производственный  самоконтроль  и  внешний экологический аудит;
  • достоверный экологический учет и экологизированная статистическая отчетность;
  • эффективное улавливание и переработка или утилизация отходов;
  • эффективные противоаварийные и послеаварийные мероприятия.

     Эволюция  человечества и развитие общественного  сознания проходят через изменение отношения к природе от ассоциирования ее с неисчерпаемым общественным благом к пониманию ранимости и конечности природы как ресурса. Вместе с тем природоохранная деятельность может быть результативной только при сочетании научного подхода, оптимального менеджмента и широкого вовлечения в нее населения. Последнее предполагает не только участие населения во всех видах природоохранных мероприятий, но и получение населением комплекса услуг в виде понятной, исчерпывающей и доступной информации, а также других услуг, вытекающих из возможностей и методов экологии.

     Нашему  времени свойственны опережающий  рост сферы услуг в сравнении  с материальным производством и  расширение ее хозяйственных позиций. Наиболее развитые страны экономического сообщества в конце XXв. вступили в стадию постиндустриальной экономики. Для нее характерны исчезающе малые размеры сырьевого сектора и постоянно убывающий обрабатывающий сектор. Подобная деиндустриализация, выражающаяся в уменьшении удельного веса обрабатывающей промышленности, — отличительная черта нового постиндустриального экономического уклада.

     Экологический менеджмент призван формировать  потребность в услугах.

     Можно предположить, что выход из кризиса и оживление развития промышленности в России смогут стимулировать развертывание сферы природоохранных услуг, тем более что высвободившиеся кадры и производственные мощности бывших предприятий машиностроения будут способствовать созданию наукоемких технологий сбора, обработки и реализации экологической информации.

      В ходе развития рыночных отношений под  воздействием возрастающего спроса на экологическую информацию, технологию, квалифицированную точную силу формируется рынок экологических услуг. Его структура включает в себя:

  • научно-технические и производственные центры по разработке и выпуску природоохранных технологий, очистного оборудования, систем контроля и мониторинга, приборов и др.;

  • организации и объединения, ведущие работы по обустройству рекреационных зон, вывоз и переработку отходов, очистку рек и водоемов и др.;
  • ассоциации, центры, фирмы, ведущие геоэкологические исследования и съемки, производящие прогнозы изменения экологической обстановки и составляющие экологические карты и схемы;
  • информационные центры, представляющие информацию о состоянии среды и о состоянии научных и технических разработок в области охраны природы;
  • центры экологических знаний, профессионального обучения и переподготовки;
  • посреднические фирмы, занимающиеся рекламой и заключением контрактов.
 
 
 
 
 
 

2. АССИМИЛЯЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ 

    Ассимиляционный потенциалэто способность окружающей природной среды - атмосферы, водных источников, почвы, воспринимать различные антропогенные воздействия, в том числе вредные примеси, в определенных масштабах без изменения своих основных свойств в неопределенно длительной перспективе.

    Ассимиляционная способность окружающей среды представляет собой специфический природный ресурс. Он накладывает количественно-качественные ограничения на территориальную организацию производства и расселение людей. В результате хозяйственная деятельность, организуемая на конкретной территории, лимитируется исходя из суммарной предельно допустимой нагрузки на этот биогеоценоз. Таким образом, общая экологически допустимая нагрузка определяется пределами экологической емкости территории.

    Предельно допустимую антропогенную нагрузку на территорию с учетом существующего состояния природной среды можно определить по формуле , где М — количественное воздействие (масштаб) i-го источника на природную среду; К — качественное воздействие i -го источника на природную среду; Е — экологическая емкость территории.

    Выбросы и сбросы загрязняющих веществ, а также размещение отходов рассматривают в качестве форм использования ассимиляционного потенциала окружающей среды (АПОС).

    Экономическая оценка этого ресурса позволяет  решить вопрос о плате за пользование им, то есть за выбросы загрязняющих веществ. Кроме того, экономическая оценка АПОС должна использоваться при сравнении эффективности вариантов развития хозяйственной деятельности на региональном уровне, в частности при разработке региональных стратегий устойчивого развития. Для проведения экономической оценки АПОС как природный ресурс должен быть измерен количественно - в физических единицах. Сложность количественного определения данного природного ресурса связана, во-первых, с разнообразием видов антропогенного воздействия и, во-вторых, с определением безопасного уровня каждого вида воздействия.

    Экономическое значение ассимиляционного потенциала как особого качества природной среды выражается в возможности экономии на природоохранных затратах. Эта экономия определяет ценность АПОС. Помимо экономии на затратах по очистке выбросов наличие АПОС позволяет предотвращать потери (ущерб) от загрязнения, точнее, ущерб от негативных изменений основных свойств окружающей среды в результате загрязнения.

    Таким образом, предотвращенный ущерб  — экономия затрат на предотвращение загрязнения — определяет экономическую оценку АПОС на основе затратного подхода.

    Учитывая дефицитность данного ресурса, особенно в районах с интенсивной хозяйственной деятельностью, наиболее образен метод рентной или квазирентной оценки АПОС, основанный на возможностях искусственного воспроизводства. Этот процесс заключается в достижении соответствия качества окружающей среды экологическим нормативам - стандартам воздействия. При этом оценка представляет собой разность между предельными общественными затратами на снижение выбросов до экологических нормативов и их поддержание и индивидуальными затратами на достижение экологических нормативов в пределах конкретной территории, АПОС которой подлежит оценке.

    Рассматриваемый подход представляется более предпочтительным как с точки зрения соответствия объективной стоимости природного ресурса, каким является АПОС, так и с позиций практического использования - определение платы за выбросы загрязняющих веществ. Определение индивидуальных и общественных издержек происходит на основе региональных экологических программ.

    Для практического осуществления экономической  оценки АПОС на основе рентного метода используют степень превышения экологических нормативов в оцениваемом районе. Затем на основе полученного показателя (коэффициента) и заранее определенного значения экономической оценки АПОС в эталонном районе, где соблюдаются экологические нормативы рассчитывается искомая экономическая оценка АПОС. Данный подход предполагает проведение экономической оценки АПОС для каждого загрязняющего вещества отдельно. Общая экономическая оценка АПОС определяется суммированием оценок по отдельным веществам.

    Рассмотрим  проблему использования ассимиляционного потенциала окружающей среды. Постановка проблемы рационального использования АПОС обусловлена жизненной необходимостью пользования природными благами и связанными с этим негативными последствиями хозяйственной деятельности. Данная проблема имеет несколько аспектов рассмотрения.

    Во-первых, трудность количественной определенности АПОС ставит вопрос о допустимом количестве вредных выбросов, которые может принять окружающая среда без изменения своих основных свойств. Во-вторых, практически не решен вопрос о представлении АПОС в качестве природного ресурса. Это обстоятельство, а также отсутствие четкой количественной определенности АПОС не позволяет рассматривать его как объект собственности. В-третьих, при отсутствии объекта собственности нет и не может быть, и собственника - субъекта собственности. В этом случае невозможно решить вопрос о распределении прав на использование этого ограниченного ресурса. В-четвертых, существует вопрос объективной экономической оценки АПОС, поскольку то, что никому не принадлежит, никем и не оценивается. В настоящее время пользование АПОС осуществляется бесплатно или почти бесплатно. В лучшем случае может быть установлена цена за пользование им, но она не базируется на экономической оценке АПОС.

    Таким образом, практическое внедрение методов  экономической оценки ассимиляционного потенциала возможно при условии введения прав собственности на АПОС. Это позволит обеспечить важнейшую с экономической точки зрения функцию собственника природных ресурсов, которая заключается в присвоении дохода от использования принадлежащего ему природного ресурса, соответствующего его экономической оценке. В-пятых, введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал должно быть дополнено возможностью перераспределения – продажи, прав собственности на АПОС между предпринимателями-загрязнителями. В-шестых, необходим соответствующий институциональный механизм управления АПОС - государственные управленческие органы, рыночные институты: банки и биржи прав на загрязнение.

    В современной хозяйственной практике имеет место так называемый открытый доступ к использованию ассимиляционного потенциала. Это приводит к тому, что в окружающую среду поступает гораздо больше загрязняющих веществ, чем количество, соответствующее АПОС, о чем свидетельствует нарастающий поток отрицательных последствий хозяйственной деятельности. Предприятия, превышающие нормативы выбросов загрязняющих веществ, фактически присваивают АПОС. В течение одного года может быть присвоен не только годичный АПОС, но и потенциал будущих лет. Таким образом, речь идет о том, что может быть исчерпан запас прочности глобальной экосистемы, каковой является биосфера. Помимо того, что бесконтрольное присвоение АПОС предприятиями-загрязнителями опасно с экологической точки зрения, оно существенно искажает показатели экономической эффективности хозяйственной деятельности, поскольку издержки основного производства не отражают стоимости потребляемых природных ресурсов, в данном случае АПОС как специфического природного ресурса. Кроме того, следует учитывать проблему несовпадения интересов различных экономических субъектов: деятельность предприятий-загрязнителей наносит вред не только обществу в целом, но и другим предпринимателям. Механизм перераспределения прав собственности на АПОС может быть использован в ситуации превышения нормативов выбросов, то есть при наличии неудовлетворенного платежеспособного экологического спроса. В данном случае возникает необходимость продажи или субаренды прав на загрязнение на взаимовыгодных условиях. При этом государственные природоохранные органы контролируют заданные уровни ПДК в контрольных точках и перераспределения квот на выбросы между предпринимателями. Этот механизм реализуется в США путем торговли разрешениями на выброс через уполномоченные структуры - экологические банки и биржи прав на загрязнение. Таким образом, существует две базовые схемы распределения прав на использование АПОС в зависимости от того, кто обладает первоначальными правами собственности на данный природный ресурс. В первом случае предприниматель сам является собственником и включает стоимость ассимиляционного потенциала в основные издержки производства. Во втором случае собственником АПОС является «жертва» загрязнения. В этом случае предприниматель, действуя в пространстве правового государства, должен получить часть прав на АПОС. В зависимости от условий договора предприниматель либо платит компенсацию жертвам загрязнения, либо вкладывает деньги в природоохранную деятельность, либо прекращает хозяйственную деятельность.

Информация о работе Природно-ресурсный потенциал России