Предмет природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:15, контрольная работа

Краткое описание

Природопользованием можно считать особый вид человеческой деятельности, прямо или косвенно связанный с преобразованием природной среды в различных ее проявлениях. При этом выделяют следующие виды природопользования:
- основной (сельское, лесное, водное хозяйство, гидроэнергетика и др.);
- вспомогательный (водопользование в производственных процессах);
- побочный (загрязнение окружающей среды).

Файлы: 1 файл

моя контрольная Word (2).docx

— 33.06 Кб (Скачать)

Важную роль в формировании экологической ситуации играет техногенный  фактор. Отсталая технология и устаревшие основные фонды, чрезмерная заводская  и территориальная концентрация производства, фрагментарная экологическая  инфраструктура усиливает загрязнение  окружающей среды.  
         Воздушный бассейн загрязняется как от стационарных, так и от передвижных источников. Несмотря на снижение производства атмосферный воздух перенасыщен вредными веществами: сероводородом, углеводородами, пылью, сероуглеродом, фтористыми соединениями, свинцом, хлором и др. Сложилась тесная взаимосвязь между производственной специализацией регионов и видами загрязняющих веществ. Так, в регионах с нефтехимическими предприятиями характерно углеводородное загрязнение, с предприятиями цветной металлургии – фтористые загрязнения, с предприятиями химической промышленности – загрязнение хлором и т. д. 

Чрезмерные загрязнения  происходят и в других сферах: поверхностных  и подземных водах, почвах. Загрязнение  водного бассейна сокращает резервы  экологически чистой воды, загрязнение  почвы – экологически чистых продуктов  питания. Поэтому проблемы загрязнения  непосредственно связаны с проблемами здоровья людей и должны решаться методами федеральной экологической  политики.  
       Собственно региональная экологическая политика должна быть направлена на улучшение экологических условий жизни людей и сохранение природных ландшафтов. Необходимо отметить, что в современных условиях повысилась роль территориальных органов власти, которые вырабатывают и реализуют собственную экологическую политику. При этом учитываются индивидуальные природные, экономические, социальные особенности каждого региона и муниципального образования. 

В то же время экологическая  ситуация во многих регионах остается напряженной и сохраняет тенденцию  перехода к кризисному состоянию. Например, в благополучной Пермской области  на всей территории наблюдается превышение уровня предельно допустимой концентрации вредных для человека и природы  веществ в почве, водном и воздушном  бассейнах. Нависла угроза сохранения генофонда даже на охраняемых территориях, производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Антропогенный пресс  достиг пределов самовосстановления биоты, а в отдельных районах уже ведет к необратимым последствиям. 

Деградирующая среда жизнедеятельности  людей оказывает прямое воздействие  на демографические и валеологические процессы. В последние годы заметно возросло количество заболеваний, ухудшилось состояние здоровья подрастающего поколения, сократилась продолжительность жизни, снизилась рождаемость. 

Существующая тенденция  ухудшения экологической обстановки и разрушение природной среды  вызывает озабоченность населения, политических партий и общественных движений. Стало вполне очевидным, что  необходимы новые подходы к разработке и реализации региональной экологической  политики, опирающейся на современные  принципы и обновленный механизм ее реализации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Принцип «загрязняющий платит»

   как основа современной экологической политики.

Экологическая политика - это система мер, направленных на достижение и поддержания приемлемого качества ОС. Экологическая политика является составной частью политических программ, вырабатывается и реализуется на локальном, региональном, государственном и международном уровнях.

Первоначально была политика «реагирования и исправления» - устанавливались нормативы на выбросы и санкции за их превышение, закрытие наиболее экологически опасных производств, введение особых режимов, ликвидация последствий загрязнения и т.д. Эту политику постепенно вытеснила политика « предвидения и предотвращения».

На государственном уровне экологическая  политика начала осуществляться в конце 1960-х начале 1970-х гг. Основополагающей было внедрение принципа «загрязняющий платит» (ПЗП). Т.е. цена товара или услуги должна полностью отражать издержки производства и стоимость использованных ресурсов, вкл ресурсы экологические. Использование воды, воздуха, земли для захоронения или хранения отходов рассматриваются как такое же использование ресурсов, как и использование трудовых и материальных ресурсов. Бесплатность или заниженная стоимость может привести к деградации ресурсов (яв-е «трагедия общинных земель») или позволит производителям снижать цену и получать конкурентные преимущества (экологический демпинг). На практике, оказалось, трудно выразить такие издержки количественно, тем более в денежной форме. Практически было выработано 3 способа определения размеров платы за загрязнение:

1. Административно устанавливаемые  платежи за выброс, сброс или  захоронение единицы ЗВ с возможной  корректировкой с помощью поправочных  коэффициентов, для учета условий  загрязнения.

2. Аукционная продажа квот на  загрязнение, с последующим образование  их вторичного рынка.

3. Определение размеров платежей  на основе соглашений между  предприятиями и местной администрацией. При этом учитываются объемы, степень опасности ЗВ и социально-  экономическая ситуация в этом  р-не.

Острая дискуссия возникла при  рассмотрении вопроса о расширенном  толковании ПЗП (переходе к устойчивому  развитию, для решения глобальных проблем парникового эффекта  и климатических изменений) между  странами Севера и Юга. Было решено распределять квоты пропорционально  уровню выбросов. Представители России указали на необходимость учесть т.ж. на объемы связывания углекислого газа растительностью, произрастающих на территории соответствующих стран. Но не учли, что энергетические затраты в 2-3 раза больше в России, чем в Западной Европе или США.

Законом РФ « Об охране окружающей природной среды» предусмотрено 2 вида платежей за ресурсы природы:

1. За право пользования природными  ресурсами. 

2. За загрязнение окружающей  природной среды.

1.Плата за использование  природных ресурсов включает: плату за право пользования ресурсами (ПР); выплаты за сверхлимитное и нерациональное использование ПР; выплаты на воспроизводство и охрану ПР.

Законом предусматривается 3 вида платы  за загрязнение:

- выбросы, сбросы вредных  в пределах установленных лимитов;

- выбросы, сбросы сверх установленных  норм либо без разрешения компетентных  органов;

- плата за размещение отходов.

Порядок установления платы состоит  из 3 этапов: определение базовых  нормативов платы, дифференцированных ставок, конкретных размеров платы  за загрязнители. Базовые нормативы определяются по каждому виду загрязнителя или виду вредного воздействия (шум, э/м загрязнение) с учетом степени их опасности для ОС и здоровья населения. Нормативы разрабатываются Минприроды России с участием Госкомсанэпиднадзора, Министерства экономики и Министерства финансов, исполнительных органов субъектов Федерации. Базовые нормативы представлены в 2 видах: в пределах установленных нормативов; сверх установленных нормативов, но в пределах утвержденных лимитов или временно согласованных выбросов. Дифференцированные нормативы исчисляются Минприроды на основе базовых, но с поправкой на экологическую ситуацию и экологические факторы соответствующих регионов (природно-климатические, экономические особенности территорий). Коэффициент, отражающий экологические особенности региона, умножается на базовую ставку платежей. Конкретные размеры платежей за загрязнение для предприятий-загрязнителей определяются исполнительными органами власти города, района с участием органов охраны ОС, санэпиднадзора и предприятия.

При отсутствии разрешения на выброс ВВ плата за загрязнение устанавливается как за сверхлимитное загрязнение ОС. С учетом экологической ситуации местные органы в праве повышать коэффициенты экологической значимости (в крупных городах - до 20%; в зонах экологических бедствий, р-нах Крайнего Севера, в национальных парках, заповедниках, санаторно-курортных зонах - в 2 раза).

Платежи за выбросы и размещение отходов производятся за счет себестоимости  продукции, а платежи за превышение лимитных загрязнений - за счет прибыли, которая остается в распоряжении предприятия-загрязнителя. Из общей  суммы 10% подлежит перечислению в федеральный  бюджет для финансирования деятельности территориальных органов Минприроды РФ, 90% в экологические фонды согласно установленному % зачисления.

Платежи за загрязнение носят налоговый  характер, поэтому взыскиваются в  безакцентном порядке. Если платежи предприятия равны или превышают размер прибыли предприятия, то местными органами охраны ОС или органами санэпиднадзора рассматривается вопрос о приостановлении или прекращении деятельности данного предприятия.

 


Информация о работе Предмет природопользования