Основные программы обеспечения экологической безопасности населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:25, реферат

Краткое описание

Глобальные процессы загрязнения окружающей среды сегодня - «головная боль» всего Человечества. Каждая страна решает эти проблемы по-своему. Российские регионы лихорадит из-за того, что многие отрасли промышленности еще не вышли из кризиса, продолжается давление на природу: загрязняются водоемы, варварски вырубаются леса, миллионы вредных веществ выбрасываются в воздух. Если не начать регулировать эти процессы, природа, мир вокруг нас на этот раз может просто не справиться с последствиями такого хищнического неразумного природопользования. Но, оказывается, даже в современной индустриальной России есть примеры совершенно иного отношения к природе, оказывается, можно и пользоваться ее богатствами, и помогать восполнять ее ресурсы. Один из таких «экологических оазисов» - республика Башкортостан.
Территорию Республики Башкортостан иногда сравнивают с зеленым березовым листком на карте России. И заслуженно, так как здесь не просто заботятся об экономике, развитии производства, но, главное, просчитывают, как это скажется на природе края, как уменьшить негативное влияние человека на природу. Так, 2004 год был объявлен годом окружающей среды. Хотя по информации чиновников республиканского правительства и местных журналистов каждый год можно назвать «зеленым», потому что это направление власти региона считают для себя приоритетным, выделяя социально значимые проблемы, решение которых требует внимания и государства и жителей республики.

Оглавление

1. Введение 3
2. Основные программы обеспечения экологической безопасности населения и сохранения биологического разнообразия экосистем республики 4
3. Законодательные акты в области экологии РБ 7
4. Заключение 11
5. Список используемых источников 14

Файлы: 1 файл

реферат по экологии РБ - копия.docx

— 35.15 Кб (Скачать)

   В Республике без всякой чиновничьей  бюрократии быстро создаются защитные и охранные зоны, в том числе  санитарно-защитные, со своим немалым  набором запретов в статусе местных  ООПТ.

   Интересно, что ст. 51 Кодекса при приватизации имущества обязывает провести мероприятия  по охране окружающей среды и возместить нанесенный вред. Раньше при приватизации предприятий, производственных объектов, земельных участков такого требования не было.

   Необходимо  совершенствовать Российское экологическое  право в нашей республике. Нужно принять целый комплекс мер, связанных с введением Лесного и Водного кодексов, законов «О недрах», «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» и др. Эти федеральные правовые акты носят принципиально новый характер, связанный с вопросами собственности и финансово-экономическим механизмом регулирования природопользования.

   Проект нового Лесного кодекса РФ вызывает двоякое впечатление. Даже при поверхностном анализе норм законопроекта видно, что лес в ЛК рассматривается лишь как природный ресурс, использование которого может приносить прибыль. При этом совершенно не учитывается функция леса как природного объекта, его экологическая, социальная и духовная значимость для местного населения и общества в целом.

   Последние пять лет в Республике внедряется экологическое страхование. По экспертным оценкам убытки от аварийного техногенного загрязнения окружающей среды в России ежегодно составляют более 4 млрд. рублей. Эти потери никем не компенсируются, а ликвидация последствий в исключительных случаях производится за счет средств федерального бюджета. Сегодня виновники фактически никакой ответственности не несут. Экономически оправданным подходом к решению проблемы компенсационных выплат и возмещению ущерба является страхование с его эффектом рассредоточения риска во времени и пространстве. Уплачивая страховые взносы, величина которых относительно необременительна для страхователя, последний перекладывает гарантию возмещения убытков на страховщика, причем возмещаемый ущерб может многократно превосходить взносы страхователя. При таком очевидном экономическом эффекте, казалось бы, не может быть каких-то препятствий для данного рода деятельности. Однако развитие института экологического страхования происходит крайне медленно и сложно. Главная причина - отсутствие необходимых нормативно-правовых актов. А между тем, проект федерального закона об экологическом страховании с 1995 года дважды отклонялся Государственной Думой РФ.

   В конце 2001 года в городах Туймазы  и Стерлитамак попытались внедрить экологическое страхование. Но как  показала практика, для развития такого страхования необходим федеральный  закон. Например, экологическая катастрофа может произойти на территории нескольких субъектов Федерации и т. п. Поэтому и законодательство об экологическом страховании должно быть общероссийским.

   Как известно, корни экологических проблем лежат в экономике. Это предопределяет одну из целей современной природоохранной стратегии - увязать требования экологической безопасности, весьма капиталоемкие и потому зачастую невыгодные производителю, с объективными экономическими законами, побуждающими вкладывать средства только в то, что дает прибыль. Отсюда и практическая задача: переход от, в основном, административных к преимущественно экономическим методам управления природоохранной деятельностью. Средство ее решения - создание условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства. Для этого, кроме уже рассмотренного экологического страхования, необходимо создавать условия для развития экологического аудита, экологического предпринимательства, рынка экологических услуг. Кстати, не секрет, что этот рынок является одним из наиболее развивающихся секторов мировой экономики. Основной причиной, тормозящей его развитие, является отсутствие надлежащей нормативной правовой базы и условий для привлечения в эту сферу экономики необходимых инвестиций.

   К сожалению, для реализации большинства  законов требуются большие финансовые затраты. В Башкортостане еще  в 2001 году упразднили республиканский  экологический фонд, а финансирование расходов по охране окружающей среды  пошло из республиканского и федерального бюджетов по линии целевых экологических  программ. В этом 2004 году местные  власти ведут разговор о том, что  эта мера была неверной, и лучше  было бы вернуться к старой схеме. Лучше и для природы, и для  человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Заключение 
  

    Экологический кризис имеет глобальный характер - он разворачивается на всем земном шаре и охватил все среды и биосферу. Это подтверждено многочисленными данными наблюдений, которые однозначно указывают на стремительные загрязнения атмосферы на земном шаре, поверхностных водах, почве, быстрое сокращение биразнообразия. 
    Исследования показывают, что таких темпов изменений в атмосфере не наблюдалось, по крайней мере, 160 тыс. лет. 
    В условиях непрерывно развивающейся мировой промышленности, основной экологической проблемой остается парниковый эффект и как последствие изменение климата. 
    За последние 25 лет парниковый эффект атмосферы за счет накопления в ней различного рода газов усилится на 25 %, что на порядок превышает скорость естественного изменения климата. Средняя температура на планете поднялась на 0,5 С. При этом 80% результата потепления - является парниковый эффект, а 20%- вырубка леса. 
    По прогнозам ученых к середине XXI века средняя температура на Земле повысится на 3,5-4,5 С. Это создаст реальную угрозу затопления наиболее заселенных прибрежных равнин и самых крупных городов планеты. 
    Как сообщается в последнем докладе Программы Организации      Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), более 70% поверхности земного шара может сильно пострадать в ближайшие 30 лет в результате развития городов, транспортных путей, разработки месторождений полезных ископаемых и т.д., если компетентные органы немедленно не предпримут соответствующие меры по улучшению экологической ситуации. 
    Современная экологическая ситуация в России также является неудовлетворительной, о чем говорят следующие факты: население России на сегодняшний день  составляет 3 % населения мира, но на неё приходится 1/7 часть ежегодного прироста количества токсичных отходов и 1/3 - твёрдых бытовых отходов. Свалки не перерабатываемых отходов занимают 250 тыс. га  земли. Полезные ископаемые добываются  с огромными издержками. Так, в Западной Сибири к 1992 году было добыто 5,5 млрд. тонн нефти, при этом разлито 100 млн. тонн. При разработке Курской магнитной аномалии был вырыт карьер глубиной 500 метров и длиной 500 километров. Самая богатая лесом страна – Россия находится на 47- м месте в мире по производству бумаги. Леса европейской части России истощены чрезмерными рубками, и карельские бумажные комбинаты работают на привозном сырье из Сибири и Сахалина. 
    В настоящее время в России более 60 млн. человек проживают в условиях высоких уровней загазованности и загрязнения атмосферного воздуха, 50% вынуждены использовать воду, не отвечающую гигиеническим требованиям.  Экологическая обстановка в значительной степени определяет состояние здоровья населения.  
     В Республике Башкортостан, являющийся центром нефтепереработки и химии России, также существуют определенные проблемы, связанные с экологией. 
    Решая эту проблему, за последние годы в Республике проделана значительная работа по улучшению охраны окружающей среды. Введены новые очистные сооружения, построены современные производства, созданы научные и исследовательские структуры по мониторингу экологической безопасности. Валовые объемы выбросов загрязняющих веществ с 1990 года значительно сократились. Башкортостан первым в России отказался от использования этилированных бензинов. Начата работа по переводу автотранспортных средств на газовое топливо. Республика не имеет аналогов по производству и использованию дизельного топлива с самым низким содержанием серы – менее 0,01 %. Сброс загрязняющих веществ со стоками уменьшился на 25 %. В начале 90-х годов в Республике был запрещен лесосплав по рекам, в результате улучшилось экологическое состояние главных водных артерий Республики. 
    На проектирование, строительство и реконструкцию природоохранных объектов в год затрачивается более 1,2 млрд. рублей.  
    В Республике большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды и здоровья населения. В этой области принято более двадцати законов, включая Кодекс Республики Башкортостан о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Законы Республики Башкортостан «Об экологической безопасности Республики Башкортостан», "О радиационной безопасности", "Об отходах производства и потребления", "Об охране атмосферного воздуха", "О питьевой воде", «Об экологической экспертизе» и другие. На их основе разработаны и реализуются республиканские целевые программы. 
    Сегодня в Республике выполняются следующие экологические долгосрочные программы: 
  - республиканская целевая программа "Отходы производства и потребления" на 2001-2010 годы, 
  - республиканская целевая программа «Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан» на  2004-2010 годы. 
     В соответствии с планом организованы республиканские конкурсы по 24 направлениям (лучший город, район, населенный пункт, предприятие. учреждение).    Итоги проводимых семинаров постоянно публикуются в информационных вестниках и доводятся через первичные профсоюзные организации до работников. 
    В организациях химических отраслей промышленности республики организован общественный контроль за соблюдением природоохранного законодательства. Совместная работа уполномоченных по охране труда профсоюза и технической инспекции труда Росхимпрофсоюза по РБ позволяет эффективнее вести профилактическую работу в области окружающей среды на предприятиях. 
    На сегодняшний день проблема экологической безопасности не только в республике, но и в мире остается актуальной.  
    На решение данной проблемы  необходимы: 
     - развитие государственного регулирования охраны окружающей среды и использование природных ресурсов с учетом различных форм их освоения; 
     - учет экологических проблем при регулировании отношений собственности на природные ресурсы; 
     - обеспечение государственного, ведомственного, производственного, муниципального и общественного экологического контроля, а также совершенствование системы лицензирования, сертификации. 
     - внедрение стратегической оценки воздействия на окружающую среду и анализа ее состояния в масштабах регионов, страны, мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Список используемой  литературы

1. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология и устойчивое развитие Республики Башкортостан: Учебное пособие. – Уфа: «ИП Хабибов И.З.», 2010. – 296 с.

2. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Ибатуллин У.Г. Экология Башкортостана: Учебник для средних профессиональных учебных заведений. Уфа, 2002. 200 с.

3. Сборник нормативно-правовых актов по обращению с отходами производства и потребления. – Уфа, 2011. – 268 с.

Информация о работе Основные программы обеспечения экологической безопасности населения