Организация системы локального мониторинга на предприятии по производству бисульфитной небеленой целлюлозы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 08:13, курсовая работа

Краткое описание

Целлюлозное производство является очень опасным источником загрязнения окружающей среды, так как в выбросах присутствуют вещества второго, третьего, четвертого класса опасности и вещества, для которых не определен класс опасности. В тех случаях, когда промышленные отходы вывозятся на свалки, создаются реальные угрозы значительных загрязнений атмосферы, поверхностных и грунтовых вод, это ведёт к загрязнению и нерациональному использованию земельных угодий, неизбежно растут транспортные расходы и безвозвратно теряются ценные материалы и вещества.

Файлы: 1 файл

мониторинг.docx

— 128.26 Кб (Скачать)

Сбор мониторинговой информации осуществляется на пунктах наблюдений НСМОС, включенный в государственный реестр. Общее число пунктов наблюдений– 2624.

Размещение сетей наблюдений произведено исходя из условия гарантии обеспечения представительности и достоверности характеристик состояния объектов природной среды и выполнено в соответствии с международными рекомендации и нормативными документами, разработанными отраслевыми институтами и ведомствами, с максимальным использованием пунктов, имеющих длительные ряды наблюдений.

НСМОС Республики Беларусь включает в себя 11 отдельных видов мониторинга, объединенных общностью выполняемых целей, назначением, реализуемыми функциями и информационным единством.

В банк данных Национальной системы мониторинга окружающей среды (НСМОС) ежегодно поступают обобщенные сведения от информационно-аналитических центров отдельных видов (и подвидов) мониторинга, являющихся субъектами НСМОС – 23 организации и учреждения, которые осуществляют регулярные наблюдения.

Мониторинг ведётся по следующим параметрам:

-степень  загрязнения атмосферного воздуха  по 32 ингредиентам, включая взвешенные  вещества, диоксиды серы и азота, сероводород, сероуглерод, фенол, свинец, аммиак, формальдегид и ряд других;

-оценка  почв сельскохозяйственных угодий  по степени кислотности, содержанию  подвижного фосфора, обменного калия  и магния, общего гумуса;

-динамика  основных видов земель по категориям  и землепользователям;

-состояние  поверхностных вод по концентрации  загрязняющих веществ органического     и     неорганического     происхождения;     азота   аммонийного  и

нитратного, железа, марганца, меди, нефтепродуктам, никеля, фенола, цинка;

-качество  подземных вод в эксплуатируемых  водоносных горизонтах и комплексах  по содержанию сероводорода, нитратов, хлоридов, сульфатов, ионов аммония  и другим загрязняющих веществ;

-мониторинг  животного мира по показателям  состояния животных по отдельным  видам и таксономическим группам, в том числе редким и исчезающим  видам;

-состояние  лесной растительности по показателям  степени дефолиации и дехромации, по изменениям текущего прироста;

-мониторинг  луговой и высшей водной растительности  по загрязнению тяжелыми металлами;

-сейсмические  и геомагнитные события по  среднегодовым значениям вариаций  геомагнитного поля;

-загрязнение  радионуклидами поверхностных вод, донных отложений, атмосферного  воздуха и почв цезием-137 и стронцием-190;

-здоровье  населения по показателям заболеваемости  по различным классам и отдельным  болезням в территориальном разрезе (область, республика), данные сопоставляются  с уровнем загрязнения атмосферного  воздуха;

Информационные процессы, осуществляемые в организации, которая занимается мониторингом окружающей среды:

-сбор  информации;

-хранение  информации;

-анализ  и обработка информации;

-составление отчётов и распространение  информации.

Задачи НСМОС Республики Беларусь состоят в следующем:

-получение  информации о состоянии окружающей  среды по пунктам наблюдений  и контролируемым показателям;

-объединение  информационных систем различных  видов мониторинга и создание  единой автоматизированной информационной  системы для сбора, хранения, обработки, обобщения и передачи данных  о состоянии окружающей среды;

-выполнение  задач, связанных с оперативной  оценкой состояния окружающей  среды (покомпонентной и комплексной) и составлением прогнозов его  изменения под действием естественных  факторов и техногенного загрязнения;

-подготовка  периодической информации о состоянии  окружающей среды в виде обзоров, ежегодников, справочников и других  видов информационных материалов.

Функционирование НСМОС осуществляется при соблюдении следующих требований:

- сбор мониторинговой  информации осуществляется на  пунктах наблюдений государственной  сети мониторинга, имеющих как  адресную, так и географическую  привязку;

- выполнение  наблюдений по обязательному (приоритетному) перечню контролируемых показателей  и дополнительному перечню, состав  которого подлежит периодической  корректировке;

-методическое  и методологическое единство  информации, получаемой при ведении  одного вида мониторинга разными  организациями;

-создание  единой автоматизированной системы  обработки и хранения мониторинговой  информации;

-представление  и хранение информации по единым  утвержденным формам с обеспечением  минимальной избыточности исключением  дублирования;

-унификация  технических средств и программных  продуктов, используемых при ведении  базы данных отдельных видов  мониторинга;

- применение  единой системы нормативов качества  для выполнения оценок     состояния     элементов     окружающей     среды;

НСМОС позволяет Республике Беларусь выполнять обязательства по международной программе, направленной на защиту природной среды с целью сохранения среды обитания для будущих поколений.

Функционирование отдельных видов мониторинга осуществляется и планируется в условиях относительной самостоятельности, обусловленной особенностями целей, задач и объектов наблюдений.

Информационная система НСМОС обеспечивает информационный обмен (рисунок 1.1) между:

- информационно-аналитическими центрами  видов мониторинга и Главным  информационно-аналитическим центром  НСМОС;

- НСМОС, системой мониторинга и  прогнозирования чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера  и системой социально-гигиенического  мониторинга.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 - Информационный обмен в рамках НСМОС.

Информация о состоянии окружающей среды и прогнозе её изменения под воздействием природных и антропогенных факторов предоставляется государственным органам, юридическим лицам и гражданам, международным организациям в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

В рамках Национальной системы мониторинга окружающей среде осуществляется ведение электронных баз данных:

  1. Государственный реестр – с 2000 года.
  2. Реестр аналитических лабораторий – с 2003 года.
  3. Объёмы выбросов и сбросов загрязняющих веществ –  с 2000 года.
  4. Банк данных Национальной системы мониторинга окружающей среды – с 1997 года.

Основной целью создания НСМОС является обеспечение всех уровней управления необходимой экологической информацией для принятия оперативных управленческих решений и определения стратегии природопользования.

1.2 Радиационный мониторинг

 

 Радиационный мониторинг изучает данные наблюдений за:

    • Радиационном загрязнении атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод;
    • Естественным фоновым загрязнением и в районах загрязнения в районах потенциальных источников радиоактивного загрязнения, а также результаты оценки трансграничного переноса радиоактивных веществ;
    • Загрязнением почв в границах земель сельскохозяйственного назначения и государственного лесного фонда на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

 

   Измерение мощности дозы (МД) на дозиметрических постах проводится ежедневно, включая выходные и праздничные дни, один раз в сутки (сеть наблюдений). На 12 дозпостах, расположенных в 100-км зонах влияния Игналинской, Чернобыльской, Ровенской и Смоленской АЭС, измерения проводятся круглосуточно, ежедневно, включая выходные и праздничные дни, с интервалом через три часа. Контролируемые показатели – мощность экспозиционной дозы гамма-излучения, суммарная бета-активность радиоактивных выпадений и атмосферных аэрозолей, концентрация цезия-137 и стронция-90 в поверхностных водах, вертикальная миграция радионуклидов в почвах.

Радиационный мониторинг атмосферного воздуха проводится на 55 дозиметрических постах по измерению мощности дозы, на 21 посту определяется суммарная бета-активность естественных атмосферных выпадений. Мониторинг радиационного загрязнения атмосферного воздуха включает в себя наблюдения за мощностью экспозиционной дозы гамма-излучения; за уровнем радиоактивных выпадений из приземного слоя атмосферы; за содержанием радиоактивных аэрозолей в воздухе. Пункты наблюдений за содержанием аэрозолей в воздухе - 8 Ежемесячно на 6 контролируемых реках отбираются пробы для проведения анализа на содержание цезия-137 и стронция-90 в поверхностных водах.

Структура радиационного мониторинга:

1)Мониторинг радиактивного загрязнения атмосферного воздуха

2)Мониторинг радиактивного загрязнения поверхностных вод

3)Мониторинг радиактивного загрязнения почв

Радиационный мониторинг функционирует в рамках положения о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь.

Радиационный  мониторинг в части естественного радиационного фона,  радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха, ненарушенных участков  почвы, поверхностных и подземных вод в районах воздействия потенциальных    источников    радиоактивного    загрязнения  и   на территориях,  подвергшихся  радиоактивному  загрязнению в результате катастрофы  на  Чернобыльской АЭС, а также общая оценка радиационной обстановки   на  территории  республики,  методическое   руководство проводятся  Министерством  природных  ресурсов  и  охраны окружающей среды  и  определяемыми  им   организациями,находящимися в ведении Минприроды. Радиационный  мониторинг  в  части  радиоактивного  загрязнения почвы    в  границах  земель  сельскохозяйственного  назначения   на территориях,  подвергшихся  радиоактивному  загрязнению в результате катастрофы  на Чернобыльской АЭС, проводится Министерством сельского хозяйства  и  продовольствия (далее - Минсельхозпрод) и Национальной академией наук Беларуси .

 Радиационный  мониторинг  в  части  радиоактивного  загрязнения  почвы  в  границах земель лесного  фонда на территориях, подвергшихся  радиоактивному  загрязнению в  результате катастрофы на Чернобыльской  АЭС, проводится Министерством лесного  хозяйства (далее - Минлесхоз).

Координация деятельности,     связанной     с    осуществлением радиационного    мониторинга    на     территориях,     подвергшихся радиоактивному  загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется Комитетом по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской  АЭС при Совете Министров Республики Беларусь .

Пункты  наблюдений  радиационного  мониторинга  находятся  в ведении  Минприроды,  Минсельхозпрода,  НАН  Беларуси,  Минлесхоза и включают  станции  и  посты,  наблюдательные створы на поверхностных водных объектах, наблюдательные скважины и гидрогеологические посты, расположенные  на  участках  с  естественным  и  нарушенным режимами подземных вод.

Пункты  наблюдений  радиационного  мониторинга  включаются в государственный  реестр  пунктов  наблюдений  Национальной   системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь.

В целях обеспечения  получения  достоверной  информации  об естественном   радиационном   фоне   и   радиоактивном   загрязнении атмосферного воздуха,  поверхностных и подземных вод вокруг  пунктов наблюдений радиационного мониторинга устанавливаются охранные зоны с ограничением  в  них  хозяйственной  и  иной  деятельности.  Порядок установления  охранных  зон  и  перечень ограничений хозяйственной и иной деятельности в них определяются  Советом  Министров  Республики Беларусь.

Информация,    полученная    в    результате     проведения радиационного мониторинга, должна включать:

    - данные наблюдений  за   естественным   радиационным   фоном   и радиоактивным     загрязнением    атмосферного    воздуха,    почвы, поверхностных и подземных вод;

    - обобщенную информацию  о радиационной обстановке;

    - оценку    и    прогноз  изменения  радиоактивного   загрязнения атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод.

Сбор,  хранение,  обработку и анализ данных, предоставление информации,    получаемой  в  результате  проведения   радиационного мониторинга,  обеспечивает  Минприроды.  В  этих  целях   Минприроды определяет    информационно аналитический    центр     радиационного мониторинга  (далее  - информационно-аналитический центр). Положение об информационно-аналитическом центре утверждается Минприроды.

Информация о работе Организация системы локального мониторинга на предприятии по производству бисульфитной небеленой целлюлозы