Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 08:13, курсовая работа
Целлюлозное производство является очень опасным источником загрязнения окружающей среды, так как в выбросах присутствуют вещества второго, третьего, четвертого класса опасности и вещества, для которых не определен класс опасности. В тех случаях, когда промышленные отходы вывозятся на свалки, создаются реальные угрозы значительных загрязнений атмосферы, поверхностных и грунтовых вод, это ведёт к загрязнению и нерациональному использованию земельных угодий, неизбежно растут транспортные расходы и безвозвратно теряются ценные материалы и вещества.
Сбор мониторинговой информации осуществляется на пунктах наблюдений НСМОС, включенный в государственный реестр. Общее число пунктов наблюдений– 2624.
Размещение сетей наблюдений произведено исходя из условия гарантии обеспечения представительности и достоверности характеристик состояния объектов природной среды и выполнено в соответствии с международными рекомендации и нормативными документами, разработанными отраслевыми институтами и ведомствами, с максимальным использованием пунктов, имеющих длительные ряды наблюдений.
НСМОС Республики Беларусь включает в себя 11 отдельных видов мониторинга, объединенных общностью выполняемых целей, назначением, реализуемыми функциями и информационным единством.
В банк данных Национальной системы мониторинга окружающей среды (НСМОС) ежегодно поступают обобщенные сведения от информационно-аналитических центров отдельных видов (и подвидов) мониторинга, являющихся субъектами НСМОС – 23 организации и учреждения, которые осуществляют регулярные наблюдения.
Мониторинг ведётся по следующим параметрам:
-степень
загрязнения атмосферного
-оценка
почв сельскохозяйственных
-динамика
основных видов земель по
-состояние
поверхностных вод по
нитратного, железа, марганца, меди, нефтепродуктам, никеля, фенола, цинка;
-качество
подземных вод в
-мониторинг
животного мира по показателям
состояния животных по
-состояние
лесной растительности по
-мониторинг
луговой и высшей водной
-сейсмические
и геомагнитные события по
среднегодовым значениям
-загрязнение
радионуклидами поверхностных
-здоровье
населения по показателям
Информационные процессы, осуществляемые в организации, которая занимается мониторингом окружающей среды:
-сбор информации;
-хранение информации;
-анализ и обработка информации;
-составление отчётов и
Задачи НСМОС Республики Беларусь состоят в следующем:
-получение
информации о состоянии
-объединение
информационных систем
-выполнение
задач, связанных с оперативной
оценкой состояния окружающей
среды (покомпонентной и комплексной)
и составлением прогнозов его
изменения под действием
-подготовка
периодической информации о
Функционирование НСМОС осуществляется при соблюдении следующих требований:
- сбор мониторинговой
информации осуществляется на
пунктах наблюдений
- выполнение
наблюдений по обязательному (приоритетному)
перечню контролируемых
-методическое
и методологическое единство
информации, получаемой при ведении
одного вида мониторинга
-создание
единой автоматизированной
-представление
и хранение информации по
-унификация
технических средств и
- применение
единой системы нормативов
НСМОС позволяет Республике Беларусь выполнять обязательства по международной программе, направленной на защиту природной среды с целью сохранения среды обитания для будущих поколений.
Функционирование отдельных видов мониторинга осуществляется и планируется в условиях относительной самостоятельности, обусловленной особенностями целей, задач и объектов наблюдений.
Информационная система НСМОС обеспечивает информационный обмен (рисунок 1.1) между:
- информационно-аналитическими
- НСМОС, системой мониторинга и
прогнозирования чрезвычайных
Рисунок 1.1 - Информационный обмен в рамках НСМОС.
Информация о состоянии окружающей среды и прогнозе её изменения под воздействием природных и антропогенных факторов предоставляется государственным органам, юридическим лицам и гражданам, международным организациям в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
В рамках Национальной системы мониторинга окружающей среде осуществляется ведение электронных баз данных:
Основной целью создания НСМОС является обеспечение всех уровней управления необходимой экологической информацией для принятия оперативных управленческих решений и определения стратегии природопользования.
1.2 Радиационный мониторинг
Радиационный мониторинг изучает данные наблюдений за:
Измерение мощности дозы (МД) на дозиметрических постах проводится ежедневно, включая выходные и праздничные дни, один раз в сутки (сеть наблюдений). На 12 дозпостах, расположенных в 100-км зонах влияния Игналинской, Чернобыльской, Ровенской и Смоленской АЭС, измерения проводятся круглосуточно, ежедневно, включая выходные и праздничные дни, с интервалом через три часа. Контролируемые показатели – мощность экспозиционной дозы гамма-излучения, суммарная бета-активность радиоактивных выпадений и атмосферных аэрозолей, концентрация цезия-137 и стронция-90 в поверхностных водах, вертикальная миграция радионуклидов в почвах.
Радиационный мониторинг атмосферного воздуха проводится на 55 дозиметрических постах по измерению мощности дозы, на 21 посту определяется суммарная бета-активность естественных атмосферных выпадений. Мониторинг радиационного загрязнения атмосферного воздуха включает в себя наблюдения за мощностью экспозиционной дозы гамма-излучения; за уровнем радиоактивных выпадений из приземного слоя атмосферы; за содержанием радиоактивных аэрозолей в воздухе. Пункты наблюдений за содержанием аэрозолей в воздухе - 8 Ежемесячно на 6 контролируемых реках отбираются пробы для проведения анализа на содержание цезия-137 и стронция-90 в поверхностных водах.
Структура радиационного мониторинга:
1)Мониторинг радиактивного загрязнения атмосферного воздуха
2)Мониторинг радиактивного загрязнения поверхностных вод
3)Мониторинг радиактивного загрязнения почв
Радиационный мониторинг функционирует в рамках положения о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь.
Радиационный мониторинг в части естественного радиационного фона, радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха, ненарушенных участков почвы, поверхностных и подземных вод в районах воздействия потенциальных источников радиоактивного загрязнения и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также общая оценка радиационной обстановки на территории республики, методическое руководство проводятся Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и определяемыми им организациями,находящимися в ведении Минприроды. Радиационный мониторинг в части радиоактивного загрязнения почвы в границах земель сельскохозяйственного назначения на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, проводится Министерством сельского хозяйства и продовольствия (далее - Минсельхозпрод) и Национальной академией наук Беларуси .
Радиационный мониторинг
в части радиоактивного загрязнения
почвы в границах земель лесного
фонда на территориях, подвергшихся
радиоактивному загрязнению в
результате катастрофы на
Координация деятельности, связанной с осуществлением радиационного мониторинга на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется Комитетом по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь .
Пункты наблюдений радиационного мониторинга находятся в ведении Минприроды, Минсельхозпрода, НАН Беларуси, Минлесхоза и включают станции и посты, наблюдательные створы на поверхностных водных объектах, наблюдательные скважины и гидрогеологические посты, расположенные на участках с естественным и нарушенным режимами подземных вод.
Пункты наблюдений радиационного мониторинга включаются в государственный реестр пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь.
В целях обеспечения получения достоверной информации об естественном радиационном фоне и радиоактивном загрязнении атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод вокруг пунктов наблюдений радиационного мониторинга устанавливаются охранные зоны с ограничением в них хозяйственной и иной деятельности. Порядок установления охранных зон и перечень ограничений хозяйственной и иной деятельности в них определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Информация, полученная в результате проведения радиационного мониторинга, должна включать:
- данные наблюдений за естественным радиационным фоном и радиоактивным загрязнением атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод;
- обобщенную информацию о радиационной обстановке;
- оценку и прогноз изменения радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод.
Сбор, хранение, обработку и анализ данных, предоставление информации, получаемой в результате проведения радиационного мониторинга, обеспечивает Минприроды. В этих целях Минприроды определяет информационно аналитический центр радиационного мониторинга (далее - информационно-аналитический центр). Положение об информационно-аналитическом центре утверждается Минприроды.