Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:07, реферат
Развитие стандартизации в нашей стране определяется состоянием экономики. В каждом стандарте в той или иной мере концентрируются достижения промышленности, науки и технологий.
Новым этапом ее развития стал переход к рыночным отношениям. Интеграция в мировой товарный рынок вызвала необходимость приведения сложившейся к этому времени системы в соответствие с международными правилами и нормами. Суть их заключается в том, что на законодательном уровне регулируются только те требования к продукции, которые касаются ее безопасности. Вопросы обеспечения качества и конкурентоспособности относят к добровольной сфере.
Введение……………………………………………………………………
1 Понятие стандартизации………………………………………………..
2 Органы и службы по стандартизации………………………………….
2.1 Госстандарт России и Госстрой России……………………………...
2.2 Технические комитеты по стандартизации………………………….
2.3 Другие службы по стандартизации…………………………………..
3 Маркировка продукции знаком соответствия
государственным стандартам………………………………………….
4 Развитие системы стандартизации…………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………
Эти
центры проводят работы по сертификации
продукции (услуг), калибровке средств
измерений, оказывают инженерно-
Работы
по государственной стандартизации
планируются. Составление планов находится
в ведении Госстандарта РФ и Госстроя
РФ, которые являются основными заказчиками
по государственным
Госстандарт и Госстрой определяют стратегические направления по государственной стандартизации, анализируют все заказы, планы работы технических комитетов, предложения от субъектов хозяйственной деятельности и разрабатывают планы по государственной стандартизации, как правило, годовые. Приоритетными считаются задания по гармонизации отечественных нормативных документов с международными (региональными), национальными зарубежными стандартами, а также по разработке требований безопасности к объектам стандартизации и защите прав потребителей. Выполнение планов государственной стандартизации финансируется из государственного бюджета и контролируется Госстандартом РФ (Госстроем РФ).6
Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты, но это не исключает разработку нормативных документов предприятиями, общественными объединениями, другими субъектами хозяйственной деятельности.
Технические комитеты могут заниматься стандартизацией, как в инициативном порядке, так и по договорам на выполнение такого задания в соответствии с программами технических комитетов и планами государственной стандартизации.
Технические комитеты специализируются в зависимости от объекта стандартизации. В рамках этой специализации в технических комитетах проводится также работа и по международной (региональной) стандартизации.
Основные функции технических комитетов:
- определение концепций развития стандартизации в своей области;
- подготовка данных для годовых планов по стандартизации;
- составление проектов новых стандартов и обновление действующих;
- оказание научно-методической помощи организациям, участвующим в разработке стандартов и применяющим нормативные документы, в частности, по анализу эффективности стандартизации;
- привлечение потребителей через союзы и общества потребителей.
По линии международной стандартизации технические комитеты занимаются вопросами гармонизации отечественных стандартов с международными, готовят обоснование позиции России для голосования по проектам стандартов в международных организациях. Участвуют в работе технических комитетов международных (региональных) организаций по стандартизации, способствуя принятию государственных стандартов РФ в качестве международных, участвуют в организации проведения в России заседаний международных организаций по стандартизации и др.7
Закон «О стандартизации» допускает участие в работе технических комитетов представителей организаций зарубежных стран (по согласованию с Госстандартом России). В ряде технических комитетов создаются подкомитеты по отдельным объектам стандартизации.
Технические комитеты рассматриваются и как рабочие органы по стандартизации в рамках СНГ на основании «Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации».
Научно-технической базой для создания технических комитетов обычно служат предприятия или организации, профиль деятельности которых соответствует специализации технического комитета. В их число включаются и научно-исследовательские институты Госстандарта РФ и Госстроя РФ. Правовой основой для создания технических комитетов служит решение этих государственных органов.
Заинтересованные предприятия, организации могут проявлять инициативу по участию их специалистов в работе технического комитета, направив предложение в один из указанных выше государственных органов.
Госстандарт РФ и Госстрой РФ привлекают к работе в технических комитетах ведущих ученых и специалистов, представителей организаций - разработчиков продукции, производственных предприятий (фирм), предприятий - основных потребителей продукции (услуги), научных и инженерных обществ и обществ по защите прав потребителей. Последнему придается особое значение, поскольку, через представителей этих обществ осуществляется обратная связь с потребителем, что дает возможность получать актуальную информацию, необходимую для выполнения одной из основных целей стандартизации - обеспечить соответствие продукта ожиданиям и предпочтениям потребителя. Общества потребителей имеют право участвовать в работе технических комитетов по определению требований к качеству объекта стандартизации и выбору методов его оценки, в разработке новых и обновлении действующих стандартов.
Участие в деятельности технических комитетов всех заинтересованных сторон добровольное.
Другие
субъекты хозяйственной деятельности,
разрабатывающие нормативные
Например,
на предприятии научно-
В связи с тем, что не все требования стандартов обязательны, а стандарты носят рекомендательный характер, возникла проблема стимулирования предприятий производить продукцию в соответствии с нормативными документами.
Если продукция подлежит обязательной сертификации, то сертификат соответствия и знак соответствия служат для потребителя гарантией ее безопасности. А как быть с качеством? Следуя практике зарубежных стран, где для информации потребителя о качестве товара используют знаки соответствия стандарту (не путать со знаками соответствия, которыми продукцию маркируют после сертификационных испытаний для подтверждения ее соответствия нормам безопасности). Маркировка знаком не заменяет сертификацию, если продукция обязательно подлежит ей.
Чтобы иметь право маркировать свою продукцию знаком, необходимо получить лицензию в территориальном органе Госстандарта России. А для этого надо выполнить ряд условий.
Прежде всего - представить территориальному органу достоверные доказательства соответствия конкретной продукции требованиям государственного стандарта, по которому она производится. Это должен быть нормативный документ вида технических условий, технических требований и методов контроля (испытаний, измерений, анализа). Территориальный орган Госстандарта проводит оценку полноты и объективности представленных доказательств.
Кроме
того, требуется приложить к
Перечисленные документы говорят о большом объеме работы, который надлежит проделать предприятию, прежде чем будет получено право использовать знак соответствия стандарту.
Если анализ документов убеждает территориальный орган в правоте притязаний заявителя, лицензия выдается. В противном случае может последовать отказ или предложение о дополнительных испытаниях продукции и повторной оценке производства с обязательным участием представителей территориального органа.9
Поскольку еще не наработан опыт такого рода процедур в России, в отличие от западных стран, то о преимуществах для предприятий, выпускающих продукцию со знаком соответствия российскому государственному стандарту, видимо, можно говорить лишь в будущем времени. Так, по мнению Госстандарта, изготовитель такой продукции вправе претендовать на те или иные меры государственной поддержки. Пока нет соответствующего законодательного положения, предлагается обратить на это внимание органам местного управления. Предприятие, производящее маркируемую знаком продукцию, имеет веский шанс на получение правительственной премии в области качества. Бесспорно и то, что знак соответствия стандарту дает достаточно четкую информацию потребителю о качестве товара.
Из практики стандартизации и сертификации в РФ за последние годы можно сделать вывод, что знак соответствия применяется только для сертифицированной продукции по системе ГОСТ Р.
Изготовитель сможет более широко пользоваться этим знаком, когда в России будет на законодательной основе введен такой способ доказательства соответствия, как заявление-декларация изготовителя.10
Общее количество действующих стандартов (ГОСТ и ГОСТ Р) составляет 25163, из них 22 704 - на народно-хозяйственную продукцию и 2459 - на военную.
Фонд российских стандартов соизмерим с фондами наиболее развитых в промышленном отношении стран Европы. При определении стратегии проведения работ в отношении фонда необходимо учитывать, что 80% национальных стандартов (около 20 тыс.) являются межгосударственными стандартами государств - участников СНГ. Единый фонд стандартов Советского Союза стал фондом межгосударственных стандартов Российской Федерации. Стандартам, разработанным позднее, присвоена аббревиатура ГОСТ Р.
Основная проблема национальных стандартов - старение фонда. Для повышения эффективности национальной стандартизации и гармонизации с международными стандартами в течение ближайших 9-10 лет необходимо обеспечить динамику обновления фонда национальных стандартов не ниже уровня 8-10%.
Для обеспечения такой динамики количество разрабатываемых стандартов должно составлять около 2 тыс. в год. Однако ежегодно у нас разрабатывается и запускается только 400-500 стандартов.
Концепция развития национальной системы стандартизации включает в себя развитие правовых основ стандартизации, функциональные и структурные преобразования системы стандартизации, реформирование экономики стандартизации, а также расширение участия промышленности в процессах международной и национальной стандартизации. Также в положения концепции входит усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации.
За три последних года было принято 130 изменений к национальным стандартам, а также около 200 русскоязычных версий стандартов ИСО были направлены в Международную организацию по стандартизации для получения официального статуса стандартов ИСО на русском языке.
Кроме того, были рассмотрены 3016 проектов стандартов ИСО и МЭК и приняты с участием 217 технических комитетов по стандартизации 450 национальных и, в том числе, более 100 стандартов в рамках МГС стран-участниц СНГ.
Отсутствие
должного интереса к стандартам проявляется
в недостаточности
В переходный период, обусловленный одновременно отсутствием техрегламентов и отменой ГОСТов, на российском рынке появилось большое количество некачественной продукции. Для изменения этой ситуации необходимо прежде всего создать нормативно-правовую базу для регулирования качества выпускаемой продукции. С этой целью в закон о техрегулировании были внесены изменения, позволившие активизировать работу по принятию технических регламентов. И действительно, после этого произошли «существенные подвижки»: были приняты техрегламенты о молоке и молочной продукции, о масложирной продукции, табаке, в первом чтении был принят техрегламент о соках, еще целый ряд техрегламентов разработан и будет вынесен на рассмотрение Думы.
Однако не менее важно непосредственное повышение качества продукции на предприятиях и снижение ее себестоимости. Это позволит повысить конкурентоспособность российской продукции на мировом рынке.
На самом деле, процесс разработки технических регламентов в последнее время активизировался. Разработано и несколько техрегламентов Ростехрегулирования для бизнеса, среди последних - горизонтальные техрегламенты о безопасности низковольтного оборудования, о безопасности машин и оборудования, об электромагнитной совместимости (разработан совместно с Госдумой).
Информация о работе Организация работ по стандартизации товаров в РФ