Контрольная работа по «Экология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:51, контрольная работа

Краткое описание

Антропогенные факторы среды, внесённые в природу человеческой деятельностью изменения, воздействующие на органический мир. Переделывая природу и приспосабливая её к своим потребностям, человек изменяет среду обитания животных и растений, влияя тем самым на их жизнь.

Файлы: 1 файл

КР_экология.docx

— 122.69 Кб (Скачать)

Размер ущерба, вызванного загрязнением окружающей среды, может составлять громадные суммы. Отсюда вытекает необходимость  установления предельных размеров (лимитов) ответственности страховщиков при страховании экологических рисков. Их конкретный уровень зависит от финансовых возможностей страховщиков, формы страхования, объема ответственности, круга страхователей и т.д. Убытки же сверх лимита должны в этом случае покрываться за счет средств предприятий или их объединений, резервных фондов государства и т.д.

Страхование экологической ответственности  допускает возможность частично переложить возмещение ущерба на самих  страхователей путем установления лимита ответственности или введения франшизы.

Лимит ответственности - это установление предельных сумм выплат страховой организацией страхового возмещения. Лимиты ответственности  могут быть установлены для выплат по одному иску или серии исков, вытекающих из одного страхового случая.

Франшиза – это установленная  договором доля участия страхователя в возмещении ущерба. Как правило, она устанавливается в определенной денежной сумме.

Возможны случаи, когда загрязнение  может проявиться через много  лет. Через столько же значительный промежуток времени выявятся новые  обстоятельства, существенно увеличивающие  первоначально рассчитанные суммы убытков. В связи с этим возникает вопрос о том, на какой срок после наступления страхового события распространяется ответственность страховщика. Страховые компании стремятся сократить его, так как это облегчает и им расчет необходимы размеров и тарифных ставок. Но тогда страхование вступает в противоречие с интересами потерпевших и общества, которые заинтересованы в покрытии убытков в независимости от сроков их возникновения. При проведении экологического страхования целесообразно ориентироваться на общие сроки исковой давности по российскому гражданскому законодательству.

Принципиальным является вопрос о  форме проявления страхования ответственности  на случай загрязнения окружающей среды. Наибольшая эффективность достигается  при обязательном страховании. Обусловлено  это тем, что на ряду со страхователем и страховщиком третьей стороны здесь выступает потерпевший, которому в этом случае гарантировано возмещение ущерба. С другой стороны, использование, наряду с обязательным, добровольного страхования в значительной степени расширяет права хозяйствующих субъектов: они вправе решать, каким образом оградить себя от возможных финансовых затруднений.

Обязательное страхование предусмотрено  законом, согласно которому устанавливается  круг подлежащих страхованию событий. При этом страховщик обязан страховать соответствующие объекты, а страхователи – вносить причитающиеся страховое платежи. Для введения обязательного государственного экологического страхования требуется разработка ряда законодательных актов, в которых определялся бы перечень объектов страхования, объем страховой ответственности, уровень страхового обеспечения и др. в законодательном порядке должна быть определена не только организация, которая будет осуществлять обязательное экологическое страхование, но и определен порядок образования и функционирования государственного страхового экологического фонда, что потребует привлечение значительных финансовых средств.

 

  1. Федеральный закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Федеральный закон Российской Федерации  «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. был принят Государственной  Думой 20 декабря 2001 года и одобрен  Советом Федерации 26 декабря 2001 года.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право  на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу  и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые  являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих  на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение  социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области  охраны окружающей среды и обеспечения  экологической безопасности.

Федеральный закон регулирует отношения  в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении  хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную  среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой  жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Согласно статьи 2 этого закона законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон действует  на всей территории Российской Федерации.

Федеральный закон действует на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации  в соответствии с нормами международного права и федеральными законами и  направлен на обеспечение сохранения морской среды.

Отношения, возникающие в области  охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих  на территории Российской Федерации, в  целях обеспечения их прав на благоприятную  окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим  Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми  актами субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области  охраны и рационального использования  природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством  о недрах, животном мире, иным законодательством  в области охраны окружающей среды  и природопользования.

Отношения, возникающие в области  охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для  обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством  об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для  человека окружающей среды законодательством.

Согласно статьи 3 хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: 1. соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; 2. обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; 3. научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; 4. охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; 5. ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; 6. платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; 7. независимость контроля в области охраны окружающей среды; 8. презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; 9. обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; 10. обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; 11. учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; 12. приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; 13. допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; 14. обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; 15. обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; 16. сохранение биологического разнообразия; 17. обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; 18. запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; 19. соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; 20. ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; 21. участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды; 22. международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Объектами охраны окружающей среды  от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного  воздействия хозяйственной и  иной деятельности являются: 1. земли, недра, почвы; 2. поверхностные и подземные  воды; 3. леса и иная растительность, животные и другие организмы и  их генетический фонд; 4. атмосферный  воздух, озоновый слой атмосферы и  околоземное космическое пространство.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные  комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного  наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

К полномочиям органов государственной  власти Российской Федерации в сфере  отношений, связанных с охраной  окружающей среды, относятся: 1. обеспечение  проведения федеральной политики в  области экологического развития Российской Федерации; 2. разработка и издание  федеральных законов и иных нормативных  правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением; 3. разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации; 4. объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации; 5. координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия; 6. установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы; 7. установление порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении Российской Федерации, объектах, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации (федеральный государственный экологический контроль); 8. установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды; 9. обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации; 10. установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности; 11. подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды; 12. установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды; 13. установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; 14. организация и проведение государственной экологической экспертизы; 15. взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды; 16. установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление; 17. предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; 18. организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры; 19. обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды; 20. образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации; 21. ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду; 22. ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости; 23. экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; 24. экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов; 25. установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление; 26. осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды; 27. осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий.

Охрана природы, создание комфортной среды обитания человека является глобальной проблемой. Важно то, что создать  предпосылки и условия для  решения этой проблемы пытаются юристы. Разработка эффективного законодательства о природопользовании представляется необходимой мерой для обеспечения  будущего существования человека и  общества. Нынешнее законодательство уже не отвечает требованиям времени. Оно в большей степени обусловлено  интересами не сохранения природы, а  интересами экономики и политики, которые живут за счет ресурсов. Бездушное использование природных  ресурсов для решения каких бы то ни было экономических или политических задач уже не может быть оправдано целями только государственной потребности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Конституция РФ;
  2. Гражданский кодекс РФ;
  3. Уголовный кодекс РФ;
  4. Закон РФ «об экологии»;
  5. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.1991 г.;
  6. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999.;
  7. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.;
  8. Вернадский В. И., Биосфера, т. 1—2, Л., 1926;
  9. Вернадский В. И., Биогеохимические очерки (1922—1932), М.—Л., 1940;
  10. Наумов Н. П., Экология животных, 2 изд., М., 1963; Дубинин Н. П.,
  11. Эволюция популяций и радиация, М., 1966; Благосклонов К. Н.,
  12. Иноземцев А. А., Тихомиров В. Н., Охрана природы, М., 1967.
  13. Н.А.Воронков «Основы общей экологии» (Общеобразовательный курс) © Издательство «Агар», 1999;
  14. Власов В. В. Реакция организмов на внешние раздражители. Изд. Иркутского ун-та, 1994;
  15. Николайкина Н.Е., Николайкин И.Н., Мелехова О.П. Экология. Изд. Дрофа, 2009;
  16. Марков М. В. Агрофитоценология. Изд. Казанского ун-та, 1972;
  17. Небел Б. Наука об окружающей среде. М.: Мир, 1993;
  18. Пономарева И. Н. Экология растений с основами биогеоценологии. М.: Просвещение. 1988;
  19. Риклефс Р. Основы общей экологии. М.: Мир. 1979;
  20. Советский энциклопедический словарь. М.: 0 Советская энциклопедия, 1988;
  21. Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества / Пер. с англ. М.: Мир, 1989. Том. 2.;
  22. Гиляров А.М. Популяционная экология. М.: изд-во МГУ, 1990. С.190;
  23. Одум Ю. Основы экологии/Пер. с англ. М.: Мир, 1975. С. 740;
  24. Маврищее В.В. Основы экологии. Минск: «Высшая школа», 2003-164с.;
  25. Глинка Н.Л. Общая химия. Изд. 17-е, испр. — Л.: «Химия», 1975.  – 728 с.;
  26. Ермаков в.д. Сухарев А.Я. экологическое право России М.: 1997 год;
  27. Петров В. В. Экологическое право России. Учебник для вузов. - М.: Издательство БЕК. 1995. - 557 с.;
  28. Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: Юристъ, 1998 г. - 688 с.;
  29. Экология и промышленность России. Журнал №11,2002 – 48с.;
  30. Техника защиты окружающей среды/Родионов А.И., Клушин В.П.;
  31. Очистка воздуха. Учебное пособие/Е.А.Штокман – Изд.60 АСВ,1998.– 320с.;
  32. http://meduniver.com/Medical/Biology/249.html
  33. http://nat.cross-ipk.ru/body/ecology/ecology/chap03_01.htm
  34. http://www.zooeco.com/eco-eto/eco-etol15-50-61.html
  35. http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/KOMMENSALIZM.html

Информация о работе Контрольная работа по «Экология»