Киотский протокол

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:26, реферат

Краткое описание

Ратификация Киотского протокола к Рамочнойконвенции Организации Объединных Наций об изменении климата (РКИК) имеет большое значение для Российской Федерации. При этом важно осуществить грамотную реализацию обязательств по РКИК и Киотскому протоколу в нашей стране, что должно снизить негативное влияние изменения климата на экосистемы, охраняемые виды, социальные и производственные инфраструктуры, конкретные объекты и население. Повышение уровня соответствующих знаний руководящих работников федеральных и региональных органов государственной власти является объективно необходимым и играет большую роль.

Оглавление

Введение 3
1 Проблема изменения климата 4
2 Глобальное управление выбросами парниковых газов 7
3 Основные вопросы реализации Киотского протокола в РФ 10
4 Государственное управление выбросами парниковых газов 12
5 Конкретные действия по реализации Киотского протокола в РФ 14
Заключение 15
Литература 16

Файлы: 1 файл

киотский.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Проблемы  отрасли:

  1. в России катастрофически не хватает квалифицированных специалистов, способных самостоятельно разрабатывать проектную документацию по Совместному Осуществлению (СО);
  2. образовательная система РФ не предусматривает выделение данного направления как самостоятельной отрасли и не осуществляет подготовку специалистов в данной области;
  3. слишком мал перечень независимых экспертных организаций, которые могут быть утверждены (аккредитованы), как имеющие право проводить независимую экспертизу (детерминацию) проектов Совместного Осуществления, что сказывается на сроках проведения таких экспертиз;
  4. слишком бюрократизирована процедура рассмотрения проектной документации;
  5. не разработана методология по мониторингу результатов сокращений выбросов ПГ за предыдущий отчетный период;

Основные  направления работы отделения:

  1. распространение знаний и повышение информированности общественности по различным вопросам, связанным с проблемой глобального изменения климата и Киотского протокола, подготовка и издание публикаций;
  2. разработка нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня, регулирующих выполнение положений Киотского протокола в Российской Федерации
  3. создание систем учета и отчетности по выбросам парниковых газов (ПГ) на региональном уровне, в крупнейших компаниях и на предприятиях;
  4. подготовка проектов, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, в тепло- и электроэнергетике, в металлургии, использовании биомассы, утилизации и предотвращении утечек метана, развитии возобновляемых источников энергии, и т.д.

 

Проверка  на международном  уровне

Согласно  требованиям Киотского протокола  все национальные сообщения и  ежегодные национальные инвентаризации проходят процедуру углубленной  проверки на соответствие Руководящим  принципам РКИК и МГЭИК, организуемой Секретариатом РКИК. В страну направляется группа экспертов, которая знакомится с первичными данными и процессом  их обработки, проверяет правильность соблюдения принципов инвентаризации и использования методики. После  этого группа составляет официальный  отчет, который согласовывается  с правительством проверяемой страны. Отчеты публикуются на сайте РКИК www.unfccc.int.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Основные вопросы  реализации киотского  протокола

Участие России в Киотском протоколе налагает на нее целый ряд обязательств, выполнение которых, естественно, влечет за собой необходимость предпринимать  различные действия, включая создание организационной структуры, нормативно-правовой и методической базы, разработку и  представление требуемой отчетности в органы Протокола и пр. Это  потребует также дополнительных расходов из федерального бюджета.

В то же время участие в Протоколе  открывает возможность получить целый ряд выигрышей. Реализация в России проектов совместного осуществления (статья 6 Протокола) поможет реально  сократить выбросы ПГ в различных  секторах экономики за счет дополнительных инвестиций и внедрения современных  технологий. Участие России в реализации "механизма чистого развития" (статья 12 Протокола) позволит распространить отечественные технологии в развивающихся  странах, ряд которых уже имеет  тесные связи с Россией в области  энергетики.

Период  действия обязательств Киотского протокола  ограничен 2008–2012 гг. В законе о ратификации  Киотского протокола Российская Федерация заявила о том, что  вопрос об участии во втором периоде  обязательств будет решаться отдельно и зависеть от хода международных переговоров, международных договоренностей, а также понимания Россией того, какие меры необходимо предпринять, чтобы предотвратить глобальный экологический вызов.

Чтобы обязательства на последующие периоды  действия протокола совпадали с  национальными интересами, а механизмы  реализации этих обязательств были достаточно эффективными, Россия должна активно  участвовать в переговорах по определению новых обязательств и механизмов. В будущем переговорном процессе необходимо добиваться учета  индивидуальных географических и экономических  особенностей стран, роли России в качестве крупнейшего в мире экспортера углеводородного  топлива, а также ее важной роли в  поглощении ПГ.

Ситуация  на момент ратификации  Киотского протокола

В соответствии с Киотским протоколом количественные обязательства по ограничению  годовых выбросов парниковых газов  на первый бюджетный период (2008–2012 г.) установлены для России в размере 100 % от выбросов в 1990 г., т. е. в среднем  за этот период годовые антропогенные  выбросы парниковых газов в России не должны превысить уровень 1990 г. По всем официальным прогнозам экономического развития страны, включая сценарий удвоения ВВП, этот уровень не будет  превзойден, более того, часть квоты  не будет использована. Таким образом, на выполнение главного – количественного  – обязательства России не потребуется  дополнительных усилий и затрат, угрожающих ее экономическому росту. Это соображение  стало одним их главных аргументов в пользу ратификации Протокола.

К настоящему времени Россия представила  в Секретариат РКИК три национальных сообщения. В то же время в России отсутствует официально узаконенная  система национальной инвентаризации выбросов и стоков парниковых газов  и нормативно-правовая и методическая база ее функционирования;

Антропогенные выбросы парниковых газов не контролируются и не регулируются экологическим  законодательством, причем простое  распространение на них имеющихся  положений действующего законодательства невозможно.

В России имеется небольшой успешный опыт реализации пилотных проектов совместного  осуществления (официальное название – деятельность, осуществляемая совместно). Так, в Подмосковье действует  установка по сбору и утилизации для выработки электроэнергии метана со свалки. В Тюменской области  работает энергоэффективная теплица, построенная по голландской технологии и использующая природный газ, который  ранее сжигался в факеле. Ряд российских компаний разработали предложения  по ПСО, которые могут потенциально реализоваться в ближайшее время. В последние годы был накоплен опыт успешного участия российских компаний и организаций в конкурсном отборе в международных программах ПСО, но до реализации проектов не дошло, прежде всего из-за не возможности  получить правительственные гарантии на передачу квот на выбросы.

Таким образом, в России существует база для  создания в кратчайшие сроки необходимых  условий для успешной реализации обязательств по Киотскому протоколу  и полноценного участия в его  механизмах международного сотрудничества. Однако, учитывая жесткие сроки, установленные  Протоколом для выполнения всех этих условий, потребуются достаточно динамичные и организованные действия различных  федеральных органов для своевременного обеспечения этих условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Государственное  управление выбросами  парниковых газов

К методам государственного управления выбросами парниковых газов можно  отнести:

1) учет и отчетность, инвентаризацию, мониторинг;

2) нормативное правовое регулирование;

3) нормирование, техническое регулирование,  стандартизацию;

4) квотирование и торговлю разрешениями  на выбросы;

5) налоговую политику;

6) государственную экспертизу и  государственный контроль;

7) государственную поддержку инвестиций  в проекты по сокращению выбросов  и увеличению

стоков;

8) создание и ведение регистра  сделок и пр.

В осуществлении и регулировании  деятельности по учету и контролю за сокращением эмиссии и увеличением поглощения ПГ в Российской Федерации особенно важным является обеспечение:

  1. постоянного функционирования государственной системы мониторинга и учета эмиссии и поглощения ПГ из всех источников и поглотителей, а также в результате реализованных климатических проектов;
  2. свободного доступа к информации о фактических и прогнозируемых количествах эмиссии ПГ и результатах климатических проектов;
  3. объективного государственного контроля за проведением инвентаризации, мониторинга, работ по подтверждению и верификации эмиссии и поглощения ПГ, а также методик их учета и проведения на всей территории Российской Федерации;
  4. осуществления подтверждения и верификации на принципах независимости, открытости и объективности;
  5. непрерывности наблюдений за эмиссией ПГ и их поглощением с требуемой широтой охвата;
  6. единства и сопоставимости методов наблюдений, измерений, учета и контроля за объемами эмиссии и поглощения ПГ, а также методов мониторинга, сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений, измерений и учета информации;
  7. интеграции с внутригосударственными, зарубежными и международными системами учета и мониторинга эмиссии и поглощения ПГ и результатов климатических проектов;
  8. достоверности и доступности для пользователей информации о прогнозируемых и фактических выбросах ПГ.

Деятельность  федеральных органов исполнительной власти в сфере государственного управления выбросами ПГ должна строиться в соответствии с общими принципами проводимой в Российской Федерации административной реформы, в рамках которой выделяются следующие три вида основных функций в принятии решений в сфере государственного управления:

2) выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование;

2) контроль и надзор;

3) оказание государственных услуг,  управление государственным имуществом  и правоприменительные функции,  за исключением функций по  контролю и надзору.

 

Выработкой  государственной политики и нормативно  правовым регулированием в сфере государственного управления выбросами ПГ должны заниматься министерства, чью сферу компетенции  эти вопросы непосредственно затрагивают. Это – Министерство природных ресурсов, Министерство экономического развития и торговли, Министерство промышленности и энергетики, Министерство сельского хозяйства, Министерство транспорта. Большую часть вопросов необходимо решать совместно, так как проблема управления выбросами и стоками ПГ объективно носит многосторонний комплексный характер.

Контролем и надзором должен заниматься соответствующий  надзорный орган. Эти функции  могли бы быть переданы Федеральной  службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая в  данном случае будет осуществлять в  установленном порядке и надзор за источниками выбросов ПГ в той части, которая не охвачена квотированием и регулируется с использованием технологических норм и правил.

Однако  можно в общих чертах представить  основные функции уполномоченного  федерального государственного органа в области учета и контроля за объемами эмиссии и поглощения ПГ. Такими функциями могут быть:

  1. утверждение нормативно-методических документов по инвентаризации, мониторингу, подтверждению и верификации выбросов ПГ на территории Российской Федерации и контроль за их выполнением;
  2. осуществление нормирования выбросов ПГ;
  3. определение требований и создание государственных информационных ресурсов в области изменения климата, поддержка частных информационных ресурсов в области изменения климата;
  4. ведение кадастра выбросов ПГ;
  5. подтверждение и верификация оценок выбросов ПГ через систему региональных органов;
  6. применение установленных мер ответственности к лицам, нарушающим законодательство Российской Федерации о регулировании и осуществлении деятельности в сфере эмиссии и поглощения ПГ.

5 Конкретные действия  по реализации  киотского протокола  в России

В первом разделе Плана "Реализация политики и основных мер, направленных на сокращение выбросов и увеличение абсорбции парниковых газов" перечислены основные меры по сокращению выбросов в отдельных секторах экономики, установлены показатели, характеризующие выполнение этих мер, и их целевые значения на 2010 г.:

В энергетическом секторе необходимо осуществить:

  1. повышение эффективности производства электрической и тепловой энергии;
  2. повышение эффективности функционирования муниципальных систем теплоснабжения, показателем которого является коэффициент потерь тепловой энергии в системах теплоснабжения;
  3. рост использования возобновляемых источников энергии, показателем которого является увеличение относительного объема использования возобновляемых источников энергии в общем объеме энергопотребления в процентах;
  4. сокращение объемов сжигания нефтяного попутного газа и увеличение объема утилизации попутного нефтяного газа;
  5. сокращение выбросов метана в угольной отрасли и увеличение объема утилизации шахтного метана;
  6. снижение энергоемкости продукции в промышленности и в строительном секторе;
  7. снижение потерь газа в магистральных газопроводах и распределительных сетях.
  8. В целях увеличения стока парниковых газов на землях Государственного лесного фонда необходимо осуществить:
  9. мероприятия по созданию лесных культур, результатом которых должен стать чистый прирост лесных площадей в управляемых бореальных и умеренных лесах;
  10. комплекс мероприятий по содействию естественному возобновлению леса, что должно привести к приросту лесных площадей;
  11. мероприятия по уходу за лесными культурами с приростом площадей ухода.

Информация о работе Киотский протокол