Энергетика и окружающая среда

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:27, доклад

Краткое описание

ЦЕЛЬ: обобщить и систематизировать знания учащихся о воздействии объектов энергетического комплекса на окружающую среду.
ЗАДАЧИ:
 обучения: выявить сформированность умения учащихся составлять
экологический прогноз; самостоятельно прорабатывать источники информации; работать в группе;
 воспитания: способствовать формированию у учащихся гражданской позиции;
 развития: способствовать дальнейшему развитию навыков самостоятельного получения знаний, делать умозаключения, составлять прогнозы, отстаивать свою точку зрения.
ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, экран, CD-презентация.
ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: урок - семинар.

Файлы: 1 файл

energetika_i_okruzhayushchaya_sreda_pererabotannyy.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

 

Недостатками  в работе СЭС являются:

    1. при строительстве необходимы огромные площади под зеркала и батареи;
    2. возможны изменения в тепловом и радиационном балансах.

 

Недостатками  геоТЭС являются:

    1. тепловое загрязнение среды;
    2. засоленные воды необходимо либо перекачивать в океан, либо нагнетать в землю, что может привести к засолению почв;
    3. концентрация сероводорода атмосфере близ геоТЭС достаточно велика, что влияет на здоровье людей.

 

После ответов учащихся в подтверждение выводов о  далеко небезобидных последствиях использования альтернативных источников энергии демонстрируется слайд №.3 Презентация 3 окончание «Дешевая энергия? Да. Безвредность для окружающей среды? Необязательно.»

Далее учитель предлагает учащимся сделать общий вывод  по семинару, корректируя и дополняя ответы.

Вывод по уроку звучит, приблизительно, следующим образом.

  1. Наиболее экологически чистыми и безопасными являются ГЭС. Однако их строительство сопряжено с сильными изменениями ландшафта.
  2. Экологически чистым, но небезопасным источником получения энергии  являются АЭС.
  3. Наибольшее загрязнение окружающей среды сопряжено с работой ТЭС.
  4. Нетрадиционные источники получения энергии не должны рассматриваться как панацея, т.к. их воздействие на окружающую среду может достигать значительных размеров. К тому же, они могут обеспечить лишь 20-30% от всех потребностей энергии.
  5. Наиболее рациональным будет являться комбинированное использование источников энергии.
  6. При выборе того или иного источника необходима оценка как природных условий и ресурсов, так и экологических последствий воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
  7. Как показывает история развития энергетики, в подавляющих случаях, в возникновении аварий присутствует «человеческий фактор».

Завершается семинар цитатой Дж. Драйфуса «Если человек хочет жить на этой Земле…, то ему придётся проявить мудрость при выборе между теми нововведениями, которые он способен контролировать, и теми, которыми он управлять не в состоянии»

(слайд №4 Презентация 3 окончание)

Комментирование оценок за урок.

Вопросы к семинару.

  1. Назовите типы электростанций, представляющие современный энергетический комплекс России.
  2. Что служит топливом на ТЭС? Какое влияние ТЭС оказывают на окружающую среду?
  3. Какие крупные аварии произошли в ходе работе ГЭС в нашей стране? Что явилось их причиной и каковы последствия?
  4. Какие существуют пути решения проблемы загрязнения окружающей среды работой ТЭС?
  5. Назовите крупнейшие ГЭС России. Какие экологические достоинства они имеют по сравнению с ТЭС?
  6. Назовите негативные экологические последствия строительства ГЭС на равнинных реках. Приведите конкретные примеры, подтверждающие негативные экологические последствия.
  7. Какие крупные аварии произошли в ходе работе ГЭС в нашей стране? Что явилось их причиной и каковы последствия?
  8. Каковы пути решения данных экологических проблем?
  9. Перечислите экологические проблемы АЭС.
  10. Оцените фактор риска в работе АЭС. Какие доводы приводят в пользу АЭС сторонники развития атомной энергетики?
  11. Какие крупные аварии произошли в ходе работе АЭС в нашей стране? Что явилось их причиной и каковы последствия?
  12. Каким образом решается проблема захоронения радиоактивных отходов?
  13. Что говорится в российском законе «Об охране окружающей среды» об экологических требованиях при решении энергетических проблем?
  14. Какие виды электростанций относят к альтернативным источникам получения энергии?
  15. Как вы считаете, от чего будет зависеть эффективность работы гелиоустановок. Аргументируйте свою точку зрения.
  16. Оцените возможности использования гелиоресурсов в разных районах мира. Предложите наиболее перспективные из них.
  17. В чем будет заключаться негативное влияние работы СЭС на окружающую среду?
  18. Оцените возможности использования ветроэнергетических ресурсов в разных районах мира. Предложите наиболее перспективные из них.
  19. В чем будет заключаться негативное влияние работы ВЭС на окружающую среду?
  20. Не является ли, на ваш взгляд, идея замены традиционных источников получения энергии на альтернативные утопичной? Ответ обоснуйте.
  21. В 70-е годы среди энергетиков мира существовала уверенность, что через каких-нибудь 10 – 15 лет ПЭС будут производить, чуть ли не ¼ всей электроэнергии, необходимой человеку. Почему не сбылись прогнозы специалистов?
  22. В чем будет заключаться негативное влияние работы ПЭС на окружающую среду?
  23. Спрогнозируйте последствия строительства Туруханской ГЭС на реке Нижняя Тунгуска. При этом предполагается построить плотину высотой 200 метров. Для прогноза используйте карты атласа: физическую, климатическую, населения.
  24. Увеличение мощности турбогенераторов до 1200 МВт дает огромный экономический выигрыш за счет повышения КПД. Поэтому специалисты предлагали создание в районах месторождений угля крупных ТЭК, поскольку перевозки угля в районы потребления связаны с неизбежными потерями и слишком дороги. Казалось более выгодно переработать уголь на месте, а полученную энергию передавать. Например, первоначально на базе открытых угольных разработок КАТЭКа предполагали построить 10 мощных ТЭС. На каждой ежегодно в отвалы будет уходить 1,2 млн. тонны золы и шлака. Достаточно несложных арифметических действий, чтобы представить будущее этого края кристально чистых озер и девственно зеленой тайги. Стало также ясно, что природа не будет способной к самовосстановлению при наличии 10 ТЭС. Ведь каждый энергоблок современной электростанции ежечасно выбрасывает через дымоходы больше 4 млн. м³ отходящих газов, содержащих примерно 1 тыс. тонн углекислого газа, 4 тонны вредных соединений.

Предложите пути решения  данной проблемы.

Рекомендуемая литература

  1. Атомные электростанции. М.: Ключ, 1997.
  2. Ауст. Атомная энергия. М.: Слово, 1997.
  3. Б. Дж. Бринкворт. Солнечная энергия для человека // IEER №6, 1996.
  4. Жимерин Д. Г.  Проблемы развития энергетики //Наука и техника №5, 1997.
  5. Журнал «Наука и жизнь», №5. 1990.
  6. Журнал «Наука и жизнь», №№ 5, 6, 7, 12. 1989.
  7. Информация об аварии на Чернобыльской АЭС и её последствиях, подготовленная для МАГАТЭ // Атомная энергия, т. 61, вып. 5, ноябрь 1986
  8. Мир ищет энергию. Мир, 1981.
  9. Надежность ТЭС. [Электронный ресурс]: Росэнергосервис. Электронная библиотека по энергетике. Режим доступа: http://lib.rosenergoservis.ru/nadegnost-tec?start=5
  10. Носков А.С., Савинкина М.А., Анищенко Л.Я. Воздействие ТЭС на окружающую среду и способы снижения наносимого ущерба (технологические аспекты). Аналитический обзор. Новосибирск, 1990.
  11. О причинах и обстоятельствах аварии на 4 блоке чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. [Текст]: Доклад Комиссии Госпроматомнадзора СССР, 1991 (Приложение I к INSAG-7)
  12. О причинах и обстоятельствах аварии на 4 блоке чернобыльской АЭС и меры по повышению безопасности АЭС с реакторами РБМК. [Текст]: Доклад рабочей группы экспертов СССР, 1991 (Приложение II к INSAG-7)
  13. Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к Закону России. М., 1993.
  14. Природопользование 10-11кл. М., Просвещение.
  15. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания т.3. М., Мир, 1995.
  16. Щинников П.А. Некоторые экологические проблемы, возникающие при работе ТЭС и возможные пути их решения: Учебное пособие. –Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006.
  17. Экология России. Учебник для 9-11 классов. М.:АО “МДС”, 1996.
  18. Энергетика и безопасность // IEER, 1997.
  19. Энергетика и природа. М.: Мысль, 1982.
  20. ГЭС – форум хакасского народа. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.khakasia.com/forum/showthread.php?t=471
  21. Ростехнадзор назвал причины аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Акт расследования. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://news.babr.ru/?IDE=81341

Информация о работе Энергетика и окружающая среда