Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:27, доклад
ЦЕЛЬ: обобщить и систематизировать знания учащихся о воздействии объектов энергетического комплекса на окружающую среду.
ЗАДАЧИ:
обучения: выявить сформированность умения учащихся составлять
экологический прогноз; самостоятельно прорабатывать источники информации; работать в группе;
воспитания: способствовать формированию у учащихся гражданской позиции;
развития: способствовать дальнейшему развитию навыков самостоятельного получения знаний, делать умозаключения, составлять прогнозы, отстаивать свою точку зрения.
ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, экран, CD-презентация.
ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: урок - семинар.
ЭНЕРГЕТИКА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
ЦЕЛЬ: обобщить и систематизировать знания учащихся о воздействии объектов энергетического комплекса на окружающую среду.
ЗАДАЧИ:
экологический прогноз; самостоятельно прорабатывать источники информации; работать в группе;
ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: урок - семинар.
На доску спроецировано изображение 1 слайда – тема урока: «Энергетика и окружающая среда»
Слайд 2. Его содержание является эпиграфом к уроку.
«Природа не признает шуток;
Она всегда правдива,
Всегда серьезна,
Всегда строга,
Она всегда права;
Ошибки же и заблуждения исходят от людей»
Гёте
Вступительное слово учителя.
Наш семинар посвящен одной из наиболее насущных проблем современности – влияния энергетики на окружающую среду. Энергетика составляет основу экономического развития любой страны, а, следовательно, является необходимым условием для создания материальных ценностей для человека. Очевидно, что без развития энергетики у нас нет будущего. В то же время является и очевидным мощное отрицательное её воздействие на окружающую среду. Каков же выход из создавшейся ситуации? Каковы перспективы развития энергетики? Рассмотрению данных вопросов и посвящен наш семинар.
Учитель. Итак, первый блок вопросов посвящен рассмотрению проблемы влияния АЭС на окружающую среду. Почему человечество содрогается при слове «атомная энергия»? Почему в мире огромное количество людей даже не хотят слышать об использовании атомной энергии?
Слайд №3. «Почему наша общественность страдает
радиофобией?
Все дело в незнании»
Далее следуют ответы учащихся на вопросы по теме семинара, к ответам на которые они должны были подготовиться дома. Учитель корректирует ответы.
В результате обсуждения вопросов учащиеся сами, а в случае затруднения, учитель подводит их к следующим выводам.
Основными причинами аварий на АЭС являются:
несоответствие реактора нормам безопасности;
наличие опасных конструктивных особенностей реактора;
низкое качество регламента эксплуатации в части обеспечения безопасности;
отсутствие должного контроля;
ошибки персонала и нарушения инструкций.
Учитель. Следующий блок вопросов посвящен рассмотрению проблемы влияния на окружающую среду ТЭС. (Демонстрируется слайд №5 «ТЭС – наша гордость или беда?»). Более 80 лет назад были созданы мощнейшие гиганты индустрии – ТЭС. Они являлись гордостью нашей страны. Однако мало кто задумывался в те времена, когда первостепенной задачей было обеспечение населения и производства электроэнергией и теплом, о последствиях влияния ТЭС на природу. Какие же проблемы сопряжены с работой ТЭС?
Далее следуют ответы учащихся на вопросы по теме семинара.
Учащиеся в ходе рассмотрения данного блока вопросов приходят к выводам, что основными проблемами работы ТЭС являются:
(При рассмотрении вопроса о степени подверженности радиоактивному облучению окружающей среды при работе ТЭС или АЭС демонстрируется слайд №6 «ТЭС – это гигантские кочегарки, выбросы которых за 5 лет на несколько порядков превышают количество неплановых отходов АЭС за последние 50 лет»).
Учитель. 3-й блок вопросов посвящен рассмотрению влияния на природу ГЭС. Так же, как и ТЭС, ГЭС являются одним из основных типов электростанций в нашей стране. Существуют ли проблемы использования гидроэнергии? Ведь ГЭС считаются наиболее чистыми источниками получения энергии. Кроме того, по сравнению с вышеперечисленными типами электростанций, для работы ГЭС используется возобновимый источник энергии – вода.
Учащиеся, отвечая на вопросы, должны подойти к выводу о том, что основными экологическими проблемами использования ГЭС являются:
Основными причинами аварий на ГЭС являются:
(демонстрация слайдов №№2 и 3 с изображением МГЭС Презентация 2 продолжение)
(Итогом рассмотрения блока является демонстрация слайда №4 Презентация 2 продолжение «Никто не может утверждать, что гидроэнергетика не создает проблем. Но если мы учтем загрязнения среды и потенциальные опасности других отраслей энергетики, то гидроэнергия будет выглядеть гораздо более надежной»).
Учитель. Мы переходим к рассмотрению последнего блока вопросов, посвященного использованию альтернативных источников получения энергии. Являются ли альтернативные источники получения энергии панацеей в решении вопросов экономии ресурсов, охраны окружающей среды от загрязнения?
Далее следуют ответы учащихся. В ходе беседы ученики приходят к выводу о том, что широкое использование нетрадиционных источников получения энергии сопряжено с достаточно широким спектром проблем.
По ходу изложения
материала демонстрируются
(Демонстрация слайдов №№ 5 – ПЭС, 6 – ВЭС Презентация 2 продолжение, 1 – ГеоТЭС, 2 – СЭС Презентация 3 окончание)
В результате обсуждений вопросов учащиеся должны придти к следующим выводам.
Общими недостатками нетрадиционных источников получения энергии являются: