ЭНЕРГЕТИКА И ОКРУЖАЮЩАЯ
СРЕДА
ЦЕЛЬ: обобщить и систематизировать
знания учащихся о воздействии объектов
энергетического комплекса на окружающую
среду.
ЗАДАЧИ:
- обучения: выявить сформированность умения
учащихся составлять
экологический прогноз; самостоятельно
прорабатывать источники информации;
работать в группе;
- воспитания: способствовать формированию
у учащихся гражданской позиции;
- развития: способствовать дальнейшему
развитию навыков самостоятельного получения
знаний, делать умозаключения, составлять
прогнозы, отстаивать свою точку зрения.
ОБОРУДОВАНИЕ: проектор,
экран, CD-презентация.
ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний
и умений.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: урок - семинар.
ХОД УРОКА
На доску спроецировано
изображение 1 слайда – тема урока: «Энергетика
и окружающая среда»
- Организационный этап.
- Этап обобщения и систематизации знаний и умений
Слайд 2. Его содержание является эпиграфом к уроку.
«Природа не признает шуток;
Она всегда правдива,
Всегда серьезна,
Всегда строга,
Она всегда права;
Ошибки же и заблуждения исходят от людей»
Гёте
Вступительное слово учителя.
Наш семинар посвящен одной из наиболее
насущных проблем современности
– влияния энергетики на окружающую
среду. Энергетика составляет основу экономического
развития любой страны, а, следовательно,
является необходимым условием для создания
материальных ценностей для человека.
Очевидно, что без развития энергетики
у нас нет будущего. В то же время является
и очевидным мощное отрицательное её воздействие
на окружающую среду. Каков же выход из
создавшейся ситуации? Каковы перспективы
развития энергетики? Рассмотрению данных
вопросов и посвящен наш семинар.
Учитель. Итак, первый
блок вопросов посвящен рассмотрению
проблемы влияния АЭС на окружающую среду.
Почему человечество содрогается при
слове «атомная энергия»? Почему в мире
огромное количество людей даже не хотят
слышать об использовании атомной энергии?
Слайд №3. «Почему наша общественность страдает
радиофобией?
Все дело в незнании»
Далее следуют ответы
учащихся на вопросы по теме семинара, к ответам
на которые они должны были подготовиться
дома. Учитель корректирует ответы.
При рассмотрении вопроса
крупных аварий в истории отечественной атомной энергетики можно
использовать слайды соответствующего
содержания, например, «Авария на Чернобыльской
АЭС» (Слайд №4)
В результате обсуждения
вопросов учащиеся сами, а в случае затруднения, учитель
подводит их к следующим выводам.
Основными проблемами АЭС являются:
- масштаб последствий в случае катастроф;
- проблема захоронения отходов;
- демонтаж АЭС;
- выбор места закладки.
Основными причинами
аварий на АЭС являются:
несоответствие реактора нормам безопасности;
наличие опасных конструктивных
особенностей реактора;
низкое качество регламента
эксплуатации в части обеспечения
безопасности;
отсутствие должного контроля;
ошибки персонала и нарушения инструкций.
Предполагаемые пути
выхода:
- разработка усовершенствованных реакторов с многостепенной защитой корпуса;
- учет тектонических особенностей местности;
- повышение системы контроля на предприятии;
- сокращение количества отходов за счет совершенствования технологии обработки сырья;
- вторичная переработка сырья;
- совершенствование технологии захоронения отходов в целях большей безопасности на всех стадиях технологического процесса и этапах работы. (Подземное размещение реактора в скальных породах).
Учитель. Следующий блок вопросов посвящен рассмотрению
проблемы влияния на окружающую среду
ТЭС. (Демонстрируется слайд №5 «ТЭС – наша гордость или беда?»). Более 80 лет назад были созданы мощнейшие
гиганты индустрии – ТЭС. Они являлись
гордостью нашей страны. Однако мало кто
задумывался в те времена, когда первостепенной
задачей было обеспечение населения и
производства электроэнергией и теплом,
о последствиях влияния ТЭС на природу.
Какие же проблемы сопряжены с работой
ТЭС?
Далее следуют ответы
учащихся на вопросы по теме семинара.
Учащиеся в ходе рассмотрения
данного блока вопросов приходят
к выводам, что основными проблемами работы
ТЭС являются:
- сильное химическое, тепловое, шумовое, электромагнитное и радиационное загрязнение среды в результате сжигания топлива, как следствие:
- ухудшение здоровья людей;
- выпадение кислотных дождей;
- закисление почв, изменение кислотности вод и, как следствие, сокращение видового разнообразия растительности и животного мира;
- увеличение радиационного фона территории;
- разрушение и сильное загрязнение почв вблизи предприятий (техногенные пустыни);
- эвтрофикация вод и их цветение в результате сбросов подогретых вод, как следствие – смена экосистем.
Причинами отказа и повреждений
в работе энергооборудования, приводящих к
авариям, являются:
просчеты при конструировании;
низкое качество изготовления;
Предполагаемые пути
выхода:
- совершенствование процессов обработки сырья и производства энергии: облагораживание угля с помощью нагрева; применение «сухой», «мокрой», тонкой очистки газов;
- своевременная замена оборудования и ремонт высокого технологического уровня с учетом нормативно-технической документации и диагностики;
- рациональное размещение источников загрязнений: вынос промышленных предприятий из крупных городов в районы с непригодными или малопригодными для с/х использования землями; оптимальное расположение предприятий с учетом топографии местности и розы ветров;
- установление санитарно-защитных зон вокруг предприятий;
- рациональная планировка городской застройки, обеспечивающая оптимальные экологические условия для человека.
(При рассмотрении
вопроса о степени подверженности радиоактивному
облучению окружающей среды при работе
ТЭС или АЭС демонстрируется слайд №6
«ТЭС – это гигантские кочегарки, выбросы
которых за 5 лет на несколько порядков
превышают количество неплановых отходов
АЭС за последние 50 лет»).
Учитель. 3-й блок вопросов посвящен рассмотрению
влияния на природу ГЭС. Так же, как и ТЭС,
ГЭС являются одним из основных типов
электростанций в нашей стране. Существуют
ли проблемы использования гидроэнергии?
Ведь ГЭС считаются наиболее чистыми источниками
получения энергии. Кроме того, по сравнению
с вышеперечисленными типами электростанций,
для работы ГЭС используется возобновимый
источник энергии – вода.
При рассмотрении вопроса
крупных аварий в истории отечественной гидроэнергетики можно
использовать слайды соответствующего
содержания, например, «Авария на Саяно-Шушенской
ГЭС» (Слайд №1. Презентация 2 продолжение)
Учащиеся, отвечая на
вопросы, должны подойти к выводу
о том, что основными экологическими
проблемами использования ГЭС являются:
- затопление земель (заливных высокопродуктивных лугов, лесных массивов, населенных пунктов);
- уменьшение содержания кислорода в воде, оттекающей от плотины;
- снижение скорости течения рек, замедление процессов водообмена и самоочищения;
- повышение сейсмической активности в некоторых районах вследствие меняющегося уровня давления воды на литосферу;
- изменение микроклимата окружающей территории;
- подтопление берегов, заболачивание, оползневые процессы;
- развитие сине-зеленых водорослей;
- сокращение стада ценных промысловых рыб;
- заболевания рыб, разрушение нерестилищ и зимовальных ям.
- изменение местообитаний многих видов животных, растений и др.
Основными причинами
аварий на ГЭС являются:
- просчеты при проектировании и размещении;
просчеты при возведении конструкций;
низкое качество монтажных работ;
- нарушение техники безопасности при эксплуатации и проведении ремонтных работ;
Предполагаемые пути выхода:
осуществление постоянного контроля над техническим состоянием сооружения;
своевременный ремонт и замена оборудования;
установка современных приборов и программного обеспечения для контроля процессов, происходящих на ГЭС;
конструирование новых типов гидроагрегатов;
- усиление степени защиты гидроагрегатов;
Создание мини ГЭС – МГЭС, способных решить проблемы отдельных хозяйств: воздействие их на природу незначительно. Эти электростанции не требуют затопления больших территорий,
они снижают пики полноводья, улучшают
водообмен и аэрацию. Водохранилища МГЭС
способствуют развитию поливного земледелия,
рыборазводных хозяйств, улучшению условий
районного водоснабжения, созданию рекреационных
зон. МГЭС максимально приближена к потребителю,
то есть, потери энергии при ее передаче
сводятся к минимуму.
(демонстрация
слайдов №№2 и 3 с изображением МГЭС Презентация 2 продолжение)
(Итогом рассмотрения блока является
демонстрация слайда №4 Презентация 2
продолжение «Никто не может утверждать,
что гидроэнергетика не создает проблем.
Но если мы учтем загрязнения среды и потенциальные
опасности других отраслей энергетики,
то гидроэнергия будет выглядеть гораздо
более надежной»).
Учитель. Мы переходим к рассмотрению последнего
блока вопросов, посвященного использованию
альтернативных источников получения
энергии. Являются ли альтернативные источники
получения энергии панацеей в решении
вопросов экономии ресурсов, охраны окружающей
среды от загрязнения?
Далее следуют ответы учащихся. В ходе беседы ученики
приходят к выводу о том, что широкое использование
нетрадиционных источников получения
энергии сопряжено с достаточно широким
спектром проблем.
По ходу изложения
материала демонстрируются слайды
о каждом рассматриваемом типе электростанций.
(Демонстрация слайдов
№№ 5 – ПЭС, 6 – ВЭС Презентация 2 продолжение,
1 – ГеоТЭС, 2 – СЭС Презентация 3 окончание)
В результате обсуждений вопросов учащиеся
должны придти к следующим выводам.
Общими недостатками нетрадиционных
источников получения энергии являются:
- дороговизна установок;
- непостоянная выработка энергии;
- не повсеместная возможность использования, т.к. территории по-разному обеспечены природными условиями и ресурсами;
- низкий процент выработки энергии.
Недостатками в работе
ПЭС являются:
- строительство длинных линий электропередач приведут к электромагнитному загрязнению окружающей среды;
- естественный цикл приливов при строительстве плотин в заливах будет приближен к океаническому, что в свою очередь приведет к следующим последствиям:
- вторжению морской воды в прибрежные пресные колодцы;
- затоплению прибрежных территорий;
- усилению береговой эрозии;
- непригодности к использованию береговой полосы из-за высоких приливов;
- к размыванию и переносу песчаных отмелей и заполнению
песком существующих судоходных русел
из-за увеличения амплитуды приливов,
а, следовательно, возникнет необходимость
в составлении новых навигационных карт;
- к изменению видового разнообразия прибрежных сообществ, особенно мигрирующих видов рыб и птиц;
- нарушению температурной стратификации вод; в результате перемешивания в верхние слои будет поступать большое количество питательных веществ, что повлияет на рост биологической продуктивности. Однако
обилие водорослей, зоопланктона может
иметь двоякие последствия;
- усилению туманов и морских ветров из-за понижения температуры на 1°С, т.к. при перемешивании
вод прибрежные территории будут остывать.
Недостатками в работе
ВЭС являются:
- шумовое загрязнение;
- помехи в приеме теле- и видеокоммуникаций;
- вызывают гибель большого числа птиц;
- при строительстве из использования выводятся большие земельные площади;
- изменения в режиме перемещения воздушных масс;
- производство усовершенствованных дорогостоящих материалов для ветряков.