Энергетическая отрасль

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 17:57, реферат

Краткое описание

Энергетическая отрасль – одна из ведущих в Беларуси. От ее стабильной и эффективной работы, обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения зависит работа всех других отраслей народного хозяйства республики, комфорт и благополучие граждан. Какими темпами ведется обновление генерирующих мощностей белорусской энергетики? Будет ли новая программа модернизации энергосистемы еще масштабней, чем действующая? Расширяется ли участие иностранных инвесторов в проектах строительства и реконструкции энергообъектов в Беларуси? В Беларуси начато создание новой отрасли - ядерной энергетики.

Файлы: 1 файл

blank_po_UUD.docx

— 30.85 Кб (Скачать)

 

         Предусматривается,  что сотрудничество будет осуществляться  в результате гармонизации энергетической  политики Беларуси и России, выполнения  совместных энергетических проектов. Предполагается разработка инструментов, регулирующих совместную внешнеэкономическую деятельность, в том числе подготовка соглашений и совместных программ по различным сферам деятельности в ТЭК.

 

           При подготовке проекта программы  белорусская сторона основывалась  на принципе создания равных  условий для субъектов хозяйствования  России и Беларуси, заложенном  в Договоре о создании Союзного  государства, а также на договоренностях,  достигнутых в рамках Союзного  государства, СНГ и ЕврАзЭС.  Проект программы одобрен Президиумом  Совета Министров Беларуси. 28 октября  2009 года документ был рассмотрен  и в целом одобрен на заседании  Совета Министров Союзного государства. 10 декабря вопрос о программе  рассмотрен на заседании Высшего  Государственного Совета Союзного  государства. В настоящее время ведется доработка проекта программы по трем неурегулированным вопросам в газовой и нефтяной сферах. Наиболее принципиальным из них для Беларуси является вопрос ценообразования на поставку в республику российского природного газа на основе принципа равнодоходности при формировании Российской Федерацией внутренних и экспортных цен на газ. 

 

            Выполнение программы позволит  обеспечить перевод двустороннего  торгово-инвестиционного сотрудничества  в сфере энергетики на новый  количественный и качественный  уровень. Широкий спектр мероприятий  по сотрудничеству в ТЭК, их  актуальность и обоснованность, определенность сроков реализации  и адресность обеспечат развитие  энергетики в интересах Республики  Беларусь и Российской Федерации.  Результатом должны стать эффективная  реализация внешнеэкономического  потенциала субъектов хозяйствования, осуществление (увеличение) экспорта  электроэнергии в третьи страны, а также услуг по транзиту  электроэнергии и газа. Предполагается улучшение финансового состояния энергетических предприятий и создание предпосылок для их стабильной работы в условиях развития рыночных отношений в топливно-энергетической комплексе, совместная реализация инвестиционных проектов, в том числе строительства АЭС, гидроэлектростанций, подземных хранилищ газа на территории Беларуси.

 

    P.S    Как сообщает regnum.ru, российская сторона настаивает на том, что до подписания соглашения с Беларусью соглашения о сооружении атомной электростанции должно быть создано совместное предприятие по сбыту электроэнергии.

 

    По  словам источника  в органах госуправления Беларуси, в пакет соглашений о строительстве  АЭС включено условие о создании  СП, которое должно специализироваться  на сбыте электричества. Россия  настаивает на том, чтобы СП  было создано уже сейчас, однако  наших чиновников этот вариант  категорически не устраивает, так  как российская сторона в этом  случае получит право на обладание  50% прибыли от продажи электроэнергии, которую будет вырабатывать БелАЭС.

 

    Ранее Беларусь  пыталась найти других подрядчиков   для строительства БелАЭС. В частности,  в качестве таковых рассматривался  Иран и французская компания  АРЕВА. 

 

    3. Новая отрасль   –ядерная энергетика

 

     Концепцией  энергетической безопасности Республики  Беларусь, утвержденной Указом Президента  Республики Беларусь № 433 от                        17 сентября 2007 г., предусмотрен ввод  к 2020 двух энергоблоков суммарной  электрической мощностью около  2000 МВт., для повышения  энергетической безопасности страны и диверсификации видов топлива.

 

 

    В Беларуси планируется  построить  атомную электростанцию  в составе  двух энергоблоков  общей мощностью  около 2,4 тыс.  МВт с вводом в эксплуатацию первого энергоблока в 2016 году и второго – в 2018 году. Строительство АЭС позволит укрепить энергетическую безопасность страны, снизить себестоимость производства электроэнергии, а, следовательно, и рост тарифов на ее отпуск. Уменьшатся выбросы парниковых газов, будут выведены из работы устаревшие и малоэффективные генерирующие мощности. Расчеты, выполненные учеными НАН Беларуси, показали, что с пуском АЭС себестоимость электроэнергии в целом по энергосистеме снизится примерно на 20%, при этом в расчетах не принималось повышение цен на газ. Годовой объем закупок природного газа сократится на 4-5 млрд. куб.м. Как показывает анализ, топливная составляющая в себестоимости производства электрической энергии на АЭС составляет в мире от 12 до 25%, в то время как на обычных электростанциях - около 70%. В абсолютных ценах топливная составляющая на АЭС колеблется от 0,2 до 1 цента на 1 кВт.ч, на обычных тепловых электростанциях у нас в стране в 2009 году эта величина составила 5,63 цента на 1 кВт.ч.

 

    Таким образом,  рост цен на урановое сырье  (оно в топливной составляющей 8-10%) не приведет к значительному   росту тарифов, как при росте   цен на органическое топливо.  Следует  также отметить, что  строительство  атомной электростанции  будет способствовать экономическому  и социальному развитию региона  размещения АЭС. Выполнение заказов  для АЭС позволит поднять   технический, технологический уровень   промышленных предприятий республики  и повысить квалификацию кадров. Опыт, приобретенный при строительстве   АЭС, в перспективе позволит  использовать промышленный и  кадровый потенциал  страны  при возведении объектов ядерной   энергетики как в республике, так и за рубежом. 

 

 

Приоритеты  развития   топливно-энергетического  комплекса

развитие и модернизация энергетических источников за счет внедрения  высокоэффективных парогазовых  технологий на действующем паросиловом  оборудовании, строительство новых  парогазовых блоков, повышение эффективности  за счет модернизации турбин, установки  генерирующего оборудования в действующих  котельных и преобразование их в  мини-ТЭЦ

диверсификация существующего  топливно-энергетического баланса  в целях обеспечения энергетической безопасности государства в том числе вовлечение  в баланс  ядерного топлива, каменного угля и максимальное вовлечение местных видов топлива и возобновляемых источников энергии

наращивание подземных хранилищ природного газа

развитие сетевой инфраструктуры и наращивание экспортных и транзитных возможностей, продолжение газификации  страны

организация собственного производства энергетического оборудования

внедрение современных энергосберегающих  технологий во всех отраслях экономики.

 

      Постановлением  Совета Безопасности Республики  Беларусь № 1 от 31 января 2008г. «О  развитии атомной энергетики  Республики Беларусь» принято  решение о строительстве в  Республике Беларусь атомной  электростанции суммарной электрической  мощностью 2000 МВт с вводом в эксплуатацию - первого энергоблока в 2016 году, второго - в 2018 году.

 

Преимущества  ввода АЭС  в  энергосистему Беларуси

повышение уровня энергетической безопасности за счет диверсификации энергоисточников по видам топлива;

замещение  до 5 млн. т у.т. органического топлива (природного газа) из баланса энергосистемы ;

снижение затрат на топливо  для энергосистемы  в год к 2020 году на 250 – 300 миллионов долларов в год при темпах роста стоимости  органического топлива в пределах 3 – 5 % ;

снижение себестоимости  производства электрической энергии;

снижение выбросов парниковых газов в атмосферу на          7-10 млн. тонн.

 

 

 

Создание  инфраструктуры

 

         Указом  Президента Республики Беларусь  «О некоторых мерах по строительству  атомной электростанции» № 565 от 12 ноября 2007 г. предусматривается: 

создание регулирующего  органа – Департамента по ядерной  и радиационной безопасности в МЧС

для осуществления функций  заказчика - создание государственного учреждения «Дирекция строительства  атомной электростанции»

определение генеральным  проектировщиком – РУП «Белнипиэнергопром»  организацией, выполняющей научное  сопровождение работ по строительству  АЭС – ГНУ «Объединенный институт энергетических и ядерных  исследований – Сосны» НАН Беларуси

 

Указом  Президента Республики Беларусь № 378 от 10 июля 2008г. Для формирования и реализации государственной политики в области  развития ядерной энергетики в структуре  Минэнерго создан Департамент по ядерной энергетике.

 

Разработка  законодательной  базы развития ядерной  энергетики

 

     Закон Республики  Беларусь «Об использовании атомной  энергии» (введен в действие в  июле 2008 года):

 определяет правовую  базу безопасного развития     ядерной энергетики;

 устанавливает разграничение  полномочий органов государственного  и местного управления;

 регламентирует вопросы  размещения, проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации  ядерных установок, транспортирования  и хранения ядерных материалов  и радиоактивных отходов, экспорта  и импорта оборудования, ядерных  материалов и услуг; 

 регламентирует другие  вопросы в области использования   атомной энергии. 

 

О законодательной  и НТ базе использования  атомной энергии

 

       Разработан «План работы республиканских  органов государственного управления  по реализации Закона Республики  Беларусь «Об использовании атомной  энергии», предусматривающий внесение  изменений в действующие и  разработку новых законодательных  и нормативных правовых актов  для приведения их в соответствие  с принятым законом (утвержден Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь В.И.Семашко 22.09.2008)

 

О выборе проекта АЭС

 

    Учеными и специалистами  Беларуси изучен мировой опыт  строительства объектов ядерной  энергетики,  рынок производителей  и поставщиков оборудования с   анализом их предложений, в  том числе  условий финансового  сопровождения, проведены проработки  по выбору проекта  строительства,  возможных исполнителей и поставщиков  оборудования.

 

    Сегодня в мире  разработаны проекты  АЭС   повышенной безопасности и надежности, практически исключающие тяжелые   аварии с выходом радиоактивности   в окружающую среду.

 

    Наиболее  безопасными,  имеющими большой опыт эксплуатации  и составляющими основу мировой   ядерной энергетики являются  АЭС с водо-водяными реакторами  типа ВВЭР (PWR) 3-го поколения.       

 

Сотрудничество  с Российской Федерацией

Вопросы взаимодействия российской и белорусской сторон при реализации проекта строительства АЭС в  Республике Беларусь рассмотрены 21 января 2009 года на встрече с делегацией Государственной корпорации по атомной  энергии «Росатом», возглавляемой  генеральным директором корпорации Кириенко С.В., и принят ряд концептуальных решений.

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»  подтвердила готовность реализовать  проект строительства АЭС в Республики Беларусь «под ключ» в установленные сроки.

 

О заключении межправительственных соглашений

 

Для реализации достигнутых  договоренностей по реализации проекта  строительства  АЭС в Республике Беларусь:

28 мая 2009 г. в г.Минске подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях;

Завершаются внутригосударственные  процедуры согласования проекта  Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в  строительстве на территории Республики Беларусь атомной электростанции;

Ведется разработка контрактных  документов на строительство АЭС.

 

 

О выборе места размещения  АЭС

Выполненные исследования  и изыскания показали, что           на территории республики имеются места  для размещения АЭС.

По результатам исследований  и изысканий из трех конкурентных площадок   Островецкая площадка, расположенная   в Гродненской  области, определена в качестве приоритетной.

Краснополянская и Кукшиновская площадки, расположенные в Могилевской  области, являются резервными.

 

 и т.д.................


Информация о работе Энергетическая отрасль