Экология фосфогипсовых работ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:11, доклад

Краткое описание

Что такое фосфогипс, многие слышали, но мало кто видел, и тем более догадывался, что с ним сейчас что-то делают. А тем временем фосфогипс – побочный продукт производства фосфорных удобрений – достаточно активно применяется в разных областях народного хозяйства. В сельском хозяйстве, например, для мелиорации солонцов, совместно с известью для мелиорации кислых почв, а также для компостирования совместно с биопрепаратами.
К сожалению, все эти нужды не предполагают использования значительного количества фосфогипса, в связи с чем возникают его отвалы, достигающие огромных размеров. Необходимо было решить, как можно использовать фосфогипс и в больших количествах, и безопасно.

Файлы: 1 файл

Statya_Barnaul_Agapov.doc

— 55.00 Кб (Скачать)

ЭКОЛОГИЯ  ФОСФОГИПСОВЫХ ДОРОГ

А.С. Агапов

E-mail: agapovas92@gmail.com

Московский  Педагогический государственный университет, г. Москва, Россия.

Введение

     Что  такое фосфогипс, многие слышали,  но мало кто видел, и тем  более догадывался, что с ним  сейчас что-то делают. А тем временем фосфогипс – побочный продукт производства фосфорных удобрений – достаточно активно применяется в разных областях народного хозяйства. В сельском хозяйстве, например, для мелиорации солонцов, совместно с известью для мелиорации кислых почв, а также для компостирования совместно с биопрепаратами.

К сожалению, все  эти нужды не предполагают использования  значительного количества фосфогипса, в связи с чем возникают  его отвалы, достигающие огромных размеров. Необходимо было решить, как можно использовать фосфогипс и в больших количествах, и безопасно.

В последнее  время наметилась  тенденция к  использованию фосфогипса в другой сфере – строительной, в частности, для строительства автомобильных  дорог.

Естественно, что  сразу после появления технологии строительства дорог с использованием фосфогипса, встал вопрос о безопасности его использования для окружающей среды. Именно это и продиктовало основную цель нашей работы.

 

Цель  работы

Целью работы было определение безопасности для окружающей среды двух автомобильных дорог, сооруженных с использованием фосфогипса, расположенных в городах Балаково Саратовской области и в городе Воскресенске Московской области. Причем в город Балаково была снаряжена экспедиция, организованная Почвенным институтом им. Докучаева РАСХН.

 

Методы  исследования

Основными методами научных исследований мы решили выбрать  два: сравнительно – географический  и аналитический.

С помощью сравнительно – географического метода было решено определить разницу физико-географических условий для Саратовской и Московской областей.

Главная мысль, бросающаяся в глаза – разница  климатических условий. В самом  деле, климат Саратовской области  даже при неплотном изучении можно  назвать резко отличающимся от климата  Московской области.

Следует обратиться к строению фосфогипсовой дороги: не надо думать, что фосфогипс подмешивается, или уж тем более, заменяет асфальт. Нет, он укладывается блоками на  грунт, и на него сверху по обычной технологии укладывается асфальт.

Вся проблема состоит в  том, что в связи с разницей осадочных режимов Московской и Саратовской областей, предсказать, как будет вести себя фосфогипсовое основание в условиях долгого жаркого периода в Саратовской области или же в течение периода стремительного снеготаяния и промывания грунта в Московской, ведь при соединении талых вод с грунтовыми, вредные вещества из фосфогипса могли отравить подземные воды, тем самым нанеся значительный ущерб экосистеме.

Второй метод нашего исследования – аналитический. Использование  его было также необходимо, поскольку необходимо было установить уровни содержания в почвах, расположенных близко к фосфогипсовой дороге, тяжелых металлов и прочих опасных поллютантов, особенно свойственных для фосфогипса Sr и F.

 

Обсуждение  полученных результатов

Для оценки возможного загрязнения окружающей территории при строительстве экспериментальной дороги на разном расстоянии с обеих сторон дороги перпендикулярно дорожному полотну заложено по 6 трансект. Трансекты 1−6 были длиннее (52 м), чем трансекты 7-12 (12 м). Это связано с тем, что на расстоянии 15 м от дороги находится старая свалка. Первая точка опробования заложена на обочине дороги в 50 см от асфальтового покрытия, остальные точки располагались на расстоянии 1,8; 4,0; 7,0; 12,0; 22,0; 32,0; 52,0 м от точки 1. После строительства экспериментальной дороги свалка переместилась и на другую сторону дороги. В настоящее время она идет на расстоянии 25–30 м вдоль дороги.

В качестве фоновой (контроль) использовалась территория, расположенная на расстоянии 52 м  от фосфогипсовой дороги. Для определения содержания контролируемых элементов в природных почвах проведен анализ образцов отобранных по горизонтам из опорного разреза (табл. 1). Данные анализа показали, что количество водорастворимого фтора и валового стронция увеличивается в нижних горизонтах почвы, что объясняется особенностями их геохимического поведения в почвах. Концентрация F и Sr выше в карбонат-содержащих горизонтах (Перельман, 1972). Содержание определяемых элементов не превышает по фтору ПДК1, по стронцию – предельно допустимый уровень по В.В. Ковальскому (1974).

Горизонт

Глубина, см

F, мг/кг

Sr, мг/кг

A

5-30

2,3

148

AB

30-49

2,3

166

Bk

49-69

3,3

207

BCk

69-95

4,7

238


После определения  содержания стронция и фтора в  фоновом образце, были проведены анализы образцов, взятых из трансект (табл. 2).

 

Расстояние  от края полотна дороги

№ трансекты

1

2

3

4

5

6

8

10

12

0

3,2/213

2,5/150

4,99/354

4,98/267

н/о

17,9/846

н/о

21,8/1323

46,7/8947

1,8

2,6/222

1,68/161

1,87/173

1,75/185

41,6/4465

1,75/162

1,9/160

2,5/184

2,9/200

4

2,6/196

2,8/182

2,06/171

1,5/179

19,4/727

2,1/173

2,8/176

2,75/169

3,6/204

7

2,6/179

3,36/200

1,75/161

2,31/201

2,17/162

2,18/166

2,9/182

2,6/172

3/221

12

2,6/148

2,31/155

1,87/158

2/161

2,6/161

2,36/154

1,5/155

3,3/165

3,3/194

22

1,7/161

2,54/155

1,69/160

1,8/158

1,7/157

0,77/169

н/о

н/о

н/о

32

0,6/226

2,3/163

1,44/155

1,84/151

1,8/160

1,43/156

н/о

н/о

н/о


 

Как видно из приведенных данных, превышения ПДК  и ПДУ по стронцию и фтору носят  локальный характер, который вполне может быть обусловлен незначительным причинами, имеющими место только для данной территории.

Данные, полученные при  исследовании дорогие, расположенной  в Московской области также не выбиваются из данного ряда, и свидетельствуют  о благоприятной экологической обстановке в районе дороги.

Выводы

Выводы нашего исследования не могу не обрадовать тех, кто решил  использовать фосфогипс в качестве строительного материала – результаты анализов уверенно показывают мизерно  отличающиеся от фоновых показатели содержания в почвах, расположенных рядом с фосфогипсовыми дорогами поллютантов, главнейшими из которых являются фтор и стронций.

Таким образом. Можно  надеяться, что дальнейшие использование  фосфогипса в качестве дорожностроительного материала будет набирать силу, и горы фосфогипса со временем в нашей стране сойдут на нет.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Любимова И.Н., Борисочкина Т.И. Влияние потенциально-опасных химических элементов, содержащихся в фосфогипсе, на окружающую среду. М.: Почв. ин-т им. В.В.Докучаева, 2007. 46 с.

2. Методические рекомендации по оценке загрязнения городских почв и снежного покрова тяжелыми металлами. М.: Почв. ин-т им. В.В. Докучаева, 1999. 31 с.

3. Методические указания по оценке степени опасности загрязнения почвы химическими веществами. М.: Минздрав СССР, 1987. 25 с.

 


Информация о работе Экология фосфогипсовых работ