Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:11, доклад
Что такое фосфогипс, многие слышали, но мало кто видел, и тем более догадывался, что с ним сейчас что-то делают. А тем временем фосфогипс – побочный продукт производства фосфорных удобрений – достаточно активно применяется в разных областях народного хозяйства. В сельском хозяйстве, например, для мелиорации солонцов, совместно с известью для мелиорации кислых почв, а также для компостирования совместно с биопрепаратами.
К сожалению, все эти нужды не предполагают использования значительного количества фосфогипса, в связи с чем возникают его отвалы, достигающие огромных размеров. Необходимо было решить, как можно использовать фосфогипс и в больших количествах, и безопасно.
ЭКОЛОГИЯ ФОСФОГИПСОВЫХ ДОРОГ
А.С. Агапов
E-mail: agapovas92@gmail.com
Московский Педагогический государственный университет, г. Москва, Россия.
Введение
Что
такое фосфогипс, многие
К сожалению, все эти нужды не предполагают использования значительного количества фосфогипса, в связи с чем возникают его отвалы, достигающие огромных размеров. Необходимо было решить, как можно использовать фосфогипс и в больших количествах, и безопасно.
В последнее
время наметилась тенденция к
использованию фосфогипса в другой
сфере – строительной, в частности,
для строительства
Естественно, что сразу после появления технологии строительства дорог с использованием фосфогипса, встал вопрос о безопасности его использования для окружающей среды. Именно это и продиктовало основную цель нашей работы.
Цель работы
Целью работы было определение безопасности для окружающей среды двух автомобильных дорог, сооруженных с использованием фосфогипса, расположенных в городах Балаково Саратовской области и в городе Воскресенске Московской области. Причем в город Балаково была снаряжена экспедиция, организованная Почвенным институтом им. Докучаева РАСХН.
Методы исследования
Основными методами научных исследований мы решили выбрать два: сравнительно – географический и аналитический.
С помощью сравнительно – географического метода было решено определить разницу физико-географических условий для Саратовской и Московской областей.
Главная мысль, бросающаяся в глаза – разница климатических условий. В самом деле, климат Саратовской области даже при неплотном изучении можно назвать резко отличающимся от климата Московской области.
Следует обратиться к строению фосфогипсовой дороги: не надо думать, что фосфогипс подмешивается, или уж тем более, заменяет асфальт. Нет, он укладывается блоками на грунт, и на него сверху по обычной технологии укладывается асфальт.
Вся проблема состоит в том, что в связи с разницей осадочных режимов Московской и Саратовской областей, предсказать, как будет вести себя фосфогипсовое основание в условиях долгого жаркого периода в Саратовской области или же в течение периода стремительного снеготаяния и промывания грунта в Московской, ведь при соединении талых вод с грунтовыми, вредные вещества из фосфогипса могли отравить подземные воды, тем самым нанеся значительный ущерб экосистеме.
Второй метод нашего исследования – аналитический. Использование его было также необходимо, поскольку необходимо было установить уровни содержания в почвах, расположенных близко к фосфогипсовой дороге, тяжелых металлов и прочих опасных поллютантов, особенно свойственных для фосфогипса Sr и F.
Обсуждение полученных результатов
Для оценки возможного загрязнения окружающей территории при строительстве экспериментальной дороги на разном расстоянии с обеих сторон дороги перпендикулярно дорожному полотну заложено по 6 трансект. Трансекты 1−6 были длиннее (52 м), чем трансекты 7-12 (12 м). Это связано с тем, что на расстоянии 15 м от дороги находится старая свалка. Первая точка опробования заложена на обочине дороги в 50 см от асфальтового покрытия, остальные точки располагались на расстоянии 1,8; 4,0; 7,0; 12,0; 22,0; 32,0; 52,0 м от точки 1. После строительства экспериментальной дороги свалка переместилась и на другую сторону дороги. В настоящее время она идет на расстоянии 25–30 м вдоль дороги.
В качестве фоновой (контроль) использовалась территория, расположенная на расстоянии 52 м от фосфогипсовой дороги. Для определения содержания контролируемых элементов в природных почвах проведен анализ образцов отобранных по горизонтам из опорного разреза (табл. 1). Данные анализа показали, что количество водорастворимого фтора и валового стронция увеличивается в нижних горизонтах почвы, что объясняется особенностями их геохимического поведения в почвах. Концентрация F и Sr выше в карбонат-содержащих горизонтах (Перельман, 1972). Содержание определяемых элементов не превышает по фтору ПДК1, по стронцию – предельно допустимый уровень по В.В. Ковальскому (1974).
Горизонт |
Глубина, см |
F, мг/кг |
Sr, мг/кг |
A |
5-30 |
2,3 |
148 |
AB |
30-49 |
2,3 |
166 |
Bk |
49-69 |
3,3 |
207 |
BCk |
69-95 |
4,7 |
238 |
После определения содержания стронция и фтора в фоновом образце, были проведены анализы образцов, взятых из трансект (табл. 2).
Расстояние от края полотна дороги |
№ трансекты | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
8 |
10 |
12 | |
0 |
3,2/213 |
2,5/150 |
4,99/354 |
4,98/267 |
н/о |
17,9/846 |
н/о |
21,8/1323 |
46,7/8947 |
1,8 |
2,6/222 |
1,68/161 |
1,87/173 |
1,75/185 |
41,6/4465 |
1,75/162 |
1,9/160 |
2,5/184 |
2,9/200 |
4 |
2,6/196 |
2,8/182 |
2,06/171 |
1,5/179 |
19,4/727 |
2,1/173 |
2,8/176 |
2,75/169 |
3,6/204 |
7 |
2,6/179 |
3,36/200 |
1,75/161 |
2,31/201 |
2,17/162 |
2,18/166 |
2,9/182 |
2,6/172 |
3/221 |
12 |
2,6/148 |
2,31/155 |
1,87/158 |
2/161 |
2,6/161 |
2,36/154 |
1,5/155 |
3,3/165 |
3,3/194 |
22 |
1,7/161 |
2,54/155 |
1,69/160 |
1,8/158 |
1,7/157 |
0,77/169 |
н/о |
н/о |
н/о |
32 |
0,6/226 |
2,3/163 |
1,44/155 |
1,84/151 |
1,8/160 |
1,43/156 |
н/о |
н/о |
н/о |
Как видно из приведенных данных, превышения ПДК и ПДУ по стронцию и фтору носят локальный характер, который вполне может быть обусловлен незначительным причинами, имеющими место только для данной территории.
Данные, полученные при исследовании дорогие, расположенной в Московской области также не выбиваются из данного ряда, и свидетельствуют о благоприятной экологической обстановке в районе дороги.
Выводы
Выводы нашего исследования
не могу не обрадовать тех, кто решил
использовать фосфогипс в качестве
строительного материала –
Таким образом. Можно надеяться, что дальнейшие использование фосфогипса в качестве дорожностроительного материала будет набирать силу, и горы фосфогипса со временем в нашей стране сойдут на нет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Любимова И.Н., Борисочкина Т.И. Влияние потенциально-опасных химических элементов, содержащихся в фосфогипсе, на окружающую среду. М.: Почв. ин-т им. В.В.Докучаева, 2007. 46 с.
2. Методические рекомендации по оценке загрязнения городских почв и снежного покрова тяжелыми металлами. М.: Почв. ин-т им. В.В. Докучаева, 1999. 31 с.
3. Методические указания по оценке степени опасности загрязнения почвы химическими веществами. М.: Минздрав СССР, 1987. 25 с.