Экологическое воспитание детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:33, контрольная работа

Краткое описание

Млекопитающие в живом уголке Ознакомление детей с природой » Живой уголок в детском саду

Из небольших зверьков в детски садах держат белок, ежей и морских свинок.

Файлы: 1 файл

ДКР ПО ЭКОЛОГИИ №1 (ОРИГИНАЛ).doc

— 89.00 Кб (Скачать)
 

Северные ездовые  псы спят на снегу, месяцами и годами едят одну вяленую рыбу ― юколу  или мороженую, твердую как камень, которую они грызут очень крепкими зубами. Свернувшись калачиком на снегу, они обязательно прячут свой нос в хвост. Воздух, находящийся между волосками хвоста, нагревается и в легкие собаки попадает уже теплым.

 

Пушистый хвост  белки служит ей заслоном от ветра, когда она, сидя на ветке, лущит еловую шишку или разгрызает кедровый орешек. Во время сна белка ложится спиной к ветру и плотно укутывается хвостом. Так поступают все звери, имеющие длинный пушистый хвост.

 
 

Для того чтобы  быть защитной, окраска животных прежде всего должна соответствовать окружающей обстановке.

 

Зимой земля на Севере покрывается снегом, и многие северные животные надевают к этому времени белый наряд. Заяц-беляк, рыжевато-серый, и поэтому мало заметен летом, а поздней осенью он меняет летнюю одежду на белоснежную шубу. Бывает, что снег не выпадает до января, горе тогда полинявшему косому: его издалека замечают и охотник и лиса...

 

В пустынях и  зимой, и летом все песок да песок, и животные пустынь ― верблюд  и кулан, тушканчик и песчанка ― весь год одеты в однообразную желто-серую одежду.

 

Млекопитающие располагаются на отдых обычно в тени, а если на солнце, то так, чтобы тень от них падала на неровную поверхность, на которой ее контуры уже соответствуют их очертаниям.

 

Чередующиеся  на теле животного темные и светлые  полосы или пятна на определенном расстоянии сливаются, образуя любые оттенки серого цвета.

 

В магазине природы  обитатели лесов, полей и пустынь  не всегда находят подходящие продукты. Зимой нет плодов и ягод, а высохшая трава и семена растений запорошены толстым слоем снега. В пустынях в знойное время-года редко где встретишь зеленую травку или листочек. Как же выходят из положения звери и птицы?

 

Никогда не испытывает недостатка в пище лось ― веток  и коры, его основной пищи, ― вдоволь  и зимой, и летом. Не унывают волки. Если им не удается загнать лося или зарезать косулю, то можно поймать зайца или ночующего под снегом глухаря. А если становится уж очень голодно, то волки навещают колхозную овчарню. Выходит из положения зайчишка, хотя ему иногда приходится поколесить, чтобы найти поваленную осину, клок сена на дороге или торчащую из-под снега кочерыжку.

 

Хомяк, когда  начинают созревать зерна хлебных  злаков, возвращается с промысла, туго набив защечные мешки зерном. В  кладовых у него полный порядок: в  одной хранится горох, во второй кукуруза, в третьей овес.

 

Очень запасливый зверек ― белка. В окрестностях своего гнезда она устраивает множество  кладовых, где хранит орехи, желуди, шишки. Там, где мало орехов и шишек, белка заготавливает впрок грибы, накалывая их на сучки и веточки  высоко над землей.

 

Побольше жира стараются запасти звери, впадающие  в спячку. Хотя во время сна питательных  веществ нужно меньше, совсем без  них никак не обойтись.

 

Большие запасы жира накапливают к зиме медведь  и барсук. Им нужно особенно много  жира. Сон у медведя и барсука чуткий, и температура тела во сне у них не понижается. Если медведю осенью не удается как следует откормиться, то среди зимы он поднимается из берлоги и начинает бродить по лесу в поисках пищи. Такого медведя называют шатуном. Он опасен для домашнего скота.

 

Бурый медведь  ― животное всеядное. Летом он найдет себе пропитание почти в любой  местности. Съест любое животное, которое сумеет поймать. Не побрезгует и такой мелочью, как лягушки, улитки или саранча. К этому добавляется  растительная пища: сладкие ягоды, дикорастущие плоды, сочные корешки. Любит медведь и пчелиный мед. В голодное время он набивает себе желудок травой, мхом и древесной корой...

Медведь―искусный  рыболов. Он хватает свою сверкающую чешуей добычу не лапой, а зубами, крепко прикусывает и лишь тогда наступает на нее одной или двумя передними лапами. Иначе бьющаяся рыба скорее всего вырвется. Поймать рыбу удается не сразу.

Медведь не раз  промахнется, прежде чем поймает  хоть одного лосося. Но у него есть время, а возможная добыча столь обильна и накопила к нересту>столько жира, что, кормясь у реки, медведи легко нагуливают жир, необходимый для долгого зимнего сна.

 

Из зарослей ивняка показалась медведица с двумя  медвежатами. Малыши остались на берегу, а мать с плеском бултыхнулась в реку. Вскоре она выбралась на берег с крупным лососем, которого медвежата тут же у нее отобрали. Сначала они дружно уплетали жирную рыбу вместе, но потом затеяли склоку из-за лучших кусков. Рассорившиеся зверята, встав на задние лапы, отвешивали друг другу увесистые оплеухи. Драка продолжалась, пока не появилась мать со вторым лососем. Она бросила его на землю между медвежатами. Мир сразу же был восстановлен, так как теперь у каждого была своя добыча...

 

Медвежья берлога  ― это охапка наломанных еловых веток и примерно столько же надранного мха, брошенных где-нибудь в лесоповале, под корнями вывороченного дерева, в густом низкорослом ельнике, у которого медведь слегка заламывает верхушки. Снежную крышу берлоги кроет сама природа.

 

Уютные гнезда устраивают белки. Сначала они сплетают из мелких веточек шарообразный остов, а затем внутри него строят свое гнездо из сухой травы, мха, лишайников. В тех местах, где бывают сильные морозы, белки делают стенки гнезда особенно толстыми и выстилают его дополнительно пухом и шерстью. В гнездо ведет один или два хода, которые затыкаются мхом или лишайником. Отправляясь на промысел, белка не оставляет дверцы открытыми и, возвращаясь, застает гнездышко еще не остывшим.

 

Некоторые «млекопитающие не прочь занять чужие квартиры. Лисы часто поселяются в барсучьих норках, выжив предварительно хозяев. Хорьки селятся в норах сусликов. Куница, выгнав, а иногда и съев хозяйку, занимает беличье гнездо.

 
 

Рисунки и рассказы детей о животных 

Ознакомление  детей с природой » 

Знакомство детей с животными

Одним из показателей  интереса детей к животному миру является их желание рисовать и рассказывать о животных. Результаты наблюдения, экскурсии, прогулки ребята стремятся  отразить в самостоятельной изобразительной  деятельности. По их рисункам можно судить о том, что привлекло особое внимание ребенка, какие ошибки есть в его представлениях, что необходимо исправить или чем дополнить знания о природе. С этой целью можно специально запланировать занятие изобразительной деятельностью. Так, после нескольких наблюдений за насекомыми воспитатель в кроткой беседе предложил детям вспомнить прошедшую экскурсию и сделать рисунки на тему «Что видели на экскурсии».

 

Анализ рисунков показал, что дети получили достаточно полное представление о животных, которых наблюдали, и поэтому достоверно правильно передали их характерные особенности: например, у божьей коровки на красных или оранжевых крыльях семь черных точек. Интересно передавали и среду обитания насекомых: на одних рисунках это луг, освещенный солнцем, на других ― лес, на третьих ―( муравейник под большим деревом. Многие изобразили муравьев, которые что-то тащили в свой домик (листочек, веточку, гусеницу).

 

Таким образом, экскурсия обогатила знания детей, а занятие рисованием закрепило  имеющиеся представления, повысило интерес к насекомым.

 

Можно предложить детям взять на прогулку небольшие  мольберты, альбомы, карандаши.

 

В теплое время  года, усевшись на пенек или пригорок, дети с удовольствием рисуют с  натуры. Так появляются альбомы с  детскими зарисовками: «Муравейник», «Бабочка на цветке», «Стрекоза» и др. Детский рисунок ― показатель не только знаний, но и отношения ребенка к изображаемому, поэтому необходимо как можно чаще предоставлять возможность для проявления его отношения к природе. В детских садах стало традиционным рисование на такие темы, как «Наша белка», «Наш живой уголок», «Цветущий луг», «Что мне понравилось на экскурсии».

 

Детская изобразительная  деятельность широко используется при  организации выставок «Родная природа», «О любви к живому», «Мы любим животных» и др. Интересны детские коллективные композиции из глины на темы сказок и рассказов о животных, например «Лиса, заяц и петух», «Два жадных медвежонка», «Скотный двор», «Лиса с лисятами».

 

Иногда у дошкольников складывается неверное представление, что зимой жизнь в лесу замирает. После беседы на эту тему целесообразно предложить рисование «Мы заглянули под лед (под снег)». Рисунки детей бывают очень выразительны: на них можно увидеть спрятавшихся в речной песок рыб, спящего в берлоге медведя, зарывшегося в осеннюю листву ежика. Подобные темы помогают уточнить знания детей, сформировать у них представление о том, что с изменением сезона жизнь в природе не умирает, а приобретает другие формы.

 

Другим видом  творческой деятельности, которая становится показателем отношения детей к природе, является рассказывание. Многих животных невозможно увидеть в естественных условиях, тогда воспитатель использует картинку. Начиная с младшего возраста с ребятами рассматриваются картины, изображающие домашних животных: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова и теленок». Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить рассказ по картине, а только рассматривают ее по вопросам воспитателя. Завершает такое занятие словесное обобщение педагога. К старшему дошкольному возрасту дети уже умеют составлять небольшие рассказы по картинкам не только описательного, но и повествовательного характера ― придумать начало или конец к изображенному на картине сюжету1. Так, в подготовительной к школе группе после знакомства с пресмыкающимися воспитатель предлагает ребятам описать картинки с изображением рептилий.

 

Саша рассказывает об уже: «Уж весь черный, на голове полоски. Шипит. Живет в лесу. Как увидит врага ― быстро уползает. А на зиму он в узкие норы прячется. Ест лягушек и улиток».

 

Вова рассказывает о черепахе: «У меня на картинке черепаха. Она покрыта таким панцирем, что  ее .никто не может схватить. Панцирь  покрыт узором вроде клеточек. Черепаха ест всякую траву, а моя черепаха Прошка больше всего любила клевер». Оля добавляет: «У меня тоже была черепаха. Она сама себе искала вкусную травку на лужайке, а я смотрела за ней, чтобы она не ушла далеко. Черпаха откусывала листья, цветочки и жевала их».

 

Как видно, дети не ограничиваются описанием животного, а используют имеющийся у них опыт, и рассказ становится живым и интересным.

 

Очень хорошо использовать для таких занятий серию картин о животных художника А, Н. Комарова, альбом репродукций с картин П. Караченцова  «Наедине с природой». Эти картины  дают возможность представить животное в конкретной жизненной ситуации, в среде их обитания, как бы подглядеть за лесной жизнью и обо всем этом рассказать.

 

Методика руководства  таким занятием известна: вначале  идет рассматривание картины по вопросам, затем воспитатель дает образец рассказа, потом рассказывают дети. По мере приобретения детьми опыта образец рассказа, который дает воспитатель, может быть заменен примерным планом.

 

Описание тех  или иных животных можно проводить  не только по картинкам, но и по памяти, представлению. Обратим внимание воспитателя на проведение двух типов такого рассказывания: рассказ после наблюдения; придумывание загадок.

 

На прогулке педагог дает детям старшей группы задание: понаблюдать за тем или  иным животным (муравьем, черепахой, бабочкой и др.) и затем сказать о том, что видели интересного. Небольшими группами дети ведут наблюдения за разными живыми объектами, а затем обмениваются полученной информацией.

 

Дима наблюдал за пчелой: «Я видел пчелу, когда  она мед с цветов собирала. Сначала садилась на один цветок, потом на другой. Она не кусала меня, потому что я не мешал ей, не махал руками». Оля поправляет: «Пчела не кусает, а жалит». А Надя добавляет: «Я тоже видела пчел: они жужжат, их можно узнать по жужжанию».

 

Сережа увидел муравья: «Мой муравей куда-то бежал и тащил что-то, наверное, в муравейник. Я хотел ему помочь, а он подумал, что я его обидеть хочу, и укусил меня. Но мне не очень было больно».

 

Проведение таких  небольших занятий ценно тем, что дети учатся передавать итоги своих наблюдений в речевой форме и делают это эмоционально, заинтересованно.

Информация о работе Экологическое воспитание детей