Экологическое страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:56, реферат

Краткое описание

А откуда берет деньги государство? Из резервных фондов или сокращая другие расходы. В ситуации, когда предприятия обладают экономической самостоятельностью, а многие - находятся в частной собственности, нелогично возлагать на государство обязанность возмещения ущерба от нарушения промышленной безопасности и экологического ущерба. Это должны делать сами предприятия с помощью системы экологического страхования.

Оглавление

Введение 3
§1. Правовая основа экологического страхования 5
§2. Институт обязательного экологического страхования 12
§3. Перспективы развития института экологического страхования в Российской Федерации 17
Заключение 22
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ экологическое страхование-1.doc

— 134.50 Кб (Скачать)


Московский  Государственный  Университет

 

Экономики, Статистики и Информатики

 

 

Кафедра экологического права

 

Институт дополнительного профессионального образования

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «экологическое право» 

 

                            на тему: «Экологическое страхование»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2011 год

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

      Введение 3

§1. Правовая основа экологического страхования 5

§2. Институт обязательного экологического страхования 12

§3. Перспективы развития института экологического страхования в       Российской Федерации 17

    Заключение 22

    Список использованной литературы 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Производственная деятельность многих предприятий наносит или  может нанести тот или иной ущерб окружающей природной среде, а потому и здоровью людей - как тех, кто работает на этих предприятиях, так и тех, кто живет вблизи них. Мы постоянно сталкиваемся с выбросами вредных веществ в атмосферу, сбросами их в реки и т.д. Более того, отвечающие за экологию государственные органы регулярно дают разрешения на такие действия, наносящие вред окружающей природной среде и здоровью людей.        В чем причины подобных ситуаций? Их несколько. Во-первых, многие применяемые в настоящее время технологические процессы не могут не наносить вред окружающей природной среде. Достаточно вспомнить о металлургических и химических заводах. Избавиться от этого вреда можно в настоящее время только одним способом - закрыв подобные предприятия. Все мы знаем, что проектируются новые экологически чистые технологии, ведется работа по выводу экологически опасных предприятий из густонаселенных районов (например, из центральных районов Москвы), но все это - на долгую перспективу.

Известно, что городской  воздух больше всего загрязняют выхлопные  газы автомобилей. Можем ли мы запретить пользоваться автомобилями? В перспективе - да, перейдя, например, на экологически чистые электромобили, работающие от аккумуляторов. Но, увы, не сейчас.

Во-вторых, сами предприятия не всегда стремятся немедленно повысить свою экологическую безопасность. Ведь модернизация очистных сооружений, разработка и внедрение экологически чистых технологий требует средств, и немалых. Иногда выгоднее платить штрафы за загрязнение окружающей среды. Такие в настоящее время установлены штрафы.

Наконец, бывают неожиданные аварии - взрывы, пожары, выбросы и утечки опасных веществ и др. Они причиняют крупный материальный ущерб, а иногда приводят и к человеческим жертвам. В каждом конкретном случае предсказать подобную аварию нельзя, но в целом по стране их число достигает сотен и тысяч.

 Естественно возникает  вопрос - кем и как должен возмещаться  ущерб, нанесенный окружающей  природной среде и населению?  Напрашивается ответ: возмещать  должен виновник нанесения ущерба. Однако виновное предприятие  может попросту не иметь необходимых для этого средств. Например, совершенно ясно, что последствия известной катастрофической аварии 1986 г. на Чернобыльской АЭС не могли быть возмещены за счет самой АЭС. Работы по ликвидации последствий аварии оплачивало государство, оно же возмещало ущерб.

А откуда берет деньги государство? Из резервных фондов или  сокращая другие расходы. В ситуации, когда предприятия обладают экономической  самостоятельностью, а многие - находятся  в частной собственности, нелогично  возлагать на государство обязанность возмещения ущерба от нарушения промышленной безопасности и экологического ущерба. Это должны делать сами предприятия с помощью системы экологического страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Правовая основа экологического страхования

Экологическое страхование  – новая мера охраны окружающей среды, правовой основой которой служит Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ.

В соответствии с ч.1 ст.18 данного  закона экологическое страхование  осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.

Так, по справедливому замечанию  Ю.Е.Винокурова, рискованный характер предпринимательской деятельности человека, обусловленный противоречиями между целями экономического развития и экологическими требованиями в процессе взаимодействия общества и природы, порождает специфические общественные отношения по предупреждению, преодолению, локализации последствий техногенных воздействий на природные объекты и по безусловному возмещению причиненных убытков. Указанные общественные отношения и составляют экономико-правовую категорию экологического страхования1.

Экологическое страхование – это  деятельность, проводимая за счет средств  страховщиков, аккумулируемых в страховых  резервах и фондах превентивных мероприятий, по защите имущественных интересов физических, юридических лиц, Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований, от экологических рисков, наступление которых может повлечь причинение вреда объектам охраны окружающей среды, а также жизни, здоровью и имуществу указанных лиц.

Экологическое страхование – один из новых и потенциально важных методов  экономического регулирования в  области охраны окружающей среды. Как  указывает А.Л.Бажайкин, экологическое  страхование преследует три цели. Первая – создание гарантированных источников возмещения вреда, причиненного объектам охраны окружающей среды, жизни и здоровью физических лиц в процессе хозяйственной и иной деятельности, а также в результате стихийных бедствий и катастроф. Вторая – формирование страховых резервов. Третья – инвестиционная, которая выражается в расширении сферы деятельности страховщика вне традиционных рамок, в прямом или косвенном участии в предприятиях экологической направленности2.

В настоящее время экологическое  страхование рассматривается в двух аспектах.

Первый – это отнесение экологического страхования к группе элементов  экономического механизма охраны окружающей среды. Государство постепенно переносит  бремя экономической ответственности  за состояние объектов охраны окружающей среды на физических и юридических лиц, субъектов России, муниципальные образования. В то же время следует отметить, что данный механизм не всегда работает. Примером может послужить приостановление на 2001 год Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2001 год» от 27 декабря 2000 года действия ст.15 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» в части финансирования обязательного страхования риска гражданской ответственности по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, находящегося в федеральной собственности3.

Второй аспект при определении  места экологического страхования  – это признание его специальным видом страхования, входящим в перечень, определяемый главой 48 и, в частности, ст.970 ГК РФ4.

Согласно п.2 ст.18 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в  Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование. В то же время, для экологического страхования свойственно и обязательное страхование.

Обязательное страхование –  это когда законом на указанных  в нем лиц возложена обязанность  страховать жизнь, здоровье или имущество  других лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу, а также риск своей гражданской ответственности, как договорной, так и деликтной.

Обязательное экологическое страхование  в настоящее время производится путем включения экологических  рисков в перечень страховых рисков, подлежащих обязательному страхованию определенными категориями предприятий – источников повышенной экологической опасности.

Обязательное государственное  экологическое страхование осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти (страхователям) в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства (ст.969 ГК РФ).

К нормативным актам об обязательном государственном экологическом страховании относятся: Постановление Правительства Российской Федерации «Об обязательном бесплатном государственном страховании личности от риска радиационного ущерба вследствие чернобыльской катастрофы» от 5 ноября 1992 года, в котором определено, что все граждане РФ, подвергшиеся радиоактивному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы, независимо от места проживания, подлежат обязательному бесплатному государственному страхованию личности от риска радиационного ущерба5.  В ст.7 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992 года содержится норма о том, что граждане, проживающие и работающие в закрытом административно-территориальном образовании, подлежат обязательному бесплатному государственному страхованию на случай причинения ущерба их жизни, здоровью и имуществу из-за радиационного или иного воздействия при аварии на предприятии и (или) объектах6.

Однако смещение акцентов в сторону  обязательных форм страхования практически  оставило без внимания добровольное экологическое страхование. Добровольное страхование основывается на договоре – двухстороннем соглашении между страховщиком и страхователем, в силу которого страховщик обязуется при наступлении страхового случая произвести страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется платить страховые взносы в установленные сроки (ст.5 Закона РФ «Об организации страхового дела»).

Как видится, добровольное экологическое страхование может развиваться путем формирования организациями – источниками повышенной опасности, собственных страховых фондов в виде средств, аккумулируемых на специальных счетах организаций с закреплением строго целевого характера их расходования. В настоящее время порядок образования последних пока еще не регламентируется законодательством.

В качестве основных стимулов добровольного  экологического страхования должны рассматриваться льготы для страхователя в виде отнесения страховых взносов  на себестоимость продукции (работ, услуг). Не последнюю роль в его развитии смогут сыграть эффективное действие гражданско-правовой ответственности за причинение вреда окружающей среде7.

В п.1 ст.18 Федерального закона «Об  охране окружающей среды» определено, что экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. Данная краткая и обобщенная фраза позволит в будущем уйти от однообразного понимания под экологическим страхованием только страхования гражданской ответственности предприятий – источников повышенной экологической опасности, а в дальнейшем поможет в выяснении всех научных и практических позиций при разработке проекта Федерального закона «Об экологическом страховании».

Но при отсутствии указанного Закона сегодня п.1 ст.18 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вызывает определенные вопросы. Так, нуждается в уточнении термин «имущественный интерес», связанный с экологическими рисками. Требует установления характер события, на случай которого осуществляется экологическое страхование.

Кроме этого, необходимо изменить редакцию статьи 18, изложив в ней положения  о понятии договора экологического страхования, его существенных условиях; выделить имущественные интересы, которые могут быть застрахованы по договору страхования и на основании этого определить разновидности экологического страхования; определить основы правового статуса страховщиков и страхователей при проведении экологического страхования.

Трудности в трактовке вызывает и включение в п.2 ст.18 Федерального закона «Об охране окружающей среды» фразы о том, что в Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование, так как дублирование в п.3 ст.2 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в РФ», распространяющей свое действие и на порядок проведения экологического страхования, применительно к которому закреплены две формы его проведения – как добровольное, так и обязательное, не является необходимым8.  

Критическую оценку норм Федерального закона «Об охране окружающей среды» дает М.И.Васильева, отмечая, что  Закон не дал понятия экологического страхования, и поэтому нет ясности, имеется ли здесь ввиду только страхование гражданско-экологической  ответственности, которое в юридическом обиходе часто называется экологическим страхованием, либо все три вида страхования (личное, имущественное и ответственности), существует неопределенность в отношении государственного характера обязательного экологического страхования9

И.А.Игнатьева также  подчеркивает, что само понятие «экологическое страхование», введенное в лексикон в 1991 году, до сих пор не имеет  четкого определения10.

Информация о работе Экологическое страхование