Экологическое равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 09:59, реферат

Краткое описание

Для успешного решения экологической проблемы необходимо выявить условия, влияющие на состояние окружающей природной среды. К числу таких условий относятся экономический и промышленно-производственный потенциал государства, уровень экологической и правовой культуры населения, особенности действующего законодательства, возможности населения получать достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды. Ряд условий является объектом экологического права и находится в сфере служебных интересов органов прокуратуры.

Оглавление

Введение
Глава I Экологическая функция государства
1. Система экологического управления в сфере экологии
2. Экологическая экспертиза
Глава II Государственный контроль за охраной природы
1. Виды контроля
2. Конституционные основы экологического права
3. Ответственность за экологические правонарушения
Глава III Состояние экологии в России
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

адм. право.docx

— 43.38 Кб (Скачать)

 

В отсутствие необходимых  бюджетных средств особое значение приобретают просветительные формы  работы с населением – предоставление населению полной информации о состоянии  окружающей среды и путях обеспечения  экологической безопасности, компетентных рекомендаций специалистов по вопросам самоадаптации.

 

Радиоэкологические проблемы. Ситуация вокруг единственного радиохимического комплекса, занимающегося переработкой радиоактивных отходов, –  производственного  комбината «Маяк», крайне сложная. Рожденная  сбросами ПО «Маяк» в озеро Карачай  гигантская солевая линза, состоящая  из радиоактивных отходов, движется в сторону Иртыша и Тобола.

 

Озера Карачай и Старое болото, находящиеся на территории промплощадки, являются основными источниками заражения подземных вод, ареал загрязнения которых распространился на территорию промплощадки и продолжает распространяться на юг, в сторону водозабора г. Челябинска.

 

Имевшие место аварии и  нарушения в обращении с радиоактивными отходами привели к обширному  загрязнению водоемов и подземных  вод. В результате деятельности ПО «Маяк» более 200 населенных пунктов с население  около 500 тыс. чел. было подвергнуто  радиоактивному воздействию.

 

Российская научная комиссия по радиоактивной защите несколько  лет назад рекомендовала Правительству  отнести территории, прилегающие  к ПО «Маяк», к зоне чрезвычайной экологической ситуации. Последствия плановых и аварийных сбросов радиоактивных отходов этого предприятия ощущаются в настоящее время на территории Челябинской, Свердловской и Курганской областей в основном за счет переноса радионуклидов по речкам Теча, Исеть и Миасс.

 

Радиоэкологические проблемы существуют и по Енисею, в зоне влияния  Красноярского горно-химического  комбината, и в районе Сибирского химического комбината в Томской  области, в местах базирования атомного подводного флота на Севере и на Востоке. Очень медленно решаются проблемы уничтожения химического оружия.

Воздух Норильска

 

Актуальность проблемы защиты окружающей среды не вызывает сомнения, поскольку она затрагивает каждого  жителя ежедневно, ежечасно и, даже, ежеминутно. Воздух, которым мы дышим, с большим  трудом можно назвать пригодным; воду, которую мы употребляем, –  питьевой. Кроме того, есть и другие факторы, которые также пагубно  влияют на наше здоровье. Например, проблема шума в городах и неблагоприятная  радиационная обстановка.

 

Характерная особенность  нашего региона – это загрязнённость воздуха. Основным источником загрязнения  являются стационарные источники, что  связано с большой концентрацией  промышленных предприятий в городе. В самые худшие дни концентрация серы в атмосфере превышает допустимые нормы в 30-40 раз. Такая ситуация наблюдается  в летнее время, когда сильные  арктические ветры осаждают газ  над городом. Люди чувствуют жжение в горле и в глазах, на языке  привкус металла, что зачастую приводит к неполадкам желудка. Кроме серы, воздух Норильска насыщен фенолами, хлором, формальдегидами и тяжёлыми металлами.

 

В весеннее время местные  реки и озёра получают сильную  дозу легких и тяжелых металлов, которые скопились за зиму в снегу.

 

Загрязнение окружающей среды  норильскими заводами не только влияет на местных обитателей, но и наносит  вред региональной и мировой окружающей среде. Как самый северный в мире источник промышленного загрязнения  окружающей среды, Норильск обвиняется в образовании так называемой «арктической дымки», которая присутствует повсюду в высоких широтах.

 

Крупнейшим источником загрязнения  водных объектов в Красноярском крае являются предприятия Заполярного  филиала ОАО «ГМК «Норильский  никель». Об этом свидетельствуют данные государственного водного кадастра, пишет агентство «Пресс-Лайн». Объем загрязнения составляет 85,4 млн. кубических метров в год. На предприятия приходится более 80% выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в Красноярском крае. Об этом свидетельствуют данные Федеральной службы статистики и Минприроды России. Всего ежегодно объем выбросов в воздушную среду в регионе превышает 2,4 млн. тонн.

 

Программой развития ОАО  «ГМК «Норильский никель» на период до 2010г. определены конкретные мероприятия  по существенному снижению воздействия производственной деятельности предприятий Компании на окружающую среду. Компания уверена, что результатом реализации этой Программы станет соблюдение санитарных норм по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу предприятиями, входящими в состав «Кольской горно-металлургической компа­нии»; выбросы предприятий, расположенных на территории Норильского  промышленного района, не будут превышать предельно допустимые концентрации.

 

Целенаправленная работа ОАО «ГМК «Норильский никель»  по охране окружающей среды позволила  снизить выбросы загрязняющих веществ  в атмосферу предприятиями Норильского  промышленного района к уровню 1998 г. на 2,1%, степень улавливания выбросов возросла с 36,4% в 1998 г. до 37,9% в 1999 г.

 

В последнее время возрастает роль автотранспорта в валовом загрязнении  воздуха. Для ликвидации этой проблемы необходимо внедрение газоочистных систем, газоулавливающих и пылеулавливающих установок, фильтров и накопителей. Для уменьшения загрязнения воздуха от передвижных источников необходима правильная организация движения транспорта, работа над качеством моторного топлива, внедрение альтернативных видов топлива.

 

Работа по оздоровлению экологии ведется уже давно. Разрабатываются  программы, проектируются технологии. Но осуществление этих программ тормозится их финансовой стороной. Внедрение  новых технологий требует средств, которых явно не хватает. При определении  приоритетов в области охраны окружающей среды возможны два принципиально  разных подхода: технократический и  экологический.

 

В первом основной акцент делается на различного рода инженерные природоохранные мероприятия (переработка старых отвалов, совершенствование систем очистки питьевой воды и пр.). Но это борьба со следствиями, а не устранение причин. Важно добиться устойчивого (самоподдерживающего) развития системы «общество – природа», когда не требуется постоянного привнесения энергии извне для устранения возникающих перекосов. Учитывая ограниченность централизованных финансовых ресурсов, вряд ли целесообразно планировать широкомасштабные инженерные мероприятия: они хотя и дают быстрый и видимый результат, но требуют колоссальных затрат, а поэтому чаще всего не реализуются на практике.

 

Целесообразно основные усилия и централизованные финансовые ресурсы  сосредоточить на организации и  обеспечении эффективности системы  управления природопользованием, что является экологическим подходом. При этом основная тяжесть финансового бремени переносится с бюджетного уровня на плечи самих природопользователей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Охрана природы – задача нашего века, проблема, ставшая социальной.  Мы постоянно слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися  затруднениями.  Мы вынуждены сегодня  признать, что тревожная экологическая  ситуация сложилась во многих регионах нашей страны в результате некомпетентного  хозяйствования, недостатка знаний и  действий вслепую, потребительского отношения  к природным богатствам.

 

С каждым годом число экологических  преступлений и иных правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации. Экологические  преступления причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают  сами биологические основы существования  человека.

 

Всё это диктует необходимость  наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует  о том, что только силами природоохранных  и контролирующих органов остановить разрушительный экологический беспредел невозможно.

 

Решение экологических проблем  в огромной степени зависит от постановки экологического образования  и воспитания подрастающих поколений. Вступающие в трудовую жизнь люди должны иметь четкое представление  о том, что природные ресурсы  не бесконечны и технология производства любой продукции должна удовлетворять  такому, с экологической точки  зрения, требованию, как минимальной  потребление материалов и энергии. Они должны хорошо знать законы природы, пронимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и оценивать последствия вмешательства в естественное течение различных процессов. У них должно быть выработано сознание приоритетного решения экологических проблем при осуществлении любых проектов, разработок современных технологий, создание машин и механизмов, при всяком хозяйственном начинании, а также твердое убеждение в том, что без уверенности в безвредности для окружающей среды того или иного мероприятия оно не должно реализовываться.

 

Экологическая ситуация может  быть стабилизирована и улучшена только путем изменения ориентации социально-экономического развития страны, формирования новых ценностных и  нравственных установок, пересмотра структуры  потребностей, целей, приоритетов и  способов деятельности человека. Это  потребует целого комплекса радикальных  политических, социально-экономических, законодательных, технологических  и иных мер. При этом на каждом этапе необходимо соблюдение принципа разумных компромиссов при разрешении возникающих конфликтов между необходимостью соблюдения экологических регламентаций и ограничений и потребностями развития хозяйственной сферы.

 

Ведущим направлением экологической  политики должно стать формирование системы непрерывного экологического образования, охватывающей все структуры  общества. Для этого на местах необходимо всячески содействовать гуманизации и экологизации сферы образования и воспитания детей. В системе профессионального образования необходимо объединять процессы приобретения профессиональных знаний и освоения экологических аспектов конкретной производственной деятельности.

 

Необходима государственная  поддержка развитию краеведения, распространению  знаний о природе и взаимодействии с ней человека в средствах  массовой информации, расширению сети зоопарков, природно-исторических парков, дендропарков, краеведческих музеев, ферм, демонстрирующих производство экологически чистых продуктов питания, пришкольных участков и других организаций  и объектов, увеличивающих возможности  непосредственного знакомства человека с природой, традициями и лучшими  примерами природопользования.

 

Основные мероприятия  государства по реализации экологической  функции выражаются в том, что  Государство принимает меры по нормированию качества окружающей природной среды. На основе научно-обоснованных данных государство устанавливает нормативы  предельно допустимых выбросов в  природную среду вредных веществ  и иных вредных воздействий на природу. Государство также разрабатывает  санитарные правила и нормы, призванные минимизировать неблагоприятное воздействие  производственной деятельности предприятий, организаций на жизнь и здоровье человека. В частности, нормированию подвергаются шумы, вибрации, магнитные  излучения. Регулирует общественные отношения  в сфере охраны окружающей природной  среды. В нормативно-правовых актах государство закрепляет порядок деятельности государственных органов, разного рода инспекций по охране окружающей природной среды, формы участия в этой деятельности общественных объединений и населения, меры ответственности за нарушение экологических норм и нормативов. Особое значение в современных условиях имеют разрабатываемые государством экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предпри­ятий, сооружений и иных объектов. Государство осуществляет меры, направленные на сохранение природной среды, рациональное использование и воспроизводство ее ресурсов, улучшение среды обитания человека. Государство осуществляет финансирование научно-технических, гидротехнических, мелиоративных, биологических и иных работ, направленных на сохранение и восстановление природной среды, учреждает заповедники и заказники, охраняет редкие или находящиеся под угрозой вымирания виды животных и растений. Государство осуществляет деятельность по выявлению и пресечению правонарушений экологического законодательства, привлекает к этой деятельности общественные объединения и население, применяет юридическую ответственность к лицам и организациям, виновным в нарушении экологического законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография:

 

1)Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993г. (с изменениями, внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 №20, от 10. 02. 1996 №173, от 09.06.2001 № 679))

 

2) Кодекс РФ об Административных правонарушениях 30 декабря 2001г. №195-ФЗ (принят Государственной Думой 20 декабря 2001г. Одобрен  Советом Федерации 26 декабря 2001г.)

 

3) Уголовно-Процессуальный Кодекс РФ 18 декабря 2001го №174-ФЗ (принят Государственной Думой 22 ноября 2001г. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001г.)

 

4) Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (принят Государственной Думой 15 февраля 1995г.)

 

5) Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (принят Государственной Думой 20 декабря 2001г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001г.)

 

6)Федеральный закон «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (принят Государственной Думой 12 марта 1999г. Одобрен Советом Федерации 17 марта 1999г.)

 

7) Арустамов Э.А. и др. Природопользование: учебник, 6-е издание, переработанное и дополненное – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004г.

 

8) Денисов В.В., Гутенев В.В., Луганская И.А. Экология – Москва 2002г.

 

9) Дубовик О.Л. Экологическое право. Учебник – Москва: ТК Вебли, Издательство «Проспект», 2004г.

 

10)Емельянов А.Г. Основы природопользования. Учебник для студентов высших учебных заведений – Москва: Издательский центр «Академия», 2004г.

 

11) Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник для высших юридических заведений – Москва: ООО «Профобразование», 2003г.

 

12) Медведев В.И., Адлашева А.А. Экологическое сознание. Учебное пособие – Москва 2001г.

 

13) Петросов Р.А. и др. Естествознание и основы экологии. Учебное пособие для студентов, 2-е издание, стереотипное – Москва: Издательский центр «Академия», 1998г.

 

14) Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учебное и справочное пособие, 2-е издание – Москва: Финансы и статистика, 2000г.

 

15) Савченко В.А. Экологические проблемы Таймыра – Москва: СиП РИА, 1998г.

 

16) Таймырские чтения – 2003, сборник докладов главный ред. Хакимулина О.Н. – Норильск 2004г.

 

17) Правоведение, учебное пособие для студентов неюридических факультетов высших учебных заведений, 3-е издание, переработанное и дополненное под ред. Шкатуллы В.И. – Москва: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001г.

 

18) Правовое регулирование природоохранной деятельности, учебное пособие под ред. Сухарева А.Я., Ермакова В.Д. – Москва: Юридическая литература, 1988г.

 

19) Россия в окружающем мире: 2000 (аналитический ежегодник) отв. ред. Марфенин Н.Н. под общ. ред. Моисеева Н.Н., Степанова С.А. – Москва: Издательство МНЭПУ, 2000г.

Информация о работе Экологическое равновесие