Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 09:59, реферат
Для успешного решения экологической проблемы необходимо выявить условия, влияющие на состояние окружающей природной среды. К числу таких условий относятся экономический и промышленно-производственный потенциал государства, уровень экологической и правовой культуры населения, особенности действующего законодательства, возможности населения получать достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды. Ряд условий является объектом экологического права и находится в сфере служебных интересов органов прокуратуры.
Введение
Глава I Экологическая функция государства
1. Система экологического управления в сфере экологии
2. Экологическая экспертиза
Глава II Государственный контроль за охраной природы
1. Виды контроля
2. Конституционные основы экологического права
3. Ответственность за экологические правонарушения
Глава III Состояние экологии в России
Заключение
Библиография
Оглавление
Введение
Глава I Экологическая функция государства
1. Система экологического управления в сфере экологии
2. Экологическая экспертиза
Глава II Государственный контроль за охраной природы
1. Виды контроля
2. Конституционные основы экологического права
3. Ответственность за экологические правонарушения
Глава III Состояние экологии в России
Заключение
Библиография
Приложения
Введение.
В повседневной жизни понятие «экология», появившееся во второй половине прошлого века как одна из областей биологии, приобрело очень широкий смысл. Окружающая природная среда является средой обитания человека и источником необходимых ему ресурсов, на добыче и переработке которых базируется современное общественное производство.
Экология изучает общие
закономерности взаимоотношений организмов,
в том числе человека, и среды,
включая разработку допустимых нагрузок
на природную среду, изучение механизмов
разрушения природы человеком и
способов предотвращения этого явления,
разработку принципов рационального
использования природных
Для поддержания экологического равновесия, в частности, необходима система природоохранительных законов, норм и правил, которые устраняли бы противоречия между человеческой деятельностью и необходимостью сохранения благоприятной среды обитания, на которую, согласно Конституции Российской Федерации, имеет право каждый человек, проживающий на территории России.
В результате сложившейся
в настоящее время
На фоне нестабильности политической
ситуации и достаточно сложных социально-
В настоящее время около 15% территории нашей страны фактически представляют собой зоны экологического бедствия, до 85% населения дышат воздухом, загрязненным значительно выше предельно допустимых концентраций. Почти каждый второй житель России использует для питья воду, не соответствующую гигиеническим требованиям. В результате диоксинового загрязнения водоемов ежегодно погибает около 20 тысяч человек.
На территории РФ расположены
сотни ядерных и других опасных
объектов, возникновение аварийных
ситуаций на которых может привести
к значительному экологическому
и экономическому ущербу. В то время
отсутствует система, позволяющая
эффективно контролировать состояние
всех экологически опасных объектов.
По данным Межведомственной комиссии
по экологической безопасности Совета
Безопасности РФ, последствия ежегодного
загрязнения земельных и водных
ресурсов разливами нефти оценивались
в несколько миллионов
В стане недостаточно эффективно
реализуется система
Для успешного решения
экологической проблемы необходимо
выявить условия, влияющие на состояние
окружающей природной среды. К числу
таких условий относятся
I. Экологическая функция государства.
1. Система государственного управления в сфере экологии.
Государственное управление в сфере экологии — это одна из форм деятельности государства, обеспечивающая реализацию государственной власти для создания благоприятной окружающей среды и защиты интересов общества в сфере экологии через соответствующие управленческие органы.
Субъект управления — орган,
выполняющий государственные
Объект управления — деятельность
физических и юридических лиц
в области экологии, охраны окружающей
среды и использования
Управление следует
На государственном уровне управление осуществляется Президентом, Федеральным собранием, Правительством РФ и специально уполномоченными на то органами (приложение 1). Главными из последних являются Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Законодательную власть в области охраны природы осуществляет Государственная дума, в состав которой входят комитет по природопользованию и сырьевым ресурсам и комитет по экологии. Эти комитеты разрабатывают и осуществляют государственную политику в области экологии, природопользования и использования сырьевых ресурсов и природоохранной деятельности страны. В подготовке проектов указов, законов, решений Президента и Правительства РФ, других нормативных документов, комплексных программ по охране окружающей среды, использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности принимает участие отдел природопользования и защиты окружающей природной среды при Правительстве РФ. Кроме сектора экологии и охраны природы, в этот отдел входят секторы геологии и использования недр, лесного хозяйства, экологической безопасности.
Исполнительную власть в области охраны природы осуществляет Правительство РФ. В соответствии со ст.6 Закона «Об охране окружающей природной среды» к компетенции Правительства РФ в области охраны окружающей природной среды относятся: реализация государственной экологической политики; координация деятельности министерств, ведомств в области охраны окружающей природной среды; установление порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду; организация системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования граждан; обеспечение населения необходимой экологической информации.
Госкомэкологии РФ является центральным органом федеральной исполнительной власти в области охраны ОПС. Имея соответствующие подразделения во всех республиках, краях, областях и городах страны, Комитет эффективно направляет и координирует всю природоохранную деятельность в стане, проводит контрольно-инспекционную работу, осуществляет информационную и воспитательную функции; руководит заповедным фондом, участвует в международном экологическом сотрудничестве. Сейчас Госкомэкологии является составной частью Министерства природных ресурсов РФ.
Росгидромет России проводит мониторинг и контроль за состоянием ОПС, в первую очередь атмосферного воздуха и поверхностных вод. Росгидромет имеет широкую сеть наблюдательных пунктов, постов и станций. Важнейшая задача – ликвидация последствий экологических катастроф, независимо от причины, их вызвавшей, – возложена на МЧС России.
Вопросы, связанные с производством и использованием атомной энергии, решает Госатомнадзор России, контроль за пользователями недр – Госгортехнадзор; охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортом, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции находятся в ведении МВД России.
На региональном уровне управление
охраной ОПС ведется
На всех уровнях разработка обязательных для исполнения предложений по поведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы Министерства здравоохранения РФ. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования. На промышленных объектах гражданского и оборонного назначения для управления охраной ОПС создаются соответствующие отделы.
В областных городах созданы
самостоятельные городские и
районные комитеты, функции которых
устанавливаются по соглашению местных
органов управления с областным
комитетом по охране окружающей среды
и природопользованию. В ряде регионов
созданы межрайонные инспекции,
выполняющие функции
Координация деятельности всех природоохранных и других контролирующих органов области осуществляется Координационным экологическим советом, возглавляемым руководителем местного территориального органа Госкомэкологии России.
2.Экологическая экспертиза.
Экологическая экспертиза –
установление соответствия назначаемой
хозяйственной и иной деятельности
экологическим требованиям и
определение допустимости реализации
объекта экологической
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
· Презумпции
потенциальной экологической
· Обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации намечаемой деятельности;
· Комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
· Обязательности учета требований экологической безопасности при проведении государственной экологической экспертизы;
· Достоверности и полноты информации, представляемой на государственную экологическую экспертизу;
· Независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий;
· Научной обоснованности, объективности и законности заключений;
· Гласности участия общественных организаций, учета общественного мнения;
· Ответственности участников и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Экологическая экспертиза включает в себя: сбор информации, ее обобщение, рассмотрение материалов на комиссии, оценку материалов экспертизы и составление заключения.
Основные принципы экологической экспертизы сформулированы в Законе «Об охране окружающей среды». Несмотря на то, что они относятся к государственной экспертизе, их необходимо использовать в любой эколого-экспертной деятельности. Государственная экологическая экспертиза должна строиться на обязательности, научной обоснованности, независимости и вневедомственности при широкой гласности и участии общественности.
Субъектами государственной экологической экспертизы должны выступать три стороны: заказчик, подрядчик, потребитель.
Заказчиком является властная государственная структура, наделенная правом назначать подобную экспертизу: МПР России и ее территориальные органы, а в необходимых случаях – правительственные органы Федерации либо ее субъектов.
Подрядчиком является исполнитель
задания по экологической экспертизе.
Им могут быть как отдельные специалисты,
так и целые научно-
Потребителем в данной
системе общественных отношений
выступает предприятие или
Объектами экологической экспертизы могут быть документы, предшествующие хозяйственной деятельности, негативно воздействующей на природную среду, сама вышеназванная деятельность и ее продукты. Законы РФ «Об охране окружающей среды» не устанавливает единого перечня объектов, он дает лишь общую характеристику. Но из текста Закона следует вывод, что любой проектный документ, любое мероприятие, намеченное к реализации на территории России, новая техника, оборудование, продукция, материалы потенциально могут рассматриваться в качестве объектов государственной экологической экспертизы. Детальный перечень объектов, подлежащих государственной экспертизе, установлен в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г.