Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 23:06, реферат
В условиях развития рыночных отношений в России все большую остроту приобретают проблемы, связанные с воздействием на окружающую среду. В частности, вопросы оценки наносимого ей ущерба и оценки риска от этого ущерба встают как перед самими природопользователями, так и перед государственными институтами, проводящими контроль, частными и общественными организациями. Приход в Россию нового экономического порядка характеризуется необходимостью внедрения новых для нее эколого-экономических понятий, таких, как экологический аудит, а также пересмотр роли и значения старых экономических инструментов в государственной политике. В то время как в странах Запада уже существует теоретический и практический опыт его применения, Россия еще только начинает внедрять многие из них. В ходе этого процесса проявляются отсутствие нормативно-правовой базы, нехватка методик и отсутствие практики, острый дефицит информации, литературы и исследований по этим вопросам.
- Полные специальные программы экоаудита. Цель таких программ заключается в достаточном информационном обеспечении разработки и принятия отдельных сложных решений, включая адресные детализированные рекомендации и предложения. Здесь могут рассматриваться программы по разработке исходных данных, информационного и методологического обеспечения конкурсов технико-экономических обоснований и проектов по наиболее сложным проблемам, требующим альтернативных решений.
-Сокращенные комплексные программы экоаудита. Основной целью программ является постановка, характеристика, оценка и ранжирование совокупности экологических проблем отдельных производств, территорий и регионов. В задачи экоаудита здесь также входит анализ и оценка имеющихся возможностей решения приоритетных проблем, разработка общих рекомендаций и предложений. К данному виду могут относиться программы экоаудита по разработке и обоснованию вариантов экологической стратегии и политики развития крупных предприятий, производственных комплексов, отдельных территорий и регионов, а также программ, проводимых в целях развития территориального или производственного экологического образования и просвещения.
- Полные комплексные программы экоаудита. Цель программ заключается в достаточном информационном обеспечении деятельности по экологическому контролю и управлению, включая разработку соответствующих адресных детализированных рекомендаций. В качестве примера можно привести программы, в чьи задачи могла бы входить разработка исходных данных для формирования и развития территориальных систем мониторинга источников воздействия на среду, отходов и т.д. Программы экологического аудита можно классифицировать и в зависимости от того, кто является их заказчиком — сам аудируемый субъект или внешний заказчик, а также в зависимости от того, привлекается ли для аудита третья сторона, например аудиторская фирма, или экологический аудит проводится внутренними силами.
Экологическое аудирование в Российской Федерации имеет исключительные возможности в первую очередь для инициирования, повышения эффективности любых других видов экологической деятельности, включая образование и просвещение. Эти возможности связаны с получением, независимым анализом, оценкой дополнительной информации о существующей экологической ситуации и фактических результатах любой реализованной деятельности, а также за счет разработки рекомендаций и предложений на основе этой информации.
На сегодняшний день мотивация разработки и проведения экоаудита в России составляет одну из основных проблем. В целом при мотивации можно выделить ряд общих целей и задач:
1)
обострение вариантов
2) необходимое дополнительное информационное обеспечение принятия предплановых предпроектных планов и проектных решений, связанных с существующим воздействием на окружающую среду и использованием природных ресурсов;
3)
необходимое информационное
4) составление и обоснование систем приоритетов в области мониторинга, контроля и управления воздействием на окружающую среду (факторы воздействия, источники воздействия, отходы, локальные критические и рисковые ситуации, приоритетные направления деятельности и т.д.);
5)
постановка и ранжирование
6)
анализ работы, оценка и прогноз
действующих систем
7) анализ работы, оценка и прогноз действующей системы производственного экологического контроля;
8)
анализ работы, оценка и прогноз
действующих регламентов,
Результаты экологического аудита и их применение
Результатом экологического аудита является составление экологического отчета предприятия, выступающего, в свою очередь, основанием для экологического справочника.
Отчет о проведении экоаудита должен отражать:
соответствие системы экологического менеджмента целям экологической политики фирмы, законодательным требованиям и требованиям заинтересованных групп;
выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки и эффективность корректирующих действий;
заключение и рекомендации по улучшению системы менеджмента.
Информативные экологические отчеты содержат в себе:
общие сведения о предприятии (5%);
руководящие экологические принципы предприятия (5%);
представление системы экологического менеджмента (10%);
экологические программы и цели (15%);
представление материальных и энергетических потоков (10%);
анализ и оценку экологических проблемных областей (10%);
описание экологических аспектов продуктов (15%);
влияние природоохранных мероприятий на уровень выручки (5%);
коммуникацию с адресатами (группами интересов) (5%);
возможность обратной связи (5%);
достоверность (5%);
принципы составления баланса (5%);
соответствие запросам целевых групп (5%).
Европейский Союз подчеркнул в своем решении об экологическом аудите собственную ответственность промышленности за преодоление ее экологических последствий. Это решение создает рамочные условия для добровольного участия в системах экологического менеджмента и проверки предприятий, приспособленной к системе сертифицирования и гарантий качества.
Несмотря на то, что традиционно результаты аудиторской проверки предназначены, прежде всего, для внутреннего использования самой компанией, в настоящее время большинство фирм, реагируя на требования различных заинтересованных групп, в том числе и из внутренней среды фирмы, а также правительств и неправительственных организаций Европейского Союза, стремятся к широкой публикации этих результатов. С введением системы экомаркировки продукции роль экоаудита становится весьма существенной.
Информационное обеспечение экологического аудита
Используемые в экоаудиторской деятельности информационные ресурсы, в зависимости от целевого назначения включенных в них данных, могут быть разделены на три группы:
1.
Нормативная информация об
2. Экологическая информация об объекте аудита.
3.
Информация о состоянии
Информация об объекте, которая может потребоваться в процессе его аудиторской проверки, содержится главным образом в документации данного объекта. В общем случае она может иметь место в составе следующих документов:
-
уставные документы
- документ на право владения земельным участком и его план с нанесенными строениями и сооружениями;
-
ситуационная карта-схема
-
технические паспорта на
-
техническая документация на
основные и вспомогательные
-
разрешение на
- разрешение на пользование коммунальными водопроводными сетями;
-
лицензии на выполнение работ
в области охраны окружающей
среды и использования
- договоры на размещение отходов, на прием отходов от других организаций;
-
документация бухгалтерского
- экологический паспорт объекта;
-
сертификаты соответствия
- материалы проведенных ранее аудиторский проверок;
- паспорта на отходы;
-
результаты инвентаризации
-
акты и справки по проверке
объекта органами
-
формы государственной
-
документы первичного учета
-
внутренние инструкции
- приказы и распоряжения руководства предприятия или организации;
-
результаты анкетирования и
Выбор тех или иных источников информации из приведенного списка определяется целью экологического аудирования, решаемыми задачами и специфическими особенностями обследуемого объекта.
Данные
о состоянии окружающей природной
среды содержат следующие документы,
предусмотренные
-
государственные кадастры
1. кадастр земельных ресурсов,
2.
кадастр природных водных
3. кадастр лесных ресурсов,
4.
кадастр объектов животного
5. кадастр особо охраняемых природных территорий,
6.
кадастр полезных подземных
- Красная книга России и ее субъектов;
- Государственные программы по охране окружающей среды;
- государственные регистры;
-
бюллетени социально-
-
паспорта безопасности административно-
-
радиационно-гигиенические
В
необходимых случаях данные об уровне
загрязнения атмосферного воздуха,
природных вод и почвы могут
быть получены в рамках аудиторской
проверки с привлечением к натурным
обследованиям специалистов аккредитованных
лабораторий.