Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 10:09, реферат
Проблематика «устойчивого развития» на протяжении нескольких последних десятилетий продолжает оставаться одной из наиболее актуальных в мировой повестке дня. В современных условиях, пожалуй, не осталось ни одного человека, ни одного государства, для которых «взаимосвязь между экономическим развитием и ухудшением состояния окружающей среды»[5] не стала бы очевидной, и которые бы все еще сомневались в необходимости разумного сочетания интересов повышения благосостояния, с одной стороны, и экологических требований, с другой. На данную необходимость, как известно, неоднократно обращалось внимание в многочисленных международно-правовых документах.
Введение………………………………………………………………………………
2
1.
Экологический аспект: понятие и содержание………………………………………………………………………
2
2.
Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию………………………………………………………………………....
3
3.
Экологические аспекты развития строительного комплекса………………...
4
4.
Экологический контроль: сущность, виды, нормативно-правовой аспект…………………………………………………………………………….
5
Заключение……………………………………………………………………………
8
Список использованной литературы…………………………………
Государство, как собственник природных ресурсов, может брать на себя столько прав, сколько это необходимо для обеспечения рационального, комплексного использования и охраны этих богатств в сложившихся материальных условиях. Государство устанавливает общий порядок и, не вмешиваясь во внутренние процессы, контролирует исполнение установленного порядка.
Выделяют следующие виды экологического контроля: производственный, ведомственный и общественный.
Правовой основой производственного экологического контроля является закон РФ «Об охране окружающей среды», а также специальные правовые акты, определяющие права и обязанности хозяйствующих субъектов. В них предусматривается общее положение – основные цели и задачи, права и обязанности предприятия определяются в их уставах, следовательно, полномочия, задачи органов производственного контроля определяются уставом предприятия [6].
Нынешние министерства, акционерные общества, предприятия частной формы собственности обязаны осуществлять контроль за использованием природных ресурсов в пределах своих полномочий. Задачи и цели осуществления ведомственного и производственного экологического контроля также определяются государством. Именно специально уполномоченный государственный орган должен определить, по каким параметрам, какими способами и методами будет осуществляться ведомственный и производственный экологический контроль, какой должна быть форма отчетности ведомственных и производственных служб.
Отличительным признаком ведомственного контроля является то, что сфера его действия распространяется только на подведомственные объекты, указания обязательны для исполнения должностными лицами и работниками уполномоченных объектов.
Производственный экологический контроль ставит своей задачей обеспечить выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды в пределах отдельного производства или предприятия. Данный вид контроля производится в том случае, если деятельность предприятия оказывает вредное воздействие на окружающую среду и ее отдельные компоненты.
Общественный контроль в отличие от государственного не имеет обязательной силы, его заключения носят рекомендательный характер, но государственные органы обязаны реагировать на деятельность общественных экологических организаций. Кроме того, общественный контроль представляет собой одну из форм участия общественности в деле охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Его цель состоит в оказании содействия государственным органом в проведении мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, в выявлении, предупреждении и установлении вредных воздействий на окружающую среду и ее отдельные объекты.
Регулирование природопользования осуществляется с помощью механизма административно-правовых форм управления через систему нормативно-технических документов. Важнейшими из них являются экологические нормативы, правила и стандарты, которые разрабатываются на основе природоохранного законодательства с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований. Стандарты качества природной среды – единые требования, правила и нормативы, отвечающие современному уровню научно-технического прогресса и предъявляемые к организациям в целях охраны природы на основе правильного соотношения экологических и экономических интересов.
Сущность экологического контроля состоит в выявлении и пресечении нарушений законодательства, нормативов и стандартов качества в области охраны окружающей среды.
К нормативам качества окружающей среды относятся: нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества; нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла; нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов; иные нормативы качества окружающей среды.
Особое значение имеют стандарты для управления промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, объединениями, организации мероприятий по контролю за использованием природных ресурсов. Соблюдать стандарты обязаны все предприятия, организации и граждане. Конечная цель управления – обеспечение всех экологических требований для человека, т.е. управление качеством среды связано с мероприятиями по здравоохранению.
Перечисленные документы являются базовыми в области экологического контроля и содержат много новых положений, которые необходимо учитывать в природоохранной деятельности. Однако, далеко не все аспекты экологической составляющей устойчивого развития территории в них освящены. Между тем, проблемы охраны окружающей среды в наше время являются весьма актуальными и, к сожалению, далекими от разрешения. В результате социально-экономического развития общества в XX в. возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений человечества в результате беспрецедентного причинения вреда окружающей природной среде. Устранение сложившихся противоречий возможно в рамках такого экономического развития, которое не разрушает природную среду. Именно на такое социально-экономическое развитие ориентирована концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.
Приведём статистику основных показателей охраны окружающей среды в России за 2005-2012 гг. (рис. 1) [8].
Рис.1 Основные показатели охраны окружающей среды в России
Из рис. 1 мы видим, что на ряду с ежегодно увеличивающимися затратами на охрану окружающей среды выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и сброс загрязненных сточных вод снижаются достаточно медленно, образование же отходов производства и потребления наоборот возрастает, из чего можно сделать вывод, что необходимо строгое ограничение хозяйственной деятельности, которая наносит невосполнимый ущерб окружающей среде, совершенствование экономических механизмов природопользования и охраны окружающей природной среды, разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты.
Заключение
Подводя итог изложенному выше, можно констатировать, что экологическая составляющая, выступая в качестве неотъемлемого элемента устойчивого развития, представляет собой в наши дни необходимое (обязательное) требование, которому экономическое и социальное развитие должно соответствовать. При отсутствии такого соответствия можно, конечно же, на какое-то время достичь и экономического роста, и социального прогресса, но, увы, невозможно обрести гармонию с природой, без чего человечество рано или поздно обречено на вымирание. Именно экологический компонент, и в этом его главная задача, призван превратить экономическое и социальное развитие в развитие устойчивое, не истощающее, в развитие, поддерживающее жизнь.
Список использованной литературы:
1. Бринчук, М. М. Потенциал
природы как методологическое
основание развития и
2. Введение в теорию устойчивого развития: Курс лекций / Под ред. Н.М. Мамедова. — М.: СТУПЕНИ, 2002. — 240 с.
3. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 1 апреля 1996 № 440 – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
4. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКСОР) / пер. с англ.; под ред. и с послесл. С. А. Евтеева и Р. А. Перелета. — М.: Прогресс, 1989. — 376 с.
5. ООН и устойчивое развитие
[Электронный ресурс] // Организация Объединенных
Наций. — Режим доступа: <http://www.un.org/ru/
6. Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды: федер. закон [принят Гос.Думой 20 декабря 2001 г.; одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001 г.] // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2001. – №7-ФЗ. – Ст. 1, 3, 55, 63-68.
7. Передельский Л.В., Приходченко О.Е. Строительная экология: Учеб.пос. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 320 с.
8. Федеральная служба государственной
статистики [Электронный ресурс] //Официальная
статистика. Окружающая среда. — Режим
доступа: <http://www.gks.ru/wps/wcm/