Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 10:09, реферат
Проблематика «устойчивого развития» на протяжении нескольких последних десятилетий продолжает оставаться одной из наиболее актуальных в мировой повестке дня. В современных условиях, пожалуй, не осталось ни одного человека, ни одного государства, для которых «взаимосвязь между экономическим развитием и ухудшением состояния окружающей среды»[5] не стала бы очевидной, и которые бы все еще сомневались в необходимости разумного сочетания интересов повышения благосостояния, с одной стороны, и экологических требований, с другой. На данную необходимость, как известно, неоднократно обращалось внимание в многочисленных международно-правовых документах.
Введение………………………………………………………………………………
2
1.
Экологический аспект: понятие и содержание………………………………………………………………………
2
2.
Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию………………………………………………………………………....
3
3.
Экологические аспекты развития строительного комплекса………………...
4
4.
Экологический контроль: сущность, виды, нормативно-правовой аспект…………………………………………………………………………….
5
Заключение……………………………………………………………………………
8
Список использованной литературы…………………………………
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
2 | |
1. |
Экологический аспект: понятие
и содержание…………………………………………………… |
2 |
2. |
Концепция перехода Российской
Федерации к устойчивому развитию………………………………………………………… |
3 |
3. |
Экологические аспекты развития строительного комплекса………………... |
4 |
4. |
Экологический контроль: сущность,
виды, нормативно-правовой аспект……………………………………………………………… |
5 |
Заключение…………………………………………………… |
8 | |
Список использованной литературы………………………………………..... |
9 |
Экологический аспект устойчивого развития: понятие, содержание, нормативно-правовое обеспечение.
Введение
Проблематика «устойчивого развития» на протяжении нескольких последних десятилетий продолжает оставаться одной из наиболее актуальных в мировой повестке дня. В современных условиях, пожалуй, не осталось ни одного человека, ни одного государства, для которых «взаимосвязь между экономическим развитием и ухудшением состояния окружающей среды»[5] не стала бы очевидной, и которые бы все еще сомневались в необходимости разумного сочетания интересов повышения благосостояния, с одной стороны, и экологических требований, с другой. На данную необходимость, как известно, неоднократно обращалось внимание в многочисленных международно-правовых документах.
Впервые понятие «устойчивое развитие» зазвучало в докладе «Наше общее будущее» (1987г.), подготовленного Комиссией ООН по окружающей среде и развитию («Комиссия Брунтланн»).
Согласно формулировке ООН по вопросам окружающей среды и развития (1987г.), развитие общества является «устойчивым», то есть может поддерживаться в течение долгого времени, если оно «позволяет удовлетворять потребности нынешних поколений, не нанося при этом ущерба возможностям, оставленным в наследство будущим поколениям для удовлетворения их собственных потребностей»
Именно выводы Комиссии Брунтланн и составили концептуальную основу решений, принятых в Рио-де-Жанейро (1992г.) о жизненной необходимости для цивилизации выхода на уровень устойчивого развития.
Самая, пожалуй, распространенная в наши дни трактовка устойчивого развития исходит из наличия (присутствия) в данном явлении трех неотъемлемых компонентов (составляющих), а именно: социального, экономического и экологического.
Необходимо отметить, что все три упомянутые выше составляющие устойчивого развития в равной степени являются неотъемлемыми и, безусловно, тесно связаны друг с другом. Вместе с тем лишь первые два элемента — экономический и социальный — олицетворяют собой собственно развитие. Третий элемент — экологический — выступает в качестве своего рода обязательного критерия, которому экономическое и социальное развитие должно соответствовать, с тем, чтобы быть устойчивым.
Как отмечала по этому поводу глава Международной комиссии по окружающей среде и развитию Гру Харлем Брунтланн, обосновывая взаимосвязь развития с экологией, «окружающая среда — это место нашей жизни, а развитие — это наши действия по улучшению нашего благосостояния в ней. Оба эти понятия неразделимы» [4].
Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, масштабное сокращение биологического разнообразия — вот те основные причины, которые привели к необходимости обсуждать и решать экологические проблемы в контексте развития.
Как верно заметил профессор Института государства и права Российской академии наук М. М. Бринчук, социальное и экономическое развитие общества в той части, в какой это связано с природой, является постоянным и мощным фактором разнообразных вредных воздействий на нее (т. е. природу), в связи с чем для обеспечения устойчивости такого развития необходимы учет и выполнение экологических требований [1].
Мы живем во время масштабных реформ и структурных преобразований экономических систем и страны, с каждым днем наращивая свой потенциал, борются за новые рынки сбыта и перенаправление мировых финансовых потоков на свою территорию. И лишь экологическая ситуация по сей день остается без должного внимания со стороны человека. Сегодня осознание проблем экологии и масштаба возможной катастрофы требует нового мышления и нового отношения к происходящему. Не стоит вопрос и о роли государства и международных организаций в решении этих проблем. Предотвратить катастрофу возможно лишь совместными усилиями. Приведем несколько цифр для очевидности проблемы: по данным комиссии ООН по окружающей среде, ежегодно превращается в пустыню 6 млн. га обрабатываемых земель, расширяются территории пустынь (Сахара ежегодно продвигается к югу на 30 миль). Лесные пространства занимали в 1950г. 15% суши, сейчас – 7%; ежегодно в мировой океан попадает 30 млрд. тонн нефтепродуктов и 5000 тонн ртути.
Принимая во внимание значимость устойчивого развития в апреле 1996 г. Всероссийским съездом по охране природы была принята «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». В ней говорится, что «следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей» [3].
Такая постановка вопроса предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики России при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации, разработку и реализацию программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона, дальнейшую интеграцию этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития. При этом проблемы, решаемые в каждом регионе, должны обязательно предусматривать:
– формирование регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду;
– выполнение природоохранных мероприятий на селитебных и незастроенных территориях городов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;
– осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
– развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализация мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты сельского населения;
– реконструкцию региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем;
– важное значение может иметь разработка комплексных межрегиональных схем, охватывающих территории нескольких субъектов Российской Федерации;
– программные и прогнозные документы федерального уровня должны служить ориентиром при разработке региональных программ перехода к устойчивому развитию и вместе с соответствующими правовыми актами и нормативами определять экономические условия их реализации [2].
Т.е., положения «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» еще раз подчеркивают тесную взаимосвязь устойчивого развития территории от ее экологического положения.
3. Экологические аспекты развития строительного комплекса
Строительство относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики России. Но, наряду с этим, строительная деятельность является крупнейшим источником загрязнения окружающей среды и значительным потребителем не возобновляемых ресурсов.
Строительный комплекс включает в себя, как известно, не только производство строительных работ на строительных площадках, но и производственные процессы по изготовлению строительных материалов и изделий, а также добычу природных строительных материалов и сырья, оказывает на биосферу всестороннее воздействие от отчуждения значительных территорий земли до образования огромного количества отходов и их утилизация. Это воздействие может быть положительным (обеспечение комфортных условий жизнедеятельности людей, строительство природоохранных сооружений и др.) и отрицательным (негативное воздействие на окружающую природную среду и ухудшение экологической обстановки).
Современная градостроительная политика недостаточно учитывает экологические и природные особенности земель, тем самым не решается проблема ограничения вредного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую природу. Конечно же, происходящие в социально-экономическом развитии страны изменения требуют повышенного внимания в вопросах обеспечения экологической безопасности. С принятием Федерального закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс упрощены процедуры получения разрешений на градостроительную деятельность и вовлечения в хозяйственный оборот земель, что не может не вызывать опасения по поводу очевидного роста негативного влияния на окружающую природу, а также снижения ответственности за экологические результаты деятельности промышленных предприятий. Отсутствует также и требования по проведению государственной экспертизы документации по планировке территорий. Все это вызывает обеспокоенность возможными негативными последствиями реализации объектов градостроительной деятельности, в том числе и решения, об осуществлении которых принимаются по упрощенной процедуре экологической оценки и носят, как правило, декларативный характер.
Достигнуть необходимого равновесия между строительным производством и окружающей природной средой возможно лишь при формировании новой экологически безопасной и экономически оптимальной модели развития. Такой моделью является устойчивое развитие.
Л.В. Передельским, О.Е. Приходченко были предложены основные экологические принципы концепции устойчивого экологически безопасного строительства. В сжатой форме они могут быть сформулированы следующим образом:
− применение экологически безопасных строительных материалов и технологий;
− строительство зданий и сооружений по энергосберегающим технологиям, снижение энергопотребления и исключение теплопотерь при их эксплуатации;
− сокращение отходов при строительстве;
− использование экологически безопасных архитектурных и планировочных решений; экологическая реконструкция городской среды; внимание к эстетической составляющей градостроительного комплекса;
− придание зданиям и сооружениям биопозитивных свойств, позволяющих им органично вписываться и очищать окружающую среду; создание здоровой искусственной среды обитания;
− восстановление и поддержание биоразнообразия на строительных и урбанизированных территориях;
− внедрение систем экологического мониторинга строительства (CALS — технологии и др.) на всех стадиях жизненного цикла строительного объекта (ЖЦСО);
− всесторонний и высокоэффективный экологический контроль принимаемых технологических решений на всех стадиях ЖЦСО (экологическое сопровождение);
− минимизация негативных воздействий (загрязнение, сверхнормативный шум, вибрации и др.) на естественные экологические системы и природные ландшафты на всех стадиях ЖЦСО;
− рекультивация нарушенных строительством территорий;
− использование экологически безопасного техногенного сырья для изготовления строительных материалов;
− применение малоотходных и безотходных технологий при добычи и переработки строительных материалов [7].
В настоящее время наиболее детально концепция устойчивого строительства разрабатывается в Международном совете по исследованиям и инновациям в строительстве (CIB — Coceal International du Batiment). Экологические проблемы в этой концепции являются приоритетными, что обусловлено не только снижением качества окружающей природной среды, истощением природных ресурсов, но и с требованиями создания высокоэкологически обоснованного качества жизни.
4. Экологический контроль: сущность, виды, нормативно-правовой аспект
Для обеспечения надлежащего экологического состояния, в данном аспекте, актуальным остается вопрос применения механизма экологического контроля.
Экологический контроль в целом есть ведомственная проверка соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, т.е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами, экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности общества. В то же время следует отметить ограниченность влияния государства на социальные процессы в обществе.