Экологический аспект устойчивого развития: понятие, содержание, нормативно-правовое обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 10:09, реферат

Краткое описание

Проблематика «устойчивого развития» на протяжении нескольких последних десятилетий продолжает оставаться одной из наиболее актуальных в мировой повестке дня. В современных условиях, пожалуй, не осталось ни одного человека, ни одного государства, для которых «взаимосвязь между экономическим развитием и ухудшением состояния окружающей среды»[5] не стала бы очевидной, и которые бы все еще сомневались в необходимости разумного сочетания интересов повышения благосостояния, с одной стороны, и экологических требований, с другой. На данную необходимость, как известно, неоднократно обращалось внимание в многочисленных международно-правовых документах.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………
2
1.
Экологический аспект: понятие и содержание………………………………………………………………………

2
2.
Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию………………………………………………………………………....

3
3.
Экологические аспекты развития строительного комплекса………………...
4
4.
Экологический контроль: сущность, виды, нормативно-правовой аспект…………………………………………………………………………….

5
Заключение……………………………………………………………………………
8
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 187.73 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………

2

1.

Экологический аспект: понятие и содержание………………………………………………………………………

 

2

2.

Концепция  перехода  Российской  Федерации  к  устойчивому  развитию………………………………………………………………………....

 

3

3.

Экологические аспекты развития строительного комплекса………………...

4

4.

Экологический контроль: сущность, виды, нормативно-правовой аспект…………………………………………………………………………….

 

5

Заключение……………………………………………………………………………

8

Список использованной литературы………………………………………..............

9


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологический аспект устойчивого развития: понятие, содержание, нормативно-правовое обеспечение.

 

Введение

Проблематика «устойчивого  развития»  на  протяжении  нескольких  последних  десятилетий  продолжает  оставаться  одной  из  наиболее  актуальных в мировой повестке дня. В современных условиях, пожалуй, не осталось ни одного человека,  ни  одного  государства,  для  которых «взаимосвязь между экономическим развитием и ухудшением состояния окружающей среды»[5] не стала бы очевидной, и которые бы все еще сомневались в необходимости разумного сочетания интересов повышения благосостояния, с одной стороны, и экологических требований, с другой. На данную необходимость, как известно, неоднократно обращалось внимание в многочисленных международно-правовых документах. 

Впервые понятие «устойчивое развитие» зазвучало в докладе «Наше общее будущее» (1987г.), подготовленного Комиссией ООН по окружающей среде и развитию («Комиссия Брунтланн»).

Согласно формулировке ООН по вопросам окружающей среды и развития (1987г.), развитие общества является «устойчивым», то есть может поддерживаться в течение долгого времени, если оно «позволяет удовлетворять потребности нынешних поколений, не нанося при этом ущерба возможностям, оставленным в наследство будущим поколениям для удовлетворения их собственных потребностей»

Именно выводы Комиссии Брунтланн и составили концептуальную основу решений, принятых в Рио-де-Жанейро (1992г.) о жизненной необходимости для цивилизации выхода на уровень устойчивого развития.

 

  1. Экологический аспект: понятие и содержание

Самая,  пожалуй,  распространенная  в  наши дни  трактовка  устойчивого  развития  исходит  из наличия (присутствия)  в  данном  явлении  трех неотъемлемых  компонентов (составляющих),  а именно:  социального,  экономического  и  экологического. 

Необходимо отметить, что все три упомянутые выше  составляющие  устойчивого  развития  в  равной степени являются неотъемлемыми и, безусловно, тесно связаны друг с другом. Вместе с тем лишь первые два элемента — экономический и социальный —  олицетворяют  собой  собственно  развитие. Третий  элемент —  экологический —  выступает  в качестве своего рода обязательного критерия, которому  экономическое  и  социальное  развитие  должно соответствовать, с тем, чтобы быть устойчивым.

Как отмечала по этому поводу глава Международной  комиссии  по  окружающей  среде  и  развитию Гру  Харлем  Брунтланн,  обосновывая  взаимосвязь развития  с  экологией, «окружающая  среда —  это место  нашей  жизни,  а  развитие —  это  наши  действия по улучшению нашего благосостояния в ней. Оба эти понятия неразделимы» [4].

Деградация  природных  ресурсов,  загрязнение окружающей  среды,  масштабное  сокращение  биологического разнообразия — вот те основные причины,  которые  привели  к  необходимости  обсуждать и решать экологические проблемы в контексте развития.

Как верно заметил профессор Института государства и права Российской академии наук М. М. Бринчук, социальное и экономическое развитие общества в той части, в какой  это  связано  с  природой,  является  постоянным и мощным фактором разнообразных вредных воздействий на нее (т. е. природу), в связи с чем для обеспечения устойчивости такого развития необходимы  учет  и  выполнение  экологических  требований [1].

 

 

 

  1. Концепция  перехода  Российской  Федерации  к  устойчивому  развитию

Мы живем во время  масштабных реформ и структурных преобразований экономических систем  и страны, с каждым днем наращивая свой потенциал, борются за новые рынки сбыта и  перенаправление  мировых финансовых  потоков на свою  территорию. И лишь экологическая ситуация  по сей день остается без должного внимания со стороны человека. Сегодня осознание проблем экологии и масштаба возможной катастрофы требует нового мышления и нового отношения к происходящему. Не стоит вопрос и о роли государства и международных организаций в решении этих проблем. Предотвратить катастрофу возможно лишь совместными усилиями. Приведем несколько цифр для очевидности проблемы: по данным комиссии ООН по окружающей среде, ежегодно превращается в пустыню 6 млн.  га  обрабатываемых  земель, расширяются территории пустынь (Сахара ежегодно продвигается к югу на 30 миль). Лесные пространства занимали в 1950г. 15% суши, сейчас – 7%; ежегодно в мировой океан попадает 30 млрд. тонн нефтепродуктов и 5000 тонн ртути.

Принимая  во  внимание  значимость  устойчивого развития в  апреле  1996  г.  Всероссийским  съездом  по  охране  природы  была  принята «Концепция  перехода  Российской  Федерации  к  устойчивому  развитию».  В  ней  говорится, что «следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации  последовательный  переход  к  устойчивому  развитию,  обеспечивающий сбалансированное  решение  социально-экономических  задач  и  проблем  сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей» [3]. 

Такая  постановка  вопроса  предполагает  формирование  эффективной  пространственной  структуры  экономики  России  при  соблюдении  баланса  интересов всех субъектов Российской Федерации, разработку и реализацию программ перехода  к  устойчивому  развитию  для  каждого  региона,  дальнейшую  интеграцию  этих программ  при  разработке  государственной  политики  в  области  устойчивого  развития.  При  этом  проблемы,  решаемые  в  каждом регионе,  должны обязательно предусматривать:

–  формирование  регионального  хозяйственного  механизма,  регулирующего социально-экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду;

– выполнение природоохранных мероприятий на селитебных и незастроенных территориях  городов,  других  населенных  пунктов  и  в  пригородных  зонах,  включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;

–  осуществление  мер  по  оздоровлению  населения,  развитию  социальной  инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

–  развитие  сельского  хозяйства  на  основе  экологически  прогрессивных  агротехнологий,  адаптированных  к  местным  условиям,  реализация  мер  по  повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты сельского населения;

– реконструкцию региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем;

–  важное  значение  может  иметь  разработка  комплексных  межрегиональных схем, охватывающих территории нескольких субъектов Российской Федерации;

–  программные  и  прогнозные  документы  федерального  уровня  должны  служить  ориентиром  при  разработке  региональных  программ  перехода  к  устойчивому развитию  и  вместе с  соответствующими  правовыми  актами  и нормативами  определять экономические условия их реализации [2].

Т.е.,  положения  «Концепции  перехода  Российской  Федерации  к  устойчивому развитию» еще раз подчеркивают тесную взаимосвязь устойчивого развития территории  от  ее  экологического  положения. 

 

3. Экологические аспекты развития строительного комплекса

Строительство относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет  решение  социальных,  экономических  и  технических  задач развития  всей  экономики  России.  Но,  наряду  с  этим,  строительная деятельность  является  крупнейшим  источником  загрязнения окружающей среды и значительным потребителем не возобновляемых ресурсов.

Строительный комплекс включает в себя, как известно, не только производство  строительных  работ  на  строительных  площадках,  но  и производственные  процессы  по  изготовлению  строительных материалов  и  изделий,  а  также  добычу  природных  строительных материалов и сырья, оказывает на биосферу всестороннее воздействие от  отчуждения  значительных  территорий  земли  до  образования огромного  количества  отходов  и  их  утилизация.  Это  воздействие может  быть  положительным  (обеспечение  комфортных  условий жизнедеятельности  людей,  строительство  природоохранных сооружений  и  др.)  и  отрицательным  (негативное  воздействие  на окружающую  природную  среду  и  ухудшение  экологической обстановки).

Современная градостроительная политика недостаточно учитывает экологические и природные особенности земель, тем самым не решается проблема ограничения вредного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую природу. Конечно же, происходящие в социально-экономическом развитии страны изменения требуют повышенного внимания в вопросах обеспечения экологической безопасности. С принятием Федерального закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс упрощены процедуры получения разрешений на градостроительную деятельность и вовлечения в хозяйственный оборот земель, что не может не вызывать опасения по поводу очевидного роста негативного влияния на окружающую природу, а также снижения ответственности за экологические результаты деятельности промышленных предприятий. Отсутствует также и требования по проведению государственной экспертизы документации по планировке территорий. Все это вызывает обеспокоенность возможными негативными последствиями реализации объектов градостроительной деятельности, в том числе и решения, об осуществлении которых принимаются по упрощенной процедуре экологической оценки и носят, как правило, декларативный характер.

Достигнуть  необходимого  равновесия  между  строительным производством  и  окружающей  природной  средой  возможно  лишь  при формировании  новой  экологически  безопасной  и  экономически оптимальной  модели  развития.  Такой  моделью  является  устойчивое развитие.

Л.В.  Передельским,  О.Е.  Приходченко  были  предложены основные  экологические  принципы  концепции  устойчивого экологически  безопасного  строительства.  В  сжатой  форме  они  могут быть сформулированы следующим образом:

−  применение  экологически  безопасных  строительных материалов и технологий;

−  строительство  зданий  и  сооружений  по  энергосберегающим технологиям, снижение энергопотребления и исключение теплопотерь при их эксплуатации;

−  сокращение отходов при строительстве;

−  использование  экологически  безопасных  архитектурных  и планировочных  решений;  экологическая  реконструкция  городской среды;  внимание  к  эстетической  составляющей  градостроительного комплекса;

−  придание  зданиям  и  сооружениям  биопозитивных  свойств, позволяющих  им  органично  вписываться  и  очищать  окружающую среду; создание здоровой искусственной среды обитания;

−  восстановление  и  поддержание  биоразнообразия  на строительных и урбанизированных территориях;

−  внедрение  систем  экологического  мониторинга  строительства (CALS  —  технологии  и  др.)  на  всех  стадиях  жизненного  цикла строительного объекта (ЖЦСО);

−  всесторонний  и  высокоэффективный  экологический  контроль принимаемых  технологических  решений  на  всех  стадиях  ЖЦСО (экологическое сопровождение);

−  минимизация  негативных  воздействий  (загрязнение, сверхнормативный  шум,  вибрации  и  др.)  на  естественные экологические  системы  и  природные  ландшафты  на  всех  стадиях ЖЦСО;

−  рекультивация нарушенных строительством территорий;

−  использование  экологически  безопасного  техногенного  сырья для изготовления строительных материалов;

−  применение  малоотходных  и  безотходных  технологий  при добычи и переработки строительных материалов [7].

В  настоящее  время  наиболее  детально  концепция  устойчивого строительства разрабатывается  в  Международном  совете  по исследованиям  и  инновациям  в  строительстве  (CIB  —  Coceal International  du  Batiment).  Экологические  проблемы  в  этой  концепции являются  приоритетными,  что  обусловлено  не  только  снижением качества  окружающей  природной  среды,  истощением  природных ресурсов,  но  и  с  требованиями  создания  высокоэкологически обоснованного качества жизни.

 

4. Экологический  контроль: сущность, виды, нормативно-правовой  аспект

Для  обеспечения  надлежащего  экологического  состояния,  в  данном  аспекте,  актуальным  остается  вопрос  применения  механизма экологического контроля.

Экологический   контроль   в  целом  есть  ведомственная  проверка  соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, т.е. всеми хозяйствующими субъектами  и  гражданами,  экологических  требований  по  охране  окружающей  природной среды и обеспечению экологической безопасности общества. В то же время следует отметить ограниченность влияния государства на социальные процессы в обществе.

Информация о работе Экологический аспект устойчивого развития: понятие, содержание, нормативно-правовое обеспечение