Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:23, реферат
Современная рыночная экономика не может эффективно развиваться без взаимосвязи ее с правовыми основами и механизмом правового регулирования природоохранных проблем. Надежный правовой фундамент позволяет формировать эффективную экологическую политику и научно обоснованно осуществлять всю систему управления природоохранными процессами.
Введение……………………………………………………………………………2
Экологическая ситуация в России………………………………………4
Экология и национальная безопасность России
Экологическая безопасность и правовые нормы ……..……….…9
Экологическая политика современной России…………….……..12
Пути решения экологических проблем в России…………….………18
Заключение……………………………………………………………………….21
Библиографический список……………………………………………………22
Многие подобные технические проблемы требуют разрешения уже сейчас, что связано с неизбежностью волевых решений и потенциальной угрозой отдаленных последствий их неизбежности.[1]
Достаточен
ли для долговременного
Концепция
государственной экологической политики
неизбежно требует уточнений по мере углубления
научных знаний и в соответствии с экологической
обстановкой в стране. Трудности в выработке
экологической политики не сводятся к
научной неопределенности в решении конкретных
вопросов. Они обусловлены многими факторами,
в том числе и воздействием различных
групп давления на формирование ее основ.
За поддержкой представителями национальных
научных, политических и экономических
элит той или иной точки зрения стоят качественные
различия в распределении природных ресурсов
между Федерацией и регионами, корпоративные,
а также групповые и иные интересы и факторы.
Как же решаются экологические проблемы в Российской Федерации? Коротко можно ответить так: «применительно к бедности». В условиях экономического кризиса природоохранная деятельность финансируется по остаточному принципу, но на фоне эффектных деклараций. Перспектива реальной разработки и практической реализации эффективной государственной экологической политики кажется достаточно зыбкой, если предположить, что последние административно-управленческие реформы (например, понижение статуса Минприроды РФ, упразднение Государственного санитарно-эпидемиологического надзора РФ) отражают подлинное отношение высших эшелонов власти к экологическим проблемам.
Правительство России в определенном смысле оказалось заложником собственного курса на повсеместное внедрение рыночных механизмов в сферу экологии в связи с нехваткой ресурсов и недостаточной отработанностью правовых основ охраны природы. Между тем построение механизмов природоохранной деятельности на базе устаревшей концепции экономического редукционизма, не учитывающей самоценности человеческой жизни и пытающейся свести к стоимостному подходу все факторы, включая и установление «цены жизни человека», уже давно вызывает обоснованную критику отечественных и зарубежных специалистов.
Следует отметить, что конкретные меры, направленные на разрешение экологических проблем, требуют более детальной и всесторонней проработки. Так, например, установление органами власти технически недостижимых на сегодняшний день загрязнений может привести к тому что предприятию будет выгоднее платить штрафы за выбросы вредных веществ, чем строить и эксплуатировать очистные сооружения, поскольку штрафы неизбежны, а отказ от очистки отходов приносит экономию средств. Поэтому в осуществлении экологической политики необходимо учитывать такие факторы, как экономическую неэффективность большинства «чистых» производств в условиях рыночной экономики (затраты на очистные сооружения экспоненциально возрастают в зависимости от степени очистки и приближаются к общим капиталовложениям в предприятие): конечную эффективность существующих технологий очистки, отсутствие заметного прогресса в создании «чистых» источников энергии и т. д.
Мнение специалистов-экологов о важности отдельных направлений реализации экологической политики можно представить по результатам опроса экспертов, проведенного в феврале 2008 г. К числу приоритетных мер, способствующих улучшению экологической ситуации в регионах, респонденты отнесли: ужесточение контроля 39 соблюдением природоохранного законодательства (так считают 74% опрошенных); законодательное закрепление максимально возможной компенсации ущерба, наносимого природе предприятиями, организациями и ведомствами (70%); широкое освещение экологической обстановки средствами массовой информации (45%); персональные изменения в руководстве природоохранных органов России (40%); осуществление независимых экологических экспертиз (40%); увеличение централизованных отчислений на проведение природоохранных мероприятий в местные бюджеты (29%); закрытие всех вредных для здоровья людей предприятий (20%). Симптоматична высказанная 80% опрошенных неудовлетворенность существующей структурой природоохранных органов.
Эффективная государственная экологическая политика на сегодняшний день не может обойтись без затратных, финансируемых из бюджета направлений. К их числу относятся обеспечение национального выживания в условиях мирового экологического кризиса, т. е. выделение ресурсов на случай развития событий по «пессимистическим сценариям», выполнение мероприятий по достижению устойчивости или приемлемого уровня изменений ключевых экологических систем.[10]
Сложность
и важность задачи формирования государственной
экологической политики России предполагают
участие в ее разработке общественных
организаций, в том числе экологических
партий и движений. В период острой
социально-экологической
Разработку
государственной экологической
политики, ее важнейших направлений
(программ, проектов) следует, вероятно,
осуществлять таким образом, чтобы: обеспечить
формирование экологического мировоззрения
населения, включающего духовное и нравственное
воспитание, образование, освоение мировых
природоохранных стандартов взаимодействия
в системе «природа — человек — общество»;
добиться конструктивного сотрудничества
общества, государства, граждан в деле
охраны здоровья человека и окружающей
природной среды; обеспечить внедрение
экологически приемлемых технологий,
рациональное использование природных
ресурсов страны; разработать систему
экологического правопорядка; превратить
эколого-экономические факторы в неотъемлемый
компонент управления экономическим и
социальным развитием страны: реализовать
неотъемлемое право каждого гражданина
на благоприятную и безопасную окружающую
среду. Научных знаний, технологий, людских
и природных ресурсов вполне достаточны,
чтобы Россия вышла из экологического
кризиса.[2]
Заключение
Загрязнение окружающей среды в стране, несмотря на большой промышленный спад, продолжается, а расходы на предотвращение и ликвидацию последствий экологических нарушений уменьшаются. Еще хуже дело обстоит с аварийными выбросами и сбросами вредных веществ. Практически прекратились компенсации пострадавшим от аварийного загрязнения среды.
В
условиях ухудшающейся экологической
обстановки в стране необходим механизм
совершенствования правового
По
данным МЧС России в стране ежегодно
происходит до 2000 серьезных чрезвычайных
ситуаций. Около двух третей аварий
имеют техногенное
Чрезвычайно
напряженная и неуклонно
Библиографический список