Экологические проблемы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:23, реферат

Краткое описание

Современная рыночная экономика не может эффективно развиваться без взаимосвязи ее с правовыми основами и механизмом правового регулирования природоохранных проблем. Надежный правовой фундамент позволяет формировать эффективную экологическую политику и научно обоснованно осуществлять всю систему управления природоохранными процессами.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………2
Экологическая ситуация в России………………………………………4
Экология и национальная безопасность России
Экологическая безопасность и правовые нормы ……..……….…9
Экологическая политика современной России…………….……..12
Пути решения экологических проблем в России…………….………18
Заключение……………………………………………………………………….21
Библиографический список……………………………………………………22

Файлы: 1 файл

готовый.docx

— 53.72 Кб (Скачать)

        Многие подобные технические проблемы требуют разрешения уже сейчас, что связано с неизбежностью волевых решений и потенциальной угрозой отдаленных последствий их неизбежности.[1]

      Достаточен  ли для долговременного определения  основ экологической политики России ее переход к концепции устойчивого развития? Эта концепция в существующем виде не представляет собой некоторой законченной модели (программы, проекта). Фактически она определяет лишь совокупность принципов, следуя которым можно обеспечить общественный прогресс без превышения потенциальных возможностей экологических систем, добиться удовлетворения жизненных потребностей населения и формировать их смещая в некоторую экологически рациональную область. В какой степени это выполнимо в современных условиях, пока не ясно.

      Концепция государственной экологической политики неизбежно требует уточнений по мере углубления научных знаний и в соответствии с экологической обстановкой в стране. Трудности в выработке экологической политики не сводятся к научной неопределенности в решении конкретных вопросов. Они обусловлены многими факторами, в том числе и воздействием различных групп давления на формирование ее основ. За поддержкой представителями национальных научных, политических и экономических элит той или иной точки зрения стоят качественные различия в распределении природных ресурсов между Федерацией и регионами, корпоративные, а также групповые и иные интересы и факторы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Пути  решения экологических  проблем в России.

      Как же решаются экологические проблемы в Российской Федерации? Коротко можно ответить так: «применительно к бедности». В условиях экономического кризиса природоохранная деятельность финансируется по остаточному принципу, но на фоне эффектных деклараций. Перспектива реальной разработки и практической реализации эффективной государственной экологической политики кажется достаточно зыбкой, если предположить, что последние административно-управленческие реформы (например, понижение статуса Минприроды РФ, упразднение Государственного санитарно-эпидемиологического надзора РФ) отражают подлинное отношение высших эшелонов власти к экологическим проблемам.

      Правительство России в определенном смысле оказалось заложником собственного курса на повсеместное внедрение рыночных механизмов в сферу экологии в связи с нехваткой ресурсов и недостаточной отработанностью правовых основ охраны природы. Между тем построение механизмов природоохранной деятельности на базе устаревшей концепции экономического редукционизма, не учитывающей самоценности человеческой жизни и пытающейся свести к стоимостному подходу все факторы, включая и установление «цены жизни человека», уже давно вызывает обоснованную критику отечественных и зарубежных специалистов.

      Следует отметить, что конкретные меры, направленные на разрешение экологических проблем, требуют более детальной и  всесторонней проработки. Так, например, установление органами власти технически недостижимых на сегодняшний день загрязнений может привести к тому что предприятию будет выгоднее платить штрафы за выбросы вредных веществ, чем строить и эксплуатировать очистные сооружения, поскольку штрафы неизбежны, а отказ от очистки отходов приносит экономию средств. Поэтому в осуществлении экологической политики необходимо учитывать такие факторы, как экономическую неэффективность большинства «чистых» производств в условиях рыночной экономики (затраты на очистные сооружения экспоненциально возрастают в зависимости от степени очистки и приближаются к общим капиталовложениям в предприятие): конечную эффективность существующих технологий очистки, отсутствие заметного прогресса в создании «чистых» источников энергии и т. д.

      Мнение  специалистов-экологов о важности отдельных  направлений реализации экологической  политики можно представить по результатам  опроса экспертов, проведенного в феврале 2008 г. К числу приоритетных мер, способствующих улучшению экологической ситуации в регионах, респонденты отнесли: ужесточение контроля 39 соблюдением природоохранного законодательства (так считают 74% опрошенных); законодательное закрепление максимально возможной компенсации ущерба, наносимого природе предприятиями, организациями и ведомствами (70%); широкое освещение экологической обстановки средствами массовой информации (45%); персональные изменения в руководстве природоохранных органов России (40%); осуществление независимых экологических экспертиз (40%); увеличение централизованных отчислений на проведение природоохранных мероприятий в местные бюджеты (29%); закрытие всех вредных для здоровья людей предприятий (20%). Симптоматична высказанная 80% опрошенных неудовлетворенность существующей структурой природоохранных органов.

      Эффективная государственная экологическая  политика на сегодняшний день не может обойтись без затратных, финансируемых из бюджета направлений. К их числу относятся обеспечение национального выживания в условиях мирового экологического кризиса, т. е. выделение ресурсов на случай развития событий по «пессимистическим сценариям», выполнение мероприятий по достижению устойчивости или приемлемого уровня изменений ключевых экологических систем.[10]

      Сложность и важность задачи формирования государственной  экологической политики России предполагают участие в ее разработке общественных организаций, в том числе экологических  партий и движений. В период острой социально-экологической напряженности  установление конструктивного взаимодействия органов власти с этими партиями и движениями может превратиться в одно из необходимых условий сохранения управляемости социально-экологических процессов.

      Разработку  государственной экологической  политики, ее важнейших направлений (программ, проектов) следует, вероятно, осуществлять таким образом, чтобы: обеспечить формирование экологического мировоззрения населения, включающего духовное и нравственное воспитание, образование, освоение мировых природоохранных стандартов взаимодействия в системе «природа — человек — общество»; добиться конструктивного сотрудничества общества, государства, граждан в деле охраны здоровья человека и окружающей природной среды; обеспечить внедрение экологически приемлемых технологий, рациональное использование природных ресурсов страны; разработать систему экологического правопорядка; превратить эколого-экономические факторы в неотъемлемый компонент управления экономическим и социальным развитием страны: реализовать неотъемлемое право каждого гражданина на благоприятную и безопасную окружающую среду. Научных знаний, технологий, людских и природных ресурсов вполне достаточны, чтобы Россия вышла из экологического кризиса.[2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Загрязнение окружающей среды в стране, несмотря на большой промышленный спад, продолжается, а расходы на предотвращение и  ликвидацию последствий экологических  нарушений уменьшаются. Еще хуже дело обстоит с аварийными выбросами  и сбросами вредных веществ. Практически  прекратились компенсации пострадавшим от аварийного загрязнения среды.

     В условиях ухудшающейся экологической  обстановки в стране необходим механизм совершенствования правового регулирования  в сфере обеспечения экологической  безопасности (ст.72 п. «д» Конституции РФ), а также защиты интересов граждан в их праве на экологически безопасную среду проживания путем экономической заинтересованности предприятий и организаций всех форм собственности в экологически более совершенных технологиях, в оздоровлении окружающей среды, что станет для производителей делом выгодным.

     По  данным МЧС России в стране ежегодно происходит до 2000 серьезных чрезвычайных ситуаций. Около двух третей аварий имеют техногенное происхождение; из них более половины связано  со сбросом нефти и нефтепродуктов; до одной трети – с авариями на железнодорожном транспорте; пятая  часть – на магистральных трубопроводах. Прогнозируется, что негативное воздействие  техногенных аварий на окружающую среду  и население страны в ближайшие  годы будет расти и увеличит ежегодные  затраты на ликвидацию их последствий. В России впервые в мире разработан проект Федерального закона «Об обязательном экологическом страховании».

     Чрезвычайно напряженная и неуклонно ухудшающаяся экологическая обстановка в РФ крайне отрицательно сказывается на экологической  безопасности населения и требует  все более значительного увеличения затрат общества на предотвращение и  ликвидацию загрязнения окружающей природной среды. 

Библиографический список

  1. Александров В., Моисеев Н. Ядерный конфликт — глазами климатологов и математиков //Знание — сила. — 2001. — № 2.
  2. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. Человек – Экономика – Биота - Среда: учебник для студентов вузов - 3 – е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006.
  3. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. – М.: Мысль, 1988.
  4. Бурков В.Н., Щепкин А.В. Экологическая безопасность М.: ИПУ РАН, 2003.- 92 с.
  5. Ламарк Ж. Б. Аналитическая система положительных знаний человека / /Избранные. произведения. В 2 т. М., 1959. Т. 2. С. 442).
  6. Меняющихся мир: географический подход к изучению. Советско-американский проект. М., 2000г-15 с.
  7. Моисеев Н. Н. Цивилизация на переломе. Пути России. М., 1999).
  8. Моисеев Н. Н. Экология, нравственность и политика //Вопросы философии. — 2003. — № 5.
  9. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Экология: для студ. вузов и специалистов-экологов. - М.: Приор, 2004. - 304с.
  10. Павлов А. Н. Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности. Учеб. пособие/А. Н. Павлов. – М.: Высшая шк., 2005. – 343 с.: ил.
  11. Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Европы. Под ред. Петрова В.В. - М., 2006. с.62.

Информация о работе Экологические проблемы России