Экологические проблемы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:23, реферат

Краткое описание

Современная рыночная экономика не может эффективно развиваться без взаимосвязи ее с правовыми основами и механизмом правового регулирования природоохранных проблем. Надежный правовой фундамент позволяет формировать эффективную экологическую политику и научно обоснованно осуществлять всю систему управления природоохранными процессами.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………2
Экологическая ситуация в России………………………………………4
Экология и национальная безопасность России
Экологическая безопасность и правовые нормы ……..……….…9
Экологическая политика современной России…………….……..12
Пути решения экологических проблем в России…………….………18
Заключение……………………………………………………………………….21
Библиографический список……………………………………………………22

Файлы: 1 файл

готовый.docx

— 53.72 Кб (Скачать)

     Длительное  время экологическая безопасность считалась синонимом состояния  и охраны окружающей природной среды  и не отделялась от них: в Законе 1960 г. "Об охране природы в РСФСР" ей не уделялось внимания. В Законе РФ 1991 г. "Об охране окружающей природной  среды" экологическая безопасность упоминалась полтора десятка  раз в качестве понятия, близкого к понятию охраны окружающей среды  и обеспечения рационального  использования природных ресурсов. Однако все нарастающие экологические  угрозы привели к тому, что в  Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" было дано определение экологической  безопасности. Указанным федеральным законом определяются правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

     Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной  среды и жизненно важных интересов  человека от возможного негативного  воздействия хозяйственной и  иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

     Среди основных принципов охраны окружающей среды, напрямую связанных с обеспечением экологической безопасности, предусматриваются:

     - охрана, воспроизводство и рациональное  использование природных ресурсов  как необходимые условия обеспечения  благоприятной окружающей среды  и экологической безопасности;

     - ответственность органов государственной  власти России и ее субъектов, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

     - презумпция экологической опасности  планируемой хозяйственной и  иной деятельности;

     - обязательность проведения государственной  экологической экспертизы проектов  и иной документации, обосновывающих  хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать воздействие  на окружающую среду, создать  угрозу жизни, здоровью и имуществу  граждан.

     Таким образом, в российском законодательстве сформулированы определения и правовые позиции, позволяющие намечать основы и концепцию обеспечения экологической  безопасности в России, осуществлять их реализацию в интересах общей  безопасности нашего государства.

     При этом Россия всегда связывает собственную  экологическую безопасность с экологической  безопасностью других государств, регулирует свои экологические отношения со всеми сопредельными государствами, прежде всего со странами - участницами  СНГ, в части охраны гидроэнергетических, биологических и лесных ресурсов, борьбы с эпидемиями, эпизоотиями, с  саранчой и другими вредителями  растений, предупреждения и ликвидации вредных последствий паводков, наводнений, иных стихийных бедствий.

     Так, в 1992 году странами СНГ было заключено (одним из первых) Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды. В 1996 году между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и РФ заключен договор, обязывающий наращивать сотрудничество в области охраны окружающей среды  и экологической безопасности (включая  разработку и принятие единых стандартов экологической безопасности), предпринимать  совместные меры по предотвращению и  ликвидации последствий аварий, стихийных  бедствий, ядерных и экологических  катастроф. Сначала эти договоренности носили достаточно общий характер, но постепенно приобретают реальное очертание и осуществляются на практике.[8] 
 

    1. Экологическая политика современной  России

      За  последние десятилетия масштаб  человеческой  деятельности, размеры  и последствия ее воздействия  на природу качественно изменились. Социально-правовая потребность в качественном углублении экологических знаний, практическом применении результатов экологических исследований сформировалась условиях мирового кризиса окружающей среды, вызванного антропогенными факторами и прежде всего человеческой деятельностью. Его острота и нeпpeдсказуемость последствий заставляют вспомнить пессимистическое предвидение Ж Б. Ламарка: «Можно, пожалуй, сказать, — предостерегал он еще в начале XIX в., что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания».[5]

      В настоящее время экологические  проблемы негативно влияют на жизнь 30-40% россиян. Неблагоприятное состояние окружающей среды является одной из важнейших причин обеспокоенности. Например, по результатам опросе проведенных ИСПИ РАН, для москвичей три основных причины обеспокоенности выглядели следующим образом преступность — для 56% респондентов, высокие цены -для 52%, экологическая ситуация — для 32%.

      От  экологической ситуации в стране (регионе) объективно зависят миграция, состояние здоровья, трудовая деятельность населения, политическая стабильность общества, а в конечном счете национальная безопасность. Например, следствием неблагоприятной экологической ситуации в Москве (загрязненность атмосферного воздуха оксидами азота и углерода, фенолом и т. д.) являются высокие уровни заболеваемости населения болезнями органов дыхания, на 25—40% превосходящие средние показатели по России.

      Проблема  занятости в регионах обостряется  вследствие принудительного постоянного  или временного закрытия экологически вредных производств, в особенности  тех, которые являются градообразующими факторами.

      Привычные и доступные для населения  виды отдыха «не выживают» в условиях ухудшения экологической ситуации. Так, многочисленные случаи отравления грибами, имевшие место в Европейской России в 2003 г., были связаны с аккумулированием грибами солей тяжелых металлов.

      Сложные экологические проблемы оказывают  влияние на характер и остроту  противоречий по линиям «центр - регионы», «регион - регион», а в условиях многонационального государства и на межнациональные  отношения. Таким образом, ухудшение  экологической ситуации ущемляет социальные потребности и противоречит интересам населения, вызывая социально-экологическую напряженность на региональном и национальном уровне. При определенных условиях данная напряженность приводит к возникновению социально-экологических конфликтов. Так, активное противодействие населения вызвало необходимость консервации завода по уничтожению отравляющих веществ, готового к пуску в Чапаевске.

      Для современной России социально-экологическая  напряженность является одним из основных факторов формирования неблагоприятной  социальной ситуации в стране, что  подтверждают результаты социологических  исследований, проводимых ИСПИ РАН  по репрезентативным выборкам с 1998 г. В 2007 г. уже 40% опрошенных отметили наличие существенной связи между экологической ситуацией и социальной напряженностью в месте своего проживания, а отрицали наличие данной связи — всего 9% респондентов. Саму же экологическую ситуацию в месте проживания оценили как крайне неблагополучную 27% опрошенных и как не вполне благополучную — 57%. Результаты экспертного опроса специалистов-экологов, выполненного в феврале 2010 г., не имеют качественных отличий от вышеприведенных.

      Для нормального функционирования общества необходима эффективная научно обоснованная государственная экологическая  политика, потребность в которой  в результате нарастания кризисных  явлений в области экологии усиливается. Развитие общества не может рассматриваться  в рамках традиционной «двухкоординатной системы социально-экономических проблем. Экологический фактор развития общества настойчиво заявляет о своей приоритетности. «Если воздухом нельзя дышать, воду нельзя пить, а пищу нельзя есть, — пишет А. В. Яблоков, то все социальные проблемы теряют свой смысл»..

      Необходимость в экологической государственной  политике вытекает из трех особенностей нынешнего этапа развития России:

      во-первых, взаимоотношения общества и природы объективно вступили в опасную фазу, когда удовлетворение жизненных потребностей человека путем фронта ной атаки на природу вызывает в ней такие изменения, которые начинают потенциально угрожать существованию человека как биологического вида;

      во-вторых, экологически опасные воздействия человека на природу вызваны к жизни социальными механизмами, которые и управляют экономической, военной другими сферами деятельности общества);

      в-третьих, если справедливы предшествующие выводы, то социальный и природный аспекты жизни человека должны рассматриваться в неразрывном единстве. Не управляя социальными процессами, общество может сделать окружающую среду непригодной для существования человека, а не оздоровляя окружающую среду может вызвать к жизни разрушительные социальные процессы, способные прервать поступательное развитие цивилизации.

      Экологическую политику можно трактовать как систему специфических политических, экономических, юридических и иных мер, предпринимаемых государством для управления экологической ситуацией и обеспечения рационального использования природных ресурсов на территории страны. Целью государственной экологической политики является обеспечение гармоничного, динамично-сбалансированного развития экономики, общества, природы. Разработка и реализация экологической политики являются сложными задачами не только в связи с принципиальной важностью экологических проблем для жизни страны, но и в связи с научной неопределенностью, характерной для многих важнейших прикладных и концептуальных вопросов.

      На  концептуальном уровне предстоит окончательно определить стратегию взаимодействия человека и природы. В качестве новой парадигмы, как правило, предлагается концепция коэволюции, т. е. развития человека в согласии с природой на основе диалога и равноправного сотрудничества с ней. Однако даже среди ученых нет пока единого толкования коэволюции. Ряд исследователей подразумевают под ней примат природы и сохранение ее в неизменном (или хотя бы в относительно неизменном) виде, другие же считают сохранение «статики» во взаимоотношениях общества и природы утопией. С их точки зрения, речь может идти только о сохранении «устойчивого равновесия» (термин принадлежит Э. Бауэру), т. е. состояния, когда изменение параметров биосферы происходит столь медленно, что человечество способно адаптироваться к переменам и вписаться в практически стабильные биогеохимические циклы .[7]

      К тому же переход к парадигме коэволюции как основе государственной экологической политики придется осуществлять в условиях недостоверности даже среднесрочного прогнозирования экологической ситуации, неопределенности оценок вероятности и возможных темпов развития отдельных составляющих мирового экологического кризиса.

      Многие исследователи считают, что «в силу недостатка достоверных сведений о механизме процессов деградации научное прогнозирование последствий современного природопользования или перехода к новым формам управления затруднено[6]. Подтверждают этот вывод, например, материалы официального доклада всемирной метеорологической организации (2000 г.) об итогах изучения возможных последствий парникового эффекта. В докладе отмечается, что при сохранении современных тенденций можно прогнозировать спад производства сельскохозяйственной продукции (Бразилия, Перу, Сахельская зона Африки, Юго-Восточная Азия, Китай, азиатская территория бывшего СССР): вымирание лесов: подъем уровня моря на 25-30 см к 2050 г. и на 1 м 2100 г. Все это может привести к физическому исчезновению ряда островных государств, миграции десятков миллионов людей; в крупных городах возможно возникновение серьезных угроз здоровью людей.

      Значительную  сложность представляет «техническое наполнение» государственной экологической политики. В качестве примера можно сослаться на весьма актуальную для России проблему утилизации отходов ядерных энергетических установок.

      В таблице представлены некоторые  показатели эксплуатации тепловых и  атомных электростанций мощностью 1 ГВт в течение одного года.

Показатели ТЭС АЭС
На  мазуте На газе На угле
Потребление топлива, тыс.т/год 5 900 2 200 2 600 000

(тыс.куб.м /год)

0,2

природный уран

Потребление атмосферного кислорода, тысяч куб.м/год 5 500 000 3 400 000 4 400 000 -
Газовые выбросы, тыс.т/год:

углекислый газ

оксиды серы

оксиды азота

 
10 000

124,4

34,2

 
6 000

84

21,9

 
2 000

-

23,6

 
-

-

-

Твердые отходы, тыс.т/год 830 - - 0,03
Индивидуальная  доза дополнительного облучения  вблизи станции, мЗв/год 0,005 - - 0,002

Информация о работе Экологические проблемы России