Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:23, реферат
Современная рыночная экономика не может эффективно развиваться без взаимосвязи ее с правовыми основами и механизмом правового регулирования природоохранных проблем. Надежный правовой фундамент позволяет формировать эффективную экологическую политику и научно обоснованно осуществлять всю систему управления природоохранными процессами.
Введение……………………………………………………………………………2
Экологическая ситуация в России………………………………………4
Экология и национальная безопасность России
Экологическая безопасность и правовые нормы ……..……….…9
Экологическая политика современной России…………….……..12
Пути решения экологических проблем в России…………….………18
Заключение……………………………………………………………………….21
Библиографический список……………………………………………………22
Длительное
время экологическая
Под
экологической безопасностью
Среди основных принципов охраны окружающей среды, напрямую связанных с обеспечением экологической безопасности, предусматриваются:
-
охрана, воспроизводство и
-
ответственность органов
-
презумпция экологической
-
обязательность проведения
Таким
образом, в российском законодательстве
сформулированы определения и правовые
позиции, позволяющие намечать основы
и концепцию обеспечения
При
этом Россия всегда связывает собственную
экологическую безопасность с экологической
безопасностью других государств, регулирует
свои экологические отношения со
всеми сопредельными
Так,
в 1992 году странами СНГ было заключено
(одним из первых) Соглашение о взаимодействии
в области экологии и охраны окружающей
среды. В 1996 году между Белоруссией,
Казахстаном, Киргизией и РФ заключен
договор, обязывающий наращивать сотрудничество
в области охраны окружающей среды
и экологической безопасности (включая
разработку и принятие единых стандартов
экологической безопасности), предпринимать
совместные меры по предотвращению и
ликвидации последствий аварий, стихийных
бедствий, ядерных и экологических
катастроф. Сначала эти договоренности
носили достаточно общий характер,
но постепенно приобретают реальное
очертание и осуществляются на практике.[8]
За последние десятилетия масштаб человеческой деятельности, размеры и последствия ее воздействия на природу качественно изменились. Социально-правовая потребность в качественном углублении экологических знаний, практическом применении результатов экологических исследований сформировалась условиях мирового кризиса окружающей среды, вызванного антропогенными факторами и прежде всего человеческой деятельностью. Его острота и нeпpeдсказуемость последствий заставляют вспомнить пессимистическое предвидение Ж Б. Ламарка: «Можно, пожалуй, сказать, — предостерегал он еще в начале XIX в., что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания».[5]
В настоящее время экологические проблемы негативно влияют на жизнь 30-40% россиян. Неблагоприятное состояние окружающей среды является одной из важнейших причин обеспокоенности. Например, по результатам опросе проведенных ИСПИ РАН, для москвичей три основных причины обеспокоенности выглядели следующим образом преступность — для 56% респондентов, высокие цены -для 52%, экологическая ситуация — для 32%.
От экологической ситуации в стране (регионе) объективно зависят миграция, состояние здоровья, трудовая деятельность населения, политическая стабильность общества, а в конечном счете национальная безопасность. Например, следствием неблагоприятной экологической ситуации в Москве (загрязненность атмосферного воздуха оксидами азота и углерода, фенолом и т. д.) являются высокие уровни заболеваемости населения болезнями органов дыхания, на 25—40% превосходящие средние показатели по России.
Проблема занятости в регионах обостряется вследствие принудительного постоянного или временного закрытия экологически вредных производств, в особенности тех, которые являются градообразующими факторами.
Привычные
и доступные для населения
виды отдыха «не выживают» в условиях
ухудшения экологической
Сложные экологические проблемы оказывают влияние на характер и остроту противоречий по линиям «центр - регионы», «регион - регион», а в условиях многонационального государства и на межнациональные отношения. Таким образом, ухудшение экологической ситуации ущемляет социальные потребности и противоречит интересам населения, вызывая социально-экологическую напряженность на региональном и национальном уровне. При определенных условиях данная напряженность приводит к возникновению социально-экологических конфликтов. Так, активное противодействие населения вызвало необходимость консервации завода по уничтожению отравляющих веществ, готового к пуску в Чапаевске.
Для современной России социально-экологическая напряженность является одним из основных факторов формирования неблагоприятной социальной ситуации в стране, что подтверждают результаты социологических исследований, проводимых ИСПИ РАН по репрезентативным выборкам с 1998 г. В 2007 г. уже 40% опрошенных отметили наличие существенной связи между экологической ситуацией и социальной напряженностью в месте своего проживания, а отрицали наличие данной связи — всего 9% респондентов. Саму же экологическую ситуацию в месте проживания оценили как крайне неблагополучную 27% опрошенных и как не вполне благополучную — 57%. Результаты экспертного опроса специалистов-экологов, выполненного в феврале 2010 г., не имеют качественных отличий от вышеприведенных.
Для нормального функционирования общества необходима эффективная научно обоснованная государственная экологическая политика, потребность в которой в результате нарастания кризисных явлений в области экологии усиливается. Развитие общества не может рассматриваться в рамках традиционной «двухкоординатной системы социально-экономических проблем. Экологический фактор развития общества настойчиво заявляет о своей приоритетности. «Если воздухом нельзя дышать, воду нельзя пить, а пищу нельзя есть, — пишет А. В. Яблоков, то все социальные проблемы теряют свой смысл»..
Необходимость
в экологической
во-первых, взаимоотношения общества и природы объективно вступили в опасную фазу, когда удовлетворение жизненных потребностей человека путем фронта ной атаки на природу вызывает в ней такие изменения, которые начинают потенциально угрожать существованию человека как биологического вида;
во-вторых, экологически опасные воздействия человека на природу вызваны к жизни социальными механизмами, которые и управляют экономической, военной другими сферами деятельности общества);
в-третьих, если справедливы предшествующие выводы, то социальный и природный аспекты жизни человека должны рассматриваться в неразрывном единстве. Не управляя социальными процессами, общество может сделать окружающую среду непригодной для существования человека, а не оздоровляя окружающую среду может вызвать к жизни разрушительные социальные процессы, способные прервать поступательное развитие цивилизации.
Экологическую политику можно трактовать как систему специфических политических, экономических, юридических и иных мер, предпринимаемых государством для управления экологической ситуацией и обеспечения рационального использования природных ресурсов на территории страны. Целью государственной экологической политики является обеспечение гармоничного, динамично-сбалансированного развития экономики, общества, природы. Разработка и реализация экологической политики являются сложными задачами не только в связи с принципиальной важностью экологических проблем для жизни страны, но и в связи с научной неопределенностью, характерной для многих важнейших прикладных и концептуальных вопросов.
На концептуальном уровне предстоит окончательно определить стратегию взаимодействия человека и природы. В качестве новой парадигмы, как правило, предлагается концепция коэволюции, т. е. развития человека в согласии с природой на основе диалога и равноправного сотрудничества с ней. Однако даже среди ученых нет пока единого толкования коэволюции. Ряд исследователей подразумевают под ней примат природы и сохранение ее в неизменном (или хотя бы в относительно неизменном) виде, другие же считают сохранение «статики» во взаимоотношениях общества и природы утопией. С их точки зрения, речь может идти только о сохранении «устойчивого равновесия» (термин принадлежит Э. Бауэру), т. е. состояния, когда изменение параметров биосферы происходит столь медленно, что человечество способно адаптироваться к переменам и вписаться в практически стабильные биогеохимические циклы .[7]
К тому же переход к парадигме коэволюции как основе государственной экологической политики придется осуществлять в условиях недостоверности даже среднесрочного прогнозирования экологической ситуации, неопределенности оценок вероятности и возможных темпов развития отдельных составляющих мирового экологического кризиса.
Многие исследователи считают, что «в силу недостатка достоверных сведений о механизме процессов деградации научное прогнозирование последствий современного природопользования или перехода к новым формам управления затруднено[6]. Подтверждают этот вывод, например, материалы официального доклада всемирной метеорологической организации (2000 г.) об итогах изучения возможных последствий парникового эффекта. В докладе отмечается, что при сохранении современных тенденций можно прогнозировать спад производства сельскохозяйственной продукции (Бразилия, Перу, Сахельская зона Африки, Юго-Восточная Азия, Китай, азиатская территория бывшего СССР): вымирание лесов: подъем уровня моря на 25-30 см к 2050 г. и на 1 м 2100 г. Все это может привести к физическому исчезновению ряда островных государств, миграции десятков миллионов людей; в крупных городах возможно возникновение серьезных угроз здоровью людей.
Значительную сложность представляет «техническое наполнение» государственной экологической политики. В качестве примера можно сослаться на весьма актуальную для России проблему утилизации отходов ядерных энергетических установок.
В таблице представлены некоторые показатели эксплуатации тепловых и атомных электростанций мощностью 1 ГВт в течение одного года.
Показатели | ТЭС | АЭС | ||
На мазуте | На газе | На угле | ||
Потребление топлива, тыс.т/год | 5 900 | 2 200 | 2 600 000
(тыс.куб.м /год) |
0,2
природный уран |
Потребление атмосферного кислорода, тысяч куб.м/год | 5 500 000 | 3 400 000 | 4 400 000 | - |
Газовые
выбросы, тыс.т/год:
углекислый газ оксиды серы оксиды азота |
10 000 124,4 34,2 |
6 000 84 21,9 |
2 000 - 23,6 |
- - - |
Твердые отходы, тыс.т/год | 830 | - | - | 0,03 |
Индивидуальная доза дополнительного облучения вблизи станции, мЗв/год | 0,005 | - | - | 0,002 |